РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Родная (русская) литература на 2022 – 2023 учебный год 9 класс Составлена учителем русского языка и литературы Скрипкой Е.Н. Рекомендована педагогическим советом Протокол №10 «29» августа 2022г С. Орловское ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная (русская) литература» предназначена для изучения литературы родного края в образовательных организациях, реализующих образовательную программу основного общего образования. Способствует приобщению обучающихся к литературному наследию своего народа; формированию причастности к свершениям и традициям своего народа, осознанию исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. Программа дает возможность ознакомить обучающихся с творчеством писателей родного края и изучить произведения авторов, пишущих о Крыме. Цель учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины. «Родная литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: предметных владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 2 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. Личностных результатов, которые в процессе освоения программы предмета формируют российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России гражданскую позицию члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности; сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 3 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.4. Согласно учебному плану МБОУ Орловский УВК, количество часов на освоение программы: 17часов/год 4 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родная (русская) литература» Наименование разделов и Содержание учебного материала тем Раздел 1. Введение. Литература родного края Тема 1.1. Общее понятие о предмете. Ко-во часов 2 Содержание учебного материала 2.Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры. 1 Тема 1.2. Устное народное творчество народов Крыма. Обычаи. Традиции. Сказки. Легенды. Содержание учебного материала 1.Истоки литературы. Родной край как источник творчества. 2.Легенды народов Крыма. Легенды Качинской долины, Чуфут-кале, Мангуп-Кале. Богатство и тематика легенд, общность идеалов у разных народов. Раздел 2. Крым в творчестве поэтов и писателей 19 в.в. Тема 2.2. Пушкин и Крым. Содержание учебного материала Отражение в произведениях 1.Романтический мир поэзии Пушкина. поэта впечатлений от Стихотворения «Погасло дневное светило», « посещения Крыма. Желание», отрывки из романа Евгений Онегин «Прекрасны вы, брега Тавриды», «Как я завидовал волнам». 2.Анализ лирического произведения. Художественное совершенство лирики Пушкина в поэме «Бахчисарайский фонтан» 1. Пушкин в Бахчисарае. 2.Поэма «Бахчисарайский фонтан», «Фонтану Бахчисарайскго дворца. Переосмысление поэтом крымскотатарской легенды. 3.Философское осмысление вопросов человеческого существования. 1. Краткая биографическая справка о пребывании Чехова в Крыму. 2.Творчество крымского периода: «Случай из практики», «Душечка», «Новая дача», «Дама с собачкой». Мастерство психологического анализа в произведениях Чехова. Раздел 3. Крым в творчестве русских поэтов и писателей 20 века 1 4 1 1 2 6 5 Тема 3.1 Художественное Содержание учебного материала совершенство стихотворений 1.Бунин-певец красоты крымского И.А. Бунина и К. Бальмонта полуострова. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина». 2.Стихотворения К. Бальмонта о Крыме: «Аюдаг», «Крымская картинка». Прочтение и анализ. Тема 3.2. Крымский период в Содержание учебного материала творчестве А.И. Куприна. 1. Своеобразие творчества А.И.Куприна 2. Очерки «Листригоны» - вдохновенная поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к опасностям. Тема 3.3. Романтическое Содержание учебного материала мировосприятие и 1. Крым в судьбе М. Цветаевой. Стихи, романтические мотивы в посвященные мужу и дочери. М. Цветаева и творчестве А. Ахматовой и М. М. Волошин. Своеобразие поэтического стиля. Цветаевой. 2. Крымский мир Анны Ахматовой. Красота крымской земли и бесконечная любовь к ней в стихах Ахматовой. Выразительное чтение художественного Тема 3.4 В.В. Маяковский и произведения как один из способов Крым. постижения идеи произведения 1. Поездки В. Маяковского в Крым. 2.Чтение и анализ стихотворений «Крым», «Земля наша обильная», «Евпатория», «Севастополь-Ялта», «Канцелярские привычки», Чудеса». 3. Гражданская позиция поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Тема 3.5. С. Н. СергеевСодержание учебного материала Ценский. Сведения о писателе. 1.Реализм изображаемых событий. Сергеев-Ценский в Крыму. 2.