Родная лит 11кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
н а засед ан и и Ш М О
учителей социальногуманитарного цикла.
Протокол № 6
от,«2У}> 08 2022г.
Тантана

СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДЕНО»
Д иректорам БОУ

Заместитель директора по У1 Орлцва<йй УВК
(LAr P.M.I Перемет
В.Н.Сорокин
Приказ № 335 /
«29» 08 2022 г.
■.«29» 08 2022 г.
•.Х--7Л, ° е .

У

Рабочая программа
по предмету
Родная литература (русская)
11 класс
на 2022-2023 учебный год

Составлена
учителем русского языка и
литературы
Ткач Т.А.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022г

с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» разработана на основе
рекомендаций КРИППО Республики Крым, с учетом требований ФГОС среднего общего
образования.
Изучение литературы родного края на уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду Крыма путем изучения
произведений писателей, чье творчество связано с Крымом и отражает его жизнь.
-воспитать любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить интерес к
родной культуре;
-сформировать их представление о месте Крыма в истории отечественной культуры и
литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об
основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
-расширить и обогатить знания обучающихся по русской литературе и культуре через
изучение литературы Крыма;
-помочь обучающимся осознать себя частью жизни родного края;
Программа полностью соответствует Региональному компоненту базисного учебного
плана. Рабочая программа составлена на основе Положения о структуре, порядке, разработке и
утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин в соответствии с
приложением 2 к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
27.04.2015 №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных
предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях».

Программа предмета «Родная литература (русская)» в 11 классе рассчитана на
17учебных часов (из расчета 0,5 часа в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература (русская)» обеспечивает
достижение учащимися следующих результатов:
Личностные:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству совершенствование духовно нравственных качеств личности, уважительного отношения к культуре Крыма, к
культурам других народов;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах;
• развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
2

•

развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов
Крыма, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:

•

•

•

•
•
•
•
•
•
•

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
преподавателем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентностей в области использования информационно коммуникативных технологий.
Предметные:

•
•

•

•

•
•
•
•
•
•
•

понимание ключевых проблем изученных произведений писателей, творивших в Крыму, а
также произведений, так или иначе связанных с Крымом
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры народов Крыма
формулирование собственного отношения к произведениям писателей и поэтов, писавших
о Крыме, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
3

•
•
•

написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

Содержание учебного курса
Введение
Обзор литературы и авторов, связанных с Крымом.
Раздел № 2 Литература рубежа веков
A. И.Куприн и Крым «Листригоны». Изображение жизни балаклавских рыбаков.
Художественное своеобразие очерков Куприна.
Проектные работы :
Подготовка презентации «Чехов в Крыму»
Подготовка презентации «Куприн в Крыму»
Подготовка презентации «Творчество Короленко о Крыме»
Раздел № 3. Литература 20 века
Ахматова и Крым. Стихотворения крымской тематики .Своеобразие поэмы «У синего моря».
B. Маяковский
Маяковский в Крыму, стихотворения о Крыме
М. Волошин
М. Волошин и Крым
Своеобразие художественной формы стихотворений М.Волошина
В. Набоков
В. Набоков и Крым, стихотворение «Ялтинский мол»
М. Цветаева.
М. Цветаева в Крыму, стихотворения крымской тематики
И. Шмелев
И. Шмелев и Крым
Своеобразие рассказов И. Шмелева о Крыме. «Солнце мёртвых».
A. Грин и Крым
Роман Грина «Золотая цепь», жанр, проблематика, композиция.
Повесть «Бегущая по волнам».
Рассказы Грина, написанные в Крыму.
М. Булгаков
Очерки М. Булгакова «Путешествие по Крыму».
К. Паустовский
К. Паустовский и Крым
Повесть «Черное море».
Рассказ «Робкое сердце».
B. Аксенов
В. Аксенов и Крым
Роман «Остров Крым», жанр, композиция, проблематика, роман-утопия.
Раздел № 4. Современная литература о Крыме
Современная литература Крыма, авторы, произведения, проблематика современной литературы о
полуостров Крым.
Контрольная работа.
Сочинение «Мой любимый автор, писавший о Крыме»

4

Тематическое планирование

Раздел

№ п/п

И з нихРР

Введение
Раздел № 1. Литература
рубежа веков
Раздел № 2. Литература 20
века

1
2

1

12

1

1

Раздел № 3. Современная
литература о Крыме

2

Итого

17

3

2

И з них
к/р

П рим ечание

Календарно-тематическое планирование
№
урока
1

Дата
план
09.09.22

Раздел курса, тема

2

23.09.22

3

07.10.22

4

21.10.22

5

18.11.22

6

02.12.22

М. Волошин и Крым
Своеобразие художественной формы
стихотворений М.Волошина

1

7

16.12.22

В. Набоков и Крым, стихотворение
«Ялтинский мол»

1

8

30.12.22

М. Цветаева в Крыму, стихотворения
крымской тематики

1

факт
Обзор литературы, авторов,
связанных с Крымом.
А.И.Куприн и Крым. Сборник
рассказов «Листригоны».
Изображение жизни балаклавских
рыбаков. Художественное
своеобразие очерков А.И.Куприна.
Работа над презентациями на
заданную тему.
Ахматова и Крым. Стихотворения
крымской тематики. Своеобразие
поэмы «У синего моря».
Маяковский в Крыму, стихотворения
о Крыме.

