Русский язык 6 кл

ПРОГРАММА ПО «РУССКОМУ ЯЗЫКУ» В 6 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.
Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой,
издательство «Просвещение», 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия
«Академический школьный учебник»), в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК.
Рабочая программа по обществознанию рассчитана на 34 рабочие недели, 4,5 часа в неделю, 153 часа в год (из них 4 резерва).
Нормативную правовую основу для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский язык»
составляют следующие документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по
вопросам воспитания обучающихся»;
 Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Результаты изучения предмета «Русский язык» в 6 классе.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценностирусского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения.

Метапредметные:
1) владение всеми видамиречевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении
образования;
3) владение всеми видами речевой деятельности;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; 5)освоение базовых понятий лингвистики;
6) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
7) осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы.
Речь и речевое общение.
1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание
коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность.
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в
соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст.
1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки
текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка.

1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной
литературы.
2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке.
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского
языка. Фонетика и орфоэпия.
1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел
лингвистики.
2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика.
1. Соотношение звука и буквы.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование.
1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные
слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний
по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология.
1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологизмы.
2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора
слов.
Морфология.
1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение
морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике
правописания.
Синтаксис.
1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры.
Сложные предложения.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и
правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Правописание:
орфография и пунктуация.
1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки
препинания и их функции.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в
письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и
пунктуационных проблем.
№
1
2

Введение.
Вводный контроль.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Наименование раздела
Количество часов
5
1
12
1

7
8
9
10
11
12
13

Морфемика. Словообразование. Орфография.
Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование.
Орфография».
Лексикология. Орфография. Культура речи.
Развитие речи.
Развитие речи.
Контрольная работа по теме «Лексикология».
Морфология.
Контрольная работа.
Контрольная работа по теме «Морфология. Имя существительное».

14

Контрольная работа по теме «Морфология. Имя прилагательное».

1

15
16
17
18

Контрольная работа по теме «Морфология. Имя числительное».
Контрольная работа по теме «Морфология. Местоимение».
Развитие речи.
Контрольная работа.

1
1
2
1

5
6

20
2
2
1
82
1
1

Формы контроля
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Тесты.

Сочинение-рассуждение.
Изложение прослушанного текста.
Тесты
Словарный диктант.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием.
Тесты.
Тесты.
Сочинение-рассуждение
Словарный диктант.

№
п/п

19

Контрольная работа по теме «Морфология. Глагол».

1

20
21
22
23

Синтаксис и пунктуация. Повторение.
Развитие речи.
Проверочная работа по теме «Простое предложение».
Контрольная работа.

14
1
1
1

Сжатое изложение
Тесты
Диктант с грамматическим заданием.

24

Итоговая контрольная работа.
Всего часов:

1

Тесты.

Количество
часов

Дата по плану

Контрольный диктант с
грамматическим заданием.

153 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Дата по факту
Название раздела, тема урока

Формы и темы
контроля

ВВЕДЕНИЕ (5 часов + 1 развитие речи)
1.

1

01.09.22

Русский язык -государственный язык
Российской Федерации и язык
межнационального общения.
(п. 1)

2.

1

02.09.22

3.

1

05.09.22

Понятие о функциональных разновидностях
языка.
(п. 2)
Р/р 1. Текст и его признаки. (п. 3)

4.

1

07.09.22

5.

1

08.09.22

Орфоэпические нормы.
(п. 4)
Контрольный диктант
задание (вводный).

и

грамматическое Диктант с
грамматическим
заданием

Примечание

6.

1

09.09.22

Работа над ошибками.

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. (11часов +2 развития речи)
7.

1

12.09.22

8.

1

13.09.22

9.

1

14.09.22

10.

1

15.09.22

11.

1

16.09.22

12.

1

19.09.22

13.

1

21.09.22

Состав слова.
(п. 5)
Состав слова.
(п. 5)
Р/р 2. Определение принадлежности текста к
функциональной разновидности языка.
Основные способы образования слов в русском
языке.
(п. 6)
Сложные и сложносокращенные слова.
(п. 7)
Понятие об этимологии.
(п. 8)
Морфемный и словообразовательный
разбор слова. (п. 9)

14.

