7 кл. Крымскотат.язык

Рабочая программа
по родному языку (крымскотатарскому)
на 2022- 2023 учебный год – 7 класс

Составлена
учителем
крымскотатарского языка и
литературы
Тантана М.М.

Рекомендована педагогическим советом
Протокол №10 от « 29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана на основе следующих нормативных
документов:
Рабочая программа по родному крымскотатарскому языку для 7 класса составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря
2020 г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»,
базисного учебного
плана с учетом авторской примерной программы «Родной
крымскотатарский язык» для общеобразовательных организаций Республики Крым под
редакцией А.С.Аблятипова 5-9 классы, методических рекомендаций об особенностях
преподавания крымскотатарского языка и литературы в общеобразовательных
организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году, рабочей программы воспитания
МБОУ Орловский УВК.
Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 7 классе
рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с
учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год.
Используемый учебник: Крымскотатарский язык (родной). 7 класс: учебное
пособие для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и
русском языках/ А.Меметов,Л.А.Алиева, Э.Акмоллаев. – М.: Просвещение, 2017. – с.–
ISBN 978-5-09-056101-3.
Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю, 34 учебные недели)
Цель и задачи курса: научить школьников свободно владеть крымскотатарским
языком; обеспечить лингвистическое образование учащихся; дать учащимся определенный
круг знаний о крымскотатарском языке; научить пользоваться всем богатством языковых
средств; обеспечить усвоение орфоэпических и грамматических норм языка; сформировать
у учащихся умения и навыки связной устной и письменной речи; выработать прочные
орфографические и пунктуационные навыки.
Обучение должно быть интенсивным, обеспечивающим прочное усвоение учащимися
знаний по предмету.
Систематическое использование обобщающих таблиц экономит учебное время,
содействует активизации познавательной деятельности учащихся.
Целями изучения крымскотатарского (родного) языка в 7 классе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного
языка;
• владение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни
и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; умение проводить
библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и
Интернет; осуществление информационной переработки текста и др.;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского
литературного языка;
. развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной
речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного
запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения крымскотатарского языка:
1) Понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении
школьного образования;
2) Осознание эстетической ценности крымскотатарского языка, уважительное отношение
к нему, потребность сохранять чистоту крымскотатарского
языка как явления
национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
3) Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к
самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения крымскотатарского языка:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение
 Адекватное
понимание
информации
устного
и
письменого
сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, осовной мысли, основной и дополнительной
информации);
 Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
 Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
 Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
 Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
 Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
 Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
 Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
 Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
 Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
 Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами,
докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
1) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во
время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и др.);
2) Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем.
Предметные результаты освоения крымскотатарского языка:
1) Представление об основных функциях языка; о роли крымскотатарского языка как
национального языка крымскотатарского народа;
2) Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи,
типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
3) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
4) Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);
5) Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии
и использование их в собственной речевой практике;
6) Осознание эстетической функции языка.
2. Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
1.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь
диалогическая и монологическая.
2.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной
и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных
ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и
неформального межличностного общения.

1.
2.

Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной
информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания
прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с
ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного,
изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания
прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний
разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и
систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема
текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста
как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на
смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста.
Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
компетенции
Содержательные линии предмета включают следующее: в школе изучается современный
крымскотатарский литературный язык, поэтому программу школьного курса
крымскотатарского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее
включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных
разновидностях – территориальных, профессиональных.
Введение. Значение языка в жизни (1 ч)
Повторение пройденного в 6 классе (1ч)
Части речи. Существительное.
Прилагательное. Числительное.
Местоимение(5ч). Общее сведения о местоимении. Разряды местоимения.
Глагол (16). Общее сведения о глаголе. Виды глагола. Времена глагола. Наклонения
глагола. Образование и правописание глаголов.
Причастие(3). Общее сведения о причастии. Причастный оборот. Знаки препинании при
причастном обороте. Образование и правописание причастного оборота.
Деепричастие.(1ч). Общее сведения о деепричастии. Деепричастный оборот.
Наречие (1ч). Общее сведения о наречии. Степени наречия.
Служебные части речи (6ч). Предлог. Союз. Частица. Междометие. Повторение(1ч).
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымскотатарский
речевой этикет. Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в
учебной деятельности и повседневной жизни

3. Тематический план
№
п/п

Тема, разделы.

1

Введение. Развитие речи №1.

1

2

Раздел 1. Связная речь. Сведения о речи.

5 1

3

Раздел 2. Морфология.

4

Повторение и обобщение изученного материала.
Итого

Кол.час

Кон-е раб.

27 3
1 1
34 4

4. Календарно - тематическое планирование
№
п/п
1

Тема
Введение. Развитие речи№1.

Кол-во
часов

Дата

1

По
плану
05

О месте крымскотатарского языка
среди тюркских языков.
2

Связная речь. Сведения о речи.

1

12

3

Повторение изученного о тексте и
стилях речи.

1

19.09

4

Типы речи. Развитие речи№2.

1

26.09

5

Повторение и обобщение изученного в
6 классе. Тесты.

1

03.10

6

Контрольная работа№1.
Списывание + работа с карточками.

1

10.10

7

Морфология.

1

17.10

8

Местоимение.

1

24.10

9

Разряды местоимений.

1

10 Личные местоимения.

1

11 Указательные местоимения.

1

12 Определительно - обобщительные
местоимения.

1

13 Вопросительные местоимения.

1

14 Притяжательные местоимения

1

Неопределённые-отрицательные
местоимения.
15 Контрольная работа№2. Диктант

1

16 Глагол

1

17 Глагол

1

18 Положительная и отрицательная форма
глагола

1

19 Наклонения глагола. Залоги глагола.

1

20 Наклонения глагола. Залоги глагола.
.
21 Время глагола.

1

22 Прошедшее время глагола.

1

23 Настоящее время глагола.

1

1

По
факту

Примечание

24 Будущее время.

1

25 Тематическое оценивание.
Контрольная работа№3

1

26 Причастие.

1

27 Причастие.

1

28 Деепричастие.

1

29 Деепричастие.

1

30 Наречие.

1

31 Наречие.

1

32 Служебные части речи.

1

33 Контрольная работа. №4.

1

Диктант
34 Повторение и обощение изученного
материала.

1

Лист коррекции календарно-тематического планирования по предмету «Родной (крымскотатарский) язык»
на 2021/2022 учебный год
в 7 классе
Номер
урока в
КТП

Тема урока

Дата проведения
планируемая
фактическая

Причины
Согласование с
изменений (курсы, курирующим зам
болезнь,
директора
чрезвычайная
ситуация,
праздничные
внеплановые дни
и т.п.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».