Рабочая программа по русскому языку

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на 2022/2023 учебный год для обучающихся 1
класса МБОУ Орловский УВК разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
 Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, (далее- ФГОС НОО- 2021);
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам- образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.08.2020 №442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
20.05.2020 №254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
 Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699;
 концепции преподавания русского языка, утвержденной распоряжением
Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
 учебного плана начального образования, утвержденного приказом МБОУ
Орловский УВК «О внесении изменений в основную образовательную
программу начального образования»;
 рабочей программы воспитания МБОУ Орловский УВК (с изменениями),
примерной рабочей программы
 УМК «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся:


Для педагога:
Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, под ред. В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий.
Для обучающихся:
Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, под ред. В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий.
2

На изучение русского языка в 1 классе учебным планом отводится 4 часа в неделю, всего
132 часа (33 учебных недели).
1.Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных
УУД:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
 положительного отношения к урокам русского языка;
 уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа
и языкам, на которых говорят другие народы;
 интереса к языковой и речевой деятельности;
 представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных
традициях русского народа;
 представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия,
сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
 первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной
деятельности;
 мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
 принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока) с помощью учителя;
 понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном
материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
 высказывать своё предположение относительно способов решения учебной
задачи;
 проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих
основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный
алгоритм);
 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
 целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную
задачу;
 ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в
оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и
учебных пособиях;
 понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных
пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок,
таблица, схема) под руководством учителя;
 понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить
необходимые факты, сведения и другую информацию;
 преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в
словесную форму под руководством учителя;
 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
 составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
3

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под
руководством учителя);

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
языка по заданному признаку (под руководством учителя);
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и
слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные
принадлежности и др.);
 проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя).
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих коммуникативных УУД:
 слушать собеседника и понимать речь других;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
 принимать участие в диалоге;
 задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
 принимать участие в работе парами и группами;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное
мнение;
 оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
 представление о русском языке как государственном языке нашей страны,
Российской Федерации;
 представление о значимости языка и речи в жизни людей;
 представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики,
орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной
программы);
 практические умения работать с языковыми единицами;
 представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
 представление о правилах речевого этикета;
 адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
 первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
 слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
 пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
 составлять текст из набора предложений;
 выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
 различать устную и письменную речь;
 различать диалогическую речь;
 отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;


4




































анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать
их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания
рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам
наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно
произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или
безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в
слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные
[ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол,
конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на
слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдостимягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости
предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах
типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при
орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, житьи др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного
языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний
(книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
5































классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные,
растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, словаизвинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря»
учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря»
учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова,
близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных
задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия
признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия
предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который
отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который
отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие
предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—
3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной
форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему
«Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и
интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с
опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое
ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуации
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в
6









положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в
буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале
предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне
слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ?
!);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах
(простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и
при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством
самоконтроля.
2.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 1 классе

Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших
школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей
единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий
дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды –
отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию6.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),
сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и
речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи
как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи
основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных
навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения,
связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной
книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать
и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные
объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения,
сборники творческих работ, классную газету и др.
1 класс
(Обучение письму – 89ч, русский язык – 43 ч)
Добукварный период (9 ч)
7

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием
графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение
голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове),
определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке,
различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих
и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или
отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных
звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества
звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов,
соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его
слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия
между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слогозвуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их
характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях),
правильное соотнесение звуков и букв.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (67 ч)
I.
Обучение чтению (в литературном чтении).
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения
твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную
букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной
азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их
чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению
вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв,
определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с
правилами гигиены чтения.
II.
Обучение письму.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных)
букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими
буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их
соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и
предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и
самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с
печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и
послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов,
написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное
оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в
конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением
(безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами
гигиены письма.
III.
Развитие устной речи (в литературном чтении).
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне
слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму
речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному
интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой
структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное
8

произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное
употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, пб, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных
отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение
их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов,
правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить
нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное
сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов,
различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор
синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных
выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме,
борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых
умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы
учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного
типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и
перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества
предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением
логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких
прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное
придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с
прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек,
песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой
содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты,
эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных
рассказов и при пересказе текста.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (13 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков,
приобретенных в процессе обучения грамоте.
1.
Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных
произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С.
Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т.
д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В.
Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи,
рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов
художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над
выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).
Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений
классиков отечественной и зарубежной литературы.
9

2.
Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.
Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать,
понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные
выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных
(непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать
мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоциональноэстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к
творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей
учащихся.
3.
Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе
общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей
потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно
оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки
фонозаписи литературных произведений.
4.
Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к
прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами,
интонацией.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
1 КЛАСС (43 ч)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок
текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение
предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки
препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия
признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов.
Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова,
близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и
противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (6 ч)
Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (28 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и
безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий
знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие
согласные звуки. Заглавная буква в словах.

