Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

Рабочая программа
по русскому языку
на 2022-2023 учебный год – 3 класс

Составлено
учителем начальных классов
Толстолужской С.В.

Рекомендовано
педагогическим советом
Протокол №10
«29» 08. 2022 г.

с. Орловское,2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
федеральным государственным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями), Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования, авторской
программой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык»
(Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4
классы. Москва. «Просвещение», 2022 г.), Положением о рабочей программе МБОУ Орловский
УВК и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России». На
изучение русского языка в 3 классе отводится 4,5 часа в неделю, всего 153 часа ( 34 уч. недели).
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Личностные результаты:
 Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского Общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации.
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам. различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Метапредметные результаты:
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.







Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
2



Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов

и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
 Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык»

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных
и познавательных задач
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах
речевого этикета.


Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого
общения.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.


Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


3



Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского

языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
 участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую
тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение,
обосновывать его с учётом ситуации общения;
 осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
 применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми,
плохо владеющими русским языком;
 анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
 строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста,
для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
 понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём
новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
 понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или
главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части
текста;
 восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте
повествовательного характера;
 распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
 замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
 знакомство с жанрами объявления, письма;
 строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений
за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:

определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;
сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать
требование каллиграфии при письме;

составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный
тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин
художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками
пословицы или поговорки;

использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание,
рассуждение, повествование;

пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно
выбранную тему;
4


находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения
правильности, точности, богатства речи;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:

характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный —
безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий,
парный — непарный (в объёме изученного);

определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,
коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь,
ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка
(круг слов определён словарём произношения в учебнике);

использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и
справочниками;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в
учебнике алгоритму;

оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения
слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к
учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
 находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту
или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
 наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
 иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и
текстах омонимов;
 иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт
различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
 наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их
значение в тексте и разговорной речи;
 распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
 иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
 пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в
устной и письменной речи;
5

 замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а
также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
 оценивать уместность использования слов в тексте;
 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
 выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
 размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
 приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
 владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
 различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
 различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые
случаи), корень, приставку, суффикс;
 выделять нулевое окончание;
 подбирать слова с заданной морфемой;
 образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых
слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
 находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
 различать изменяемые и неизменяемые слова;
 узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить
соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
 сравнивать, классифицировать слова по их составу;
 соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
 осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
 наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
 разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
 подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и
суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
 распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
 распознавать
имена
существительные;
находить
начальную
форму
имени
существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена
существительные по числам и падежам;
 распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от
формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять
грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам
(в единственном числе), падежам (первое представление);
 распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое
представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;
определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем
времени);

6

 распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические
признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов;
 узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и
порядковые имена числительные;
 устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
 узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
 подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте
и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:

производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в
объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

наблюдать над словообразованием частей речи;

замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении
изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:

различать предложение, словосочетание и слово;

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные),
правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды);

устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её
в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие
предложения;

отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении
словосочетания;

разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу
(подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять,
какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять
из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
 устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
 выделять в предложении основу и словосочетания;
 находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
 опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
 выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
 непроизносимые согласные;
 разделительный твёрдый знак (ъ);
 непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными
(перечень см. в словаре учебника);
7

 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
 безударные родовые окончания имён прилагательных;
 раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
 раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами
правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
 соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
 е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
 запятая при обращении;
 запятая между частями в сложном предложении;
 безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь,
пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС (153 ч)
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление
представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное
предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (16 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.
существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя
числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы
(обобщение и углубление представлений).
Состав слова (15 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение
знаний о составе слова.
Правописание частей слова (26)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с
удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и
предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (29 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен
существительных.
8

Имя прилагательное (19 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание.
Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж
имен прилагательных.
Местоимение (4 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (16 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов.
Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (12 ч)
№
1
2
3
4
5
6
7

