Рабочая программа учебного предмета « Родной (крымскотатарский) язык» для 5-А класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составлена учителем крымскотатарского языка и литературы Тантана М.М. Рекомендована педагогическим советом Протокол №10 от « 29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» Учебный предмет «Родной (крымскотатарский) язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» учебного плана образовательных организаций основного общего образования. Учебный предмет «Родной (крымскотатарский) язык» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим компетенции в сфере крымскотатарской языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родная (крымскотатарская) литература». Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на крымскотатарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально-этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Кроме того, системно-деятельностный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов крымскотатарского языка основной и начальной школы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» Изучение учебного предмета направлено на достижение следующей цели: развитие коммуникативных умений, то есть способности и готовности использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Поставленная цель обусловливает выполнение следующих задач: овладение знаниями о крымскотатарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах крымскотатарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение крвымскотатарским языком в разных ситуациях, готовности и способности к практическому речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; формирование умений распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекая и преобразовывая необходимую информацию из различных источников и текстов; воспитание интереса и любви к родному крымскотатарскому языку, сознательного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность, осознание эстетической ценности татарского языка. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. В 5 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (крымскотатарский) язык», – 1 часа в неделю, что составляет 34 часов в год. Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год. Рабочая программа по учебному предмету составлена на основе следующих документов: - Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012); - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897); зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2016 г. №40937; -Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык» и «Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций Республики Крым / [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.; -Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании крымскотатарского языка и литературы». Электронные ресурсы zhurnal-iyldyz-onlain.html Используемый учебник - Къырымтатар тили. 5 сыныф (Крымскотатарский язык. 5 класс), авторы А. С. Аблятипов и другие. Целями изучения родного (крымскотатарского) языка в основной школе являются: •воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; •овладение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; •освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: 1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Ведение (1ч.) Роль языка в жизни человека. Тема 2. Повторение (2ч.) Состав слова. Звуки и буквы. Части речи Тема 3. Синтаксис и пунктуация(9ч.+1ч.) Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Предложение, грамматическая основа. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное. Знаки препинания в предложении. Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их правописание; обращения и их правописание. Сложное предложение; знаки препинания в сложном предложении; интонация в сложном предложении. Тема 4. Фонетика и правописание (7ч.+2 ч.) Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки; особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарем. Орфографические ошибки. Слог, Ударение. Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широкие и узкие звуки. Буквы, обозначающие губные и негубные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах. Тема 5. Лексикология (5ч.+1ч.) Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарем. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов. Тема 6. Словообразование. Состав слова (3ч.) Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных. Повторение (3ч.) Речь и общение. Речевая деятельность Общие сведения о речи и общении. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность, логика). Текст, части текста: составление плана (простого) к готовому тексту. Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические ошибки. Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь; описание предметов, животных; простая форма рассуждения. Устные и письменные изложения Сочинение-описание (устное и письменное); работа с рисунком, описание предмета. Сочинение-рассуждение (устное и письменное). Официально-деловые документы. Письмо. Культурологическая компетенция. Моя семья. Члены моей семьи и их профессии. Моя Родина – Крым. Родной язык (язык матери). Нормы морали. Черты характера человека (трудолюбие, доброта, нравственность). 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов и тем Введение Повторение Синтаксис и пунктуация Фонетика и правописание Лексикология Словообразование. Состав слова Повторение Итого Всего часов 1ч. 2ч. 10ч. 9ч. 6ч. 3ч. 3ч. 34ч. 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема урока Тема 1. Ведение (1ч.) Роль языка в жизни человека. Тема 2. Повторение (2ч.) Состав слова. Звуки и буквы. Части речи Тема 3. Синтаксис и пунктуация(9ч.+1ч.) Дата проведения План Факт 02.09 09.09 16.09 Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. 23.09 Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в предложении. Интонация в 30.09 предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. 07.10 14.10 Контрольный диктант № 1 21.10 Р.р. 1 Основныеправила общения 28.10 Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. 11.11 Вводные слова, обращения и их правописание. 18.11 25.11 Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. 02.12 Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Тема 4. Фонетика и правописание (7ч.+2 ч.) Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки; особенности 09.12 гъ, къ, нъ, дж. 16.12 Р.р. 2 Контрольное изложение Примечание 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарем. Слог, Ударение. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Р.р. 3 Обучающее сочинение Буквы, обозначающие губные и негубные звуки. Буквы, обозначающие губные и негубные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах. Тема 5. Лексикология (5ч. +1ч.) Лексическое значение слова. Знакомство с переводным словарем. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Р.р. 4 Контрольное сочинение Синонимы. Антонимы. Омонимы. Тема 6. Словообразование. Состав слова (3ч.) Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных. Повторение (3ч.) 23.12 30.12 13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 Повторение темы: «Буквы, обозначающие губные и негубные звуки» Повторение темы: «Повторение темы Синонимы. Омонимы.Антонимы» Повторение темы: «Правила орфографии в заимствованных словах» 05.05 12.05 19.05 17.02 03.03 10.03 17.03 31.03 07.04 14.04 21.04 28.04