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование по русскому языку для 1класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
начального общего образования:

10

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 Знающий и
любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
 Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
 Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
 Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
 Имеющий первоначальные представления о правах
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

и ответственности

 Принимающий
участие
в
жизни
класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
 Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
 Сознающий
ценность
каждой
человеческой
индивидуальностьи достоинство каждого человека.

жизни,

признающий

 Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважающий старших.
 Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
 Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
 Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
 Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве,творчестве людей.
 Проявляющий интерес
художественнойкультуре.

и

уважение

 Проявляющий стремление
к
художественной деятельности, искусстве.

к

отечественной

самовыражению

в

и

разных

мировой
видах

Физическое воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
 Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
11

информационной среде.
 Владеющий основными навыками личной
безопасного поведения в быту, природе, обществе.

и

общественной

гигиены,

 Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
 Сознающий
и
принимающий
свою
половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание:
 Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
 Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатамтруда, ответственное потребление.
 Проявляющий интерес к разным профессиям.
 Участвующий в различных
трудовой деятельности.

видах доступного по

возрасту

труда,

Экологическое воспитание:
 Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияниелюдей на природу, окружающую среду.
 Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий,приносящих вред природе, особенно живым существам.
 Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания:
 Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
 Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,
о науке, научном знании.
 Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

№ раздела

Название раздела
ЭОР и ЦОР

1.

Обучение грамоте
(письмо)

1.1

Добукварный период

1.2

Букварный период

и

Количество часов,
отводимых на
освоение темы
89

https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/3766/star
t/179350/
https://resh.edu.ru/subje
ct/13/1/

9

67
12

1.3

Послебукварный период

2.

Систематический курс

2.1

Наша речь

2.2

Текст, предложение, диалог

2.3

Слова

2.4

Слово и слог. Ударение

2.5

Звуки и буквы

https://resh.edu.ru/subje
ct/13/1/

13
43

https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/4325/start/18452
8/
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/6422/star
t/179554/
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/6421/star
t/299577/
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/6424/star
t/177721/
https://resh.ed
u.ru/subject/lesson/42
26/star t/129901/

Итого:

2

3

4

6

28
132

Количество проверочных работ
Виды работ
Списывание
Диктант
Словарный диктант
Итоговая контрольная
работа
Списывание
Словарный диктант
Проверочная работа
(текущие контрольные
работы)
Развитие речи
Всего за год

Количество слов
20-25 слов
15-20 слов
5- 6 слов
1
1
-

2

Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога):
 диктант;
 диктант с грамматическим заданием;
 словарный диктант;
 тест.
Формы организации учебного предмета и
деятельности:

основных видов

учебной
13

1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

4.Календарно-тематический план
№
п/п

Тема уроков

Добукварный период (9ч)
Прописи - первая учебная
тетрадь.
Тренировка мелкой моторики
руки.
2. Рабочая строка. Верхняя и
нижняя линии рабочей строки.
Тренировка мелкой моторики
руки
3. Письмо коротких и длинных
наклонных линий .
4. Письмо коротких и длинных
наклонных линий с
закруглением внизу.
5. Письмо длинных прямых и
наклонных линий с
закруглением вверху и внизу
(влево, вправо).
6. Письмо коротких и длинных
наклонных линий . Письмо
нижних и верхних петель .
7. Письмо больших и маленьких
овалов(полуовалов), их
чередование. Письмо
наклонных линий.
8. Повторение и обобщение
пройденного материала по
русскому языку. Письмо
коротких наклонных линий
вверху влево, внизу вправо.
9. Письмо наклонных линий с
петлёй вверху и внизу. Письмо
полуовалов, их чередование.
10. Письмо строчной и заглавной
буквы А а
11. Письмо строчной и заглавной
1.

