Рабочая программа по литературе класс 8 класс

Рабочая программа
по предмету
Литература
8 класс
на 2022-2023 учебный год
Составлена
учителем русского языка и литературы
Скрипкой Е.Н.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022 г..
С. Орловское, 2022

Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе требований ФГОС, примерной программы основного общего
образования по литературе с учетом рекомендаций программы МО РФ «Литература. Программы для образовательных учреждений» Москва
«Просвещение» 2016г. (под редакцией В.Я.Коровиной), учебника «Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях». (авторы учебника
В.П.Коровина, В.П,Журавлев, В.И.Коровин; (Москва, «Просвещение»,2014г)
Программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч.год.
По базисному учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю). На литературу отводится
1,5ч/нед (51ч./год). На родную русскую литературу - 0,5 часа (17 часов/год). В учебном году 34 учебные недели.
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» В 8 КЛАССЕ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,
Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, 2использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
2

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
3

Введение. (1 час). Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм
творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество. (2 часа). В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в
народной песне. «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ноченька темная.»,» Вдоль по улице метелица метет», «Пугачев в темнице», «Пугачёв
казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика
частушек.
Предания как исторический жанр русской народной поэзии. «О Пугачеве»,» О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и
формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка, предание.
Из древнерусской литературы. (2 часа).
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его
духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд» Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные
герои- крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики
бытовой сатирической повести.
Т\л. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Из русской литературы 18 века. (3 часа).
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного
гражданина. Т\л. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении
Из русской литературы 19 века. (26 часов)
И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика
«Общественного договора» Ж.Ж.Руссо. Мораль басни. «Обоз» Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику
Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Т\л. Басня. Мораль. Аллегория.
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака».
Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич- главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст
думы Рылеева- основа песни о Ермаке.
Т\л. Дума (начальное представление).

4

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.«Туча». Разноплановость
содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.«Я помню чудное мгновение» Обогащение
любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября».Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба
как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и
поправка Николая «(«История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского
восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа,
дворян и автора к предводителю восстания.Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин) Роман «Капитанская дочка». Гринев –
жизненный путь героя, формирование характера. («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабринантигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и
художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке»и «Истории
Пугачева».
Т.\л. Историзм художественной литературы. Роман.Реализм
«Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его
творчестве.«Мцыри» Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный,
мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.
Романтически-условный историзм поэмы. Т\л. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления),
романтическая поэма(начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном
произведении.«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к
социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.
Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца
вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное
явление.
Т\л. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.
Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в
художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на
бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Т\л. Гипербола, гротеск (развитие представлений).Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
5

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные
проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Т\л. Рассказ (развитие представлений).Художественная деталь(развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности
двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Т\л. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции
произведений.
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет«Первый
ландыш»,А.Н.Майков«Поле зыблется цветами».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История любви и упущенном счастье.
Т\л. Психологизм художественной литературы(развитие представлений)
Из русской литературы 20 века. (11 часов)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях ив различных жизненных
ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.«Куст сирени».Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в
семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Т\л. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.«Россия».Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в
фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т\л. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история,обработанная «Сатириконом»(отрывки). Сатирическое
изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о
прошлом.
М.Зощенко. «История болезни».Тэффи «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их
психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
6

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах
истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер
Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы
читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Т\л. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение»Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах
солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.(1 час)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. М. Исаковский
«Катюша», «Враги сожгли родную хату».Б.Окуджава«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». А.Фатьянов
«Соловьи».Л.Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывновоодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Т\л. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русский поэты о Родине, родной природе. (1 час)
И.Анненский «Снег», Д.Мережковский «Родное»,» Не надо звуков»; Н.Заболоцкий «Вечер на Оке»,» Уступи мне, скворец, уголок»;
Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без
России»; З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон- Аминадо «Бабье лето»; И.Бунин «У птицы есть гнездо». Общее и индивидуальное в
произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы. (3 часа)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта- символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т\л. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты«Кто хвалится родством свои со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты
Шекспира – «богатейшаясокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).Т\л. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век- эпоха расцвета классицизма
в искусстве Франции. Мольер- великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
7

Т\л. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.
История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных
устоев и отношений.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Наименование раздела

Количество часов Формы
контроля

1

Введение. Вводная контрольная работа.

1

2

Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы 18 века

3

5

Из русской литературы 19 века

2

6

Контрольное сочинение по роману А.С.
Пушкина «Капитанская дочка».

2

Контрольное
сочинение

7

Контрольная работа по творчеству А.С.
Пушкина.

1

Тесты

8

Контрольная работа по творчеству М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н.
Толстого.

