8 кл. Крымскотат. литература

Рабочая программа
по родной литературе (крымскотатарской)
на 2022-2023 учебный год – 8 класс

Составлена учителем крымскотатарского
языка и литературы
Тантана М.М.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол №10
от « 29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература (крымскотатарская)»
рассчитана на 34 учебные недели, 17 ч в год, 0,5 ч в неделю в соответствие с учебным планом
МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч. год и составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№
273-ФЗ от 29.12.2012);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,
зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010г. №1897); зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2016 г.
№40937;
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017г. №1481
«Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных
локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»;
- Письма Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 24.05.2017 № 0114/1839 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных
организаций Республики Крым на 2021/2022 учебный год»;
-Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык», «Родная
(крымскотатарская) литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым / [А. С.
Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.:
Просвещение, 2015. – 175 с.;
-Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым «О
преподавании крымскотатарского языка и литературы».
Электронные ресурсы
zhurnal-iyldyz-onlain.html
- Используемый учебник – Къырымтатар эдебияты. 8 сыныф (Крымскотатарская литература. 8
класс), авторы Селяметова Д.У. и другие.
Цели изучения учебного предмета:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в
произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
•
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к
культурам других народов;
•
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
•
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
•
формулировать выводы;
•
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
•
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
•
понимание ключевых проблем изученных произведений крымскотатарского фольклора и
литературы XХ в., произведения писателей послевоенного периода, произведения современных
писателей и поэтов, а также праздники и обычаи крымских татар;
•
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
•
овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
•
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка;
•
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения.
•
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и
культуры;
•
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•
понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания
разного типа; уметь вести диалог;
•
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

2. Содержание учебного предмета
Введение - 1
Литература как искусство слова
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.
Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность,
свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.
Крымскотатарский фольклор

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о
добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция
фольклора.
Пословицы и поговорки.Легенды.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального
свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик».
Теория литературы. Понятие о легенде.
Литература древнего периода
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку –
памятник древнетюркской письменности.
Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль- хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв овладевать
знаниями.
Литература периода Золотой Орды.
Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель
Литература периода Крымского Ханства и Литература XVIII-XIX веков
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные
направления Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения. (продолжение и
углубление изученного).
Гъазайи(16 в.) Любовная лирика. «Сефернаме». Краткие сведения о жизни и творчестве.
Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое
богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные
жанровые и тематические особенности творчества.
Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения.
Исметий. Слово о поэте.«Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических событий 19 века.
Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная
проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.
Литература периода «Пробуждения»
И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман», «Арслан къыз».
О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси». Историческая основа
повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель
главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность
своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о драматичной судьбе
сироты. Мужество и сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки, женщины
в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.

Теория литературы. Поэма.
Литература XX века
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу
гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал».
А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар
ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ»,
«Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные
мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система
образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные
темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний.
Изображение трагедии войны и голода.
Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма.
Э. Шемьи-заде. «Озьбекстан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема
и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество
справедливости.
Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет»
(отрывки).
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам.
Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.
Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть.
Драматические произведения.
Повторение
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).
Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору).
А. Гирайбай Стихи (по выбору).
Н. Челебиджихан Стихи (по выбору).
З. Джавтобели Стихи (по выбору)

3. Учебно-тематическое планирование

№
п/п
1
2

Введение
Тема 1. Крымскотатарский фольклор

К-во
часов
1
3

3

Тема 2. Литература древнего периода

2

4

Тема 3. Литература периода Золотой Орды.

1

5

Тема 4. Литература периода Крымского Ханства
и Литература XVIII-XIX веков

4

6

Тема 5. Теория литературы. Понятие о восточных
системах стихосложения.

1

7
8

Тема 6. Литература периода «Пробуждения»
Тема 7. Литература ХХ века

1
1

9

Повторение

2

ИТОГО

17

Раздел

Контр.
работа

1

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Дата
План Факт
07.09

Колво
часов
1 Введение

Дерснинъ мевзусы/
Тема урока

Тема 1. Крымскотатарский фольклор
21.09

1

05.10

1

19.10

1

16.11

1

30.11

1

2

3

4

5

6

7

14.12

Орхон-Енисей язылары (продолжение и
углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку
– памятник древнетюркской письменности.
Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль- хакъайыкъ».
Основная идея произведения – призыв
овладевать знаниями.
Тема 3. Литература периода Золотой Орды.
Сейфи Сарайи. Газель
Тема 4. Литература периода Крымского
Ханства и Литература XVIII-XIX веков

1

28.12

1

11.01

1

25.01

1

8

9

10

Богатство отражения мира в фольклорных
произведениях. Жанры фольклора.
Представления о добре и зле, народные
традиции в фольклорных произведениях.
Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Отражение в
пословицах и поговорках народной мудрости и
морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости,
знаний о жизни.
Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи
дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик». Теория
литературы. Понятие о легенде.
Тема 2. Литература древнего периода

Основные направления поэзии ханского
времени. Произведения, предствляющие
основные направления Мехмед Факъри (18 в.).
Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения.
Гъазайи(16 в.) Любовная лирика. «Сефернаме».
Краткие сведения о жизни и творчестве.
Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и
углубление изученного). Тематическое
богатство. Философское содержание поэзии.

При
меч.

11

08.02
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие
сведения о жизни и творчестве. Основные
жанровые и тематические особенности
творчества.
Тема 5. Теория литературы. Понятие о
восточных системах стихосложения.

1

22.02

1

Исметий. Слово о поэте.«Кефе дестаны».
Отражении в дестане трагических событий 19
века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба
народная – основная тема произведения.
Основная проблематика произведения –
бесправие и беззащитность народа.
Тема 6. Литература периода «Пробуждения»

05.04

1

И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман»,
«Арслан къыз».
Тема 7. Литература ХХ века

14

19.04

1

15
16-

03.05
17.05

Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество.
Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой,
сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ
къавал».
А. Гирайбай. Жизнь и
творчество.Стихотворения «Джигитке»,
«Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди,
татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ»,
«Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек».
Разнообразие тематики.
Контрольная работа
Повторение

12

13

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».