10 кл. Крымскотат. яз.

Рабочая программа
по родному (крымскотатарскому) языку
на 2022- 2023 учебный год – 10 класс

Составлена
учителем
крымскотатарского языка и
литературы
Тантана М.М.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол №10 от « 29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык» для 10 класса
рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю и составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 №413 (с изменениями);
- Примерных программ по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)»,
«Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым/ [А. С.
Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.: Просвещение,
2015. – 175 с.
- Методические рекомендации по преподаванию крымскотатарского языка и литературы в
общеобразовательных организациях РеспубликиКрым на 2021-2022 учебный год.
Используемый учебник – Къырымтатар тили. 10-11 сыныф (Крымскотатарский язык. 10-11 класс),
Меметов А.М. , «Просвещение», 2018г.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Родной (крымскотатарский) язык» в 10 классе:
Изучение крымскотатарского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательное отношение к
языку как к духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о языке, обогащение
словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Задачей обучения крымскотатарскому языку в 10 классе является развитие и совершенствование
способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне
обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее
разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование
умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 10 классе рассчитана на 34
учебные недели, 0,5 час в неделю, 17 часов в год в соответствии с учебным планом МБОУ
Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В соответствии с ФГОС изучение крымскотатарского языка на базовом уровне направлено на
достижение учащимися 10 класса следующих результатов:
Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме и направленные на:
- воспитание личности,любящей свой край и свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и
духовные традиции;креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей
мир, осознающей ценность образования и
науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющей основами научных методов познания окружающего мира;
- м отивированнойна творчество и инновационную деятельность;
- готовой к сотрудничеству, способной осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и
информационно-познавательную деятельность;
- уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать

взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной
деятельности для человека и общества, направленной на образование и самообразование в
течение всей жизни.
Метапредметные, включающие освоенные обучающимисямежпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность
их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты предусматривают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
- использование знаково-символических средств представления информации.
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
-использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации.
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,
специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений
о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приёмами.
Предметные результаты состоят в достижении десятиклассниками коммуникативной
компетентности в крымскотатарском языке на базовом уровне, позволяющем общаться как с
носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов.
Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как:
Речевая компетентность:
Говорение
Диалогическая речь:
все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах
изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала, соблюдая нормы речевого
этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном
обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они
выстраивают собственную беседу. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после
прочтения или прослушивания текста.
Монологическая речь:
рассказ/сообщение о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях;

описывание людей, животных, персонажей литературных произведений;
передача основного содержания, основной мысли прочитанного или услышанного, выражение
своего отношения, оценивание;
рассуждение о фактах/событиях, приведение примеров, аргументов, формулирование выводов.
Аудирование
восприятие на слух и понимание основного содержания текстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/беседа);
восприятие на слух и понимание кратких аудио- и видеотекстов (объявления, реклама и т.д.),
сообщений, рассказов, бесед на бытовые темы, выделение нужной/запрашиваемой информации.
Чтение
чтение текстов разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
чтение текстов с выборочным пониманием значимой/нужной/запрашиваемой информации;
чтение несложных текстов разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с
полным пониманием и использованием различных приёмов смысловой переработки текста
(ключевые слова, выборочный перевод).
Письменная речь
заполнениеанкет и формуляров, составлениерезюме;
написание личного письма заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами
крымскотатарского языка;
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами):
адекватное произношение и различие на слух всех звуков изучаемого языка; соблюдение
правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных
типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на
смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов,
словосочетаний, реплик – клише речевого этикета);
умение применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
понимание явлений многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической
сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкцийкрымскотатарского
языка:
временных
форм
глаголов,
существительных,
прилагательных и наречий (в том числе их степени сравнения), местоимений, числительных,
служебных частей речи;
распознавание и употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений с разными
типами придаточных предложений;
использование прямой и косвенной речи;
систематизация знаний о грамматическом строе изучаемого языка.
Социокультурная компетентность:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения; применение этих
знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основныхсредствхречевого этикета;
ознакомление с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на
крымскотатарском языке;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
понимание важности владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных
народов.
Компенсаторная компетентность: выход из трудного положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и приёме информации за счет использования контекстуальной догадки,
игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т.д.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Введение
Крымскотатарский язык – национальное достояние крымскотатарского народа.
Тема 2. Повторение
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение.
Прямая речь. Диалог.
Тема 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Тема 4. Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные
средства крымскотатарского языка.
Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного крымскотатарского языка. Лексика общеупотребительная и
лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и
неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Тема 5. Состав слова и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и
аффиксальные. Основа слова.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологический способ словообразования. Синтаксический способ
словообразования.
Словообразовательный разбор.
Тема 6. Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы
крымскотатарской орфографии. Правописание сложных и парных слов.
Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические возможности частей
речи. Правописание сложных и парных существительных; морфологический и синтаксический
способы образования прилагательных, их правописание; правописание прядковых числительных;
категория времени у глаголов, морфологический и синтаксический способы образования глаголов и
их правописание; служебные части речи и их правописание.
Повторение.
Уроки развития речи
1. Школьное образование. Современный мир профессий. Проблемы выбора будущей профессии.
Языки международного общения и их роль в повседневной и профессиональной деятельности в
современном мире.
2. Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми.
Здоровый образ жизни.
3. Молодежь в современом обществе. Досуг молодежи.
4. Страна изучаемого языка, ее культура и достопримечательности. Путешествие по родной
стране.
5.

Природа и экология. Научно-технический прогресс.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
Введение
Лексика. Фразеология. Лексикография
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное.
Глагол
Причастие
Наречие
Повторение
Итого

Всего
часов
1
2
4
3
2
2
1
1
1
17

Контр.раб.
и развитие
речи
1
1
1
1
1

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

Сроки
проведения
план
факт

Название раздела
(кол-во часов),
темы урока

02.09

Введение.
Язык - средство общения. Повторение

2

16.09

Правописание. Основные принципы крымскотатарского
правописания.
Лексика. Фразеология. Лексикография

3

30.09

4

14.10

1

5

28.10

6

11.11

7

25.11

8

09.12

9

23.12

10

20.01

Словооброзование. №1 Научный стиль
Контрольный диктант по теме: «Лексика».
Имя Существительное
Имя существительное. Категория числа у имен
существительных.
Аффиксы принадлежности у имен существительных.
Аффиксы сказуемости у имен существительных.
Изменение имени существительных по падежам.
Образование имен существительных и их правописание.
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное. Образование прилагательных.
Правописание сложных и парных прилагательных.
Р.Р.1 Постороение подробного диалога.
Имя числительное

11

03.02

12

17.02

13

03.03

Имя числительное. Правописание имен числительных.
Типы числительных.
Местоимение. Правописание местоимений.
Р.Р. 2 Пути защиты природы. Сочинение.
Глагол
Глагол. Времена глаголов. Из данного текста найти глаголы
и сделать морфологический разбор. Неопределенная форма
глагола.
Р.Р.3 Устное сочинение. «Семья. Каким я вижу свою
семью в будущем».

14

17.03

15

31.03

Причастие.

16

14.04

Наречие.

17

28.04

Повторение по теме: «Сложноподчиненное
предложение».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».