Рабочая программа по предмету Русский язык 8 класс на 2022-2023 учебный год Составлена учителем русского языка и литературы Скрипкой Е.Н. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» 08. 2022 г.. С. Орловское, 2022 Пояснительная записка Рабочая программа разработана согласно требованиям ФГОС основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын). Учебник «Русский язык». 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын и др. — 2-е изд – М.: Просвещение,2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации ( Серия «Академический школьный учебник»), в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 8 КЛАССЕ Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 8классе являются: понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершествованию; формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 8 классе являются: овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации); применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета. Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Речь Ученик научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; 2 • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Ученик получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Ученик научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Ученик получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Ученик научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. 3 Говорение Ученик научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Ученик научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Ученик получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Ученик научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; 4 • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Ученик получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Ученик научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров, • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Ученик получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. 1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 8 класс» Л. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др. — 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2014). Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю согласно учебному плану МБОУ Орловский УВК. 5 1. Введение(14ч) Что такое культура речи. Культура речи как раздел лингвистики. Текст как речевое произведение. Структура текста. 2. Синтаксис, пунктуация, культура речи(7ч) Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетания. Виды связи слов в словосочетании (управление, согласование, примыкание). Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Интонация, ее функции, основные элементы. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия. 3. Простое двусоставное предложение(20 ч) Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Синтаксическая структура простого двусоставного предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого и способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Определение, дополнение, обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы. Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Письменные и устные функциональные разновидности книжной и устной речи. Публицистический стиль: язык газеты, журнальная публицистика. Публицистический стиль: устная публичная речь, язык радио и телевидения. 4. Односоставные предложения(15ч) Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. 5. Простое осложненное предложение (16 ч) Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных 6 членов. 6. Предложения с обособленными членами(12ч) Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность согласованного распространенного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. 7. Обращение, вводные конструкции(10ч) Однородные и неоднородные обращения. Их функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Научный стиль. Основные жанры научного стиля. 8. Способы передачи чужой речи(8 ч) Прямая и косвенная речь, их синонимия. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме. Цитирование. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование раздела Количество Форма контроля п/п часов 1 Введение 12 Контрольный диктант №1. Входная диагностическая работа 2 2 Диктант с грамматическим заданием 3 Синтаксис, пунктуация, культура речи 6 4 1 Изложение Контрольное сжатое изложение. 5 15 Простое двусоставное предложение 6 Контрольный словарный диктант № 1. 1 Словарный диктант 7 Контрольное сочинение 2 Сочинение 8 Проверочная работа по теме «Двусоставные предложения». 2 Тесты 9 Односоставное предложение 13 10 2 Тесты Контрольная работа №1 по теме «Односоставные предложения» 11 Простое осложненное предложение 12 12 2 Сочинение Контрольное сочинение 13 2 Диктант Контрольный диктант по теме «Простое осложненное предложение» 7 14 15 16 17 18 19 Предложения с обособленными членами. Контрольное изложение с творческим заданием. Контрольный диктант «Предложения с обособленными членами». Обращение, вводные конструкции Контрольное сочинение Контрольный словарный диктант №2 8 2 2 5 2 1 20 Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». Способы передачи чужой речи Контрольный диктант Контрольная работа Итого 2 21 22 23 Изложение Диктант Сочинение Словарный диктант Диктант 3 2 2 101+1 (повторение) Диктант Тесты 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата по плану Дата по факту Кол-во часов Название раздела, темы Формы контроля Примечание Введение. Повторение (16 часов) 1 01.09 1 Что такое культура речи. Культура речи как раздел лингвистики. 2 05.09 1 Культура речи как раздел лингвистики. 3 07.09 1 Культура речи как раздел лингвистики 4 08.09 1 Повторение. Орфография и морфология. 5 12. 09 1 Повторение. Орфография и словообразование. 6 14.09 1 Языковая норма и ее особенности. 8 7 15.09 1 Языковая норма и ее особенности. 8 19.09 1 Развитие речи №1. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 9 21.09 1 Текст как речевое произведение. Структура текста. 10 22.09 1 Средства и способы связи предложений в тексте. 11 26.09 1 Виды (способы) связи предложений в тексте. 12 28.09 1 Контрольный диктант №1 Вводная диагностическая работа (диктант). 13 29.09 1 Работа над ошибками. 14 30.09 1 Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль. 15 03.10 1 Развитие речи №2. Сочинение рассуждение (публицистический стиль). Культура публичной речи. 16 05.10 1 Научный стиль. Работа с текстом научного стиля. Диктант с грамматическим заданием СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 часов) 1 Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание, его структура и виды. 17 06.10 18 10.10 19 12.10 1 Развитие речи № 3. Контрольное сжатое изложение. 