Рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

Рабочая программа
по предмету
Родной язык (русский)
9 класс
на 2022-2023 учебный год

Составлена
учителем русского языка и
литературы
Скрипкой Е.Н.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022 г..

С. Орловское, 2022г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 9 класса составлена на
основе:
-- Примерной программы по учебному предмету « Родной (русский) язык» для
общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования (одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 31.01.2018
№ 2/18).
-- Русский родной язык: 9 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова,
О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. О. М. Александровой.] — М.:
Учебная литература, 2018.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным пособием для
общеобразовательных организаций «Русский родной язык». 3-е издание, Москва,
«Просвещение», 2019.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» предусматривает
следующее распределение часов:
Год обучения

Класс

5

9

Количество часов
в неделю
1

Количество
учебных недель
34

Количество часов
в год
34

Программой предусмотрено проведение годовых контрольных работ и выполнение
проектных работ в течение каждого года обучения
Перечень проектов по учебному предмету «Родной язык (русский)» для учащихся 5-9
классов составлен с учетом примерных тем проектных и исследовательских работ,
представленных в примерной программе по учебному предмету « Родной (русский) язык»
для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
« Родной (русский) язык»
Предметные результаты
1)
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
2)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3)
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4)
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
5)
формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
2

синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Регулятивные
• Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;

3

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ.
Коммуникативные
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения
интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнѐра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим
объѐмом;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
5

• объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения
и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента
у выпускника сформируется:
•
образ
социально-политического
устройства
—
представление
о
государственной организации
России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
•
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
•
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ
проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ
здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
•
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера морали.
В рамках ценностного и эмоционального компонента
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
6

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа рассматривает следующее содержание учебного материала:
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
7

согласно, вопреки; предлогапо с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на
слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех
же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы
в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернетполемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык
художественной
литературы.
Диалогичность
в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование

№
п/п

№ Название темы,
уро урока
ка
по
те

Колво
часов

Кол-во
провер
очных,
контро
льных

Кол-во
уроков
развити
я речи
/проект
8

ме

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
1920

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

работ

ы

Раздел 1. Язык и культура
10
Русский язык как зеркало национальной культуры
1
и истории народа
Ключевые слова русской культуры, их
1
национально-историческая значимость
Крылатые слова и выражения из произведений 1
художественной литературы, кинофильмов и песен
Развитие русского языка как закономерный
процесс
Основные тенденции развития современного русского
1
языка
Новые иноязычные заимствования в современном 1
русском языке
Словообразовательные неологизмы в современном русском
1
языке
Переосмысление значений слов в современном
1
русском
Стилистическая переоценка слов в современном русском
1 литературном
Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов
1
исследовательской работы)
10
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы
Изменение
произношений
и
ударений
в
современном литературном русском языке
Лексическая сочетаемость слова и точность
Тавтология, плеоназмы, речевая избыточность
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов
Типичные ошибки в управлении
Речевой этикет в деловом общении
Этика и этикет в электронной среде общения
Проект. Анализ типов заголовков в
современных СМИ, видов интервью в
современных СМИ
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности
Текст и его основные признаки. Тематическое
единство текста.
Виды преобразования текстов: аннотации,
конспект.
Виды преобразования текстов: графики и
диаграммы.
Понятие инфографики.
Практическая работа. Инфографика темы «Текст»
Разговорная речь. Анекдот, шутка

1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
1
1
1
1
1
1
1
9

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.
Научно-учебный стиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Прецедентные
тексты.
Защита проекта. Создание текстов разных стилей
Годовая контрольная работа
Анализ контрольной работы

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование.
Дата Дата Кол- Название
раздела,
тема
по
по
во
урока
п/п
плану факту часов
10 Раздел 1. Язык и культура
№

1

02.09

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа

2

09.09

1

Ключевые слова русской культуры, их национально-историческая
значимость

3

16.09

1

Крылатые слова и выражения из произведений художественной
литературы, кинофильмов и песен

4

23.09

1

5

30.09

1

Основные тенденции развития современного русского
языка

6

07.10

1

Новые иноязычные заимствования в современном
русском языке

7

14.10

1

Словообразовательные неологизмы в современном русском
языке

Примечание

Развитие русского языка как закономерный
процесс

10

8

21.10

1

Переосмысление значений слов в современном
русском

9

28.10

1

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном

10

11.11

1

Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов
исследовательской работы)

10

Раздел 2. Культура речи

11

18.11

1

Основные орфоэпические нормы

12

25.11

1

Изменение произношений и ударений в современном литературном
русском языке

13

02.12

1

Лексическая сочетаемость слова и точность

14

09.12

1

Тавтология, плеоназмы, речевая избыточность

15

16.12

1

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

16

23.12

1

Типичные ошибки в управлении

17

30.12

1

Речевой этикет в деловом общении

18

13.01

1

Этика и этикет в электронной среде общения

19

20.01
27.01

2

Проект. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов
интервью в современных СМИ

14

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

20

21

03.02

1

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности

22

10.02

1

Текст и его основные признаки. Тематическое единство текста.

11

23

17.02

1

Виды преобразования текстов: аннотации, конспект.

24

24.02

1

Виды преобразования текстов: графики и диаграммы.

25

03.03

1

Понятие инфографики.

26

10.03

1

Практическая работа. Инфографика темы «Текст»

27

17.03

1

Разговорная речь. Анекдот, шутка

28

07.04

1

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

29

14.04

1

Научно-учебный стиль. Доклад, сообщение.

30

21.04

1

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

31

28.04

1

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

32

2

Защита проекта. Создание текстов разных стилей

33

05.05
12.05

34

19.05

1

Годовая контрольная работа

34

26.05

1

Анализ контрольной работы

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».