9 кл. Крымскотат. литература

Рабочая программа
по родной литературе (крымскотатарской)
на 2022-2023 учебный год – 9 класс

Составлена
учителем истории и обществознания
Тантана М.М.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10 от «29» 08 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература
(крымскотатарская)» рассчитана на 17 ч в год, 0,5 ч в неделю в соответствие с
учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч. год и составлена на основе
следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрационный номер 19644);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.
№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897); зарегистрирован
Минюстом России 02 февраля 2016 г. №40937;
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017г.
№1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов
примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях
Республики Крым»;
- Письма Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 24.05.2017
№ 01-14/1839 «Методические рекомендации по формированию учебных планов
общеобразовательных организаций Республики Крым на 2021/2022 учебный год»;
-Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык»,
«Родная (крымскотатарская) литература» для общеобразовательных организаций
Республики Крым / [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А.
С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.;
-Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым
«О преподавании крымскотатарского языка и литературы».
Электронные ресурсы
zhurnal-iyldyz-onlain.html
- Используемый учебник – Къырымтатар эдебияты. 9 сыныф (Крымскотатарская
литература. 9 класс), авторы Селяметова Д.У. и другие.
Цели изучения учебного предмета:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и
культуре; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение
текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение
умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
—
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной
литературе и культуре;
—
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
—
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
—
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
Личностные:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской
литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений крымскотатарского
фольклора и литературы XХ в., произведения писателей послевоенного периода,
произведения современных писателей и поэтов, а также праздники и обычаи крымских
татар;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
•
определение
в
произведении
элементов
сюжета,
композиции,
изобразительновыразительных средств языка;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
• приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и
культуры;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 9 класса
Обучающиеся должны знать:
 авторов, название и смысл названий изученных произведений;
 основные темы и особенности композиции изученного произведения;
 событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений (героев и события
в их взаимодействии);
 основные признаки понятий: дестан, эпос,
тема и идеяхудожественного
произведения, лирика, драматические жанры, комедия, литературный образ;
 характерные особенности драматических и лирико-эпических произведений;
 тексты произведений, рекомендуемые программой для изучения наизусть.
Обучающиеся должны уметь:
 воспринимать и анализировать художественный текст;
 выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики
действующих лиц;
 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
 определять род и жанр литературного произведения;
 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев,
 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 владеть различными видами пересказа;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение
История крымскотатарской литературы
Древнетюркские литературные памятники
«Орхоно-Енисейские надписи» (памятники VII-VIII столетий). Рунические надписи.
Махмуд Кашгарский «Дивану лугъат-ит-тюрк». Дидактическая поэма Юсуфа
Баласагунского «Къутадгъубилиг». Махмуд Крымский «Хикяет-и Юсуф веЗулейха».
Идейно-художественные особенности произведений. Богатство языка.
Дворцовая крымскотатарская литература
Гъазаий. «Долаб» философские размышления о жизни. Основная идея произведения.
«Гульве бульбуль».
Мухаммед Кямиль. Стихотворение «Будевирнинъалына…». Тема поэта и поэзии. Призыв
к морали и воспитанию, к чистым помыслам. Жанры восточного стихосложения: къошма,
шаркъы.
Литература VII века
Джанмухаммед. «Тогъайбей» историческая основа поэмы. Образ Тогъайбея, его
дружба с Богданом Хмельницким.
Мустафа Джевхерий. «Я Рабби, ниджеолур…», «Дильбер, санъа бен козьлери…»
исторические предпосылки для создания этих произведений. Образное восприятие мира,
красоты. Жанры восточного лирического стихосложения: семаи, мустезат.
Крымскотатарская литература XIX в.
Исметий. Содержание произведения «Кефе дестаны». Трагические события в поэме.
Призыв к доброте.
Исмаил Гаспринский. Издатель газеты «Терджиман», просветитель, публицист.
Ценность произведения «Русмусульманлынлыгъы». Сюжет и композиция романа «Дарур-Рахатмусульманлары». Образ моллы Аббаса.
Сеид Абдулла Озенбашлы. Пьеса «Оладжагъа чаре олмаз». Система образов.
Особенности жанра драмы.
Асан Сабри Айвазов. «Аннеджиким, нердесинъ?! Кель!» Проблематика произведения.
Система образов в пьесе.
МеметНузет. Ритм, рифма пауза в стихотворении. Произведение критического
реализма «Селим сохта». Понятие критического реализма.
Повторение
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Содержание

Кол-во
часов

1.

Введение

1

2.

Тема 1. Древнетюркские литературные памятники

4

3.

Тема 2. Дворцовая крымскотатарская литература

2

4.

Тема 3. Литература VII века

3

6.

Тема 4. Крымскотатарская литература XIX в.

5

7.

Повторение

1
ИТОГО

17

Контро Примеча
льная ние
работа

1

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс
№

1

2
3
4

5

6

7

8

9

10

11

Дата
План Факт

КолДерснинъ мевзусы/
во
Тема урока
Примеч.
часов
1 Введение
Тема 1. Древнетюркские литературные
памятники
1 «Орхоно-Енисейские надписи» (памятники
VII-VIII столетий). Рунические надписи.
1 Махмуд Кашгарский «Дивану лугъат-иттюрк».
1 Дидактическая поэма Юсуфа
Баласагунского «Къутадгъубилиг».
1 Махмуд Крымский «Хикяет-и Юсуф ве
Зулейха». Идейно-художественные
особенности произведений. Богатство
языка.
Тема 2. Дворцовая крымскотатарская
литература
1 Гъазаий. «Долаб» философские
размышления о жизни. Основная идея
произведения. «Гульве бульбуль».
1 Мухаммед Кямиль. Стихотворение
«Будевирнинъалына…». Тема поэта и
поэзии. Призыв к морали и воспитанию, к
чистым помыслам. Жанры восточного
стихосложения: къошма, шаркъы.
Тема 3. Литература VII века
1 Джанмухаммед. «Тогъайбей» историческая
основа поэмы. Образ Тогъайбея, его дружба
с Богданом Хмельницким.
1 Мустафа Джевхерий. «Я Рабби, нидже
олур…», «Дильбер, санъа бен козьлери…»
исторические предпосылки для создания
этих произведений.
1 Образное восприятие мира, красоты.
Жанры восточного лирического
стихосложения: семаи, мустезат.
Тема 4. Крымскотатарская литература
XIX в.
1 Исметий. Содержание произведения «Кефе
дестаны». Трагические события в поэме.
Призыв к доброте.

12

1

1
13
1
14
1
15
16
17

Исмаил Гаспринский. Издатель газеты
«Терджиман», просветитель, публицист.
Ценность произведения «Рус
мусульманлынлыгъы». Сюжет и
композиция романа «Дар-урРахатмусульманлары». Образ моллы
Аббаса.
Сеид Абдулла Озенбашлы. Пьеса
«Оладжагъа чаре олмаз». Система образов.
Особенности жанра драмы.
Асан Сабри Айвазов. «Аннеджиким,
нердесинъ?! Кель!» Проблематика
произведения. Система
образов в пьесе.
Мемет Нузет. Ритм, рифма пауза в
стихотворении. Произведение критического
реализма «Селим сохта». Понятие
критического реализма.
Контрольная работа
Повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».