Рабочая программа по предмету Литература 8 класс на 2022-2023 учебный год Составлена учителем русского языка и литературы Скрипкой Е.Н. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» 08. 2022 г.. С. Орловское, 2022 Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе требований ФГОС, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом рекомендаций программы МО РФ «Литература. Программы для образовательных учреждений» Москва «Просвещение» 2016г. (под редакцией В.Я.Коровиной), учебника «Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях». (авторы учебника В.П.Коровина, В.П,Журавлев, В.И.Коровин; (Москва, «Просвещение»,2014г) Программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч.год. По базисному учебному плану на изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю). На литературу отводится 1,5ч/нед (51ч./год). На родную русскую литературу - 0,5 часа (17 часов/год). В учебном году 34 учебные недели. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» В 8 КЛАССЕ Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, 2использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 2 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 3 Введение. (1 час). Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество. (2 часа). В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ноченька темная.»,» Вдоль по улице метелица метет», «Пугачев в темнице», «Пугачёв казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной поэзии. «О Пугачеве»,» О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка, предание. Из древнерусской литературы. (2 часа). Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд» Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои- крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Т\л. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Из русской литературы 18 века. (3 часа). Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Т\л. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении Из русской литературы 19 века. (26 часов) И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «Общественного договора» Ж.Ж.Руссо. Мораль басни. «Обоз» Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Т\л. Басня. Мораль. Аллегория. Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич- главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева- основа песни о Ермаке. Т\л. Дума (начальное представление). 4 Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.«Туча». Разноплановость содержания стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.«Я помню чудное мгновение» Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября».Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая «(«История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин) Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабринантигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке»и «Истории Пугачева». Т.\л. Историзм художественной литературы. Роман.Реализм «Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри» Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Т\л. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма(начальные представления) Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Т\л. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Т\л. Гипербола, гротеск (развитие представлений).Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). 5 Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Т\л. Рассказ (развитие представлений).Художественная деталь(развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Т\л. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. А.С.Пушкин. «Цветы последние милей», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет«Первый ландыш»,А.Н.Майков«Поле зыблется цветами». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История любви и упущенном счастье. Т\л. Психологизм художественной литературы(развитие представлений) Из русской литературы 20 века. (11 часов) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях ив различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.«Куст сирени».Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Т\л. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.«Россия».Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Т\л. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история,обработанная «Сатириконом»(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М.Зощенко. «История болезни».Тэффи «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. 6 Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Т\л. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение»Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.(1 час) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».Б.Окуджава«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». А.Фатьянов «Соловьи».Л.Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывновоодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Т\л. Герой-повествователь (развитие представлений). Русский поэты о Родине, родной природе. (1 час) И.Анненский «Снег», Д.Мережковский «Родное»,» Не надо звуков»; Н.Заболоцкий «Вечер на Оке»,» Уступи мне, скворец, уголок»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России»; З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон- Аминадо «Бабье лето»; И.Бунин «У птицы есть гнездо». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Из зарубежной литературы. (3 часа) Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта- символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Т\л. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты«Кто хвалится родством свои со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшаясокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).Т\л. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век- эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер- великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. 7 Т\л. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование раздела Количество часов Формы контроля 1 Введение. Вводная контрольная работа. 1 2 Устное народное творчество 2 3 Из древнерусской литературы 2 4 Из русской литературы 18 века 3 5 Из русской литературы 19 века 2 6 Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 2 Контрольное сочинение 7 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. 1 Тесты 8 Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. 1 Тесты 9 Из русской литературы 20 века 11 10 Контрольное сочинение на тему «Образ 2 п/п Тесты Контрольное 8 сочинение Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. 11 Годовая контрольная работа по литературе. 1 12 Из зарубежной литературы 2 14 ИТОГО 50 Тесты 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата по плану 1 Дата по факту Кол-во часов Название раздела, тема урока 1 Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Ее тематика и поэтика.Особенности художественной формы фольклорных произведений. Т\л. Народная песня, частушка. 1 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве»,«О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.Т\л. Предание. 1 «Житие Александра Невского» (фрагменты). Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра 05.09 2 12.09 3 14.09 Примечание 9 Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. 4 19.09 1 «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. 5 26.09 1 Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевая характеристика персонажей как средство создания комической ситуации. Краткий рассказ о писателе. Сатирическая направленность повести. Проблема воспитания истинного гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. 