Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНО н а засед ан и и Ш М О учителей социальногуманитарного цикла. Протокол № 6 от,«2У}> 08 2022г. Тантана СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО» Д иректорам БОУ Заместитель директора по У1 Орлцва<йй УВК (LAr P.M.I Перемет В.Н.Сорокин Приказ № 335 / «29» 08 2022 г. ■.«29» 08 2022 г. •.Х--7Л, ° е . У Рабочая программа по предмету Родная литература (русская) 11 класс на 2022-2023 учебный год Составлена учителем русского языка и литературы Ткач Т.А. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» 08. 2022г с. Орловское, 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» разработана на основе рекомендаций КРИППО Республики Крым, с учетом требований ФГОС среднего общего образования. Изучение литературы родного края на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: - обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду Крыма путем изучения произведений писателей, чье творчество связано с Крымом и отражает его жизнь. -воспитать любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить интерес к родной культуре; -сформировать их представление о месте Крыма в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций; -расширить и обогатить знания обучающихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Крыма; -помочь обучающимся осознать себя частью жизни родного края; Программа полностью соответствует Региональному компоненту базисного учебного плана. Рабочая программа составлена на основе Положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин в соответствии с приложением 2 к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях». Программа предмета «Родная литература (русская)» в 11 классе рассчитана на 17учебных часов (из расчета 0,5 часа в неделю). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература (русская)» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов: Личностные: • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству совершенствование духовно нравственных качеств личности, уважительного отношения к культуре Крыма, к культурам других народов; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; • развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 2 • развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов Крыма, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: • • • • • • • • • • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентностей в области использования информационно коммуникативных технологий. Предметные: • • • • • • • • • • • понимание ключевых проблем изученных произведений писателей, творивших в Крыму, а также произведений, так или иначе связанных с Крымом понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры народов Крыма формулирование собственного отношения к произведениям писателей и поэтов, писавших о Крыме, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; 3 • • • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Содержание учебного курса Введение Обзор литературы и авторов, связанных с Крымом. Раздел № 2 Литература рубежа веков A. И.Куприн и Крым «Листригоны». Изображение жизни балаклавских рыбаков. Художественное своеобразие очерков Куприна. Проектные работы : Подготовка презентации «Чехов в Крыму» Подготовка презентации «Куприн в Крыму» Подготовка презентации «Творчество Короленко о Крыме» Раздел № 3. Литература 20 века Ахматова и Крым. Стихотворения крымской тематики .Своеобразие поэмы «У синего моря». B. Маяковский Маяковский в Крыму, стихотворения о Крыме М. Волошин М. Волошин и Крым Своеобразие художественной формы стихотворений М.Волошина В. Набоков В. Набоков и Крым, стихотворение «Ялтинский мол» М. Цветаева. М. Цветаева в Крыму, стихотворения крымской тематики И. Шмелев И. Шмелев и Крым Своеобразие рассказов И. Шмелева о Крыме. «Солнце мёртвых». A. Грин и Крым Роман Грина «Золотая цепь», жанр, проблематика, композиция. Повесть «Бегущая по волнам». Рассказы Грина, написанные в Крыму. М. Булгаков Очерки М. Булгакова «Путешествие по Крыму». К. Паустовский К. Паустовский и Крым Повесть «Черное море». Рассказ «Робкое сердце». B. Аксенов В. Аксенов и Крым Роман «Остров Крым», жанр, композиция, проблематика, роман-утопия. Раздел № 4. Современная литература о Крыме Современная литература Крыма, авторы, произведения, проблематика современной литературы о полуостров Крым. Контрольная работа. Сочинение «Мой любимый автор, писавший о Крыме» 4 Тематическое планирование Раздел № п/п И з нихРР Введение Раздел № 1. Литература рубежа веков Раздел № 2. Литература 20 века 1 2 1 12 1 1 Раздел № 3. Современная литература о Крыме 2 Итого 17 3 2 И з них к/р П рим ечание Календарно-тематическое планирование № урока 1 Дата план 09.09.22 Раздел курса, тема 2 23.09.22 3 07.10.22 4 21.10.22 5 18.11.22 6 02.12.22 М. Волошин и Крым Своеобразие художественной формы стихотворений М.Волошина 1 7 16.12.22 В. Набоков и Крым, стихотворение «Ялтинский мол» 1 8 30.12.22 М. Цветаева в Крыму, стихотворения крымской тематики 1 факт Обзор литературы, авторов, связанных с Крымом. А.И.