Рабочая программа по родной русской литературе 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
Родная (русская) литература
на 2022 – 2023 учебный год
9 класс

Составлена
учителем русского языка
и литературы
Скрипкой Е.Н.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол №10
«29» августа 2022г
С. Орловское

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная (русская)
литература» предназначена для изучения литературы родного края в образовательных
организациях, реализующих образовательную программу основного общего
образования. Способствует приобщению обучающихся к литературному наследию
своего народа; формированию причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознанию исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа.
Программа дает возможность ознакомить обучающихся с творчеством писателей
родного края и изучить произведения авторов, пишущих о Крыме.

Цель учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины. «Родная литература» обеспечивает достижение обучающимися
следующих результатов:
предметных
 владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
 сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного языка;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
 сформированность
ответственности
за
языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
 сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;

2

 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
 сформированность навыков понимания литературных художественных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Личностных результатов, которые в процессе освоения программы предмета
формируют
 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России
 гражданскую позицию члена российского общества, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности;
 сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной
деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
 Метапредметных результатов:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
 владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности,
 владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
3

 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.4. Согласно учебному плану МБОУ Орловский УВК, количество часов на
освоение программы: 17часов/год

4

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родная (русская)
литература»
Наименование разделов и Содержание учебного материала
тем
Раздел 1. Введение. Литература родного края
Тема 1.1. Общее понятие о
предмете.

Ко-во
часов
2

Содержание учебного материала
2.Литературный Крым – одна из ярчайших
страниц в истории русской культуры.
1

Тема 1.2. Устное народное
творчество народов Крыма.
Обычаи. Традиции. Сказки.
Легенды.

Содержание учебного материала
1.Истоки литературы. Родной край как
источник творчества.
2.Легенды
народов Крыма. Легенды
Качинской долины, Чуфут-кале, Мангуп-Кале.
Богатство и
тематика легенд, общность
идеалов у разных народов.

Раздел 2. Крым в творчестве поэтов и писателей 19 в.в.
Тема 2.2. Пушкин и Крым. Содержание учебного материала
Отражение в произведениях 1.Романтический мир поэзии Пушкина.
поэта
впечатлений
от Стихотворения «Погасло дневное светило», «
посещения Крыма.
Желание», отрывки из романа Евгений Онегин
«Прекрасны вы, брега Тавриды», «Как я
завидовал волнам».
2.Анализ лирического произведения.
Художественное совершенство лирики
Пушкина
в
поэме
«Бахчисарайский
фонтан»
1. Пушкин в Бахчисарае.
2.Поэма «Бахчисарайский фонтан», «Фонтану
Бахчисарайскго дворца. Переосмысление
поэтом
крымскотатарской
легенды.
3.Философское
осмысление
вопросов
человеческого существования.
1. Краткая биографическая справка о
пребывании Чехова в Крыму.
2.Творчество крымского периода: «Случай из
практики», «Душечка», «Новая дача», «Дама с
собачкой». Мастерство психологического
анализа в произведениях Чехова.
Раздел 3. Крым в творчестве русских поэтов и писателей 20 века

1

4

1

1

2

6
5

Тема 3.1 Художественное Содержание учебного материала
совершенство стихотворений 1.Бунин-певец
красоты
крымского
И.А. Бунина и К. Бальмонта
полуострова. Стихотворения «Кипарисы», «На
поднебесном утесе», «Байдарская долина».
2.Стихотворения К. Бальмонта о Крыме:
«Аюдаг», «Крымская картинка». Прочтение и
анализ.
Тема 3.2. Крымский период в
Содержание учебного материала
творчестве А.И. Куприна.
1. Своеобразие творчества А.И.Куприна
2. Очерки «Листригоны» - вдохновенная
поэма о море, мужественных людях, спокойно
переносящих невзгоды и привыкших к
опасностям.
Тема
3.3.
Романтическое Содержание учебного материала
мировосприятие
и 1. Крым в судьбе М. Цветаевой. Стихи,
романтические
мотивы
в посвященные мужу и дочери. М. Цветаева и
творчестве А. Ахматовой и М. М. Волошин. Своеобразие поэтического стиля.
Цветаевой.
2. Крымский мир Анны Ахматовой. Красота
крымской земли и бесконечная любовь к ней в
стихах Ахматовой.
Выразительное чтение художественного
Тема 3.4 В.В. Маяковский и произведения как один из способов
Крым.
постижения идеи произведения
1. Поездки В. Маяковского в Крым.
2.Чтение и анализ стихотворений «Крым»,
«Земля наша обильная», «Евпатория»,
«Севастополь-Ялта», «Канцелярские
привычки», Чудеса».
3. Гражданская позиция поэта. Сатирическое
изображение негативных явлений
действительности.
Тема 3.5. С. Н. СергеевСодержание учебного материала
Ценский. Сведения о писателе. 1.Реализм изображаемых событий.
Сергеев-Ценский в Крыму.
2.Восхищение мужеством простых людей в
рассказах
«Старый врач», «В снегах», «Хитрая
девчонка».
Раздел 4. Крымские писатели
Тема 4.1. У литературной Содержание учебного материала
карты Крыма. «Моя земля – М. Волошин. Очерк жизни и твор-чества
земля моих отцов»
1.Цикл «Киммерийская весна». Отражение
творческой индивидуальности поэта в стихах.
2.Тема Родины и революции. Гуманизм поэта.
И. Сельвинский - знаменитый крымский

