Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа
по предмету
Русский язык
7 класс
на 2022-2023 учебный год

Составлена
учителем русского языка и литературы
Скрипкой Е.Н.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022
с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9
классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г.
Лисицын). Учебник «Русский язык», 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций./
Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение,
2012, 2022, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации ( Серия
«Академический школьный учебник» ), в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК.

1. Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 7 классе.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ,
средстве межнационального общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования;
3) владение всеми видами речевой деятельности;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке;
5) освоение базовых понятий лингвистики;
6) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и
предложения; анализ текста;
7) осознание эстетической функции родного языка.

2. Содержание предмета.
Данная программа реализует Федеральный образовательный государственный стандарт
основного общего образования (базовый уровень) и Программу по русскому языку для 5–9
классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 7 класс»
под редакцией Л. М. Рыбченковой. —М.: «Просвещение»,2013).
2

Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 153 часа (4,5 часа в неделю, 34
учебные недели) в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023
учебный год.
Речь и речевое общение
1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными
видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных
ситуациях общения.
Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного
или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных
и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной
коммуникативной направленности.
Текст
1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и
частей

текста.

Функционально-смысловые

типы

речи:

описание,

повествование,

рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык художественной литературы.
2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной
литературы. Лингвистика как наука о языке.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты,
богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом
потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания
слов. Нормативное произношение.
Графика
1. Соотношение звука и буквы.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

3

Морфемика и словообразование
1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие
морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов.
Основные способы образования слов.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов
словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Лексикология и фразеология
1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные
слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части
речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные
типы

простых

предложений.

Предложения

осложненной

структуры.

Сложные

предложения.
2. Проведение

синтаксического

разбора

словосочетаний

и

предложений.

Анализ

разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные,
дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических
и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и
справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
3. Учебно-тематический план.
Раздел программы

Введение

Темы
Речь. Речевое
общение. Речевой
этикет. Текст.
Тезисы.

В том числе

Всего
часов

изучение

11

8

нового

р/р

к/р

2

1
4

Причастие
Деепричастие
Наречие

32
16
30

Служебные части
речи:
Предлог

53

Союз
Частица

Морфология

Междометие
Повторение

Итого

24
9
23

6
7
4

15
17
15

6

4
13

4

153

102

1тест
1соч.
1изл.
1дикт.
1тест

1изл.
1соч.
1дикт
1тест

1тест

25

10

4. Календарно-тематическое планирование.
п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Кол-во
часов

1.

01.09

01.09

1

2.

02.09

02.09

1

3

05.09

05.09

1

4.

06.09

06.09

1

5.

07.09

07.09

1

Повторение изученного в 5-6
классах.

6

08.09

08.09

1

Рр №1. Сочинениерассуждение по басне
Крылова.

7

12.09

12.09

1

8

13.09

13.09

1

Функциональные
разновидности языка (п. 4).
Разговорная речь. Книжная
речь. Сферы общения.
Текст, его основная и
дополнительная информация. 5

№

Название
урока

раздела,

тема Примечание

Русский язык в современном
мире (п. 1).
Речь. Речевое общение (п. 2).
Диалог. Монолог. Речевой
этикет.
Повторение изученного в 5-6
классах.
Повторение изученного в 5-6
классах.

5

Тезисы. Текст, его основная и
дополнительная информация.
Входная диагностическая
работа (диктант с г/з).
Работа над ошибками.

9.

14.09

14.09

1

10

15.09

15.09

1

11.

16.09

16.09

1

12.

19.09

19.09

1

13

20.09

20.09

1

14.

21.09

21.09

1

Причастие как особая форма
глагола.п.7

15

22.09

22.09

1

16.

26.09

26.09

1

17

27.09

27.09

1

Признаки глагола и
прилагательного у причастия
(п. 8).
Признаки глагола и
прилагательного у причастия
(п. 8).
Причастный оборот (п. 9).

18.

28.09

28.09

1

Знаки препинания при
причастном обороте. П.9

19.

29.09

29.09

1

20.

30.09

30.09

1

21

03.10

03.10

1

22.

04.10

04.10

1

Действительные и
страдательные причастия.п.10
Развитие речи № 3. Сжатое
изложение (упражнение 72).
Рр.№4 Сжатое изложение
(упр.72) Полные и краткие
формы причастий (п. 11).
Причастия настоящего и

Система частей речи в русском
языке (п. 6).
Понятие о причастии (п. 7).

прошедшего времени (п. 12
23.

05.10

05.10

1

24

06.10

06.10

1

25.

10.10

1

26

11.10

1

27.

12.10

1

28

13.10

1

Образование действительных
причастий наст. времени
(п. 13).
Образование действительных
причастий прош.времени.
(п. 13).
Образование страдательных
причастий наст. Времени (п.14)
Образование страдательных
причастий прош. врем. (п. 14).
Рр № 5.Обучение анализу
текста.
Развитие речи № 6.
Комплексная работа с текстом.
6

Правописание гласных перед н
и нн в полных страдательных
причастиях (п. 15).
Правописание гласных перед н
и нн в кратких страд.прич.(п15)

29.