1

Тесты

9

Из русской литературы 20 века

11

10

Контрольное сочинение на тему «Образ

2

п/п

Тесты

Контрольное
8

сочинение

Емельяна Пугачева в народных преданиях,
произведениях Пушкина и Есенина.
11

Годовая контрольная работа по литературе.

1

12

Из зарубежной литературы

2

14

ИТОГО

50

Тесты

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата по
плану

1

Дата по
факту

Кол-во
часов

Название раздела, тема урока

1

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в
народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж
ты, ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица
метет». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев
казнен».Частушки как малый песенный жанр. Отражение
различных сторон жизни народа в частушках. Ее тематика и
поэтика.Особенности художественной формы фольклорных
произведений. Т\л. Народная песня, частушка.

1

Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве»,«О покорении Сибири Ермаком».
Особенности содержания и художественной формы
народных преданий.Т\л. Предание.

1

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Житие как
жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от
нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра

05.09

2

12.09

3
14.09

Примечание

9

Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
4

19.09

1

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
Действительные и вымышленные события, новые герои,
сатирический пафос произведения. Особенности поэтики
бытовой сатирической повести.

5

26.09

1

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевая характеристика
персонажей как средство создания комической ситуации.
Краткий рассказ о писателе. Сатирическая направленность
повести. Проблема воспитания истинного гражданина.
«Говорящие» фамилии и имена.

6

28.09

1

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики
персонажей как средство создания комической ситуации.

7

03.10

1

Развитие речи № 1. Подготовка к домашнему письменному
сочинению на тему «Против чего направлена сатира автора
комедии «Недоросль»?

8

10.10

1

И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года. Краткий
рассказ о писателе: поэт и мудрец; язвительный сатирик и
баснописец. Историческая основа басни «Обоз». Критика
вмешательства императора Александра 1 в стратегию и
тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль
басни. Осмеяние пороков: самонадеянности,
безответственности, зазнайства.

9

12.10

1

К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое
произведение. Краткий рассказ о писателе. Автор дум и
сатир. Понятие о думе. Историческая тема думы «Смерть
10

Ермака». Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из
предводителей казаков. Тема расширения русских земель.
10

17.10

1

Внеклассное чтение № 1. А.С. Пушкин. «История Пугачева»
(отрывки). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и
исторической теме в литературе. Историческая тема в
творчестве Пушкина. Заглавие Пушкина («История
Пугачева») и поправки Николая 1 («История пугачевского
бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их
смысловое различие. История пугачевского восстания в
художественном произведении и историческом труде
писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к
предводителю восстания.

11

24.10

1

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический
исторический роман. История создания романа. Его сюжет и
герои. Образ главного героя. Петр Гринев: жизненный путь
героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).
Родители Гринева.

12

26.10

1

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов
романа. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича.
Композиционный смысл сопоставления Петра Гринева со
Швабриным и Савельичем.

13

07.11

1

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал
Пушкина в образе Маши Мироновой. Семья капитана
Миронова. Женские образы в романе. Маша Миронова:
нравственная красота героини. Художественный смысл
образа императрицы.
11

14

14.11

1

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя
народного восстания и его окружения. Пугачев и народное
восстание в историческом труде Пушкина и в романе.
Народное восстание в авторской оценке. Особенности
содержания и структуры Историческая правда и
художественный вымысел в романе. Особенности
композиции. Фольклорные мотивы в романе.

15

16.11

1

Развитие речи № 2. Контрольное сочинение по роману А.С.
Пушкина «Капитанская дочка».

16

21.11

1

Развитие речи № 3. Контрольное сочинение по роману А.С.
Пушкина «Капитанская дочка».

17

28.11

1

А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча», «К***» («Я помню
чудное мгновенье»). «19 октября»: мотивы дружбы и
прочного единения друзей. «Туча»: разноплановость в
содержании стихотворения – зарисовки природы, отклик на
десятилетие восстания декабристов. «К***»: обогащение
любовной лирики мотивами пробуждения души к
творчеству.

18

30.11

1

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

19

05.12

1

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.
Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим
темам и воплощение этих тем в его творчестве. Понятие о
романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы. Мцыри как
романтический герой. Смысл человеческой жизни для
Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление
человека и обстоятельств. Смысл финала поэмы.
12

20

12.12

1

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Особенности композиции
поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы.
Образы монастыря и окружающей природы, смысл их
противопоставления. Портрет и речь героя как средства
выражения авторского отношения к нему.

21

14.12

1

Развитие речи № 4. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.
Лермонтова «Мцыри».

22

19.12

1

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая
комедия. Краткий рассказ о писателе. История создания и
постановки комедии. Поворот русской драматургии к
социальной теме.

23

26.12

1

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков
чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения
чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и
юморе. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как
общественное явление.