Количество
часов
1

Примечание

1

1
1

1

5

9

13.01.23

И. Шмелев и Крым
Своеобразие рассказов И. Шмелева о
Крыме.

1

10
11

27.01.23
10.02.23

И.Шмелёв «Солнце мёртвых».
Роман Грина «Золотая цепь», жанр,
проблематика, композиция.
Повесть «Бегущая по волнам».

1
1

12

10.03.23

1

13

07.04.23

Рассказы Грина, написанные в
Крыму
Очерки М. Булгакова «Путешествие
по Крыму».

14

21.04.23

К. Паустовский и Крым
Повесть «Черное море».
Рассказ «Робкое сердце».

1

15

05.05.23

В. Аксенов и Крым
Роман «Остров Крым», жанр,
композиция, проблематика, роман­
утопия.

1

16

19.05.23

Современная литература Крыма,
авторы, произведения, проблематика
современной литературы о
полуостров Крым.

1

Контрольная работа.
Сочинение «Мой любимый автор,
писавший о Крыме»

1

17

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. Учебно-методическое пособие. Симферополь, 2011.
2. Дегтярев П. А., Вуль Р. М. У литературной карты Крыма. Литературно-краеведческие очерки.
Симферополь: Крым, 1965.
3. Криштоф Е.Г. Сто рассказов о Крыме. - Симферополь: Таврия, 1978.
4. Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В. П. Казарин; авт.
вступ. ст. и справ, материалов А. Н. Рудяков; худож. В. И. Жерибор, В. И. Верещак;
ил.художников и фотографов XVIII — XX вв. — Симферополь: Таврия, 1989
5. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей /
Г.Н.Кунцевская. - Симферополь: Таврия, 2008.
8. Легенды Крыма. - Симферополь, 1990.
10.Навеянные Крымом строки. Справочник - путеводитель //Симферополь, 1978.
6

11.Спутник краеведа / [Сост. С. К. Сосновский, А. А. Столбунов]. — Симферополь: Таврия, 1978.
> Крым в русской литературе. Сб. в двух томах. — Симферополь: Крымиздат, 1948-1949.
13.Широков В.А. Симферополь. Улицы рассказывают. - Симферополь: Таврия, 1983.
- методические разработки уроков и мероприятий.
- Технические средства обучения: мультимедийный проектор NECV 300 ready с потолочным
креплением, ноутбук DNS (0154222) inteli3- 2350 M (2.3) /4096/500/NVGT 520 M 1 Gb/ dvd-smulti/
wifi/Bt/Cam/ Win 7, моторизованный экран MWCinimatikmotorscreen.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
Для обучающихся
1. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей /
Г.Н.Кунцевская. - Симферополь: Таврия, 2008.
Для преподавателей
1. Дегтярёв В., Вуль Р. У литературной карты Крыма. — Симферополь, 1965.
2. Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В, П. Казарин. —
Симферополь, 1989.
3. Крымский пейзаж в творчестве художников: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Р. Д. Бащенко. —
К., 1990.
4. Сухоруков В. Знаете ли вы Крым? — Симферополь, 1983.
5. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания: В 3 т. — М., 1990. —Т. 1.
6. Эфрон А. О. О Марине Цветаевой. — М-, 1989.
7. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. -Симферополь: Антиква,2011.
8. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.
9. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.
10. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.
11. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.
12. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.
13. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.
14. Смирнова Л.Н. Русская литература конца Х1Х - начала ХХ в. - М., 2001.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. Учебно-методическое пособие. Симферополь, 2011.
2. Дегтярев П. А., Вуль Р. М. У литературной карты Крыма. Литературно-краеведческие очерки.
Симферополь: Крым, 1965.
7

3. Криштоф Е.Г. Сто рассказов о Крыме. - Симферополь: Таврия, 1978.
4. Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В. П. Казарин; авт.
вступ. ст. и справ, материалов А. Н. Рудяков; худож. В. И. Жерибор, В. И. Верещак;
ил.художников и фотографов XVIII — XX вв. — Симферополь: Таврия, 1989
5. Крымский пейзаж в творчестве художников: Альбом /Авт.вступ.ст. и сост. Р. Д. Бащенко. — К.:
Мистецтво, 1990.
6. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей /
Г.Н.Кунцевская. - Симферополь: Таврия, 2008.
7. Лавров В.В., Богоявленская И.М.Антология крымской поэзии XX века. В 2-х частях. Симферополь: НАТА, 2007.
8. Легенды Крыма. - Симферополь, 1990.
9. Лихачев Д. С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000.
10. Навеянные Крымом строки. Справочник - путеводитель //Симферополь, 1978.
11. Спутник краеведа / [Сост. С. К. Сосновский, А. А. Столбунов]. — Симферополь: Таврия, 1978.
> Крым в русской литературе. Сб. в двух томах. — Симферополь: Крымиздат, 1948-1949.
12. Урсу Д.П. Деятели крымскотатарской культуры / Сост. Д.Урсу. - Симферополь, 1999.
13. Широков В.А. Симферополь. Улицы рассказывают. - Симферополь: Таврия, 1983.
Интернет-ресурсы
https://pisatelicrimea.ru
http://franco.crimealib.ru
https://brega-crimea.ru

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».