3.Тематический план
Наименование разделов и тем
Язык и речь
Текст. Предложение. Словосочетание
Слово в языке и речи
Состав слова
Правописание частей слова
Части речи
Повторение
Итого
Количество проверочных работ
Виды работ
Списывание
Диктант

Словарный диктант
Итоговая контрольная
работа
Списывание
Словарный диктант
Проверочная работа*
(текущие контрольные
работы)
Развитие речи**

1 класс
20-25
слов
15-20
слов
5- 6 слов
1

Всего часов
2
14
16
15
26
68
12
153 ч

Количество слов
2 класс
3 класс
40-50 слов
65-70 слов

4 класс
80-90 слов

30-40 слов

55-60 слов

75-80 слов

8-10 слов
4

10-12 слов
4

12-15 слов
4

1
-

2
2
4

2
2
4

2
2
3

-

-

1 (контрольное
изложение)
в конце года

1
(контрольное
изложение – 2
четверть)
1
(контрольное
сочинение - 3
четверть)
13

2
12
Всего за год
*распределение по четвертям на усмотрение педагога
**проводится в течение года по материалам учебника

13

9

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п

1.

Сроки
выполнения
План
Факт
01.09.

2.

02.09.

3.

05.09.

4.

06.09.

5.

07.09.

6.

08.09.

7.

12.09.

8.
9.
10.

13.09.
14.09.
15.09.

11.

16.09.

12.

19.09.

13.

20.09.

14.
15.

21.09.
22.09.

16.

26.09.

17.

27.09.

Название разделов, тем уроков

Количес
тво
часов

ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 ч).
Наша речь. Виды речи и их назначение.
Наш язык. Назначение языка и его выбор в
соответствии с целями и условиями общения.
ТЕКСТ.ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
(14 ч)
Текст как единица языка и речи.
Типы
текстов:
повествование,
описание,
рассуждение. Работа с текстом.
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные
Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные.
Виды предложений по интонации: восклицательные
и невосклицательные.
Обращение. Предложения с обращением.
Главные и второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения
Разбор предложения по членам.
Простое
и
сложное
предложения
(общее
представление).
Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном
предложении.
Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном
предложении.
Контрольное списывание «Мать и сын».
Словосочетание (общее представление).
Связь слов в словосочетании.
Предложение и словосочетание.
Развитие
речи:
коллективное
составление
описательного текста по репродукции картины В. Д.
Поленова «Золотая осень».
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (16 ч)
Лексическое значение слова .
Однозначные и многозначные слова.

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
10

18.

28.09.

19.

29.09.

20.

30.09.

21.

03.10.

22.

04.10.

23.

05.10.

24.
25.

06.10.
07.10.

26.

10.10.

27.

11.10.

28.

12.10.

29.

13.10.

30.

14.10.

31.
32.

17.10.
18.10.

33.

19.10.

34.

20.10.

35.

24.10.

36.

25.10.

Распознавание лексических групп слов в речи:
синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном
значении.
Омонимы. Значение, использование омонимов в
речи.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Первоначальное представление об
устойчивых сочетаниях слов. Развитие речи.
Подробное изложение с языковым анализом текста.
Части речи. Обобщение и уточнение представлений
об изученных частях речи.
Имя существительное. Местоимение. Предлоги с
именами существительными.
Имя прилагательное. Глагол.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение
представлений об однокоренных (родственных)
словах, о корне слова.
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их
обозначения. Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт,
щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными звуками на конце слова и
перед согласным в корне.
Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов
с разделительным мягким знаком (ь). Развитие
речи. Изложение повествовательного текста по
вопросам.
Проект «Рассказ о слове».
Проверочная работа по теме «Слово в языке и
речи».
СОСТАВ СЛОВА (15 ч)
Корень слова. Однокоренные слова.
Алгоритм определения в слове окончания.
Правописание корня в однокоренных словах.
Чередование гласных и согласных звуков в корнях
однокоренных слов.
Сложные слова. Соединительные гласные в сложных
словах
Сложные слова. Соединительные гласные в
сложных словах

1

1

1
1

1
1
1
1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

11

37.