14.10

1

30

17.10

1

31.

18.10

1

Правописание н и нн в полных
причастиях и отглагольных
прилагательных (п. 16).

32

19.10

1

Правописание н и нн в полных
причастиях и отглагольных
прилагательных (п. 16).

33.

20 .10

1

Правописание н и нн в кратких
причастиях и кратких
прилагательных (п. 17).

34.

24.10

1

35.

25.10

1

36.

26.10

1

37.

27.10

1

Морфологический разбор
причастия (п. 18).
Правописание не с
причастиями (п. 19).
Рр№7. Обучение написанию
изложения (упр.139).
Рр № 8.(упр.139).
Контрольное изложение.
. Буквы е и ё после шипящих в
суффиксах страдательных
причастий (п. 20).

38

28.10

1

39.

07.11

1

Повторение темы
«Причастие» (п. 21).

40.

08.11

1

41.

09.11

1

Повторение темы
«Причастие» (п. 21).
Контрольная работа по теме
«Причастие». (диктант, гр /з).

42

10.11

1

Работа над ошибками,
коррекция работы.

43.

11.11

1

Работа над ошибками.

44.

14.11

1

45

15.11

1

Деепричастие (16часов).
Понятие о деепричастии (п. 22)
Деепричастный оборот (п. 23).

46.

16.11

1

47.

17.11

1

Развитие речи № 9.
Тезисный план текста
(упр.165).
Правописание не с
деепричастиями (п. 24).
7

48.

21.11

1

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида (п.
25).

49

22.11

1

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида (п.
25).

50.

23.11

1

Развитие речи № 10.
Сочинение-описание картины
(упр. 181,182)

51.

24.11

1

52.

25.11

1

Рр №11 Сочинение-описание
к. «Сирень» Кустодиева
Развитие речи № 12.
Рассуждение и его виды (п. 26).

53

28.11

1

Развитие речи № 13.(упр.193).
Сочинение-рассуждение.
Обучение написанию.
Рр №14. Контрольное
сочинение.
Рр №15 Контрольное
сочинение
Морфологический разбор
деепричастия. П 27.

54.

29.11

1

55.

30.11

1

56.

01.12

1

57

05.12

1

Работа над ошибками.

58.

06.12

1

59.

07.12

1

60

08.12

1

61.

09.12

1

62

12.12

1

63.

13.12

1

Повторение изученного по
теме «Деепричастие».
Проверочный диктант по
теме «Деепричастие».
Наречие (30часов). Наречие
точно часть речи. П.29
Наречия и слова категории
состояния. 29
Разряды наречий по
значению.п.30
Местоимённые наречия. П.30

64

14.12

1

РР
№16
Подготовка
изложению (упр. 241).

65.

15.12

1

Рр №17. Контрольное
изложение 1.

66

19.12

1

Степени сравнения наречий,
формы сравнительной степени.

67.

20.12

1

Степени сравнения наречий.
Формы превосходной степени.
П.31

к

8

68.

21.12

1

69

22.12

1

70.

23.12

1

71.

26.12

1

72.

27.12

1

73

28.12

1

74.

29.12

1

75

09.01.
2023
10.01

1

76.

Слитное и раздельное
написание НЕ с наречиями на –
о,-е.32
Морфологический разбор
наречия. Повторение
изученного по теме. П.33
Контрольный словарный
диктант с грамматическим
заданием 1.
Работа над ошибками.
Одна и две буквы Н в наречиях
на –о, -е. п.34
Одна и две буквы Н в наречиях
на –о, -е. п.34
Контрольная работа за
полугодие (тест).
Работа над ошибками.

1
Буквы о и е после шипящих на
конце наречий. П.36

77

11.01

1

Буквы о и а на конце
наречий.п.36

78.

12.01

1

Буквы о и а на конце
наречий.п.36

79.

16.01

1

Дефис между частями слова в
наречии. П.37

80.

17.01

1

81.

18.01

1

82

19.01

1

Слитное и раздельное
написание наречий,
образованных от
существительных и
количественных
числительных. П.38
Слитное и раздельное
написание наречий. П.38
Слитное и раздельное
написание наречий. П.38

83.

20.01

1

84.

23.01

1

85.

24.01

1

Слитное и раздельное
написание наречий. П.38
Мягкий знак после шипящих
на конце наречий. 39
Рр №18. Речевая
характеристика героя
(упр.252)

9

Рр № 19. Сжатое изложение
(упр.252).
Повторение темы «Наречие».

86

25.01

1

87.

26.01

1

88.

30.01

1

89.

31.01

1

90.

01.02

1

91.

02.02

1

92.

03.02

1

93.

06.02

94.

07.02

1

95.

08.02

1

96.

09.02

1

97

13.02

1

98.

14.02

1

99

15.02

1

100.

16.02

1

101

17.02

1

102.

