Рабочая программа по родному языку (крымскотатарскому) на 2022- 2023 учебный год – 7 класс Составлена учителем крымскотатарского языка и литературы Тантана М.М. Рекомендована педагогическим советом Протокол №10 от « 29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022 г. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа написана на основе следующих нормативных документов: Рабочая программа по родному крымскотатарскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся», базисного учебного плана с учетом авторской примерной программы «Родной крымскотатарский язык» для общеобразовательных организаций Республики Крым под редакцией А.С.Аблятипова 5-9 классы, методических рекомендаций об особенностях преподавания крымскотатарского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году, рабочей программы воспитания МБОУ Орловский УВК. Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год. Используемый учебник: Крымскотатарский язык (родной). 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках/ А.Меметов,Л.А.Алиева, Э.Акмоллаев. – М.: Просвещение, 2017. – с.– ISBN 978-5-09-056101-3. Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели) Цель и задачи курса: научить школьников свободно владеть крымскотатарским языком; обеспечить лингвистическое образование учащихся; дать учащимся определенный круг знаний о крымскотатарском языке; научить пользоваться всем богатством языковых средств; обеспечить усвоение орфоэпических и грамматических норм языка; сформировать у учащихся умения и навыки связной устной и письменной речи; выработать прочные орфографические и пунктуационные навыки. Обучение должно быть интенсивным, обеспечивающим прочное усвоение учащимися знаний по предмету. Систематическое использование обобщающих таблиц экономит учебное время, содействует активизации познавательной деятельности учащихся. Целями изучения крымскотатарского (родного) языка в 7 классе являются: • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; • владение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; умение проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществление информационной переработки текста и др.; • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского литературного языка; . развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения крымскотатарского языка: 1) Понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования; 2) Осознание эстетической ценности крымскотатарского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию; 3) Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью. Метапредметные результаты освоения крымскотатарского языка: 1) Владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение Адекватное понимание информации устного и письменого сообщения (коммуникативной установки, темы текста, осовной мысли, основной и дополнительной информации); Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров; Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; Говорение и письмо: Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 1) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и др.); 2) Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем. Предметные результаты освоения крымскотатарского языка: 1) Представление об основных функциях языка; о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа; 2) Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 3) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 4) Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста); 5) Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 6) Осознание эстетической функции языка. 2. Содержание учебного предмета Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения. 1. 2. Речевая деятельность Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему. Текст 1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции Содержательные линии предмета включают следующее: в школе изучается современный крымскотатарский литературный язык, поэтому программу школьного курса крымскотатарского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных. Введение. Значение языка в жизни (1 ч) Повторение пройденного в 6 классе (1ч) Части речи. Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение(5ч). Общее сведения о местоимении. Разряды местоимения. Глагол (16). Общее сведения о глаголе. Виды глагола. Времена глагола. Наклонения глагола. Образование и правописание глаголов. Причастие(3). Общее сведения о причастии. Причастный оборот. Знаки препинании при причастном обороте. Образование и правописание причастного оборота. Деепричастие.(1ч). Общее сведения о деепричастии. Деепричастный оборот. Наречие (1ч). Общее сведения о наречии. Степени наречия. Служебные части речи (6ч). Предлог. Союз. Частица. Междометие. Повторение(1ч). Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымскотатарский речевой этикет. Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни 3. Тематический план № п/п Тема, разделы. 1 Введение. Развитие речи №1. 1 2 Раздел 1. Связная речь. Сведения о речи. 5 1 3 Раздел 2. Морфология. 4 Повторение и обобщение изученного материала. Итого Кол.час Кон-е раб. 27 3 1 1 34 4 4. Календарно - тематическое планирование № п/п 1 Тема Введение. Развитие речи№1. Кол-во часов Дата 1 По плану 05 О месте крымскотатарского языка среди тюркских языков. 2 Связная речь. Сведения о речи. 1 12 3 Повторение изученного о тексте и стилях речи. 1 19.09 4 Типы речи. Развитие речи№2. 1 26.09 5 Повторение и обобщение изученного в 6 классе. Тесты. 1 03.10 6 Контрольная работа№1. Списывание + работа с карточками. 1 10.10 7 Морфология. 1 17.10 8 Местоимение. 1 24.10 9 Разряды местоимений. 1 10 Личные местоимения. 1 11 Указательные местоимения. 1 12 Определительно - обобщительные местоимения. 1 13 Вопросительные местоимения. 1 14 Притяжательные местоимения 1 Неопределённые-отрицательные местоимения. 15 Контрольная работа№2. Диктант 1 16 Глагол 1 17 Глагол 1 18 Положительная и отрицательная форма глагола 1 19 Наклонения глагола. Залоги глагола. 1 20 Наклонения глагола. Залоги глагола. . 21 Время глагола. 1 22 Прошедшее время глагола. 1 23 Настоящее время глагола. 1 1 По факту Примечание 24 Будущее время. 1 25 Тематическое оценивание. Контрольная работа№3 1 26 Причастие. 1 27 Причастие. 1 28 Деепричастие. 1 29 Деепричастие. 1 30 Наречие. 1 31 Наречие. 1 32 Служебные части речи. 1 33 Контрольная работа. №4. 1 Диктант 34 Повторение и обощение изученного материала. 1 Лист коррекции календарно-тематического планирования по предмету «Родной (крымскотатарский) язык» на 2021/2022 учебный год в 7 классе Номер урока в КТП Тема урока Дата проведения планируемая фактическая Причины Согласование с изменений (курсы, курирующим зам болезнь, директора чрезвычайная ситуация, праздничные внеплановые дни и т.п.)