Кол-во Дата
часов
проведения
План
Факт
1

02.09

1

05.09

1

06.09

1

07.09

1

09.09

1

12.09

1

13.09

1

14.09

1

16.09

1

19.09

1

20.09

Примечание

14

буквы О о
12. Письмо строчной буквы и
13. Повторение и обобщение
выученных знаков и букв.
Заглавная буква И.
14. Письмо строчной буквы ы
15. Письмо строчной буквы у.
Письмо заглавной буквы У
16. Повторение и обобщение.
Правописание строчных букв а,
о, у.
17. Письмо строчной н . Письмо
заглавной Н.
18. Письмо строчной и заглавной
буквы С с
19. Повторение изученного
материала. Письмо изученных
букв
20. Письмо строчной буквы к.
Письмо заглавной буквы К.
21. Письмо строчной и заглавной
буквы Тт
22. Повторение и закрепление
изученного, закрепление
написания слов
23. Письмо строчной и заглавной
буквы Лл
24. Письмо строчной и заглавной
буквы Рр
25. Письмо строчной и заглавной
буквы Вв
26. Письмо строчной буквы е
27. Письмо строчной и заглавной
буквы Ее
28. Письмо строчной и заглавной
буквы Пп
29. Повторение изученного.
Письмо слов и предложений с
Пп
30. Письмо строчной и заглавной
буквы Мм
31. Письмо строчной и заглавной
буквы Зз
32. Письмо строчной и заглавной
буквы Бб. Письмо слов с
буквой Бб
33. Письмо строчной и заглавной
буквы Дд
34. Письмо текстов с изученными
буквами
35. Письмо строчной и заглавной

1
1

21.09
23.09

1
1

26.09
27.09

1

28.09

1

30.09

1

03.10

1

04.10

1

05.10

1

07.10

1

10.10

1

11.10

1

12.10

1

14.10

1
1

17.10
18.10

1

19.10

1

21.10

1

24.10

1

25.10

1

26.10

1

28.10

1

07.11

1

08.11

15

буквы Яя
36. Письмо строчной и заглавной
буквы Яя
37. Письмо строчной и заглавной
буквы Гг
38. Письмо строчной и заглавной
буквы Чч, правописание
сочетаний ча-чу
39. Развитие речи, слого-звуковой
анализ, правописание
сочетаний ча-чу
40. Письмо буквы ь . Письмо слов с
ь знаком
41. Письмо буквы Шш.
Правописание сочетания ши
42. Письмо буквы Жж.
Правописание сочетаний жиши
43. Правописание сочетаний жиши
44. Письмо буквы Ёё . Написание
текстов с Ё в прописях
45. Письмо буквы Йй
46. Письмо буквы Хх
47. Письмо заглавной буквы Ю
48. Письмо строчной буквы ю
49. Письмо строчной буквы ц
50. Письмо заглавной буквы Ц
51. Письмо строчной буквы э
52. Письмо заглавной буквы Э
53. Письмо буквы Щщ
54. Письмо буквы Щ,
правописание ча-ща, чу-щу
55. Письмо заглавной буквы Ф
56. Письмо строчной буквы ф
57. Письмо слов с разделительным
ь и ъ знаком
58. Письмо текстов с изученными
буквами.
59. Письмо текстов с изученными
буквами.
60. Письмо слов и предложений с
сочетаниями жи-ши.
61. Письмо слов и предложений с
сочетаниями жи-ши.
62. Закрепление правописания жиши.
63. Письмо слов и предложений с
буквами Зз.
64. Письмо слов и предложений с
буквами Бб.

1

09.11

1

11.11

1

14.11

1

15.11

1

16.11

1

18.11

1

21.11

1

22.11

1

23.11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.11
28.11
29.11
30.11
02.12
05.12
06.12
07.12
09.12
12.12

1
1
1

13.12
14.12
16.12

1

19.12

1

20.12

1

21.12

1

23.12

1

26.12

1

27.12

1

28.12

16

65. Письмо слов и предложений с
буквами Дд.
66. Повторение изученных букв е,ё.
67. Письмо слов и предложений.
68. Повторение многозначных
слов.
69. Письмо текстов с изученными
буквами Ю.
70. Письмо текстов с изученными
буквами Ц.
71. Письмо текстов с изученными
буквами Э.
72. Письмо текстов с изученными
буквами Я.
73. Письмо слов и предложений с
изученными буквами. Письмо
слов и предложений с
изученными буквами.
74. Письмо слов с буквами ь и ъ.
75. Алфавит. Закрепление темы
«Алфавит».
76. Итоговый урок по букварному
периоду «Азбуки».
77. Оформление предложений в
тексте.
78. Слова, отвечающие на вопросы
«кто?», «что?».
79. Слова, отвечающие на вопросы
«что делать?», «что сделать?».
80. Слова, отвечающие на вопросы
«какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?». Закрепление по теме
«Предложение».
81. Закрепление по теме
«Предложение».
82. Закрепление по теме
«Предложение».
83. Правописание безударных
гласных в корне слова.
84. Правописание звонких и глухих
согласных на конце слов.
85. Повторение по теме «Парные
согласные звуки». Списывание
текста.
86. Правописание чк-чн,щн.
87. Заглавная буква в именах
собственных.
88. Контрольное списывание.
89. Анализ контрольного
списывания. Урок-игра
«Русская азбука».