20 13.10 1 Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). 21 17.10 1 Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Пунктуация. Функции знаков препинания. Изложение 9 Синтаксический разбор словосочетаний. 22 19.10 23 20.10 1 Понятие о предложении. Готовимся к ГИА. Интонация, ее функции, основные элементы. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Контрольный словарный диктант № 1. Работа над ошибками в изложении. Синтаксический разбор словосочетания. ПРОСТОЕ ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (18 часов) 24 24.10 1 Простое двусоставное предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Синтаксическая структура простого двусоставного предложения. 25 26.10 1 Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. 26 27.10 1 Развитие речи №4. Обучающее сочинение-рассуждение (устно). 27 07.11 1 Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. Особенности связи (согласования) сказуемого с подлежащим. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. 28 09.11 1 Составное глагольное сказуемое. 29 10.11 1 Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. 30 14.11 1 Второстепенные члены и их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. 31 16.11 1 Определение и его виды. 10 Согласованные и несогласованные определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. 32 17.11 1 Приложение как разновидность определения. 33 21.11 1 Дополнение и его виды. Прямое и косвенное дополнение 34 23.11 1 Обстоятельство и его виды. 35 24.11 1 Развитие речи №6 Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины 36 28.11 1 Развитие речи№7 Контрольное сочинение. Сочинениеописание картины 37 30.11 1 Развитие речи №9. Описание фотографии(устно). 38 05.12 1 Обобщение по теме «Двусоставное предложение» 39 07.12 1 Проверочная работа по теме «Двусоставные предложения». 40 08.12 1 Анализ проверочной работы. Сочинение Тесты ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11 часов) 41,42 12.12 2 Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы. 14.12 43 15.12 1 Основные группы односоставных предложений и их особенности. 44,45 19.12, 21.12 2 Определенно-личные предложения. 46 22.12 1 Неопределенно-личные предложения. 11 47 26.12 1 Неопределенно-личные предложения. 48 28.12 1 Обобщенно-личные предложения 49,50 29.12, 09.01.2022 2 Безличные предложения. 51 11.01 1 Назывные предложения. 52,53 12.01 2 Обобщение по теме «Односоставные предложения». 54 16.09 1 Контрольная работа №1 по теме «Односоставные предложения» 55 18.01 1 Работа над ошибками. Тесты ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (16 часов) 56 19.01 1 Понятие о простом осложненном предложении. 57,58 23.09; 25.09 2 Разграничение предложений осложнённой структуры и сложных предложений. 59 26.01 1 Понятие об однородных членах предложения. Условия однородности членов предложения. 60 30.09 1 Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. 61,62 01.02; 02.02 2 Знаки препинания между однородными членами предложения. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений 63 06.02 1 Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». 64 08.02 1 Рр. №9 Подготовка к контрольному сочинению№2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 12 65 09.02 1 Рр. №10. Контрольное сочинение №2 на лингвистическую тему. 66 13.02 1 Однородные и неоднородные определения. 67 15.02 1 Различение и сопоставление однородных и неоднородных определений. Переход неоднородных определений в однородные. 68 16.02 1 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 69 20.02 1 Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. 70 22.02 1 Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Повторение темы «Предложение с однородными членами». 71 27.02 1 Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов 72 01.03 1 Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». 73 02.03 1 Работа над ошибками. Сочинение Диктант ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 часов) 74 06.03 1 Предложения с обособленными членами. Сущность и условия обособления. Обособление определений. 75 09.03 1 Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. 76 13.03 1 Обособление приложений. Дефис в приложениях. 77 15.03 1 Обособление обстоятельств. 13 78 16.03 1 Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. 79 27.03 1 Обособление дополнений. 80 29.03 1 Развитие речи №11. Контрольное изложение №2. 81 30.03 1 Обособление уточняющих членов предложения. Поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. 82 03.04 83 05.04 1 Развитие речи №12. Презентации результатов проектных работ. 84 06.04 1 Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами». Самостоятельная работа «Предложения с обособленными членами». 85 10.04 1 Контрольный диктант «Предложения с обособленными членами». 86 12.04 1 Работа над ошибками. Изложение Проект «Традиции моего народа», «Традиции моей семьи». Диктант ОБРАЩЕНИЕ, ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (9 часов) 87 13.04 1 Предложения с обращениями. Способы выражения обращений. Интонация предложений с обращениями. 88 19.04 1 Развитие речи № 13. Контрольное сочинениерассуждение (подготовка). 89 20.04 1 Развитие речи № 14. Контрольное сочинениерассуждение. Сочинение 14 90 24.04 1 Предложения с вводными конструкциями как средство выражения оценки высказываний, воздействия на собеседника. Знаки препинания при них. Предложения со вставными конструкциями. Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями. 91 26.04 1 Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Вводные конструкции и омонимичные члены предложения. 92 27.04 1 Предложения со вставными конструкциями. Повторение темы. 93 03.05 1 Контрольный словарный диктант № 2. Г/з по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». 94 04.05 1 Работа над ошибками. 95 10.05 1 Коррекция работы. Словарный диктант СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (8 часов) 96 11.05 1 Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. 97 15.05 1 Диалог. Оформление диалога на письме. 98 17.05 1 Цитирование. Знаки препинания при цитировании. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. 99 18.05 1 Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ. 100 22.05 1 Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ. 15 101 24.05 Анализ работы. 102 25.05 Итоговый урок. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. 1. Примерные программы по учебным предметам. 2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М.Рыбченкова, О.М.Алесандрова.- Москва: «Просвещение», 2012. 3. Учебник «Русский язык». 8 класс. 4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.Просвещение, 2013. 5. www. fipi. ru (ФИПИ). 6. Сайт издательства «Просвещение». 7. Официальный информационный портал ЕГЭ, ОГЭ. 16