26.10.

38.

27.10.

39.

28.10.

40.

07.11.

41.

08.11.

42.

09.11.

43.

10.11

44.

14.11.

45.

15.11.

46.
47.

16.11.
17.11.

48.

18.11.

49.

21.11.

50.

22.11.

51.

23.11.

52.

24.11.

53.

28.11.

Нулевое
окончание.
Алгоритм
определения
окончания в слове. Слова, которые не имеют
окончания.
Итоговая контрольная работа. Диктант
«Прощание с осенью».
Работа над ошибками. Приставка как значимая часть
слова.
Значение приставки в слове. Образование слов с
помощью приставки.
Слова с двумя приставками. Употребление в речи
слов с приставками.
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм
выделения в слове суффикса.
Значение суффикса в слове. Образование слов с
помощью суффиксов. Употребление в речи слов с
суффиксами.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины
А. А. Рылова «В голубом просторе».
Что такое основа слова? Разбор слова по составу.
Изменяемые
и
неизменяемые
слова,
их
употребление в речи.
Развитие
речи.
Подробное
изложение
повествовательного текста
Проект «Семья» .
Проверочная работа по теме «Состав слова».
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (26 ч)
Общее представление о правописании слов с
орфограммами в значимых частях слова.
Правописание слов с безударными гласными в
корне.
Правописание
слов
с
проверяемыми
и
непроверяемыми
орфограммами
на
правило
обозначения буквой безударного гласного звука в
корне слова.
Правописание слов с двумя безударными гласными
в корнеслова. Слова с буквосочетаниями -оло-, оро-, -ере-.
Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными на конце слов и перед
согласным в корне.
Правописание слов с парными по глухости—
звонкости согласными на конце слов и перед

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
1

1
1

1

1

1
12

54.

29.11.

55.

30.11.

56.

01.12.

57.

02.12.

58.

05.12.

согласным в корне.
Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными и безударными гласными в
корне.
Правописание слов с непроизносимым согласным
звуком в корне. Правописание слов, в которых нет
непроизносимого согласного звука.
Правописание слов с непроизносимым согласным
звуком в корне.
Правописание
слов
с
проверяемыми
и
непроверяемыми орфограммами в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.

1
1

1
1

1
59.

06.12.

60.

07.12.

61.

08.12.

62.

12.12.

63.

13.12.

64.
65.

14.12.
15.12.

66.

16.12.

67.

19.12.

68.

20.12.

69.

21.12.

Развитие речи. Сочинение по репродукции
картины В. М. Васнецова «Снегурочка»
Работа над ошибками. Правописание суффиксов и
приставок.
Суффиксы -ек, -ик в словах, их
правописание.
Правописание суффиксов в словах.
Правописание суффикса -ок после шипящих.
Правописание приставок в словах. Словарный
диктант.
Правописание значимых частей слова.
Сопоставление правил обозначения буквами
гласных и согласных звуков в корне, приставке,
суффиксе.
Правописание приставок и предлогов в словах.
Проверочная работа по теме «Правописание
частей слова».
Работа над ошибками Правописание приставок и
предлогов в словах.
Разделительный твёрдый знак. Место и роль
разделительного твёрдого знака(ъ) в слове.
Правописание слов с разделительным твёрдым
знаком (ъ). Определение роли твёрдого(ъ) и мягкого
(ь) знаков в слове
Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ)
и мягким (ь) знаками.
Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Жанр объявления.
равописание слов с разделительным твёрдым знаком
(ъ) и другими орфограммами.

1
1

1

1
1

1
1

1
1

1

1
13

70.

22.12.

71.

26.12.

72.

27.12.

73.

28.12.

Правописание слов с разделительным твёрдым
знаком (ъ) и другими орфограммами. Обобщение
изученных правил письма. Рекомендации к
осуществлению
проектной
деятельности
«Составляем «Орфографический словарь».
Проект
«Составляем
«Орфографический
словарь». Части речи. Повторение и уточнение
представлений об изученных частях речи.
Итоговая
контрольная
работа.
Диктант
«Декабрь».
Работа над ошибками.

