5 кл. История

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4223575)
учебного предмета
«История»

для 5-А, 5-Б классов основного общего
образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Тантана Мумине Музафаровна
учитель истории

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08 2022 г.

Красноперекопск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину
жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от
уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и
понимания человека и обществав связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров
на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и
социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной
картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада
каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными
государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:

—

формирование
у
молодого
поколения
ориентиров
для
гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах
развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во
всемирно-историческом процессе;

—

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному
Российскому
государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современногообщества;

—

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

—

формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной
деятельности,
в
современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История
России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК общее количество времени на учебный
года обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных
неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческаякарта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и
собирательство.Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.
Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусствопервобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной
власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники).
Положение иповинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы
фараонов;Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и
гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия,
математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего
Египта(архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие
города- государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и
сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища
Ниневии.Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и
морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит.
Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон.
Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение

территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей.
Религияперсов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства.
Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное
устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и
литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни
населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди.
Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи:
правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и
торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция.
Эллинизм
Древнейшая
Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на
Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции
(Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла.
Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая
колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного
дела. Спартанскоевоспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне,
ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват
персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги
греко-персидскихвойн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь.
Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок
Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура.
Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания).
Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими
полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад
державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура
эллинистического мира.
Александрия Египетская.

Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских
граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних
римлян. Боги. Жрецы.Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установлениегосподства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность
братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление
диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый
триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря.
Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная
жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император
Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную
и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук.
Римскиеисторики. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной
школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и
качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевымподвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,

страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих
ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного
сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни
и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (вантичном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного
мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности
для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующихкачествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические
факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя
общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и

др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории,
в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия сдругими членами команды; оценивать полученные результаты
и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы,требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленныхошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических
ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с
учетом позиций и мнений других участниковобщения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша
эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать
принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира,
вестисчет лет до нашей эры и нашей эры.
2.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
историиДревнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

1.

Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания
людейи их занятиями.
4.
Работа с историческими источниками:

3.

называть и различать основные типы исторических источников (письменные,
визуальные,вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие
эпохи,приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и
др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы;
раскрывать смысл(главную идею) высказывания, изображения.
5.
Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии,
роли висторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б)
положенияосновных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней
истории.
7.
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболеезначимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории,
приводимые вучебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, кпамятникам культуры.

6.

Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения
их всовременном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с
привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме
сообщения,
альбома
и
др.

8.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
разделов и тем
п/ программы
п

Количество часов

Виды деятельности

Виды
,
форм
ы
контр
оля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

все Контрго ные
работы

практич
еские
работы

1. Введение
1.

3

0

1

Приводить
примеры
вещественных
и
письменных
исторических
источников;
Объяснять
значение
терминов:
история,
хронология,
археология,
этнография,
нумизматика;
Характеризовать отрезки времени, используемые при
описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра);
Размещать на ленте времени даты событий,
происшедших до нашей эры и в нашу эру;

Устный https://resh.edu.ru/subject/3
/5/
опрос;
Практич
еская
работа;

Итого по разделу

3
0

2

Показывать на карте места расселения древнейших
людей, известные историкам; Распознавать
изображения орудий труда и охоты первобытных
людей; Рассказывать, где были найдены рисунки
первобытных людей, о чем ученые узнали из этих
рисунков;
Раскрывать значение понятий: присваивающее
хозяйство, язычество, миф; Характеризовать значение
освоения древними людьми земледелия и

Устный
опрос;
Письмен
ный
контрол
ь;
Контрол
ьная
работа;

Раздел 1. Введение

Раздел 2. Первобытность
2. Первобытность 6
1.

https://resh.edu.ru/subje
ct/3/5/
https://rsdo.ryazangov.r
u/

Итого по разделу

Тестиро
вание;

1

Рассказывать с использованием исторической карты
о природных условиях Египта, их влиянии на
занятия населения;
Объяснять, что способствовало возникновению в
Египте сильной государственной власти;
Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец;
Давать описание условий жизни и занятий древних
египтян, используя живописные и скульптурные
изображения;
Характеризовать положение основных групп
населения Древнего Египта (вельможи, чиновники,
жрецы, земледельцы, ремесленники);
Показывать на карте основные направления
завоевательных походов фараонов Египта;
Рассказывать об организации и вооружении
египетского войска;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://education.yand
ex.ru/main/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

