рабочая программа технология 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

МБОУ СОШ Горки Х

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей технологии, музыки и Заместитель директора по УВР
физкультуры
______________Шкваркина Т.П.
______________Голтвянский Г.Г.
Протокол №
Протокол № 1
от "30" августа 2022 г.
от "29"августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Шарыгина О.Б.
Приказ №
от "01" сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3124047)
учебного предмета
«Технология»

для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Смирнова Елена Валерьевна

Учитель технологии

Горки Х 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых
аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность
человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно
столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала
приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной
и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с
некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько
он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального
общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в
следующих аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его
воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что
постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная
с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма;
проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности
для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась
структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор.
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые
послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно
новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации
в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка.
Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр.
Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к
новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым

решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции
преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция
преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной ц е л ь ю освоения предметной области «Технология» является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для
перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как
необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в
этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию
материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических,
социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной
безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к
предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к
будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных
предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей
формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная
деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до
получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности
достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы
обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых
масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания,
полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для
образования категории «знания», а именно:
понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную
предметную область;
алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к
желаемому результату при соблюдении определённых условий;

предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей,
применяемых в той или иной предметной области;
методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты
действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что
интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно
для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов
технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны
следующие уровни освоения технологии:
уровень представления;
уровень пользователя;
когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,
осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков
использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе
технологии;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на
процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий —
информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения
учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и
структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа
разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня
освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных
курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных
траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса
технологии/

Инвариантные модули
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к
его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на

протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено
по«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и
совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение
технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых
для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на
когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового
социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в
знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и
востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой
схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае
возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об
универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения
реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания
уникальных изделий народного творчества.

Вариативные модули
Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных
технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с
когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом
социуме приобретают универсальный характер.

Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа
модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии
познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом
познания носит двусторонний характер. С одной стороны, анализ модели позволяет выделить
составляющие её элементы. С другой стороны, если эти элементы уже выделены, это открывает
возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для
познания объекта. Именно последний подход и реализуется в данном модуле. Модуль играет важную
роль в формировании знаний и умений, необходимых для создания технологий.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Данный модуль нацелен на решение задач, схожих с задачами, решаемыми в предыдущем
модуле:«3D-моделирование, прототипирование, макетирование» — формирует инструментарий
создания и

исследования моделей, причём сам процесс создания осуществляется по вполне определённой
технологии. Как и предыдущий модуль, данный модуль очень важен с точки зрения формирования
знаний и умений, необходимых для создания новых технологий, а также новых продуктов
техносферы.

Модуль «Автоматизированные системы»
Этот модуль знакомит учащихся с реализацией «сверхзадачи» технологии — автоматизации
максимально широкой области человеческой деятельности. Акцент в данном модуле сделан на
автоматизации управленческой деятельности. В этом контексте целесообразно рассмотреть
управление не только техническими, но и социально-экономическими системами. Эффективным
средством решения этой проблемы является использование в учебном процессе имитационных
моделей экономической деятельности (например, проект «Школьная фирма»).

Модуль «Животноводство»
Знакомит учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере.
Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются
природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации
технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в нужный момент
скорректировать технологический процесс.
Ведущими методическими принципами, которые реализуются в модульном курсе технологии,
являются следующие принципы:
«двойного вхождения» — вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно
присутствуют и в инвариантных модулях;
цикличности — освоенное на начальном этапе содержание продолжает осваиваться и далее на более
высоком уровне.

