Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Орловский УВК. Нормативную правовую основу для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»; Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). Рабочая программа по родной литературе (русской) ориентирована на учащихся 6-х классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Планируемые результаты по предмету «Родная литература (русская) в 6 классе» Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных сужденийи суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах Работа с информацией: Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации и данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником и сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;уметьобобщатьм нениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчинят ься;планироватьорганизациюсовместнойработы,определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать: 1) Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни; 3) Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления 6класс: 6 выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме; 6иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме; 6 иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи; 6 владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов и по предложенному плану; создавать краткие историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; 6 владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГ ПЛАНА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ—РОДИНАМОЯ Преданья старины глубокой Богатыриибогатырство Былины (одна былина по выбору) Например: «Илья Муромец и Святогор» Былинныесюжетыигероиврусскойлитературе Стихотворения (не менее одного)Например: И.А.Бунин «СвятогориИлья» М.М.Пришвин. «Певец былин» Города земли русской Русский Север С.Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например:«Морожены песни») Б.В.Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например:«Детство в Архангельске»,«Миша Ласкин») Родные просторы Зима в русской поэзии Стихотворения (не менее двух) Например: И.С. Никитин «Встреча Зимы», А.А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н.М. Рубцов «Первый снег» и др По мотивам русских сказок о зиме Е.Л.Шварц. «Два брата» РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира Масленица Стихотворения (не менее двух) Например: М.Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А.Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» и др А.П.Чехов. «Блины» Тэффи. «Блины» Тепло родного дома Всюду родимую Русь узнаю Стихотворения (не менее одного) Например: В.А.Рождественский «Русская природа» и др К.Г.Паустовский. «Заботливый цветок» Ю.В.Бондарев. «Поздним вечером» РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР—РУССКАЯ ДУША Не до ордена—была бы Родина Оборона Севастополя Стихотворения (не менее трех) Например: А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А.А. Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» Загадки русской души Чудеса нужно делать своими руками Стихотворения (не менее одного) Например: Ф.И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др Н.С.Лесков. «Неразменный рубль» В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» О ваших ровесниках Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова») Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору) Лишь слову жизнь дана На русском дышим языке Стихотворения (не менее двух) Например: К.Д. Бальмонт «Русский язык», Ю.П. Мориц «Язык обид—язык не русский…» и др ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название раздела Количество часов п/п 1 Россия – родина моя 9 2 Развитие речи 2 3 Русские традиции 7 4 Проект 1 5 Развитие речи 1 6 Русский характер – русская душа 11 7 Итоговое тестирование 1 8 Повторение в конце года 2 9 Итого 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата по плану Дата по факту Колво Тема урока Форма контроля Примечание часов Раздел1.РОССИЯ—РОДИНАМОЯ 1 07.09.22 1 Богатыри и богатырство Былины «Илья Муромец и Святогор» Былинные сюжеты и герои в русской литературе 2 14.09.22 1 Выразительное чтение былин. 3 21.09.22 1 И.А.Бунин «Святогор и Илья» 4 28.09.22 1 М. М. Пришвин. «Певец былин» 5 05.10.22 1 Р/р №1. Прочитать былину и пересказать ее письменно. 6 12.10.22 1 Русский Север С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня»(не менее одной главы по выбору:«Морожены песни») 7 19.10.22 1 Б.В.Шергин. «Поморские были и сказания» («Детство в Архангельске») 8 26.10.22 1 Б.В.Шергин. «Поморские были и сказания» («Миша Ласкин») 9 09.11.22 1 Зима в русской поэзии И.С.Никитин «Встреча Зимы», А.А.Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…» 10 16.11.22 1 По мотивам русских сказок о зиме Е.Л.Шварц. «Два брата» 11 23.11.22 1 Р\р №2. Сочинениерассуждение «Зима – любимое время года». Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 12 30.11.22 1 13 07.12.22 1 14 15 16 14.12.22 21.12.22 28.12.22 1 1 1 Масленица М.Ю.Лермонтов «Посреди небесных тел…», Масленица А.Д.Дементьев «Прощёное воскресенье» А.П.Чехов .«Блины» Тэффи. «Блины» Проект. Масленица в различных регионах России. 17 11.01.23 1 Всюду родимую Русь узнаю Р.А.Рождественский «Русская природа» К.Г.Паустовский. 18 18.01.23 1 «Заботливый цветок» Ю.В.Бондарев. 19 25.01.23 1 «Поздним вечером» Р/р №3. Отзыв на 20 01.02.23 1 прочитанный рассказ. Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР—РУССКАЯ ДУША 21 08.02.23 1 Оборона Севастополя А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе» А.А. Фет 22 15.02.23 1 «Севастопольское братское кладбище» Л.Н. Толстой 23 22.02.23 1 «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстой 24 01.03.23 1 «Севастопольские рассказы» Чудеса нужно 25 15.03.23 1 делать своими руками Ф.И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» Чудеса нужно 26 29.03.23 1 делатьсвоими руками Н.С.Лесков. «Неразменный рубль» Чудеса нужно 27 05.04.23 1 делатьсвоими руками В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» 28 12.04.23 1 Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы 29 19.04.23 1 30 26.04.23 1 31 03.05.23 1 32 10.05.23 1 33 17.05.23 1 34 24.05.23 1 «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова») Реальность и мечты Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору На русском дышим языке К.Д. Бальмонт «Русский язык» На русском дышим языке Ю.П. Мориц «Язык обид — язык не русский…» и др Итоговое тестирование. Викторина по произведениям, прочитанным в течение года. Повторение материала. Тесты