0

Рассказывать, используя карту, о природных условиях
Месопотамии и занятиях живших там в древности
людей;
Называть и показывать на карте древнейшие
города-государства Месопотамии; Показывать на
карте расположение древнего Вавилонского

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

https://education.yan
dex.ru/main/
https://resh.edu.ru/s
ubject/3/5/

6

Раздел 3. Древний Восток
3. Древний Египет 6
1
1.

3. Древние
2. цивилизации
Месопотами
и

скотоводства; Распознавать (на изображениях,
макетах) орудия труда древних земледельцев,
ремесленников;

2

0

царства; Рассказывать, чем известен в истории
вавилонский царь Хаммурапи; Показывать на
карте территорию Ассирийской державы.
Рассказывать об организации ассирийского
войска;
3. Восточное
3. Средиземномо
рье в
древности

3

0

1

3. Персидская
4. держава

3

0

1

Объяснять, как природные условия влияли на занятия
населения Восточного Средиземноморья;
Рассказывать о развитии ремесел и
торговли в Финикии; Объяснять значение
понятий: колония, колонизация, алфавит;
Называть и показывать на карте древние
государства Палестины; Объяснять, чем
известен в истории царь Соломон;
Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм,
иудаизм, пророк, Ветхий завет;
Показывать на карте территорию Персидской
державы в период ее могущества; Объяснять причины
военных успехов персидской армии;
Характеризовать систему управления
персидской державой; Рассказывать о
религии древних персов;
Объяснять значение понятий и терминов: сатрап,
зороастризм, Авеста;

https://resh.edu.ru/subj
Устный
ect/3/5/
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subj
Устный
ect/3/5/
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

3. Древняя Индия 2
5.

0

1

Рассказывать о природных условиях Древней Индии,
занятиях населения; Рассказывать о древнейших
индийских городах, используя карту;
Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа,
варна, каста, брахман, Веды, санскрит;
Характеризовать верования древних индийцев,
называть главных богов, почитаемых в индуизме;
Рассказывать о возникновении буддизма, основных
положениях этого учения; Давать описание
внешнего вида и внутреннего убранства
индуистских и буддийских храмов (на основе текста
и иллюстраций учебника);
Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и
«Рамаяна», чем они интересны для историков;

https://resh.edu.ru/subj
Устный
ect/3/5/
опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

3. Древний Китай 3
6.

0

1

Характеризовать, используя карту, природные
условия Древнего Китая, их влияние на занятия
населения;
Рассказывать о хозяйственной деятельности древних
китайцев, совершенствовании орудий их труда,
технических сооружениях;
Показывать на карте территорию империи Цинь и
объяснять значение создания единого государства;
Представлять характеристику императора Цинь
Шихуанди и итогов его деятельности; Рассказывать о
достижениях древних китайцев в развитии ремесел и
торговли; Раскрывать причины частых восстаний
населения в Древнем Китае, показывать, чем они
завершались;
Объяснять значение понятий и терминов: Великая

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода,
иероглиф, каллиграфия;
Рассказывать об учении Конфуция, высказывать
суждения о причинах его популярности в Древнем
Китае и в последующие столетия;

Итого по разделу
19
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм
4. Древнейшая
5
0
1
1. Греция

Рассказывать, используя карту, о природных условиях
Древней Греции и основных занятиях ее населения;
Объяснять, какие находки археологов
свидетельствуют о существовании древних
цивилизации на о. Крит, в Микенах;
Рассказывать, о чем повествуют поэмы
«Илиада» и «Одиссея»; Объяснять значение
выражений «Ахиллесова пята», «Троянский
конь»;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Диктант;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

4. Греческие
2. полисы

6

0

2

Показывать на карте крупнейшие греческие городагосударства;
Объяснять значение понятий: полис, аристократия,
демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия,
колония;
Характеризовать основные группы населения
греческого полиса, их положение, отношение к
власти;
Рассказывать о составе и организации полисного
войска;
Показывать на карте направления Великой греческой
колонизации, называть наиболее значительные
колонии, в том числе в Северном Причерноморье.
Рассказывать, как осуществлялось управление
греческими колониями, в чем заключались их связи с
метрополиями;
Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг,
архонт, народное собрание, реформа, остракизм;
Характеризовать основные положения и значение
законов Солона и реформ Клисфена;