1

1

1

1
74.

29.12.

75.

30.12.

76.

09.01.

77.
78.

10.01.
11.01.

79.

12.01.

80.

16.01.

81.

17.01.

82.

18.01

83.

19.01

84.

20.01

85.

23.01

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (29 ч)
Имя существительное. Значение и употребление
имён существительных в речи. Начальная форма
имени
существительного.
Одушевлённые
и
неодушевлённые имена существительные.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Правописание имён собственных.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Рекомендации
к
осуществлению
проектной
деятельности «Тайна имени».
Проект «Тайна имени».
Число имён существительных, изменение имён
существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного
числа.
Род имён существительных: мужской, женский,
средний.
Родовые окончания имён существительных.
Определение
рода
имён
существительных,
употреблённых в начальной и других формах.
Имена существительные общего рода. Род имён
существительных иноязычного происхождения.
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён
существительных женского рода.
Правописание имён существительных с шипящим
звуком на конце слова.
Правописание имён существительных с шипящим
звуком на конце слова.
Развитие речи.
Подробное изложение повествовательного текстаобразца.

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1

14

86.
87.

24.01.
25.01.

88.

26.01.

89.

30.01.

90.
91.

31.01.
01.02.

92.
93.
94.

02.02
03.02.
06.02.

95.
96.
97.

07.02.
08.02.
09.02.

98.

13.02.

99.

14.02.

100.

15.02.

101.

16.02.

102.
103.

17.02.
20.02.

Контрольное списывание «Весна».
Склонение имён существительных (изменение имён
существительных по падежам).
Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Склонение имён существительных (изменение имён
существительных по падежам).
Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Развитие
речи.
Составление
рассказа
по
репродукции картины И. Я. Билибина «Иванцаревич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж имён существительных.
Родительный падеж имён существительных.
Правописание
имён
существительных
в
родительном падеже множественного числа.
Дательный падеж имён существительных.
Винительный падеж имён существительных.
Именительный, родительный, винительный падежи.
Сопоставление падежных форм.
Творительный падеж имён существительных.
Предложный падеж имён существительных.
Развитие речи. Подробное изложение текста
повествовательного типа.,
Все падежи. Обобщение знаний об имени
существительном.
Работа над ошибками, допущенными учащимися
при написании изложения.
Все падежи. Начальная и косвенные формы имён
существительных.
Определение
падежных
форм
имён
существительных в словосочетаниях, предложениях
и тексте.
Проверочная
работа
по
теме
«Имя
существительное».
Работа
над
ошибками.
Рекомендации
к
осуществлению проектной деятельности «Зимняя
страничка».
Проект «Зимняя страничка».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19 ч)
Имя прилагательное. Повторение и уточнение
представлений об имени прилагательном.
Лексическое значение имён прилагательных.

1
1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

1
15

115.

14.03.

Связь
имени
прилагательного
с
именем
существительным. Синтаксическая функция имени
прилагательного в предложении. Заглавная буква в
именах собственных.
Сложные имена прилагательные, обозначающие
цвета и оттенки цветов, их правописание.
Текст-описание. Роль имён прилагательных в
тексте-описании.
Художественное и научное описание. Определение
роли имён прилагательных в данных текстах.
Составление текста-описания в научном стиле.
Развитие речи. Отзыв по картине М. А. Врубеля
«Царевна-Лебедь».
Род имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по родам (в
единственном числе).
Зависимость рода имени прилагательного от формы
рода имени существительного.
Правописание
родовых
окончаний
имён
прилагательных.
Правописание
родовых
окончаний
имён
прилагательных.
Правописание
родовых
окончаний
имён
прилагательных.
Число имён прилагательных. Изменение имён
прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного
от формы числа имени существительного.
Число имён прилагательных. Сравнительное
описание.
Падеж
имён
прилагательных
(общее
представление).
Изменение имён прилагательных, кроме имён
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам
(первое представление). Зависимость падежа имени
прилагательного от формы падежа имени
существительного.
Начальная форма имени прилагательного.