Модуль «Растениеводство»
Знакомит учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере.
Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются
природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации
технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в нужный момент
скорректировать технологический процесс.
Ведущими методическими принципами, которые реализуются в модульном курсе технологии,
являются следующие принципы:
«двойного вхождения» — вопросы, выделенные в отдельный вариативный модуль, фрагментарно
присутствуют и в инвариантных модулях;
цикличности — освоенное на начальном этапе содержание продолжает осваиваться и далее на более
высоком уровне.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Технология" изучается в 8 классе один час в неделе, общий объем составляет 34
часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Производство и технология»
Раздел. Современные технологии.
Биотехнологии. Лазерные технологии. Космические технологии. Представления о нанотехнологиях.
Технологии 4-й промышленной революции: интернет вещей, дополненная реальность
,
интеллектуальные технологии, облачные технологии, большие данные, аддитивные технологии
и др.
Биотехнологии в решении экологических проблем. Очистка сточных вод. Биоэнергетика.
Биометаногенез. Проект «Геном человека» и его значение для анализа и предотвращения
наследственных болезней. Генеалогический метод изучения наследственности человека. Человек и
мир микробов. Болезнетворные микробы и прививки. Биодатчики. Микробиологическая технология.
Сферы применения современных технологий.
Раздел . Основы информационно-когнитивных технологий.
Знание как фундаментальная производственная и экономическая категория.
Информационно-когнитивные технологии как технологии формирования знаний. Данные,
информация, знание как объекты информационно-когнитивных технологий.
Формализация и моделирование — основные инструменты познания окружающего мира.

Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
Раздел. Традиционные производства и технологии.
Обработка древесины. Технология шипового соединения деталей из древесины. Технология
соединения деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель. Технологии механической
обработки конструкционных материалов. Технология обработки наружных и внутренних фасонных
поверхностей деталей из древесины. Отделка изделий из древесины. Изготовление изделий из
древесины на токарном станке
Обработка металлов. Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь. Токарновинторезный станок. Изделия из металлопроката. Резьба и резьбовые соединения. Нарезание резьбы.
Соединение металлических деталей клеем. Отделка деталей.
Тенденции развития оборудования текстильного и швейного производства. Вязальные машины.
Основные приёмы работы на вязальной машине. Использование компьютерных программ и
робототехники в процессе обработки текстильных материалов.
Профессии будущего в текстильной и швейной промышленности. Текстильные химические

волокна. Экологические проблемы сырьевого обеспечения и утилизации отходов процесса
производства химического волокна и материалов из него. Нетканые материалы из химических
волокон. Влияние свойств тканей из химических волокон на здоровье человека. Технология
изготовления плечевого и поясного изделий из текстильных материалов. Применение
приспособлений швейной машины. Швы при обработке трикотажа. Профессии швейного предприятия
массового производства. Технологии художественной обработки текстильных материалов. Вязание
как одна из технологий художественной обработки текстильных материалов
Отрасли и перспективы развития пищевой промышленности. Организация производства пищевых
продуктов. Меню праздничного стола и здоровое питание человека. Основные способы и приёмы
обработки продуктов на предприятиях общественного питания. Современные технологии обработки
пищевых продуктов, тенденции их развития. Влияние развития производства на изменение трудовых
функций работников.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Робототехника»
Раздел. Робототехнические проекты.
Полный цикл создания робота: анализ задания и определение этапов его реализации;
проектирование
и
моделирование
робототехнического
устройства;
конструирование
робототехнического устройства (включая использование визуально-программных средств и
конструкторских решений); определение начальных данных и конечного результата: что «дано» и что
требуется «получить»; разработка алгоритма реализации роботом заданного результата; реализация
алгоритма (включая применение визуально-программных средств, разработку образца-прототипа);
тестирование робототехнического изделия; отладка и оценка полноты и точности выполнения задания
роботом.
Примеры роботов из различных областей. Их возможности и ограничения.

Модуль «3D-моделирование, макетирование, прототипирование»
Раздел. Создание макетов с помощью программных средств
Компоненты технологии макетирования: выполнение развёртки, сборка деталей макета. Разработка
графической документации.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Раздел. Модели и их свойства.
Понятие графической модели.
Математические, физические и информационные модели. Графические модели. Виды графических
моделей. Количественная и качественная оценка модели.