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

4. Культура
3. Древней
Греции

3

0

2

Называть главных богов, которым поклонялись
древние греки, распознавать их скульптурные
изображения;
Объяснять, кто такие титаны и герои;
Рассказывать о том, чему учили детей в школах
Древней Греции;
Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий,
Академия, Ликей, философия, логика, этика;
Называть древнегреческих ученых, известных
своими трудами по философии, истории, другим

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

отраслям наук;
Представлять описание внешнего вида и планировки
древнегреческого храма (в виде устного
высказывания, презентации);
Раскрывать значение понятий и терминов: ордер,
фронтон, капитель, кариатида, распознавать
архитектурные элементы зданий на изображениях,
фотографиях;
4. Македонские
4. завоевания.
Эллинизм

3

Итого по разделу
17
Раздел 5. Древний Рим

1

1

Объяснять, что способствовало усилению
Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом
царь Филипп II;
Рассказывать, как была установлена власть
македонского царя над греческими полисами;
Систематизировать в виде таблицы информацию о
завоевательных походах Александра Македонского;
Объяснять, в чем состояли причины военных побед
Александра Македонского; Представлять
характеристику («исторический портрет»)
Александра Македонского; Раскрывать смысл
понятия «эллинизм»;
Показывать на карте государства, образовавшиеся в
результате распада державы Александра
Македонского;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

5. Возникновение
1. Римского
государства

3

0

1

Рассказывать, используя историческую карту, о
Устный
природных условиях Апеннинского полуострова и
опрос;
племенах, населявших его в древности;
Диктант;
Сопоставлять информацию о происхождении Рима,
содержащуюся в легенде и полученную в ходе
исследований историков;
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций,
плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат,
вето, легион, понтифик, авгур;
Объяснять, как было организовано управление
Римской республикой (какими полномочиями
обладали консулы, народные трибуны, Сенат,
народное собрание); Рассказывать об организации и
вооружении римской армии, привлекая иллюстрации
учебника;
Называть главных богов древних римлян,
устанавливать соответствие римских и греческих
богов;
Показывать на исторической карте, с какими
противниками воевали римляне в борьбе за власть над
Италией;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

5. Римские
2. завоевания в
Средиземно
морье

3

0

1

Представлять общую характеристику Пунических
Устный
войн (причины, хронологический период, участники, опрос;
наиболее значительные походы и сражения, итоги);
Диктант;
Объяснять, благодаря чему вошел в историю
Ганнибал;
Показывать на исторической карте территории
римских провинций, объяснять, какие современные
географические названия берут начало от названий
римских провинций;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

5. Поздняя
3. Римская
республика.
Гражданские
войны

3

0

1

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Устный
Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе
опрос;
«общественной земли»;
Диктант;
Раскрывать значение понятий и терминов:
«общественная земля», гражданская война, диктатор,
проскрипции, триумвират, вольноотпущенник,
гладиатор;
Характеризовать цели, содержание и итоги реформ
братьев Гракхов; Анализировать отрывки из текстов
историков (извлекать информацию, высказывать
оценочные суждения);
Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в
Риме, какие силы противостояли друг другу;
Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме;
Рассказывать о восстании под руководством
Спартака (причины, участники, основные периоды
восстания, итоги);
Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря,
объяснять, благодаря чему он вошел в историю;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

5. Расцвет и
4. падение
Римской
империи

6

1

1

Рассказывать об установлении единоличной власти
Октавиана Августа; Представлять характеристики
римских императоров, их правления (Нерон, Траян,
Диоклетиан — по выбору);
Показывать на исторической карте территорию
Римской империи, объяснять, как было
организовано управление провинциями;
Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о
повседневной жизни в столице и провинциях Римской
империи;
Сравнивать положение римского раба и колона,
объяснять, чем различались условия их жизни и
труда;
Объяснять значение понятий и терминов: форум,
Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы;
Рассказывать о возникновении и распространении
христианства, объяснять, чем отличалась новая
религия от верований римлян;
Характеризовать политику римских императоров в
отношении христиан, объяснять, как и при каких
обстоятельствах она была изменена;
Объяснять значение понятий и терминов: Библия,
Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ.
Рассказывать о разделении Римской империи на
Западную и Восточную;
Систематизировать в форме таблицы информацию о
нападениях варваров на Рим;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