1

22.09.22

Р/р 3. Сочинение на лингвистическую тему.

15.

1

23.09.22

Буквы о/а в корнях гор/гар, зор/зар, раст/рос.
(п.10)

16.

1

26.09.22

Буквы о/а в корнях гор/гар, зор/зар, раст/рос.
(п.10)

17.

1

27.09.22

18.

1

28.09.22

19.

1

29.09.22

Правописание приставок пре/при.
(п. 11)
Контрольная работа № 1 по теме «Морфемика,
словообразование, орфография».

Тесты

Работа над ошибками.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (18 часа + 7 развития речи)
20.

1

30.09.22

21.

1

03.10.22

22.

1

05.10.22

23.

1

06.10.22

24.

1

07.10.22

25.

1

10.10.22

26.

1

11.10.22

27.

1

12.10.22

Повторение изученного в 5 классе.
(п. 13)
Р/р 4. Сочинение-рассказ о народном
промысле.
(п. 18)
Р/р 5. Сочинение-рассказ о народном
промысле.
(п. 18)
Метафора.
(п. 14)
Лексические выразительные средства.
(п. 15)
Р/р 6. Подготовка материалов для сочиненияописания.
Чередование гласных в корнях скак/скоч,
равн/ровн, твар/твор.
(п. 16)
Чередование гласных в корнях скак/скоч,
равн/ровн, твар/твор.
(п. 16)

28.

1

13.10.22

29.

1

14.10.22

30.

1

17.10.22

31.

1

19.10.22

32.

1

20.10.22

33.

1

21.10.22

34.

1

24.10.22

35.

1

25.10.22

36.

1

26.10.22

37.
38.

1
1

27.10.22
28.10.22

39.

1

07.11.22

Исконно русские слова.
(п. 17)
Заимствованные слова.
(п. 18)
Слова с полногласными и неполногласными
сочетаниями.
(п. 19)
Лексика русского языка с точки зрения её
активного и пассивного употребления.
(п. 20)
Общеупотребительные слова.
Диалектизмы.
(п. 21)
Профессионализмы.
(п. 22)
Жаргонизмы.
(п. 23)
Стилистически нейтральная и книжная
лексика. (п. 24)
Стилистические пласты лексики.
Разговорная лексика. (п.
25)
Р/р 7. Контрольное сочинение-рассуждение.
Р/р 8. Контрольное сочинение-рассуждение.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
(п. 26)

Сочинениерассуждение

Фразеологизмы нейтральные и стилистически
окрашенные.
(п. 27)
Р/р 9. Контрольное изложение прослушанного
текста.

40.

1

08.11.22

41.

1

09.11.22

42.

1

10.11.22

Р/р 10. Контрольное изложение прослушанного
текста.

43.

1

11.11.22

44.

1

14.11.22

Контрольная работа №2 по теме
«Лексикология».
Работа над ошибками.

45.

1

16.11.22

46.

1

17.11.22

47.

1

18.11.22

Контрольный словарный диктант №1.
Работа над ошибками.

48.

1

21.11.22

49.

1

22.11.22

50.

1

23.11.22

51.

1

24.11.22

Разносклоняемые и несклоняемые имена
существительные.
(п. 31)
Разносклоняемые и несклоняемые имена
существительные.
(п. 31)
Имена существительные общего рода.
(п. 32)
Морфологический разбор имени
существительного.
(п. 33)

Изложение
прослушанного
текста
Тесты

МОРФОЛОГИЯ. (73 часов + 18 развития речи)
Части речи в русском языке. (п.
29)
Имя существительное как часть речи. (п. 30)
Словарный
диктант

52.
53.

1
1

25.11.22
28.11.22

Р/р 11. Стиль текста.
Словообразование имен существительных.
(п. 34)

54.

1

30.11.22

Сложносокращённые имена существительные.
(п. 35)

55.

1

01.12.22

56.

1

02.12.22

57.

1

05.12.22

Правописание гласных в суффиксах имен
существительных.
(п. 36)
Правописание гласных в суффиксах имен
существительных.
(п. 36)
Контрольный диктант №1 с грамматическим
заданием.

