Рабочая программа по родной литературе (крымскотатарской) на 2022-2023 учебный год – 9 класс Составлена учителем истории и обществознания Тантана М.М. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 от «29» 08 2022 г. с. Орловское, 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» рассчитана на 17 ч в год, 0,5 ч в неделю в соответствие с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч. год и составлена на основе следующих документов: - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012); - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897); зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2016 г. №40937; - Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017г. №1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»; - Письма Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 24.05.2017 № 01-14/1839 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2021/2022 учебный год»; -Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык», «Родная (крымскотатарская) литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым / [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.; -Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании крымскотатарского языка и литературы». Электронные ресурсы zhurnal-iyldyz-onlain.html - Используемый учебник – Къырымтатар эдебияты. 9 сыныф (Крымскотатарская литература. 9 класс), авторы Селяметова Д.У. и другие. Цели изучения учебного предмета: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: — воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре; — развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; — освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; — овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Личностные: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные: • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: • понимание ключевых проблем изученных произведений крымскотатарского фольклора и литературы XХ в., произведения писателей послевоенного периода, произведения современных писателей и поэтов, а также праздники и обычаи крымских татар; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; • овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. • приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 9 класса Обучающиеся должны знать: авторов, название и смысл названий изученных произведений; основные темы и особенности композиции изученного произведения; событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений (героев и события в их взаимодействии); основные признаки понятий: дестан, эпос, тема и идеяхудожественного произведения, лирика, драматические жанры, комедия, литературный образ; характерные особенности драматических и лирико-эпических произведений; тексты произведений, рекомендуемые программой для изучения наизусть. Обучающиеся должны уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики действующих лиц; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Введение История крымскотатарской литературы Древнетюркские литературные памятники «Орхоно-Енисейские надписи» (памятники VII-VIII столетий). Рунические надписи. Махмуд Кашгарский «Дивану лугъат-ит-тюрк». Дидактическая поэма Юсуфа Баласагунского «Къутадгъубилиг». Махмуд Крымский «Хикяет-и Юсуф веЗулейха». Идейно-художественные особенности произведений. Богатство языка. Дворцовая крымскотатарская литература Гъазаий. «Долаб» философские размышления о жизни. Основная идея произведения. «Гульве бульбуль». Мухаммед Кямиль. Стихотворение «Будевирнинъалына…». Тема поэта и поэзии. Призыв к морали и воспитанию, к чистым помыслам. Жанры восточного стихосложения: къошма, шаркъы. Литература VII века Джанмухаммед. «Тогъайбей» историческая основа поэмы. Образ Тогъайбея, его дружба с Богданом Хмельницким. Мустафа Джевхерий. «Я Рабби, ниджеолур…», «Дильбер, санъа бен козьлери…» исторические предпосылки для создания этих произведений. Образное восприятие мира, красоты. Жанры восточного лирического стихосложения: семаи, мустезат. Крымскотатарская литература XIX в. Исметий. Содержание произведения «Кефе дестаны». Трагические события в поэме. Призыв к доброте. Исмаил Гаспринский. Издатель газеты «Терджиман», просветитель, публицист. Ценность произведения «Русмусульманлынлыгъы». Сюжет и композиция романа «Дарур-Рахатмусульманлары». Образ моллы Аббаса. Сеид Абдулла Озенбашлы. Пьеса «Оладжагъа чаре олмаз». Система образов. Особенности жанра драмы. Асан Сабри Айвазов. «Аннеджиким, нердесинъ?! Кель!» Проблематика произведения. Система образов в пьесе. МеметНузет. Ритм, рифма пауза в стихотворении. Произведение критического реализма «Селим сохта». Понятие критического реализма. Повторение 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Содержание Кол-во часов 1. Введение 1 2. Тема 1. Древнетюркские литературные памятники 4 3. Тема 2. Дворцовая крымскотатарская литература 2 4. Тема 3. Литература VII века 3 6. Тема 4. Крымскотатарская литература XIX в. 5 7. Повторение 1 ИТОГО 17 Контро Примеча льная ние работа 1 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дата План Факт КолДерснинъ мевзусы/ во Тема урока Примеч. часов 1 Введение Тема 1. Древнетюркские литературные памятники 1 «Орхоно-Енисейские надписи» (памятники VII-VIII столетий). Рунические надписи. 1 Махмуд Кашгарский «Дивану лугъат-иттюрк». 1 Дидактическая поэма Юсуфа Баласагунского «Къутадгъубилиг». 1 Махмуд Крымский «Хикяет-и Юсуф ве Зулейха». Идейно-художественные особенности произведений. Богатство языка. Тема 2. Дворцовая крымскотатарская литература 1 Гъазаий. «Долаб» философские размышления о жизни. Основная идея произведения. «Гульве бульбуль». 1 Мухаммед Кямиль. Стихотворение «Будевирнинъалына…». Тема поэта и поэзии. Призыв к морали и воспитанию, к чистым помыслам. Жанры восточного стихосложения: къошма, шаркъы. Тема 3. Литература VII века 1 Джанмухаммед. «Тогъайбей» историческая основа поэмы. Образ Тогъайбея, его дружба с Богданом Хмельницким. 1 Мустафа Джевхерий. «Я Рабби, нидже олур…», «Дильбер, санъа бен козьлери…» исторические предпосылки для создания этих произведений. 1 Образное восприятие мира, красоты. Жанры восточного лирического стихосложения: семаи, мустезат. Тема 4. Крымскотатарская литература XIX в. 1 Исметий. Содержание произведения «Кефе дестаны». Трагические события в поэме. Призыв к доброте. 12 1 1 13 1 14 1 15 16 17 Исмаил Гаспринский. Издатель газеты «Терджиман», просветитель, публицист. Ценность произведения «Рус мусульманлынлыгъы». Сюжет и композиция романа «Дар-урРахатмусульманлары». Образ моллы Аббаса. Сеид Абдулла Озенбашлы. Пьеса «Оладжагъа чаре олмаз». Система образов. Особенности жанра драмы. Асан Сабри Айвазов. «Аннеджиким, нердесинъ?! Кель!» Проблематика произведения. Система образов в пьесе. Мемет Нузет. Ритм, рифма пауза в стихотворении. Произведение критического реализма «Селим сохта». Понятие критического реализма. Контрольная работа Повторение