116.

15.03.

Итоговая контрольная работа. Диктант « Весна»

104.

21.02.

105.

22.02.

106.
107.

27.02.
28.02.

108.

01.03.

109.

02.03.

110.

06.03.

111.

07.03.

112.

09.03.

113.

10.03.

114.

13.03.

1

1

1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1
117.

16.03.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени
прилагательном и имени существительном.

1
16

118.

27.03.

119.

28.03.

120.

29.03.

121.
122.

30.03.
31.03.

123.

03.04.

124.

04.04.

125.

05.04.

126.

06.04.

127.

10.04.

128.

11.04.

129.

12.04.

130.

13.04.

131.

14.04.

132.

18.04.

133.

19.04.

Обобщение знаний об имени прилагательном и
имени существительном.
Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по
репродукции картины В. А. Серова «Девочка с
персиками».
Рекомендации по осуществлению проектной
деятельности «Имена прилагательные в загадках».
Обсуждение выполненных самостоятельно дома
заданий рубрики «Проверь себя»
Проект «Имена прилагательные в загадках».
МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч)
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число
личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица
единственного числа по родам.
Употребление личных местоимений для замены
повторяющихся в рядом стоящих предложениях
имён существительных
Развитие речи. Обучение составлению письма.
Обсуждение результатов выполнения заданий
рубрики «Проверь себя».
ГЛАГОЛ (16 ч)
Глагол. Повторение и уточнение представлений о
глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.
Значение и употребление глаголов в речи.
Глаголы-синонимы. Глаголы, употреблённые в
прямом и переносном значении.
Значение и употребление глаголов в речи.
Распознавание глаголов среди однокоренных слов и
форм слов.
Формы глагола. Неопределённая форма глагол .
Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее
представление о неопределённой форме как
начальной глагольной форме.
Неопределённая форма глагола.
Число глаголов. Единственное и множественное
число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Единственное и множественное число глаголов.
Изменение глаголов по числам.
Времена глаголов: настоящее, прошедшее и
будущее. Первоначальное представление о временах
глаголов.

1
1

1

1
1
1

1

1

1
1

1

1

1
1

1
1

17

134.

20.04.

135.
136.
137.

24.04.
25.04.
26.04.

138.

27.04.

139.

28.04.

140.
141.

29.04.
02.05.

Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах.
Суффикс -л-в глаголах прошедшего времени.
Итоговое контрольное изложение «Лосиха».
Изменение глаголов по временам.
Работа с таблицей «Изменение глаголов по
временам». Время и число глаголов.
Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам (в единственном числе). Родовые окончания
глаголов (-а, -о).
Правописание
частицы
не
с
глаголами.
Произношение возвратных глаголов..
Морфологический разбор глагола.
Обобщение знаний о глаголе.
ПОВТОРЕНИЕ (12ч)
Части речи.
Части речи. Словарный диктант.

142.

03.05.

143.

04.05.

144.

10.05.

145.

11.05.

146.

12.05.

Работа над ошибками. Повторение.
Предложения по цели высказывания и по интонации
Имя прилагательное. Правописание родовых
окончаний имён прилагательных..
Имя числительное. Имя существительное.

147.

13.05.

Правописание слов с изученными орфограммами.

148.

15.05.

149.
150.

16.05.
17.05.

151.
152.

18.05.
22.05.

153.

23.05.

Письмо текста под диктовку. Разбор предложения
по членам предложения.
Итоговая контрольная работа. Диктант «Май».
Работа над ошибками.
Правописание приставок и предлогов.
Повторение. Однокоренные слова.
Звуки речи и звуки природы. Правописание имён
собственных.
Повторение. Правописание значимых частей слов.
Всего:

1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
153 ч.

18

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Толстолужской Светланы Витальевны
по русскому языку
в 3 классе
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
прове
де-ния
по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведе
-ния по
факту

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».