Раздел. Черчение как технология создания модели инженерного объекта
Виды инженерных объектов: сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Машины,
аппараты, приборы, инструменты. Классификация инженерных объектов. Инженерные качества:
прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, технические данные. Функциональные
качества, эксплуатационные, потребительские, экономические, экологические требования к
инженерным объектам.
Понятие об инженерных проектах. Создание проектной документации. Классическое черчение.
Чертёж. Набросок. Эскиз. Технический рисунок. Понятие о стандартах. Знакомство с системой ЕСКД,
ГОСТ, форматами. Основная надпись чертежа. Масштабы. Линии. Шрифты. Размеры на чертеже.
Понятие о проецировании.
Практическая деятельность по созданию чертежей.

Модуль «Автоматизированные системы»
Раздел. Управление. Общие представления.
Управляющие и управляемые системы. Понятие обратной связи. Модели управления. Классическая
модель
управления.
Условия
функционирования
классической
модели
управления.
Автоматизированные системы. Проблема устойчивости систем управления. Отклик системы на малые
воздействия. Синергетические эффекты.
Раздел. Управление техническими системами.
Механические устройства обратной связи. Регулятор Уатта.
Понятие системы. Замкнутые и открытые системы. Системы с положительной и отрицательной
обратной связью. Примеры.
Динамические эффекты открытых систем: точки бифуркации, аттракторы.
Реализация данных эффектов в технических системах. Управление системами в условиях
нестабильности.
Современное производство. Виды роботов. Робот — манипулятор — ключевой элемент
современной системы производства. Сменные модули манипулятора. Производственные линии.
Информационное взаимодействие роботов. Производство 4.0. Моделирование технологических линий
на основе робототехнического конструирования. Моделирование действия учебного роботаманипулятора со сменными модулями для обучения работе с производственным оборудованием.
Раздел. Элементная база автоматизированных систем
Понятие об электрическом токе. Проводники и диэлектрики. Электрические приборы. Техника
безопасности при работе с электрическими приборами. Макетная плата. Соединение проводников.
Электрическая цепь и электрическая схема. Резистор и диод. Потенциометр.
Электроэнергетика. Способы получения и хранения электроэнергии. Виды электростанций, виды
полезных ископаемых. Энергетическая безопасность. Передача энергии на расстоянии.

Основные этапы развития электротехники. Датчик света. Аналоговая и цифровая схемотехника.
Использование микроконтроллера при сборке схем. Фоторезистор.

Модуль «Животноводство»
Раздел. Производство животноводческих продуктов.
Животноводческие предприятия. Оборудование и микроклимат животноводческих и
птицеводческих
предприятий.
Выращивание
животных.
Использование
и
хранение
животноводческой продукции.
Использование цифровых технологий в животноводстве.
Цифровая ферма:
автоматическое кормление животных;
автоматическая дойка;
уборка помещения и др.
Цифровая «умная» ферма — перспективное направление роботизации в животноводстве.
Раздел. Профессии, связанные с деятельностью животновода
Зоотехник, зооинженер, ветеринар, оператор птицефабрики, оператор животноводческих ферм и др.
Использование информационных цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Модуль «Растениеводство»
Раздел. Сельскохозяйственное производство
Особенности сельскохозяйственного производства: сезонность, природно-климатические условия,
слабая прогнозируемость показателей. Агропромышленные комплексы. Компьютерное оснащение
сельскохозяйственной техники.
Автоматизация и роботизация сельскохозяйственного производства:
анализаторы почвы c использованием спутниковой системы навигации;
автоматизация тепличного хозяйства;
применение роботов манипуляторов для уборки урожая;
внесение удобрение на основе данных от азотно-спектральных датчиков;
определение критических точек полей с помощью спутниковых снимков;
использование БПЛА и др.

