Рабочая программа по родной литературе (крымскотатарской) на 2022-2023 учебный год – 8 класс Составлена учителем крымскотатарского языка и литературы Тантана М.М. Рекомендована педагогическим советом Протокол №10 от « 29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература (крымскотатарская)» рассчитана на 34 учебные недели, 17 ч в год, 0,5 ч в неделю в соответствие с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч. год и составлена на основе следующих документов: - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897); зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2016 г. №40937; - Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017г. №1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»; - Письма Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 24.05.2017 № 0114/1839 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2021/2022 учебный год»; -Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык», «Родная (крымскотатарская) литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым / [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.; -Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании крымскотатарского языка и литературы». Электронные ресурсы zhurnal-iyldyz-onlain.html - Используемый учебник – Къырымтатар эдебияты. 8 сыныф (Крымскотатарская литература. 8 класс), авторы Селяметова Д.У. и другие. Цели изучения учебного предмета: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные: • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: • понимание ключевых проблем изученных произведений крымскотатарского фольклора и литературы XХ в., произведения писателей послевоенного периода, произведения современных писателей и поэтов, а также праздники и обычаи крымских татар; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; • овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. • приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней. • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы. 2. Содержание учебного предмета Введение - 1 Литература как искусство слова Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь. Крымскотатарский фольклор Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Пословицы и поговорки.Легенды. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик». Теория литературы. Понятие о легенде. Литература древнего периода Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности. Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль- хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв овладевать знаниями. Литература периода Золотой Орды. Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель Литература периода Крымского Ханства и Литература XVIII-XIX веков Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения. (продолжение и углубление изученного). Гъазайи(16 в.) Любовная лирика. «Сефернаме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей. Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии. Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества. Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения. Исметий. Слово о поэте.«Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа. Литература периода «Пробуждения» И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман», «Арслан къыз». О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси». Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви. А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини. А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы. Теория литературы. Поэма. Литература XX века Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал». А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн». Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению. Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода. Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма. Э. Шемьи-заде. «Озьбекстан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости. Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки). Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы. Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада. Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения. Повторение ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ. Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору). Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору). А. Гирайбай Стихи (по выбору). Н. Челебиджихан Стихи (по выбору). З. Джавтобели Стихи (по выбору) 3. Учебно-тематическое планирование № п/п 1 2 Введение Тема 1. Крымскотатарский фольклор К-во часов 1 3 3 Тема 2. Литература древнего периода 2 4 Тема 3. Литература периода Золотой Орды. 1 5 Тема 4. Литература периода Крымского Ханства и Литература XVIII-XIX веков 4 6 Тема 5. Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения. 1 7 8 Тема 6. Литература периода «Пробуждения» Тема 7. Литература ХХ века 1 1 9 Повторение 2 ИТОГО 17 Раздел Контр. работа 1 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 Дата План Факт 07.09 Колво часов 1 Введение Дерснинъ мевзусы/ Тема урока Тема 1. Крымскотатарский фольклор 21.09 1 05.10 1 19.10 1 16.11 1 30.11 1 2 3 4 5 6 7 14.12 Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности. Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль- хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв овладевать знаниями. Тема 3. Литература периода Золотой Орды. Сейфи Сарайи. Газель Тема 4. Литература периода Крымского Ханства и Литература XVIII-XIX веков 1 28.12 1 11.01 1 25.01 1 8 9 10 Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик». Теория литературы. Понятие о легенде. Тема 2. Литература древнего периода Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения. Гъазайи(16 в.) Любовная лирика. «Сефернаме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей. Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии. При меч. 11 08.02 Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества. Тема 5. Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения. 1 22.02 1 Исметий. Слово о поэте.«Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа. Тема 6. Литература периода «Пробуждения» 05.04 1 И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман», «Арслан къыз». Тема 7. Литература ХХ века 14 19.04 1 15 16- 03.05 17.05 Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал». А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн». Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Контрольная работа Повторение 12 13 17