5. Культура
5. Древнего Рима

3

Итого по разделу

18

Раздел 6. Обобщение
6. Историческое
5
1. и культурное
наследие
цивилизаций
Древнего
мира
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

5
68

0

1

Раскрывать смысл понятия «золотой век римской
поэзии», называть имена поэтов золотого века;
Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем
Риме (философия, география, история);
Объяснять, какое значение и почему придавалось в
Древнем Риме ораторскому искусству;
Составлять описание известных архитектурных
сооружений Древнего Рима (по выбору);

Устн
ый
опро
с;
Дикт
ант;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

1

0

Виды деятельности по изученным разделам;

Устн
ый
опро
с;

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/5/
https://ayratmusin.ru/i
storicheskiyekarty/istoricheskiyekarty.html

4

19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема урока

Количество часов

1.

2.

Вводное
занятие. Что
изучает
история
Счет лет в истории 1

0

3.

Счет лет в истории 1

всег Контр. Прак.
о
раб.
раб.
1
0
0

Дата проведения

по плану

по факту

Виды,
формы
контрол
я

01.09

Устный
опрос;

0

07.09

Устный
опрос;

0

1

08.09

Практическ.
работа;
Устный
опрос;

Древнейшие
люди.
Возникновение
человека.
5. Родовые общины
охотникови
собирателей
6. Возникновение
искусства и
религиозных
верований
7. Возникновение
земледелияи
скотоводства
8. Появление
неравенства и
знати
9. Повторительнообобщающий
урок.Значение
эпохи
первобытности
длячеловечества
10. Государство
на берегах
Нила
11. Как жили
земледельцы и
ремесленники
в Египте
12. Жизнь
египетского
вельможи

1

0

0

14.09

1

0

0

15.09

Устный
опрос;

1

0

0

21.09

Устный
опрос;

1

0

1

22.09

Письменн.
контроль;

1

0

0

28.09

Устный
опрос;

1

0

1

29.09

Контрольн.
работа;

1

0

0

05.10

Устный
опрос;

1

0

0

06.10

Устн.
опрос

1

0

1

12.10

Устный
опрос;
Письменн.
контроль;

13. Военные походы
фараонов

1

0

0

13.10

Устный
опрос;
Тестир-е;

4.

Примеча
ние

14. Религия древних
египтян.
Искусство
Древнего Египта
Письменность и
знания древних
египтян
15. Повторительно обобщающий
урок. Достижения
древних египтян

1

0

0

1

1

0

16. Древнее Двуречье

1

0

0

17. Вавилонский царь
Хаммурапи и его
законы
18. Финикийские
мореплаватели

1

0

0

1

0

1

02.11

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

19. Библейские
сказания

1

0

0

03.11

Устный
опрос;

20. Древнееврейское
царство
21. Ассирийская
держава

1

0

0

09.11

1

0

0

10.11

22. Персидская
держава

1

0

0

16.11

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практич.
работа
Устный
опрос;
Тестир-ние;

23. Повторительно обобщающий
урок «Древняя
Азия»
24. Природа и
люди Древней
Индии
25. Индийские касты

1

0

1

17.11

1

0

0

1

0

1

24.11

26. Чему учил
китайскиймудрец
Конфуций
27. Первый властелин
единогоКитая

1

0

0

30.11

1

0

0

01.12

19.10

20.10

26.10

27.10

23.11

Устный
опрос;
Практическая
работа;

Контрольна
яработа;

Устный
опрос;
Тестир-е;
Устный
опрос;

Контр.работа

Устный
опрос;
Тестирование
;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Практич.
работа;

28. Повторительно1
обобщающий урок.
Индия иКитай в
древности

0

1

07.12

Контрольна
яработа;

29. Греки и критяне

1

0

0

08.12

Устный
опрос;

30. Микены и Троя

1

0

0

14.12

Устный
опрос;
Тестировани
е;

31. Поэма Гомера
«Илиада»
32. Поэма Гомера
«Одиссея»
33. Религия древних
греков

1

0

0

15.12

1

0

0

21.12

1

0

1

22.12

Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Тестировани
е;Диктант;

34. Земледельцы
Греции теряют
землю и свободу
35. Зарождение
демократии в
Афинах.

