Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку на 2022- 2023 учебный год – 10 класс Составлена учителем крымскотатарского языка и литературы Тантана М.М. Рекомендована педагогическим советом Протокол №10 от « 29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык» для 10 класса рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю и составлена на основе: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями); - Примерных программ по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)», «Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым/ [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с. - Методические рекомендации по преподаванию крымскотатарского языка и литературы в общеобразовательных организациях РеспубликиКрым на 2021-2022 учебный год. Используемый учебник – Къырымтатар тили. 10-11 сыныф (Крымскотатарский язык. 10-11 класс), Меметов А.М. , «Просвещение», 2018г. Цели и задачи изучения учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык» в 10 классе: Изучение крымскотатарского языка направлено на достижение следующих целей: - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения; - развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о языке, обогащение словарного запаса; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; - применять полученные знания и умения в собственной речевой практике. Задачей обучения крымскотатарскому языку в 10 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 10 классе рассчитана на 34 учебные недели, 0,5 час в неделю, 17 часов в год в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с ФГОС изучение крымскотатарского языка на базовом уровне направлено на достижение учащимися 10 класса следующих результатов: Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме и направленные на: - воспитание личности,любящей свой край и свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции;креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, осознающей ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; - владеющей основами научных методов познания окружающего мира; - м отивированнойна творчество и инновационную деятельность; - готовой к сотрудничеству, способной осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; - уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; - подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества, направленной на образование и самообразование в течение всей жизни. Метапредметные, включающие освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Метапредметные результаты предусматривают: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - использование знаково-символических средств представления информации. - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. -использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. -готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. -определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Предметные результаты состоят в достижении десятиклассниками коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на базовом уровне, позволяющем общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как: Речевая компетентность: Говорение Диалогическая речь: все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания текста. Монологическая речь: рассказ/сообщение о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях; описывание людей, животных, персонажей литературных произведений; передача основного содержания, основной мысли прочитанного или услышанного, выражение своего отношения, оценивание; рассуждение о фактах/событиях, приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Аудирование восприятие на слух и понимание основного содержания текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/беседа); восприятие на слух и понимание кратких аудио- и видеотекстов (объявления, реклама и т.д.), сообщений, рассказов, бесед на бытовые темы, выделение нужной/запрашиваемой информации. Чтение чтение текстов разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; чтение текстов с выборочным пониманием значимой/нужной/запрашиваемой информации; чтение несложных текстов разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием и использованием различных приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод). Письменная речь заполнениеанкет и формуляров, составлениерезюме; написание личного письма заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка; составление плана, тезисов устного или письменного сообщения. Языковая компетентность (владение языковыми средствами): адекватное произношение и различие на слух всех звуков изучаемого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик – клише речевого этикета); умение применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); понимание явлений многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкцийкрымскотатарского языка: временных форм глаголов, существительных, прилагательных и наречий (в том числе их степени сравнения), местоимений, числительных, служебных частей речи; распознавание и употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений с разными типами придаточных предложений; использование прямой и косвенной речи; систематизация знаний о грамматическом строе изучаемого языка. Социокультурная компетентность: знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основныхсредствхречевого этикета; ознакомление с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на крымскотатарском языке; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); понимание важности владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных народов. Компенсаторная компетентность: выход из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т.д. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Введение Крымскотатарский язык – национальное достояние крымскотатарского народа. Тема 2. Повторение Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Прямая речь. Диалог. Тема 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. Тема 4. Лексика. Фразеология. Лексикография Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства крымскотатарского языка. Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного крымскотатарского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. Тема 5. Состав слова и словообразование Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологический способ словообразования. Синтаксический способ словообразования. Словообразовательный разбор. Тема 6. Морфология и орфография Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы крымскотатарской орфографии. Правописание сложных и парных слов. Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические возможности частей речи. Правописание сложных и парных существительных; морфологический и синтаксический способы образования прилагательных, их правописание; правописание прядковых числительных; категория времени у глаголов, морфологический и синтаксический способы образования глаголов и их правописание; служебные части речи и их правописание. Повторение. Уроки развития речи 1. Школьное образование. Современный мир профессий. Проблемы выбора будущей профессии. Языки международного общения и их роль в повседневной и профессиональной деятельности в современном мире. 2. Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Здоровый образ жизни. 3. Молодежь в современом обществе. Досуг молодежи. 4. Страна изучаемого языка, ее культура и достопримечательности. Путешествие по родной стране. 5. Природа и экология. Научно-технический прогресс. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов и тем Введение Лексика. Фразеология. Лексикография Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное. Глагол Причастие Наречие Повторение Итого Всего часов 1 2 4 3 2 2 1 1 1 17 Контр.раб. и развитие речи 1 1 1 1 1 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Сроки проведения план факт Название раздела (кол-во часов), темы урока 02.09 Введение. Язык - средство общения. Повторение 2 16.09 Правописание. Основные принципы крымскотатарского правописания. Лексика. Фразеология. Лексикография 3 30.09 4 14.10 1 5 28.10 6 11.11 7 25.11 8 09.12 9 23.12 10 20.01 Словооброзование. №1 Научный стиль Контрольный диктант по теме: «Лексика». Имя Существительное Имя существительное. Категория числа у имен существительных. Аффиксы принадлежности у имен существительных. Аффиксы сказуемости у имен существительных. Изменение имени существительных по падежам. Образование имен существительных и их правописание. Контрольный диктант по теме: «Имя существительное». Имя прилагательное Имя прилагательное. Образование прилагательных. Правописание сложных и парных прилагательных. Р.Р.1 Постороение подробного диалога. Имя числительное 11 03.02 12 17.02 13 03.03 Имя числительное. Правописание имен числительных. Типы числительных. Местоимение. Правописание местоимений. Р.Р. 2 Пути защиты природы. Сочинение. Глагол Глагол. Времена глаголов. Из данного текста найти глаголы и сделать морфологический разбор. Неопределенная форма глагола. Р.Р.3 Устное сочинение. «Семья. Каким я вижу свою семью в будущем». 14 17.03 15 31.03 Причастие. 16 14.04 Наречие. 17 28.04 Повторение по теме: «Сложноподчиненное предложение».