58.

1

06.12.22

Работа над ошибками.

59.

1

07.12.22

60.

1

08.12.22

Имя прилагательное как часть речи. (п.
43)
Р/р 12.Особенности строения текстаописания. (п. 38)

61.

1

09.12.22

Р/р 13.Особенности строения текстаописания. (п. 38)

62.

1

12.12.22

63.

1

14.12.22

Сравнительная степень. (п.
39)
Сравнительная степень. (п.
39)

Диктант с
грамматическим
заданием

64.

1

15.12.22

65.

1

16.12.22

66.
67.

1
1

19.12.22
20.12.22

68.

1

21.12.22

69.

1

22.12.22

70.

1

23.12.22

71.

1

26.12.22

72.

1

28.12.22

73.

1

29.12.22

74.

1

30.12.22

75.

1

09.01.23

76.

1

11.01.23

Превосходная степень.
(п. 40)
Превосходная степень.
(п. 40)
Р/р 14. Сжатое изложение.
Качественные прилагательные.
(п. 41)
Качественные прилагательные.
(п. 41)
Относительные прилагательные.
(п. 42)
Относительные прилагательные.
(п. 42)
Притяжательные прилагательные.
(п. 43)
Притяжательные прилагательные.
(п. 43)
Морфологический разбор имени
прилагательного. (п. 44)
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных.
(п. 45)
Одна и две н в суффиксах прилагательных. (п.
46)
Одна и две н в суффиксах прилагательных. (п.
46)

77.

1

12.01.23

Правописание имен прилагательных с
суффиксами к и ск. (п. 47)

78.

1

13.01.23

79.

1

16.01.23

80.

1

17.01.23

Правописание сложных прилагательных.
(п. 48)
Р/р 15. Описание признаков предметов и
явлений окружающего мира.
(п. 49)
Контрольный диктант.№2 с грамматическим
заданием.

81.

1

18.01.23

Работа над ошибками.

82.

1

19.01.23

83.

1

20.01.23

Имя числительное как часть речи. (п.
51)
Простые, сложные и составные числительные.
(п. 52)

84.

1

23.01.23

Количественные и порядковые числительные.
(п. 53)

85.
86.
87.

1
1
1

25.01.23
26.01.23
27.01.23

Р/р 16. Роль числительных в тексте.
Склонение числительных. (п. 54)
Склонение числительных. (п. 54)

88.
89.
90.

1

30.01.23

1

31.01.23

1

01.02.23

Разряды количественных числительных.
(п. 55)
Разряды количественных числительных.
(п. 55)
Р/р 17. Сочинение на лингвистическую тему.

Диктант с
грамматическим
заданием

Синтаксическая роль числительных.
(п. 56)
Р/р 18. Лексические способы сокращения
текста.

91.

1

02.02.23

92.

1

03.02.23

93.

1

06.02.23

94.

1

08.02.23

95.

1

09.02.23

Работа над ошибками.

96.

1

10.02.23

97.

1

13.02.23

98.
99.

1
1

14.02.23
15.02.23

100.

1

16.02.23

101.

1

17.02.23

Местоимение как часть речи. (п.
59)
Личные местоимения.
(п. 60)
Р/р 19. Приемы сжатия текста.
Возвратное местоимение «себя».
(п. 61)
Притяжательные местоимения.
(п. 62)
Р/р 20. Сочинение-описание картины.

102.

1

20.02.23

Р/р 21. Сочинение-описание картины.

103.

1

22.02.23

104.

1

27.02.23

105.

1

28.02.23

Указательные местоимения.
(п. 63)
Определительные местоимения.
(п. 64)
Р/р 22. Текст.

106.

1

01.03.23

Морфологический разбор числительного.
(п. 57)
Контрольная работа №3 по теме
«Морфология. Числительное».