Генно-модифицированные растения: положительные и отрицательные аспекты.
Раздел. Сельскохозяйственные профессии
Профессии в сельском хозяйстве: агроном, агрохимик, агроинженер, тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства и др. Особенности профессиональной деятельности в сельском
хозяйстве. Использование цифровых технологий в профессиональной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной
революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией
технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения
баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также
процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые
материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать
погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными
величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и
процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право
другого на подобные ошибки.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной

деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Производство и технология»
перечислять и характеризовать виды современных технологий;
применять технологии для решения возникающих задач;
овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих
задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
приводить примеры не только функциональных, но и эстетичных промышленных изделий;
овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и
информации в знание;
перечислять инструменты и оборудование, используемое при обработке различных материалов
(древесины, металлов и сплавов, полимеров, текстиля, сельскохозяйственной продукции, продуктов
питания);
оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
оценивать условия применимости технологии с позиций экологической защищённости;
получить возможность научиться модернизировать и создавать технологии обработки известных
материалов;
анализировать значимые для конкретного человека потребности;
перечислять и характеризовать продукты питания;
перечислять виды и названия народных промыслов и ремёсел;
анализировать использование нанотехнологий в различных областях;
выявлять экологические проблемы;
применять генеалогический метод;
анализировать роль прививок;
анализировать работу биодатчиков;
анализировать микробиологические технологии, методы генной инженерии.

Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
освоить основные этапы создания проектов от идеи до презентации и использования полученных
результатов;
научиться использовать программные сервисы для поддержки проектной деятельности;
проводить необходимые опыты по исследованию свойств материалов;
выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по
данной технологии;
применять технологии механической обработки конструкционных материалов;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия, находить и
устранять допущенные дефекты;
классифицировать виды и назначение методов получения и преобразования конструкционных и
текстильных материалов;
получить возможность научиться конструировать модели различных объектов и использовать их в
практической деятельности;
конструировать модели машин и механизмов;
изготавливать изделие из конструкционных или поделочных материалов;
готовить кулинарные блюда в соответствии с известными технологиями;
выполнять декоративно-прикладную обработку материалов;
выполнять художественное оформление изделий;
создавать художественный образ и воплощать его в продукте;
строить чертежи швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
применять основные приёмы и навыки решения изобретательских задач;
получить возможность научиться применять принципы ТРИЗ для решения технических задач;
презентовать изделие (продукт);
называть и характеризовать современные и перспективные технологии производства и обработки
материалов;
получить возможность узнать о современных цифровых технологиях, их возможностях и
ограничениях;
выявлять потребности современной техники в умных материалах;

оперировать понятиями «композиты», «нанокомпозиты», приводить примеры использования
нанокомпозитов в технологиях, анализировать механические свойства композитов;
различать аллотропные соединения углерода, приводить примеры использования аллотропных
соединений углерода;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на
рынке труда;
осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую
схему;
оценивать пределы применимости данной технологии, в том числе с экономических и
экологических позиций.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Робототехника»
конструировать и моделировать робототехнические системы;
уметь использовать визуальный язык программирования роботов;
реализовывать полный цикл создания робота;
программировать действие учебного робота-манипулятора со сменными модулями для обучения
работе с производственным оборудованием;
программировать работу модели роботизированной производственной линии;
управлять движущимися моделями в компьютерно-управляемых средах;
получить возможность научиться управлять системой учебных роботов-манипуляторов;
уметь осуществлять робототехнические проекты;
презентовать изделие;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на
рынке труда.

Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование и
макетирование»соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание,
анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания;
создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;
устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования;
проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;
изготавливать прототипы с использованием ЗD-принтера;
получить возможность изготавливать изделия с помощью лазерного гравера;
модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
презентовать изделие;
называть виды макетов и их назначение;
создавать макеты различных видов;
выполнять развёртку и соединять фрагменты макета;
выполнять сборку деталей макета;
получить возможность освоить программные сервисы создания макетов;
разрабатывать графическую документацию;
на основе анализа и испытания прототипа осуществлять модификацию механизмов для получения
заданного результата;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на
рынке труда.