1

0

0

28.12

Устный
опрос;

1

0

0

29.12

Устный
опрос; Тестние;

36. Древняя Спарта

1

0

1

11.01

Устный
опрос;
Тестировани
е;

37. Греческие
1
колонии на
берегах
Средиземного
иЧёрного
морей.
38. Греко –персидские 1
войны

0

0

12.01

Устный
опрос;

0

1

18.01

Устный
опрос;
Практическа
я работа;

39. Афинская
демократия при
Перикле
40. Олимпийские
игры вдревности

1

0

0

19.01

Устный
опрос;

1

0

1

25.01

Устный
опрос;
Письменны
йконтроль;

41. В гаванях
афинского порта
Пирей и в городе
богини Афины

1

0

0

26.01

Устный
опрос;

42. В афинских
школах и
гимнасиях.
Театр.
43. Города
Эллады
подчиняются
Македонии
44. Поход
Александра
Македонского
на Восток.
Распад
державы.
45. Повторительнообобщающий
урок. Вклад
древних эллинов в
мировуюкультуру

1

0

1

01.02

Диктант;

1

0

0

02.02

Устный
опрос;

1

0

1

08.02

Практичес
каяработа;

1

1

0

09.02

Контроль
ная
работа;

46. Древнейший Рим

1

0

0

15.02

Устный
опрос;

47. Завоевание Римом
Италии

1

0

0

16.02

Устный
опрос;

48. Рождение и
устройство
Римской
республики
49. Вторая война
Рима с
Карфагеном
50. Установление
господства
Рима во всем
Востоке
51. Рабство в Древнем
Риме.

1

0

1

22.02

Диктант;

1

0

0

01.03

Устный
опрос;

1

0

0

02.03

Устный
опрос;

1

0

0

09.03

Устный
опрос;

52. Восстание
Спартака
53. Земельный закон
братьевГракхов.
Начало
Гражданских войн

1

0

1

15.03

Диктант;

1

0

0

16.03

Устный
опрос;

54. Единовластие
Цезаря
Установление
империи
55. Октавиан Август
и рождение
Римской империи
56. Соседи Римской
империи

1

0

0

29.03

Устный
опрос;

1

0

1

30.03

Тестирован
ие;

1

0

0

05.04

Устный
опрос;

57. В Риме при
императоре
Нероне

1

0

0

06.04

Устный
опрос;

58. Первые
христиане и
ихучение
59. Римская
империя в II
векен.э. Вечный
город.
60. Падение Римской
империи

1

0

1

12.04

Письмен
ный
контроль;
Устный
опрос;

1

0

0

13.04

1

0

0

19.04

Устный
опрос;

61. Падение Римской
империи

1

1

0

20.04

62. Культура Древнего 1
Рима

0

0

26.04

Контроль
ная
работа;
Устный
опрос;

63. Повторительно1
обобщающий
урок. Древний Рим

0

1

27.04

Диктант;

64. Историческое и
культурное
наследие
цивилизаций
Древнего мира
65. Историческое и
культурное
наследие
цивилизаций
Древнего мира
66. Историческое и
культурное
наследие
цивилизаций
Древнего мира
67. Резервные часы

1

0

0

03.05

Устный
опрос;

1

1

0

04.05

Устный
опрос;

1

0

0

10.05

Устный
опрос;

1

0

0

11.05

Устный
опрос;

68. Резервные часы

1

0

0

17.05

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

68

4

19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая
история.История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свеницкая И.С. История древнего мира 5 класс.
Учебник дляобщеобразовательных учреждений.
2. Методические пособия для учителя: Годер Г.И. История Древнего мира 5кл. Методическое пособие.
3. Программа: Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкая И.С. «История». 5-9 кл.,
http://school-collection.edu.ru/catalog/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/3/5/
https://rsdo.ryazangov.ru/
https://education.yandex.ru/main/
https://ayratmusin.ru/istoricheskiye-karty/istoricheskiye-karty.html

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, DVD-фильмы, Комплекты карт. Общее и вспомогательное оборудование для
кабинета
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».