5 кл. Крымскотат. яз.

Рабочая программа
учебного предмета
« Родной (крымскотатарский) язык»
для 5-А класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составлена учителем крымскотатарского языка и
литературы Тантана М.М.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол №10 от « 29» августа 2022 г.
с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Учебный предмет «Родной (крымскотатарский) язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» учебного плана
образовательных организаций основного общего образования.
Учебный предмет «Родной (крымскотатарский) язык» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего
образования, формирующим компетенции в сфере крымскотатарской языковой культуры. Его включенность в общую систему
обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родная
(крымскотатарская) литература».
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на крымскотатарском языке имеют патриотическую, гражданственную,
морально-этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в
конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Кроме того, системно-деятельностный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов крымскотатарского языка
основной и начальной школы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Изучение учебного предмета направлено на достижение следующей цели:


развитие коммуникативных умений, то есть способности и готовности использовать речевые средства для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской
Федерации.
Поставленная цель обусловливает выполнение следующих задач:



овладение знаниями о крымскотатарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах
крымскотатарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых
грамматических средств;



развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
крвымскотатарским языком в разных ситуациях, готовности и способности к практическому речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;



формирование умений распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности
и соответствия ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекая и преобразовывая необходимую информацию из
различных источников и текстов;



воспитание интереса и любви к родному крымскотатарскому языку, сознательного отношения к языку как к духовному наследию
народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность, осознание эстетической ценности
татарского языка.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и
является обязательным для изучения.
В 5 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (крымскотатарский) язык», – 1 часа в неделю, что
составляет 34 часов в год.
Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, 34 часа в год в
соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год.

Рабочая программа по учебному предмету составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897); зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2016 г. №40937;
-Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык» и «Крымскотатарская литература» для общеобразовательных
организаций Республики Крым / [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А. С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. –
175 с.;
-Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании крымскотатарского языка и
литературы».
Электронные ресурсы
zhurnal-iyldyz-onlain.html
Используемый учебник - Къырымтатар тили. 5 сыныф (Крымскотатарский язык. 5 класс), авторы А. С. Аблятипов и другие.
Целями изучения родного (крымскотатарского) языка в основной школе являются:

•воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства
общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
•овладение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
•освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных
нормах крымскотатарского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в
разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема
используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе
речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей
роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);

•
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как
одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды;ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые
типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами
крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Ведение (1ч.)
Роль языка в жизни человека.
Тема 2. Повторение (2ч.)
Состав слова. Звуки и буквы.
Части речи
Тема 3. Синтаксис и пунктуация(9ч.+1ч.)
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение, грамматическая основа.
Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное. Знаки препинания в предложении.
Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.
Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их правописание; обращения и
их правописание.
Сложное предложение; знаки препинания в сложном предложении; интонация в сложном предложении.
Тема 4. Фонетика и правописание (7ч.+2 ч.)
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки; особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е.
Знакомство с орфографическим словарем. Орфографические ошибки. Слог, Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широкие и узкие звуки. Буквы,
обозначающие губные и негубные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах.
Тема 5. Лексикология (5ч.+1ч.)
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарем.
Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.

Тема 6. Словообразование. Состав слова (3ч.)
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в
крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных.
Повторение (3ч.)
Речь и общение. Речевая деятельность
Общие сведения о речи и общении. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность, логика).
Текст, части текста: составление плана (простого) к готовому тексту. Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях.
Стилистические ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь; описание предметов, животных; простая форма рассуждения.
Устные и письменные изложения
Сочинение-описание (устное и письменное); работа с рисунком, описание предмета. Сочинение-рассуждение (устное и письменное).
Официально-деловые документы. Письмо.
Культурологическая компетенция. Моя семья. Члены моей семьи и их профессии. Моя Родина – Крым. Родной язык (язык матери).
Нормы морали. Черты характера человека (трудолюбие, доброта, нравственность).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
Введение
Повторение
Синтаксис и пунктуация
Фонетика и правописание
Лексикология
Словообразование. Состав слова
Повторение
Итого

Всего
часов
1ч.
2ч.
10ч.
9ч.
6ч.
3ч.
3ч.
34ч.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока
Тема 1. Ведение (1ч.)
Роль языка в жизни человека.
Тема 2. Повторение (2ч.)
Состав слова. Звуки и буквы.
Части речи
Тема 3. Синтаксис и пунктуация(9ч.+1ч.)

Дата
проведения
План
Факт
02.09
09.09
16.09

Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
23.09
Предложения по цели высказывания. Знаки препинания в предложении. Интонация в 30.09
предложении.
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
07.10
14.10
Контрольный диктант № 1
21.10
Р.р. 1 Основныеправила общения
28.10
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
11.11
Вводные слова, обращения и их правописание.
18.11
25.11
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
02.12
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
Тема 4. Фонетика и правописание (7ч.+2 ч.)
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки; особенности 09.12
гъ, къ, нъ, дж.
16.12
Р.р. 2 Контрольное изложение

Примечание

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34

Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарем. Слог, Ударение.
Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки.
Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки.
Р.р. 3 Обучающее сочинение
Буквы, обозначающие губные и негубные звуки.
Буквы, обозначающие губные и негубные звуки.
Правила орфографии в заимствованных словах.
Тема 5. Лексикология (5ч. +1ч.)
Лексическое значение слова. Знакомство с переводным словарем.
Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением.
Р.р. 4 Контрольное сочинение
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Тема 6. Словообразование. Состав слова (3ч.)
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова.
Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке.
Правописание слов сложных и парных.
Повторение (3ч.)

23.12
30.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02

Повторение темы: «Буквы, обозначающие губные и негубные звуки»
Повторение темы: «Повторение темы Синонимы. Омонимы.Антонимы»
Повторение темы: «Правила орфографии в заимствованных словах»

05.05
12.05
19.05

17.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».