1

1

1

1

1

4

2
2
6

Тема 4.2. И. Сельвинский знаменитый крымский поэт
и драматург

поэт и драматург
1.Очерк жизни и творчества. Стихотворения
«Юность», «Экспериментальное», «Осень».
Особенности стихосложения, звукопись.
2.Тема Великой Отечественной войны в
стихотворениях «Крым»,
« Севастополь», «Аджимушкай»

Раздел 6. Современные крымские писатели
Тема 6.1. Литература Крыма на 1.Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме».
современном этапе. Тенденции Анализ.
развития
современной Активная гражданская позиция крымских
художественной
литературы писателей – современников.
Крыма
Зачет.

1

ВСЕГО:

17

1

Календарно-тематическое планирование.
№
урока

Количество
часов

1

1

2

1

3

1

Наименование раздела, темы
урока

Раздел 1. Введение.
Литература родного
края.Фольклор.
Литературный Крым – одна
из ярчайших страниц в
истории русской культуры.
. Устное народное творчество
народов Крыма. Обычаи.
Традиции. Сказки. Легенды
Легенды
народов Крыма.
Легенды Качинской долины,
Чуфут-кале,
Мангуп-Кале.
Богатство и тематика легенд,
общность идеалов у разных

Сроки
по
плану

Сроки
по
факту

Примечание

08.09

22.09

06.10

7

народов.

4

1

5, 6

2

7

1

8

1

9,10

2

11

1

Раздел 2. Крым в творчестве
поэтов и писателей 19в.
Пушкин и Крым.
.Романтический мир поэзии
Пушкина. Стихотворения
«Погасло дневное светило», «
Желание», отрывки из романа
Евгений Онегин «Прекрасны
вы, брега Тавриды», «Как я
завидовал волнам».
Пушкин в Бахчисарае.
2.Поэма «Бахчисарайский
фонтан», «Фонтану
Бахчисарайскго дворца.
Переосмысление поэтом
крымскотатарской легенды.
3.Философское осмысление
вопросов человеческого
существования.
Раздел 3. Крым в творчестве
русских поэтов и писателей
20 века
.Бунин-певец
красоты
крымского
полуострова.
Стихотворения «Кипарисы»,
«На поднебесном утесе»,
«Байдарская долина».
.Стихотворения К. Бальмонта
о Крыме: «Аюдаг»,
«Крымская картинка».
Прочтение и анализ.
. Своеобразие творчества
А.И.Куприна
2. Очерки «Листригоны» вдохновенная поэма о море,
мужественных людях,
спокойно переносящих
невзгоды и привыкших к
опасностям.
Крым в судьбе М. Цветаевой.
Стихи, посвященные мужу и
дочери. М. Цветаева и М.

20.10

17.11
31.11

15.12

29.12

19.01
02.02

16.02

8

Волошин. Своеобразие
поэтического стиля.
12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17,18

1

. Крымский мир Анны
Ахматовой. Красота
крымской земли и
бесконечная любовь к ней в
стихах Ахматовой.
. Поездки В. Маяковского в
Крым.
2.Чтение и анализ
стихотворений «Крым»,
«Земля наша обильная»,
«Евпатория», «СевастопольЯлта», «Канцелярские
привычки», Чудеса».

02.03

С.
Н.
Сергеев-Ценский.
Сведения о писателе. СергеевЦенский в Крыму. Реализм
изображаемых событий.
2.Восхищение
мужеством
простых людей в рассказах
«Старый врач», «В снегах»,
«Хитрая девчонка».
М. Волошин. Очерк жизни и
творчества
1.Цикл «Киммерийская
весна». Отражение
творческой индивидуальности
поэта в стихах
И. Сельвинский знаменитый крымский поэт
и драматург
1.Очерк жизни и творчества.
Стихотворения «Юность»,
«Экспериментальное»,
«Осень». Особенности
стихосложения, звукопись.
2.Тема Великой
Отечественной войны в
стихотворениях «Крым»,
« Севастополь»,
«Аджимушкай»

30.03

Итоговый урок. Контрольная

11.05,

16.03

13.04

27.04

9

работа.

25.05

Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях,
под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016.
2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО / под ред. Г.А.
Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016.
3. С.А.Зинин, В.И. Сахаров. Русский язык и литература. Литература 10
кл.(ч.1, 2);
Интернет – ресурсы:
1. Электронный ресурс «ГРАМОТА. РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма
доступа: rus.1september.ru
3. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
4. Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
5. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
6. Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа:
www.slovari
7. Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html
8. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/
9. Мифы и легенды Крыма
http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/
10. www. Crimea. ru
11. www. Crimea- vip. ru
12. www. books.ru
13. www. krim. Biz. Ua

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».