6 28.09 1 Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. 7 03.10 1 Развитие речи № 1. Подготовка к домашнему письменному сочинению на тему «Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? 8 10.10 1 И.А. Крылов. «Обоз» - басня о войне 1812 года. Краткий рассказ о писателе: поэт и мудрец; язвительный сатирик и баснописец. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. 9 12.10 1 К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. Краткий рассказ о писателе. Автор дум и сатир. Понятие о думе. Историческая тема думы «Смерть 10 Ермака». Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. 10 17.10 1 Внеклассное чтение № 1. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве Пушкина. Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправки Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. 11 24.10 1 А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа. Его сюжет и герои. Образ главного героя. Петр Гринев: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Родители Гринева. 12 26.10 1 А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринева со Швабриным и Савельичем. 13 07.11 1 А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Семья капитана Миронова. Женские образы в романе. Маша Миронова: нравственная красота героини. Художественный смысл образа императрицы. 11 14 14.11 1 А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. Пугачев и народное восстание в историческом труде Пушкина и в романе. Народное восстание в авторской оценке. Особенности содержания и структуры Историческая правда и художественный вымысел в романе. Особенности композиции. Фольклорные мотивы в романе. 15 16.11 1 Развитие речи № 2. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 16 21.11 1 Развитие речи № 3. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 17 28.11 1 А.С. Пушкин. «19 октября», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье»). «19 октября»: мотивы дружбы и прочного единения друзей. «Туча»: разноплановость в содержании стихотворения – зарисовки природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К***»: обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. 18 30.11 1 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. 19 05.12 1 М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Понятие о романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы. Мцыри как романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Смысл финала поэмы. 12 20 12.12 1 М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Особенности композиции поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему. 21 14.12 1 Развитие речи № 4. Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 22 19.12 1 Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия. Краткий рассказ о писателе. История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. 23 26.12 1 Н.В.Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление. 24 28.12 1 Н.В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. Особенности композиционной структуры комедии. Новизна финала – немая сцена. Своеобразие действий пьесы. Ремарки как форма выражения авторской позиции. 25 09.01 1 Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. 26 11.01 1 М.Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города» 13 (отрывок): сюжет и герои. Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. Средства комического в романе: ирония, сатира, гипербола, гротеск, эзопов язык. Понятие о пародии. 27 16.01 1 Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных. Проблематика и поэтика. Нравственные проблемы в рассказе. Деталь как средство создания образа в рассказе. 28 23.01 1 Л.Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Нравственность в основе поступков героев. Особенности композиции и поэтика рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции произведения. 29 25.01 1 Развитие речи № 5. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям Н.С. Лескова и Л.Н. Толстого. 30 30.01 1 Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого. 31 06.02 1 Развитие речи № 6. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. Поэтические картины природы в разные времена года. А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…»; М.Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»; А.А. Фет. «Первый ландыш»; А.Н. Майков. «Поле зыблется 14 цветами». 32 08.02 33 1 А.П. Чехов. «О любви» (из трилогии). История об упущенном счастье. Понятие о психологизме художественной литературы. 1 Внеклассное чтение № 2. А.П. Чехов. «Человек в футляре». «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального. 13.02 34 20.02 1 И.А. Бунин. «Кавказ»: лики любви. Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. 35 22.02 1 А.И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. 36 27. 02 1 А.А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл. 37 06.03 1 С.А. Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Начальное представление о драматической поэме. 38 13.03 1 Развитие речи № 7. Контрольное сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. 15 39 27.03 1 Развитие речи № 8. Контрольное сочинение на тему «Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. 40 29.03 1 И.С. Шмелев. «Как я стал писателем»: путь к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). М.А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. Мелочи быта и их психологическое содержание. 41 03.04 1 Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания исторического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. 42 10.04 1 Внеклассное чтение № 3. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. Сатира и юмор в рассказах. М.М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы. Смешное и грустное в его рассказах. Способы создания комического. 43 12.04 1 А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война. Жизнь народа на крутых переломах, поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Образ главного героя. Особенности композиции поэмы. Новаторский характер Василия Теркина: сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. 44 24.04 1 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. 16 Их призывно-воодушевляющий характер. 45 26.04 1 В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картина военного детства, образ главного героя. Автобиографический характер рассказа. Мечты и реальность военного детства. 46 08.05 1 Русские поэты о родине, родной природе (обзор). Образы родины и родной природы в стихах 20 века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. Поэты русского зарубежья о родине. Общее и индивидуальное в произведениях авторов русского зарубежья о родине. 47 10.05 1 Годовая контрольная работа по литературе. 48 15.05 1 У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Сонет как форма лирической поэзии. Воспевание поэтом любви и дружбы. Строгость формы сонетов в сочетании с живой мыслью и подлинными чувствами. 49 22.05 1 50 24.05 Внеклассное чтение № 4. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. 1 Внеклассное чтение № 5. В. Скотт. «Айвенго». Развитие представлений об историческом романе. Средневековая Англия в романе. Задание на лето. 51 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 17 1. Литература. 8 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. 2. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010. 3. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008. 4. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника). 5. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007. 7. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – 3 –е изд., - М. «Просвещение», 2016. 18