20.02

1

103

21.02

1

104.

22.02

1

105

27.02

1

Союз (17 часов). Союз как
часть речи. П.49

106.

28.02

1

Разряды союзов. П.49

107.

01.03

1

Сочинительные союзы и
знаки препинания при них.
П.50

Проверочный диктант с г/з по
теме «Наречие».
Работа над ошибками.
Предлог (15 часов). Предлог
как часть речи. п.41
Производные предлоги. П. 42
Непроизводные предлоги.
П.42.
Предлоги простые и
составные. п.43
Слитное написание
предлогов. П.44
Раздельное написание
предлогов. П.44
Написание предлогов через
дефис. П.44
Употребление предлогов в
речи. П. 45
Морфологический разбор
предлога. П.46
Рр №20. Контрольное
изложение 2
Рр №21. Контрольное
изложение 2
Повторение темы «Предлог».
Морфологические признаки,
отличие от других частей
речи.
Повторение темы «Предлог».
Правописание предлогов.
Проверочная работа по
теме «Предлог».
Работа над ошибками.

10

108.

02.03

1

Подчинительные союзы. П.51

109

03.03

1

110.

06.03

1

Подчинительные союзы.
Сложноподчиненные
предложения с составными
подчин. союзами.п 51
Правописание союзов. П 52

111.

07.03

1

Правописание союзов. П 52

112.

09.03

1

Правописание союзов. П 52

113.

13.03

1

114

14.03

1

Рр № 22. Подготовка к
написанию сочинениярассуждения. (упр.316).
Рр №23. Сочинениерассуждение
«Профессиональный
подход».

115.

15.03

1

Союзы и союзные слова. П.53

116

16.03

1

117.

17.03

1

118

27.03

1

П. Союзы и союзные слова.
53
Союзы в простых и сложных
предложениях. П.54
Морфологический разбор
союза. 55

119.

28.03

1

120.

29.03

1

121

30.03

1

Повторение темы «Союз».
П.56
Словарный диктант 2.

Работа над ошибками.

122.

31.03

1

123

03.04

1

124.

04.04

1

125

05.04

1

126.

06.04

1

Частица (15 часов). Частица
как часть речи п. 57
Разряды частиц.
Формообразующие
частицы.58
Смысловые частицы. П. 58
Правописание частиц.
Раздельное написание частиц.
П.59
Правописание частиц через
дефис. П.59

11

127

10.04

1

Правописание частицы
НЕ.п.60

128.

11.04

1

129

12.04

1

130.

13.04

1

131

14.04

1

132.

18.04

1

133

19.04

1

134

20.04

1

135

24.04

1

136

25.04

1

Правописание частицы
НЕ.п.60
Разграничения частиц НЕ и
НИ: условия написания.
Разграничения частиц НЕ и
НИ: условия написания
Разграничения НЕ и НИ:
орфографический практикум.
Рр №24. Подготовка к
написанию сочинениярассуждения (упр. 368).
Рр № 25 Контрольное
сочинение-рассуждение 2
«Моя малая Родина».
Повторение темы «Частицы».
П.62
Проверочная работа по теме
«Служебные части речи».
Работа над ошибками.

137

26.04

1

138

27.04

1

139

28.04

1

140

02.05

1

141

03.05

1

142

04.05

1

143

10.05

1

144

11.05

1

145

12.05

1

146

15.05

1

147

16.05

1

148

17.05

1

149

18.05

1

Междометие (4 часа).
Междометие.
Междометие. П.63
Контрольный диктант с
г/з.(словарный).
Работа над ошибками.
Повторение изученного в 7
классе (13 часов).
Морфологические признаки и
правописание причастий.
Знаки препинания в
предложениях с причастиями.
Морфологические признаки
деепричастия.
Знаки препинания в
предложениях с
деепричастиями.
Повторение темы «Наречие».
Итоговая контрольная
работа (тест).
Правописание предлогов.
Морфологические признаки
предлогов, союзов.

12

150

22.05

1

Правописание союзов.

151

23.05

1

152

24.05

1

Правописание частиц НЕ и
НИ.
Итоговый урок.

153

25.05

1

Итоговый урок.

154

26.05

1

Итоговый урок.

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Программы по русскому языку для 5-9 классов Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.
Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. Программа по русскому языку для 5-9 классов: М.:
Просвещение, 2014г.
2.

Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Л.М. Рыбченкова,

О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2015, 2022
3.

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей

общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова.
4.

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей

общеобразовательных учреждений. – Просвещение.
5.

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных

учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина.- М.: Просвещение, 2015.
6.

Репетитор «Русский язык» (система тестов). Репетитор по русскому языку (библиотека

Кирилла и Мефодия).
7.
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0537
8.
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 ,
http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
9.
Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа http://www.rusyaz.ru/pr/
10.
Морфология.
Режим
доступа
http://www.testent.ru/index/0-538
,
http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
11.
Синтаксис
и
пунктуация.
Культура
письменной
речи.
Режим
доступа.
http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».