Рабочая программа по предмету Родная (русская ) литература 7 класс на 2022-2023 учебный год Составлена учителем русского языка и литературы Скрипкой Е.Н. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» 08. 2022 г.. С. Орловское, 2022 Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.; Изучение учебного предмета «Родная литература(русская)» (5-9 класс) осуществляется на основании письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2020/2021 учебный год». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в 7 классе, в учебном плане МБОУ Орловский УВК в 7 классе на изучение родной литературы (русской) на 2022-2023у.г. предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2 Метапредметные результаты: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; •смысловое чтение; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Предметные результаты: осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 3 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления». Содержание курса Русский фольклор (3ч) Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник". Легенды Крыма. Древнерусская литература ( 2ч) Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы. "Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. Литература XVIII века (2ч) Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин. И.И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Литература XIX века (11ч) Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров. А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. Язык произведения, художественная деталь. В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал» И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг". Афанасий Афанасьевич Фети Курский край. Усадьба в Воробьевке: Фет – поэт, Фет – барин. Исторические факты об усадьбе Воробьевка, хозяйственная деятельности Фета, его творчество в этот период. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Ф.И. Тютчев.Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..." Николай Семёнович Лесков. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви. А. П. Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор. Литература XX А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. А.С.Грин. Новелла «Капитан Дюк». Нравственные искания капитана Дюка. И. С. Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. 4 «Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным. Сострадание и милосердие в нечеловеческих условиях военного времени. Художественные особенности рассказа. А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу центральная идея повести "Тимур и его команда". Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны. Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. В. К. Железняков «Чучело». Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести. Е.Г.Криштоф « Сто рассказов о Крыме». Люди, события, природа на страницах книги. Родная природа в стихотворениях крымских поэтов ( М.Волошин, В.В.Егоров, Е.П. Фрисман) Календарно-тематическое планирование №/п 1. Тема урока Введение 1ч Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа. Русский фольклор 3ч Колво часов Дата провед. План 1ч 08.09 2 Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и СоловейРазбойник" 1ч 15.09 3 4 Легенды Крыма. Легенды Крыма. 1ч 1ч 22.09 29.09 1ч 06.10 1ч 13.10 Примечания Факт Древнерусская литература ( 2ч) 5 6 Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. "Поучение Владимира Мономаха". «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. Литература XVIII века (2ч) 7 8 9 10 Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин. И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях Дмитриева. Литература XIX века 11ч Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров. А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». 1ч 20.10 1ч 27.10 1ч 10.11 1ч 17.11 «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». 5 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 «Ужасный век, ужасные сердца». Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. Н. В. Гоголь «Нос». Язык произведения, художественная деталь. В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал» И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг". Афанасий Афанасьевич Фет. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). 1ч 24.11 1ч 01.12 1ч 08.12 1ч 15.12 1ч 1ч 22.12 29.12 Ф. И. Тютчев.Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..." Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви. Юмористические рассказы А.П. Чехова. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор. Литература XX А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». И. С. Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. Константин Дмитриевич Воробьёв Курский край – родина писателя. Сложная судьба писателя и основные темы творчества. 1ч 12.01. 2023г 1ч 19.01. 1ч 26.01 1ч 02.02 1ч 09.02 1ч 16.02 1ч 02.03 1ч 09.03 Автобиографический рассказ Воробьёва « У кого поселяются аисты», Единство всего живого на земле, «К. Д. Воробьёв Немец в валенках». 1ч 16.03 1ч 30.03 "Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", Это утро, эта радость 6 27 28 29 30 31 32 33 34 Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным. А.П.Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда". Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны. Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Главные герои повести. В. К. Железняков «Чучело» Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести Люди, события, природа на страницах книги Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме». Родная природа в стихотворениях крымских поэтов. 1ч 06.04 1ч 13.04 1ч 20.04 1ч 27.04 1ч 04.05 1ч 11.05 1ч 18.05 1ч 25.05 Определение содержания рабочей программы учебного предмета Учебно- методическое пособие (региональное: АР Крым) «Уроки по литературе родного края». – Симферополь; Антиква, 2007. Электронные образовательные ресурсы (в том числе при организации дистанционного обучения) Следующие учебные пособия рекомендуется использовать в преподавании предмета: http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия». http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон». http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http://www.myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы. http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература. 7