Куприн и Крым. Сборник рассказов «Листригоны». Изображение жизни балаклавских рыбаков. Художественное своеобразие очерков А.И.Куприна. Работа над презентациями на заданную тему. Ахматова и Крым. Стихотворения крымской тематики. Своеобразие поэмы «У синего моря». Маяковский в Крыму, стихотворения о Крыме. Количество часов 1 Примечание 1 1 1 1 5 9 13.01.23 И. Шмелев и Крым Своеобразие рассказов И. Шмелева о Крыме. 1 10 11 27.01.23 10.02.23 И.Шмелёв «Солнце мёртвых». Роман Грина «Золотая цепь», жанр, проблематика, композиция. Повесть «Бегущая по волнам». 1 1 12 10.03.23 1 13 07.04.23 Рассказы Грина, написанные в Крыму Очерки М. Булгакова «Путешествие по Крыму». 14 21.04.23 К. Паустовский и Крым Повесть «Черное море». Рассказ «Робкое сердце». 1 15 05.05.23 В. Аксенов и Крым Роман «Остров Крым», жанр, композиция, проблематика, роман утопия. 1 16 19.05.23 Современная литература Крыма, авторы, произведения, проблематика современной литературы о полуостров Крым. 1 Контрольная работа. Сочинение «Мой любимый автор, писавший о Крыме» 1 17 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. Учебно-методическое пособие. Симферополь, 2011. 2. Дегтярев П. А., Вуль Р. М. У литературной карты Крыма. Литературно-краеведческие очерки. Симферополь: Крым, 1965. 3. Криштоф Е.Г. Сто рассказов о Крыме. - Симферополь: Таврия, 1978. 4. Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В. П. Казарин; авт. вступ. ст. и справ, материалов А. Н. Рудяков; худож. В. И. Жерибор, В. И. Верещак; ил.художников и фотографов XVIII — XX вв. — Симферополь: Таврия, 1989 5. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей / Г.Н.Кунцевская. - Симферополь: Таврия, 2008. 8. Легенды Крыма. - Симферополь, 1990. 10.Навеянные Крымом строки. Справочник - путеводитель //Симферополь, 1978. 6 11.Спутник краеведа / [Сост. С. К. Сосновский, А. А. Столбунов]. — Симферополь: Таврия, 1978. > Крым в русской литературе. Сб. в двух томах. — Симферополь: Крымиздат, 1948-1949. 13.Широков В.А. Симферополь. Улицы рассказывают. - Симферополь: Таврия, 1983. - методические разработки уроков и мероприятий. - Технические средства обучения: мультимедийный проектор NECV 300 ready с потолочным креплением, ноутбук DNS (0154222) inteli3- 2350 M (2.3) /4096/500/NVGT 520 M 1 Gb/ dvd-smulti/ wifi/Bt/Cam/ Win 7, моторизованный экран MWCinimatikmotorscreen. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Рекомендуемая литература: Для обучающихся 1. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей / Г.Н.Кунцевская. - Симферополь: Таврия, 2008. Для преподавателей 1. Дегтярёв В., Вуль Р. У литературной карты Крыма. — Симферополь, 1965. 2. Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В, П. Казарин. — Симферополь, 1989. 3. Крымский пейзаж в творчестве художников: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Р. Д. Бащенко. — К., 1990. 4. Сухоруков В. Знаете ли вы Крым? — Симферополь, 1983. 5. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания: В 3 т. — М., 1990. —Т. 1. 6. Эфрон А. О. О Марине Цветаевой. — М-, 1989. 7. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. -Симферополь: Антиква,2011. 8. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003. 9. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002. 10. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001. 11. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001. 12. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002. 13. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001. 14. Смирнова Л.Н. Русская литература конца Х1Х - начала ХХ в. - М., 2001. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. Учебно-методическое пособие. Симферополь, 2011. 2. Дегтярев П. А., Вуль Р. М. У литературной карты Крыма. Литературно-краеведческие очерки. Симферополь: Крым, 1965. 7 3. Криштоф Е.Г. Сто рассказов о Крыме. - Симферополь: Таврия, 1978. 4. Крым. Поэтический атлас: Справ, туриста и краеведа / Сост. А. Н. Рудяков, В. П. Казарин; авт. вступ. ст. и справ, материалов А. Н. Рудяков; худож. В. И. Жерибор, В. И. Верещак; ил.художников и фотографов XVIII — XX вв. — Симферополь: Таврия, 1989 5. Крымский пейзаж в творчестве художников: Альбом /Авт.вступ.ст. и сост. Р. Д. Бащенко. — К.: Мистецтво, 1990. 6. Кунцевская Г.Н. Благословенная Таврида. Крым глазами великих русских писателей / Г.Н.Кунцевская. - Симферополь: Таврия, 2008. 7. Лавров В.В., Богоявленская И.М.Антология крымской поэзии XX века. В 2-х частях. Симферополь: НАТА, 2007. 8. Легенды Крыма. - Симферополь, 1990. 9. Лихачев Д. С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. 10. Навеянные Крымом строки. Справочник - путеводитель //Симферополь, 1978. 11. Спутник краеведа / [Сост. С. К. Сосновский, А. А. Столбунов]. — Симферополь: Таврия, 1978. > Крым в русской литературе. Сб. в двух томах. — Симферополь: Крымиздат, 1948-1949. 12. Урсу Д.П. Деятели крымскотатарской культуры / Сост. Д.Урсу. - Симферополь, 1999. 13. Широков В.А. Симферополь. Улицы рассказывают. - Симферополь: Таврия, 1983. Интернет-ресурсы https://pisatelicrimea.ru http://franco.crimealib.ru https://brega-crimea.ru 8