24

28.12

1

Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.
Особенности композиционной структуры комедии. Новизна
финала – немая сцена. Своеобразие действий пьесы. Ремарки
как форма выражения авторской позиции.

25

09.01

1

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в
литературе (с обобщением ранее изученного). Духовная сила
героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и
реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль
фантастики в повествовании.

26

11.01

1

М.Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города»
13

(отрывок): сюжет и герои. Художественно-политическая
сатира на современные писателю порядки. Гротескные
образы градоначальников. Средства комического в романе:
ирония, сатира, гипербола, гротеск, эзопов язык. Понятие о
пародии.
27

16.01

1

Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Краткий
рассказ о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе.
Защита беззащитных. Проблематика и поэтика.
Нравственные проблемы в рассказе. Деталь как средство
создания образа в рассказе.

28

23.01

1

Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои. Идеал
взаимной любви и согласия в обществе. Противоречия
между сословиями и внутри сословий. Нравственность в
основе поступков героев. Особенности композиции и
поэтика рассказа. Контраст как средство раскрытия
конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции
произведения.

29

25.01

1

Развитие речи № 5. Подготовка к домашнему сочинению по
произведениям Н.С. Лескова и Л.Н. Толстого.

30

30.01

1

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.
Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.

31

06.02

1

Развитие речи № 6. Поэзия родной природы в русской
литературе 19 века. Поэтические картины природы в разные
времена года. А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…»;
М.Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»;
А.А. Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков. «Поле зыблется
14

цветами».
32

08.02

33

1

А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии). История об
упущенном счастье. Понятие о психологизме
художественной литературы.

1

Внеклассное чтение № 2. А.П. Чехов. «Человек в футляре».
«Футлярное» существование человека и его осуждение
писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни,
обыденного и идеального.

13.02

34

20.02

1

И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви. Повествование о любви
в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуациях.

35

22.02

1

А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.
Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья
в семье. Самоотверженность и находчивость главной
героини.

36

27. 02

1

А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и
современность. Историческая тема в стихотворном цикле, ее
современное звучание и смысл.

37

06.03

1

С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.
Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое
в драматической поэме Есенина. Начальное представление о
драматической поэме.

38

13.03

1

Развитие речи № 7. Контрольное сочинение на тему «Образ
Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях
Пушкина и Есенина.
15

39

27.03

1

Развитие речи № 8. Контрольное сочинение на тему «Образ
Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях
Пушкина и Есенина.

40

29.03

1

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству.
Сопоставление художественного произведения с
документально-биографическими (мемуары, воспоминания,
дневники). М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и
фантастика. Мелочи быта и их психологическое содержание.

41

03.04

1

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная
«Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение
исторических событий. Приемы и способы создания
исторического повествования. Смысл иронического
повествования о прошлом.

42

10.04

1

Внеклассное чтение № 3. Тэффи. «Жизнь и воротник» и
другие рассказы. Сатира и юмор в рассказах. М.М. Зощенко.
«История болезни» и другие рассказы. Смешное и грустное
в его рассказах. Способы создания комического.

43

12.04

1

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война.
Жизнь народа на крутых переломах, поворотах истории в
произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой
Отечественной войны. Образ главного героя. Особенности
композиции поэмы. Новаторский характер Василия Теркина:
сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина,
защитника родной страны.

44

24.04

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Лирические
и героические песни в годы Великой Отечественной войны.
16

Их призывно-воодушевляющий характер.
45

26.04

1

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картина
военного детства, образ главного героя.
Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность
военного детства.

46

08.05

1

Русские поэты о родине, родной природе (обзор). Образы
родины и родной природы в стихах 20 века. Богатство и
разнообразие чувств и настроений. Поэты русского
зарубежья о родине. Общее и индивидуальное в
произведениях авторов русского зарубежья о родине.

47

10.05

1

Годовая контрольная работа по литературе.

48

15.05

1

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и
любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и
жертвенности. Сонет как форма лирической поэзии.
Воспевание поэтом любви и дружбы. Строгость формы
сонетов в сочетании с живой мыслью и подлинными
чувствами.

49

22.05

1

50

24.05

Внеклассное чтение № 4. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во
дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). Сатира на
дворянство и невежественных буржуа. Особенности
классицизма в комедии.

1

Внеклассное чтение № 5. В. Скотт. «Айвенго». Развитие
представлений об историческом романе. Средневековая
Англия в романе. Задание на лето.

51

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
17

1.

Литература. 8 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

2.

Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.

3.

Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.

Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

5.

Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград:
Учитель, 2009.

6.

Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель,
2007.

7. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.
Коровин, Н.В. Беляева. – 3 –е изд., - М. «Просвещение», 2016.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».