родная литература 6_merged

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577) на основе Основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ Орловский УВК.
Нормативную правовую основу для разработки настоящей примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» составляют следующие документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11
и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся»;
 Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№ 1666»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1576);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1577).
Рабочая программа по родной литературе (русской) ориентирована на учащихся 6-х
классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано
на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Планируемые результаты по предмету «Родная литература (русская) в 6 классе»
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных сужденийи суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации и данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником и сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию Овладение
универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения
других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы
по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять
роли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;уметьобобщатьм
нениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчинят
ься;планироватьорганизациюсовместнойработы,определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен

мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);самостоятельно составлять
алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за
решение Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям
Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными
эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя
на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ
выражения эмоций
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других,
не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все
вокруг
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
1) Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, особого способа познания жизни;
3) Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе

понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
6класс:
6 выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской
литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в
контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на
уровне тематики, проблематики, образов; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о
русском севере и русской зиме;
6иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской
масленице, о родном крае и русском доме;
6 иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об
оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и
мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
6 владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов и по предложенному плану; создавать краткие историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного чтения;
6 владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГ
ПЛАНА
ПО
ПРЕДМЕТУ
«РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ—РОДИНАМОЯ
Преданья старины глубокой
Богатыриибогатырство
Былины (одна былина по выбору) Например: «Илья Муромец и Святогор»
Былинныесюжетыигероиврусскойлитературе
Стихотворения (не менее одного)Например: И.А.Бунин
«СвятогориИлья»
М.М.Пришвин. «Певец былин»
Города земли русской
Русский Север
С.Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору,
например:«Морожены песни»)
Б.В.Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору,
например:«Детство в Архангельске»,«Миша Ласкин»)
Родные просторы
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее двух) Например: И.С. Никитин
«Встреча Зимы», А.А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н.М. Рубцов
«Первый снег» и др
По мотивам русских сказок о зиме
Е.Л.Шварц. «Два брата»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица
Стихотворения (не менее двух) Например: М.Ю. Лермонтов
«Посреди небесных тел…», А.Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» и др
А.П.Чехов. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
Стихотворения (не менее одного) Например: В.А.Рождественский «Русская природа»
и др
К.Г.Паустовский. «Заботливый цветок»
Ю.В.Бондарев. «Поздним вечером»
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР—РУССКАЯ ДУША
Не до ордена—была бы Родина
Оборона Севастополя
Стихотворения (не менее трех) Например: А.Н. Апухтин
«Солдатская песня о Севастополе», А.А. Фет «Севастопольское братское кладбище»,
Рюрик Ивнев «Севастополь» и др
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Стихотворения (не менее одного) Например: Ф.И. Тютчев
«Чему бы жизнь нас ни учила…» и др Н.С.Лесков.
«Неразменный рубль» В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»)
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору)
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
Стихотворения (не менее двух) Например: К.Д. Бальмонт
«Русский язык», Ю.П. Мориц «Язык обид—язык не русский…» и др
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела
Количество часов
п/п
1
Россия – родина моя
9
2
Развитие речи
2
3
Русские традиции
7
4
Проект
1
5
Развитие речи
1
6
Русский характер – русская душа
11
7
Итоговое тестирование
1
8
Повторение в конце года
2
9
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Колво

Тема урока

Форма
контроля

Примечание

часов
Раздел1.РОССИЯ—РОДИНАМОЯ
1
07.09.22
1
Богатыри и
богатырство
Былины
«Илья
Муромец и
Святогор»
Былинные
сюжеты и
герои в
русской
литературе
2
14.09.22
1
Выразительное чтение
былин.
3
21.09.22
1
И.А.Бунин «Святогор и
Илья»
4
28.09.22
1
М. М. Пришвин.
«Певец былин»
5
05.10.22
1
Р/р №1. Прочитать
былину и пересказать
ее письменно.
6
12.10.22
1
Русский Север
С. Г. Писахов. «Ледяна
колокольня»(не менее
одной главы по
выбору:«Морожены
песни»)
7
19.10.22
1
Б.В.Шергин.
«Поморские были и
сказания» («Детство в
Архангельске»)
8
26.10.22
1
Б.В.Шергин.
«Поморские были и
сказания» («Миша
Ласкин»)
9
09.11.22
1
Зима в русской поэзии
И.С.Никитин
«Встреча Зимы»,
А.А.Блок
«Снег да снег. Всю
избу занесло…»
10
16.11.22
1
По мотивам
русских сказок о
зиме
Е.Л.Шварц. «Два
брата»
11
23.11.22
1
Р\р №2. Сочинениерассуждение «Зима –
любимое время года».
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

12

30.11.22

1

13

07.12.22

1

14
15
16

14.12.22
21.12.22
28.12.22

1
1
1

Масленица
М.Ю.Лермонтов
«Посреди
небесных тел…»,
Масленица
А.Д.Дементьев
«Прощёное
воскресенье»
А.П.Чехов .«Блины»

Тэффи. «Блины»
Проект. Масленица в
различных регионах
России.
17
11.01.23
1
Всюду родимую
Русь узнаю
Р.А.Рождественский
«Русская природа»
К.Г.Паустовский.
18
18.01.23
1
«Заботливый цветок»
Ю.В.Бондарев.
19
25.01.23
1
«Поздним вечером»
Р/р №3. Отзыв на
20
01.02.23
1
прочитанный рассказ.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР—РУССКАЯ ДУША
21
08.02.23
1
Оборона Севастополя
А.Н. Апухтин
«Солдатская песня о
Севастополе»
А.А. Фет
22
15.02.23
1
«Севастопольское
братское кладбище»
Л.Н. Толстой
23
22.02.23
1
«Севастопольские
рассказы»
Л.Н. Толстой
24
01.03.23
1
«Севастопольские
рассказы»
Чудеса нужно
25
15.03.23
1
делать своими
руками
Ф.И. Тютчев «Чему бы
жизнь нас ни учила…»
Чудеса нужно
26
29.03.23
1
делатьсвоими
руками
Н.С.Лесков.
«Неразменный рубль»
Чудеса нужно
27
05.04.23
1
делатьсвоими
руками
В. П. Астафьев.
«Бабушка с малиной»
28
12.04.23
1
Реальность и
мечты
Р. П. Погодин.
«Кирпичные острова»
(рассказы

29

19.04.23

1

30

26.04.23

1

31

03.05.23

1

32

10.05.23

1

33

17.05.23

1

34

24.05.23

1

«Как я с ним
познакомился»,
«Кирпичные острова»)
Реальность и
мечты
Е. С. Велтистов.
«Миллион и один день
каникул» (один
фрагмент по выбору
На русском дышим
языке К.Д. Бальмонт
«Русский язык»
На русском дышим
языке Ю.П. Мориц
«Язык обид — язык не
русский…» и др
Итоговое
тестирование.
Викторина по
произведениям,
прочитанным в
течение года.
Повторение
материала.

Тесты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».