Рабочая программа по родной русской литературе 7 класс

Рабочая программа
по предмету
Родная (русская ) литература
7 класс
на 2022-2023 учебный год

Составлена
учителем русского языка и литературы
Скрипкой Е.Н.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022 г..

С. Орловское, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе
следующих документов:
 Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от
17.12.2010г.;
 Изучение учебного предмета «Родная литература(русская)» (5-9 класс) осуществляется на
основании письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
20.04.2021 № 1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных
организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на
2020/2021 учебный год».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение родной литературы в 7 классе, в учебном плане МБОУ
Орловский УВК в 7 классе на
изучение родной литературы (русской) на 2022-2023у.г.
предусмотрено 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
2

Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
Предметные результаты:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
3



овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления».

Содержание курса
Русский фольклор (3ч)
Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".
Легенды Крыма.
Древнерусская литература ( 2ч)
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы.
"Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух
эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
Литература XVIII века (2ч)
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма.
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И.Фонвизин.
И.И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков
человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как
основное средство художественной выразительности в баснях.
Литература XIX века (11ч)
Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.
А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».
Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. Язык произведения, художественная
деталь.
В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе
«Сигнал»
И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе
"Собака", "Голуби", Враг и друг".
Афанасий Афанасьевич Фети Курский край. Усадьба в Воробьевке: Фет – поэт, Фет – барин.
Исторические факты об усадьбе Воробьевка, хозяйственная деятельности Фета, его творчество в
этот период. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).
Ф.И. Тютчев.Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...",
"Природа-сфинкс. И тем она верней..."
Николай Семёнович Лесков. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной
несправедливости, гимн верной и преданной любви.
А. П. Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и
юмор.
Литература XX
А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой
Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
А.С.Грин. Новелла «Капитан Дюк». Нравственные искания капитана Дюка.
И. С. Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и
художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих
людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В. О. Богомолов. Краткие
сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах
произведения. Подвиг речников.
4

«Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание
необходимости гуманного отношение к военнопленным. Сострадание и милосердие в
нечеловеческих условиях военного времени. Художественные особенности рассказа.
А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу центральная идея повести "Тимур и его команда".
Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского
движения в судьбе страны.
Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе
творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.
В. К. Железняков «Чучело». Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и
несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки
Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.
Е.Г.Криштоф « Сто рассказов о Крыме». Люди, события, природа на страницах книги.
Родная природа в стихотворениях крымских поэтов ( М.Волошин, В.В.Егоров, Е.П. Фрисман)
Календарно-тематическое планирование
№/п

1.

Тема урока
Введение 1ч
Особенности русской литературы. Связь
литературы с жизнью, традициями
русского народа.
Русский фольклор 3ч

Колво
часов

Дата провед.
План

1ч

08.09

2

Устное народное творчество. Былина
"Илья Муромец и СоловейРазбойник"

1ч

15.09

3
4

Легенды Крыма.
Легенды Крыма.

1ч
1ч

22.09
29.09

1ч

06.10

1ч

13.10

Примечания

Факт

Древнерусская литература ( 2ч)
5

6

Жанровое богатство древнерусской
литературы. Традиции древнерусской
литературы.
"Поучение Владимира Мономаха".
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема
добра
и
зла
в
произведениях
древнерусской литературы.

Литература XVIII века (2ч)
7

8

9
10

Гражданский пафос как основная
отличительная черта литературного
процесса эпохи классицизма. М. В.
Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И.
Фонвизин.
И. И. Дмитриев. Поэт и видный
государственный чиновник. Русская
басня. Отражение пороков человека в
баснях Дмитриева.
Литература XIX века 11ч
Традиции
литературы
XIX
века.
Разнообразие направлений и жанров.
А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь».

1ч

20.10

1ч

27.10

1ч

10.11

1ч

17.11

«Два веера»,
«Нищий и собака»,
«Три льва», «Отец с
сыном».