Модуль «Компьютерная графика, черчение»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений
и/или в системе автоматизированного проектирования (САПР);

овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами
выполнения графической документации;
получить возможность научиться использовать технологию формообразования для конструирования
3D-модели;
оформлять конструкторскую документацию,
автоматизированного проектирования (САПР);

в

том

числе

с

использованием

систем

презентовать изделие;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на
рынке труда.

Модуль «Автоматизированные системы»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
получить возможность научиться исследовать схему управления техническими системами;
осуществлять управление учебными техническими системами;
классифицировать автоматические и автоматизированные системы;
проектировать автоматизированные системы;
конструировать автоматизированные системы;
получить возможность использования учебного робота-манипулятора со сменными модулями для
моделирования производственного процесса;
пользоваться учебным роботом-манипулятором со сменными модулями для моделирования
производственного процесса;
использовать мобильные приложения для управления устройствами;
осуществлять управление учебной социально-экономической системой (например, в рамках
проекта«Школьная фирма»);
презентовать изделие;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на
рынке труда;
распознавать способы хранения и производства электроэнергии;
классифицировать типы передачи электроэнергии;
понимать принцип сборки электрических схем;

получить возможность научиться выполнять сборку электрических схем;
определять результат работы электрической схемы при использовании различных элементов;
понимать, как применяются элементы электрической цепи в бытовых приборах;
различать последовательное и параллельное соединения резисторов;
различать аналоговую и цифровую схемотехнику;
программировать простое «умное» устройство с заданными характеристиками;
различать особенности современных датчиков, применять в реальных задачах;
составлять несложные алгоритмы управления умного дома.

Модуль «Животноводство»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
характеризовать основные направления животноводства;
характеризовать особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона;
описывать полный технологический цикл получения продукции животноводства своего региона;
называть виды сельскохозяйственных животных, характерных для данного региона;
оценивать условия содержания животных в различных условиях;
владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или пораненным животным;
характеризовать способы переработки и хранения продукции животноводства;
характеризовать пути цифровизации животноводческого производства;
получить возможность узнать особенности сельскохозяйственного производства;
характеризовать мир профессий, связанных с животноводством, их востребованность на рынке
труда.

Модуль «Растениеводство»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
характеризовать основные направления растениеводства;

описывать полный
технологический
цикл
растениеводческой продукции своего региона;

получения

наиболее

распространённой

характеризовать виды и свойства почв данного региона;
назвать ручные и механизированные инструменты обработки почвы;
классифицировать культурные растения по различным основаниям;
называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства;
назвать опасные для человека дикорастущие растения;
называть полезные для человека грибы;
называть опасные для человека грибы;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;
характеризовать основные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве;
получить возможность научиться использовать цифровые устройства и программные сервисы в
технологии растениеводства;
характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на рынке
труда.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Виды деятельности
Дата
изучения

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Производство и технологии
1.1. Современные технологии

2

0

2

называть современные промышленные технологии;
сравнивать современные и первоначальные технологии
переработки нефти;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3319/start/

1.2. Основы информационнокогнитивных технологий

2

0

2

формулировать отличие данных от информации, информации от
знания;
приводить примеры информационно-когнитивных технологий;
преобразовывать конкретные данные в информацию;
преобразовывать конкретную информацию в знания;
создавать и исследовать модели;
пользоваться приёмами формализации в различных областях;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3318/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2726/start/

Итого по модулю

4

0

17

проектировать процесс изготовления делали из данного
материала; оценивать свойства материала и инструментов с точки
зрения реализации технологии;
проектировать процесс изготовления делали из данного
материала; оценивать свойства материала и инструментов с точки
зрения реализации технологии;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3317/start/

0

1

Создание и исследование моделей робототехнических систем

Устный опрос; https://youtu.be/dBKiZzehxuA
Практическая
работа;

0

1

Создание макетов и прототипов

Устный опрос; https://youtu.be/op_qgoFnb8s
Практическая
работа;

0

1

Практические навыки в области черчения и представления моделей
робототехнических систем в двухмерной плоскости

Устный опрос; https://youtu.be/eVnVnRSTATE
Практическая
работа;