Вопросительно-относительные местоимения.
(п. 65)

Тесты

Неопределенные местоимения.
(п.66)
Отрицательные местоимения.
(п. 67)
Морфологический разбор местоимений.
(п. 68)
Р/р 23.Сочинение-описание картины.
Р/р 24.Сочинение-описание картины.
Контрольная работа №4 по теме
«Морфология. Местоимение».
Работа над ошибками.
Глагол. (п.
70)
Совершенный и несовершенный вид
глагола. (п. 71)
Совершенный и несовершенный вид
глагола. (п. 71)

107.

1

02.03.23

108.

1

03.03.23

109.

1

06.03.23

110.
111.
112.

1
1
1

09.03.23
10.03.23
13.03.23

113.
114.

1
1

14.03.23
15.03.23

115.

1

16.03.23

116.

1

17.03.23

117.

1

27.03.23

Разноспрягаемые глаголы. (п. 72)

118.

1

28.03.23

119.

1

29.03.23

120.

1

30.03.23

121.

1

31.03.23

Переходные и непереходные глаголы.
Возвратные глаголы.
(п. 73)
Наклонение глагола. Изъявительное
наклонение. (п. 74)
Условное наклонение.
(п. 75)
Р/р 25. Контрольное сочинение-рассуждение.

122.

1

03.04.23

Р/р 26. Контрольное сочинение-рассуждение.

123.

1

05.04.23

Повелительное наклонение.
(п. 76)

Тесты

Сочинениерассуждение

Повелительное наклонение.
(п. 76)
Р/р 27. Создание текста-инструкции.

124.

1

06.04.23

125.

1

07.04.23

126.

1

10.04.23

Употребление наклонений.
(п. 77)

127.

1

11.04.23

128.

1

12.04.23

129.

1

13.04.23

130.

1

14.04.23

131.

1

19.04.23

Безличные глаголы.
(п. 78)
Безличные глаголы.
(п. 78)
Контрольный словарный диктант №2. Работа
над ошибками.
Морфологический разбор глагола.
(п. 79)
Правописание гласных в суффиксах
глаголов. (п. 80)

132.

1

20.04.23

133.
134.

1
1

21.04.23
24.04.23

135.

1

25.04.23

136.

1

26.04.23

137.
138.

1
1

27.04.23
28.04.23

139.

1

03.05.23

Правописание гласных в суффиксах
глаголов. (п. 80)
Р/р 28. Рассказ о событии.
Контрольный диктант № 3 с грамматическим
заданием.

Словарный
диктант

Диктант с
грамматическим
заданием

Работа над ошибками.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ПОВТОРЕНИЕ (15час + 3 развития речи).
Основные единицы синтаксиса.
(п. 83)
Р/р №29. Контрольное сжатое изложение.
Сжатое изложение
Простое предложение.
(п. 84)
Р/р 30. Сочинение-описание картины.

Порядок слов в предложении.
(п. 85)
Простое осложнённое предложение.
(п. 86)
Тест по теме «Простое предложение»
Р/р №31. Рассуждение. (п. 87)
Сложное предложение.
(п. 88)
Сложное предложение.
(п. 88)
Контрольный диктант №4 с грамматическим
заданием.

140.

1

04.05.23

141.

1

05.05.23

142.
143.
144.

1
1
1

10.05.23
11.05.23
12.05.23

145.

1

15.05.23

146.

1

17.05.23

147.
148.

1
1

18.05.23
19.05.23

Работа над ошибками.
Итоговая контрольная работа за год.

149.
150.
151.
152.
153.

1
1
1
1
1

22.05.23
23.05.23
24.05.23
25.05.23
26.05.23

Работа над ошибками.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.

Тест

Диктант с
грамматическим
заданием
Тесты

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва:
«Просвещение»
2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. –
Москва: «Просвещение» 2012.
3. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован
Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
4. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г.
Добротина; Москва: «Просвещение», 2011.

5. http://vvww.openclass.ru - сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».
6. http://vvvvw.it-n.ru/ - портал «Сеть творческих учителей».
7. http://eng. lseptember.ru/ - издательский дом «Первое сентября», издание «Русский язык».
8. http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение».
9. www.russkoe-slovo.ru– сайт издательства «Русское слово».
10. https://drofa-ventana.ru– сайт издательства «Дрофа-Вентана-Граф».
11. http://pedsovet.org - портал «Всероссийский педсовет».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».