5

11
12
13

14

15
16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

«Ужасный век, ужасные сердца».
Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая
направленность повести.
Н. В. Гоголь «Нос». Язык произведения,
художественная деталь.
В.
М.
Гаршин.
Психологизм
произведений писателя. Героизм и
готовность к подвигу в рассказе
«Сигнал»
И. С. Тургенев. Непреходящие ценности
жизни в произведениях Тургенева.
Стихотворения в прозе "Собака",
"Голуби", Враг и друг".
Афанасий Афанасьевич Фет.
«Вечные» темы в лирике Фета (природа,
поэзия, любовь, смерть).

1ч

24.11

1ч

01.12

1ч

08.12

1ч

15.12

1ч
1ч

22.12
29.12

Ф. И. Тютчев.Красота русской земли в
лирике поэта. "Как сладко дремлет сад
темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И
тем она верней..."
Лесков на Курской земле. Рассказ
"Тупейный художник" – протест против
социальной несправедливости, гимн
верной и преданной любви.
Юмористические рассказы А.П. Чехова.
"Пересолил", "Налим", "Лошадиная
фамилия". Сатира и юмор.
Литература XX
А. Т. Аверченко. Сатирические и
юмористические рассказы писателя. О
серьезном — с улыбкой Рассказ
«Специалист».
И. С. Шмелёв Рассказ «Русская песня».
Основные сюжетные линии рассказа.
Проблематика и художественная идея.
Ю. М. Нагибин. Основные вехи
биографии Ю. М. Нагибина.
Произведение писателя о великих людях
России. «Маленькие рассказы о большой
судьбе».
В. О. Богомолов. Краткие сведения о
писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс
«Ласточки». Будни войны на страницах
произведения. Подвиг речников.
Константин Дмитриевич Воробьёв
Курский край – родина писателя.
Сложная судьба писателя и основные
темы творчества.

1ч

12.01.
2023г

1ч

19.01.

1ч

26.01

1ч

02.02

1ч

09.02

1ч

16.02

1ч

02.03

1ч

09.03

Автобиографический рассказ Воробьёва
« У кого поселяются аисты», Единство
всего живого на земле,
«К. Д. Воробьёв Немец в валенках».

1ч

16.03

1ч

30.03

"Устало все
кругом: устал и
цвет небес...", "В
лунном сиянии...",
Это утро, эта
радость

6

27

28

29

30

31
32

33

34

Автобиографический характер рассказа.
Суровая правда войны, осознание
необходимости гуманного отношение к
военнопленным.
А.П.Гайдар. Очерк жизни и творчества.
Бескорыстное и доброе отношение друг
к другу - центральная идея повести
"Тимур и его команда".
Повесть "Тимур и его команда". История
создания повести, герои произведения,
роль тимуровского движения в судьбе
страны.
Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" –
размышления автора о человечности, о
природе творчества.
Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв
писателя к милосердию и состраданию
ко всему живому.
В. К. Железняков «Чучело» Человек
в коллективе. Главные герои повести.
В. К. Железняков «Чучело»
Равнодушные взрослые. Предательство
Димки Сомова. Достоинство
и самоуважение главной героини
повести
Люди, события, природа на страницах
книги Е. Криштоф «Сто рассказов о
Крыме».
Родная природа в стихотворениях
крымских поэтов.

1ч

06.04

1ч

13.04

1ч

20.04

1ч

27.04

1ч

04.05

1ч

11.05

1ч

18.05

1ч

25.05

Определение содержания рабочей программы учебного предмета
Учебно- методическое пособие (региональное: АР Крым) «Уроки по литературе родного
края». – Симферополь; Антиква, 2007.
Электронные образовательные ресурсы
(в том числе при организации дистанционного обучения)
Следующие учебные пособия рекомендуется использовать в преподавании предмета:
http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки.
http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://www.myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия.
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала.
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.
http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».