Модуль 2. Технология обработки материалов и пищевых продуктов
2.1. Традиционные производства и
технологии

17

Итого по модулю

17

Модуль 3. Робототехника
3.1. Робототехнические проекты

1

Итого по модулю

1

Модуль 4. 3D-моделирование, прототипирование, макетирование
4.1. Создание макетов с помощью
программных средств

1

Итого по модулю

1

Модуль 5. Компьютерная графика. Черчение
5.1. Модели и их свойства

1

5.2. Черчение как технология создания
модели инженерного объекта

1

0

1

Создание моделей инженерных объектов
Изучение профессий, связанных с черчением и созданием моделей
на компьютере

Устный опрос; https://youtu.be/eVnVnRSTATE
Практическая
работа;

Итого по модулю

2

1

0

1

Изучение видов автоматизированных систем
Получение общих представлений об АСУ
Изучение мира профессий, связанных с АСУ и ЧПУ

Устный опрос; https://edu.ascon.ru/main/library/video/
Практическая
работа;

Управление техническими системами

1

0

1

Изучение видов управления техническими системами
Изучение мира профессий, связанных с созданием и управлением
автоматическими системами

Устный опрос; https://edu.ascon.ru/main/library/video/
Практическая
работа;

6.3. Элементная база автоматизированных
систем

1

0

1

Изучение и внедрение элементарной базы автоматизированных
систем

Устный опрос; https://edu.ascon.ru/main/library/video/
Практическая
работа;

Итого по модулю

3

Модуль 6. Автоматизированные системы
6.1. Управление. Общие представления

6.2.

Модуль 7. Животноводство
7.1. Производство животноводческих
продуктов

1

0

1

Изучение животноводческих продуктов
Получение практических навыков в области проектирования
животноводческих комплексов
Самостоятельное создание отдельных устройств для
животноводства - электропоилки для крупного рогатого скота

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2567/start/

7.2. Профессии, связанные
с деятельностью животновода

1

0

1

Изучение мира профессий, связанных с животноводством

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2567/start/

Итого по модулю

2

Модуль 8. Растениеводство
8.1. Сельскохозяйственное производство

2

0

2

Изучение современных методов и техник сельскохозяйственного
производства
Изучение сельскохозяйственной техники
Изучение мира профессий, связанных с сельским хозяйством

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2567/start/

8.2. Сельскохозяйственные профессии

2

0

2

Изучение мира профессий, связанных с сельским хозяйством
Составление профориентационных опросников и тестов

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2567/start/

Итого по модулю

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. 8-9 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией
Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семёнова Г. Ю.
и др. / под ред. Казакевича В. М. Технология. 8–9 классы. Просвещение, 2021 год

Казакевич В. М. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и
др. — 5-9 классы : учеб, пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина,
Г. Ю. Семенова. — М. : Просвещение, 2018.
- 58 с. - ISBN 978-5-09-052806-1.
https://shop.prosv.ru/texnologiya-8-9-klassy4560
Серия пособий под редакцией В.М. Казакевича "Моя будущая профессия" http://mycareer.prosv.ru/ для
8 класса. - М.: Просвещение, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронная форма учебника
https://shop.prosv.ru/texnologiya--8-9-klassy--elektronnaya-forma-uchebnika-kazakevicha-v-m--i-dr13617
Образовательная платформа РЭШ. Уроки технологии 8 класс:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2567/start/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Доска, экран, проектор, флипчарт
2. Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки 3.
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого
направления технологической подготовки учащихся
4. Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого
направления технологической подготовки учащихся
5. Комплект дневников наблюдений за развитием сельскохозяйственных растений и животных
6. Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.
7. Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки
8. Мультимедийные моделирующие и обучающие программы,
электронные учебники по основным разделам технологии.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Машина швейная бытовая универсальная
2. Комплект оборудования и приспособлений для влажно- тепловой обработки
3. Блок Кулинария. Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой
4.Комплект инструментов оборудования для работы на школьном
учебно-опытном участке. Блок растениеводство и животноводство


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».