Восхищение мужеством простых людей в рассказах «Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка». Раздел 4. Крымские писатели Тема 4.1. У литературной Содержание учебного материала карты Крыма. «Моя земля – М. Волошин. Очерк жизни и твор-чества земля моих отцов» 1.Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой индивидуальности поэта в стихах. 2.Тема Родины и революции. Гуманизм поэта. И. Сельвинский - знаменитый крымский 1 1 1 1 1 4 2 2 6 Тема 4.2. И. Сельвинский знаменитый крымский поэт и драматург поэт и драматург 1.Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Экспериментальное», «Осень». Особенности стихосложения, звукопись. 2.Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», « Севастополь», «Аджимушкай» Раздел 6. Современные крымские писатели Тема 6.1. Литература Крыма на 1.Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме». современном этапе. Тенденции Анализ. развития современной Активная гражданская позиция крымских художественной литературы писателей – современников. Крыма Зачет. 1 ВСЕГО: 17 1 Календарно-тематическое планирование. № урока Количество часов 1 1 2 1 3 1 Наименование раздела, темы урока Раздел 1. Введение. Литература родного края.Фольклор. Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры. . Устное народное творчество народов Крыма. Обычаи. Традиции. Сказки. Легенды Легенды народов Крыма. Легенды Качинской долины, Чуфут-кале, Мангуп-Кале. Богатство и тематика легенд, общность идеалов у разных Сроки по плану Сроки по факту Примечание 08.09 22.09 06.10 7 народов. 4 1 5, 6 2 7 1 8 1 9,10 2 11 1 Раздел 2. Крым в творчестве поэтов и писателей 19в. Пушкин и Крым. .Романтический мир поэзии Пушкина. Стихотворения «Погасло дневное светило», « Желание», отрывки из романа Евгений Онегин «Прекрасны вы, брега Тавриды», «Как я завидовал волнам». Пушкин в Бахчисарае. 2.Поэма «Бахчисарайский фонтан», «Фонтану Бахчисарайскго дворца. Переосмысление поэтом крымскотатарской легенды. 3.Философское осмысление вопросов человеческого существования. Раздел 3. Крым в творчестве русских поэтов и писателей 20 века .Бунин-певец красоты крымского полуострова. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина». .Стихотворения К. Бальмонта о Крыме: «Аюдаг», «Крымская картинка». Прочтение и анализ. . Своеобразие творчества А.И.Куприна 2. Очерки «Листригоны» вдохновенная поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к опасностям. Крым в судьбе М. Цветаевой. Стихи, посвященные мужу и дочери. М. Цветаева и М. 20.10 17.11 31.11 15.12 29.12 19.01 02.02 16.02 8 Волошин. Своеобразие поэтического стиля. 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17,18 1 . Крымский мир Анны Ахматовой. Красота крымской земли и бесконечная любовь к ней в стихах Ахматовой. . Поездки В. Маяковского в Крым. 2.Чтение и анализ стихотворений «Крым», «Земля наша обильная», «Евпатория», «СевастопольЯлта», «Канцелярские привычки», Чудеса». 02.03 С. Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. СергеевЦенский в Крыму. Реализм изображаемых событий. 2.Восхищение мужеством простых людей в рассказах «Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка». М. Волошин. Очерк жизни и творчества 1.Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой индивидуальности поэта в стихах И. Сельвинский знаменитый крымский поэт и драматург 1.Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Экспериментальное», «Осень». Особенности стихосложения, звукопись. 2.Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», « Севастополь», «Аджимушкай» 30.03 Итоговый урок. Контрольная 11.05, 16.03 13.04 27.04 9 работа. 25.05 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Русский язык и литература. Литература: учебник для СПО в 2-х частях, под ред. Обернихиной Г.А. – М., «Академия», 2016. 2. Литература: практикум: учеб. Пособие для студентов СПО / под ред. Г.А. Обернихиной, 5-е изд., – М., «Академия», 2016. 3. С.А.Зинин, В.И. Сахаров. Русский язык и литература. Литература 10 кл.(ч.1, 2); Интернет – ресурсы: 1. Электронный ресурс «ГРАМОТА. РУ». Форма доступа:www.gramota.ru 2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru 3. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru 4. Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru 5. Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru 6. Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari 7. Литературный Крым: http://lyrica.crimea.edu/index.html 8. Библиотека М. Мошкова http://www.lib.ru/ 9. Мифы и легенды Крыма http://izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/ 10. www. Crimea. ru 11. www. Crimea- vip. ru 12. www. books.ru 13. www. krim. Biz. Ua 10