ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897; на основании: Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Т.А. Бурмистрова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014 Планирование курса ориентировано на учебник Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 кл. – М.: Просвещение(базовое изучение) Рабочая программа по геометрии рассчитана на 34 рабочие недели, 2 часа внеделю, 68 часов в год. Цели и задачи учебного курса, решаемые при реализации рабочей программы: • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; •формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса; • формирование ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии; • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей • формирование вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания, приобрести опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности; • продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональн ых предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; 4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач; 7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; 5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; 6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; предметные: 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; 5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; 6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур; 7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса геометрии 7 класса учащийся познакомится: с определениями точки, прямой, отрезка, луча, угла; единицами измерения отрезка, угла; определениями вертикальных и смежных углов, их свойствами; определениями перпендикулярных прямых; определениями треугольника, видами треугольников, признаками равенства треугольников, свойствами равнобедренного треуголь ника, определениями медианы, биссектрисы, высоты; определением параллельных прямых, их свойствами и признаками; соотношением междусторонами и углами треугольника, теоремой о сумме углов треугольника, его свойствами и признаками. Учащийся научится: обозначать точки, отрезки, прямые на рисунке, сравнивать отрезкии углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла; изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы; изображать треугольники и находить их периметр; строить биссектрису, высоту и медиану треугольника; доказывать признаки равенства треугольников; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов; доказывать признаки параллельности двух прямых; доказывать теорему о сумме углов треугольника; знать, какой угол называется внешним углом треугольника; применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач; строить треугольники по трем элементам. Должны владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационнойи рефлексивной. Способны решать жизненно-практические задачи: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Начальные геометрические сведения (9 ч). Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые. 2. Треугольники (18 ч). Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых. 3. Параллельные прямые (13 ч.) Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.) Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам. 5. Повторение(10ч.) 3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Содержание учебного материала 1 Начальные геометрические сведения 9 Кол-во контр. работ 1 2 Треугольники 18 1 3 Параллельные прямые 13 1 4 Соотношение между сторонами и углами треугольника Повторение 18 2 10 1 Итого 68 6 5 Кол-во часов 4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Тема урока Колво часов Дата проведения по плану 1-9 Начальные геометрические сведения 9 1 Прямая и отрезок. 1 1.09 2 Луч и угол. 1 6.09 3 Сравнение отрезков и углов. 1 8.09 4 Измерение отрезков. 1 13.09 5 Измерение углов. 1 15.09 6 Смежные и вертикальные углы. 1 20.09 7 Перпендикулярные прямые. 1 22.09 8 Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» 1 27.09 9 Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» 1 29.09 10-26 Треугольники 18 10 Треугольник. 1 4.10 11 Первый признак равенства треугольников. 1 6.10 12 Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. 1 11.10 13 Перпендикуляр к прямой. 1 13.10 14 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. 1 18.10 1 20.10 15 по факту Повторе ние 16 Свойства равнобедренного треугольника. 1 25.10 17 Второй признак равенства треугольников. 1 27.10 18 Третий признак равенства треугольников. 19 Решение задач на применение признаков равенства треугольников. 1 10.11 20 Решение задач на применение признаков равенства треугольников. Окружность. 1 15.11 1 17.11 22 Задачи на построение. Деление отрезка пополам. Построение угла равного данному. 1 22.11 23 Задачи на построение. Построение биссектрисы угла. 1 24.11 24 Решение задач по теме «Треугольники». 1 29.11 25 Решение задач по теме «Треугольники». 1 1.12 26 Контрольная работа №2 «Треугольники» 1 6.12 27-39 Параллельные прямые 13 27 Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. Признаки параллельности двух прямых. 1 8.12 1 13.12 29 Признаки параллельности двух прямых. Решение задач. 1 15.12 30 Признакипараллельности двух прямых. Решение задач. 1 20.12 31 Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. 1 22.12 32 Свойства параллельных прямых. 1 27.12 33 Свойства параллельных прямых. 1 29.12 34 Свойства параллельных прямых. Решение задач. 1 10.01 35 Решение задач по теме «Параллельные прямые» 1 12.01 36 Решение задач по теме «Параллельные прямые» 1 17.01 37 Решение задач по теме «Параллельные прямые» 1 19.01 38 Контрольная работа №3«Параллельные прямые» 1 24.01 39 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 1 26.01 40-57 Соотношение между сторонами и углами треугольника 18 40 Сумма углов треугольника. 1 31.01 41 Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» 1 2.02 21 28 8.11 42 Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. 1 7.02 43 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. 1 9.02 44 Неравенство треугольника. 1 14.02 45 Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 16.02 46 Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 1 21.02 47 Прямоугольные треугольники. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. 1 28.02 48 Признаки равенства прямоугольных треугольников. 1 2.03 49 Признаки равенства прямоугольных треугольников. Решение задач 1 7.03 50 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. 1 9.03 51 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. 1 14.03 52 Построение треугольника по трем элементам. 1 16.03 53 Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. 1 28.03 54 Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. 1 30.03 55 Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» 1 4.04 56 Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам» 1 6.04 57 Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника потрем элементам» 1 11.04 58-68 Повторение 9 58 Начальные геометрическиесведения. 1 13.04 59 Смежные и вертикальные углы. 1 18.04 60 61 62 63 64 65 Признаки параллельности двух прямых. Признаки параллельности двух прямых. Признаки равенства треугольников. Признаки равенства треугольников. Теорема о сумме углов треугольника. Итоговая контрольная работа. 1 1 1 1 1 1 20.04 25.04 27.04 2.05 4.05 11.05 66 67 68 Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. Итоговый урок. 1 16.05 1 18.05 1 23.05 Лист коррекции рабочей программы по геометрии для 7 класса Учитель: Кравчук Л.В. № п/п Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующее мероприятие Дата проведения по факту