1

30.12

1
1
1

09.01
10.01
11.01

1

13.01

1

16.01

1

17.01

1

18.01

1

20.01

1
1

23.01
24.01

1

25.01

1

27.01

1

30.01

1

31.01

1

01.02

1

03.02

1

06.02

1

07.02

1

08.02

1

10.02

1
1

13.02
14.02

1
1

15.02
17.02

17

90. Русский язык (43 ч)
Наша речь (2 ч)
Знакомство с учебником
«Русский язык».
Наша речь. Её значение в
жизни людей .
91. Язык и речь. Устная и
письменная речь( общее
представление) Русский языкродной язык русского народа.
92. Текст, предложение, диалог (3
ч)
Текст и предложение (общее
представление).
Смысловая связь предложений
в тексте.
Заголовок текста
93. Предложение как группа слов,
выражающая законченную
мысль (общее представление).
Связь слов в предложении.
Оформление предложений в
письменной речи.
94. Диалог ( общее
представление).
Оформление предложений в
диалогической речи.
Знаки препинания конца
предложений.
95. Слова, слова, слова (4 ч)
Слово как единица языка и
речи. Слово как единство
звучания и значения. Роль слов
в речи. Развитие речи.
Составление текста по рисунку
и опорным словам.
96. Слова-названия
предметов.признаков, действий,
предметов и явлений. Вопросы,
на которые отвечают эти слова.
97. Тематические группы слов.
Слова- названия предметов,
отвечающие на вопрос что? и
кто? Вежливые слова.
98. Однозначные и многозначные
слова ( общее представление).
Слова, близкие и
противоположные по значению.
99. Урок развития речи.
Слово и слог. Ударение (6 ч)
Слово как минимальная

1

27.02

1

28.02

1

01.03

1

03.03

1

06.03

1

07.03

1

10.03

1

13.03

1

14.03

1

15.03

18

100.

101.

102.

103.

104.

105.

106.
107.
108.

109.

110.

111.

произносительная единица.
Слогообразующая роль
гласных.
Деление слов на слоги.
Слово и слог.
Выделение слогов в слове.
Анализ слоговых моделей слов.
Перенос слов( общее
представление)
Правило переноса слов с одной
строки на другую.
Правила переноса части слова
с одной строки на другую.
Упражнение в переносе слов
Ударение (общее
представление)
Способы выделения ударения.
Графическое обозначение
ударения. Ударные и
безударные слоги. Развитие
речи.
Работа с орфоэпическим
словарём
Ударение.
Слогообразующая роль
ударения.
Звуки и буквы (28 ч)
Звуки и буквы.
Смыслоразличительная роль
звуков и букв в слове.
Звуки и буквы. Условные
обозначения звуков.
Алфавит, или азбука. Значение
алфавита.
Алфавит. Алфавитный порядок
слов.
Развитие речи.
Использование алфавита при
работе со словарями.
Урок развития речи. Гласные
звуки. Буквы, обозначающие
гласные звуки.
Гласные звуки и буквы,
обозначающие гласные звуки.
Буквы е, ё, ю, я и их функции в
слове. Слогообразующая и
смыслоразличительная роль
звуков.
Слова с буквой э .
Слова с буквой э , которые
пришли в наш язык из других

1

17.03

1

27.03

1

28.03

1

29.03

1

31.03

1

03.04

1

04.04

1

05.04

1

07.04

1

10.04

1

11.04

1

12.04

19

языков.
112. Ударные и безударные гласные
звуки. Знакомство с памяткой
«Как определить в слове
ударные и безударные гласные
звуки».
113. Обозначение гласных звуков
буквами в ударных и
безударных слогах
Особенности проверочного и
проверяемого слова.
114. Обозначение гласных звуков
буквами в безударных слогах
двусложных слов.
Развитие речи. Составление
устного рассказа по рисунку и
опорным словам.
115. Наблюдение над словами, в
которых написание буквы,
обозначающей безударный
гласный звук, проверить нельзя.
116. Согласные звуки и буквы,
обозначающие согласные
звуки. Удвоенные согласные.
Перенос слов с удвоенными
согласными.
117. Урок развития речи. Твёрдые и
мягкие согласные звуки.
Буквы для обозначения
твёрдых и мягких согласных
звуков.
118. Парные твёрдые и мягкие
согласные звуки и их
обозначение на письме буквами
е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по
твёрдости-мягкости согласные
звуки.
119. Твёрдые и мягкие согласные
звуки и их обозначение на
письме буквами е, ё, ю, я, и, ь.
120. Мягкий знак как показатель
мягкости согласного звука.
Обозначение мягкости
согласного звука на
конце слова и в середине слова
буквой ь «мягкий знак».
Перенос слов с мягким знаком
121. Правописание слов с мягким
знаком.
Работа с текстом. Развитие
речи. Составление текста из

1

14.04

1

18.04

1

19.04

1

21.04

1

24.04

1

25.04

1

26.04

1

28.04

1

02.05

1

03.05

20

122.
123.

124.

125.

126.

127.
128.

129.
130.

131.

132.

деформированных
предложений с опорой на
рисунок.
Особенности глухих и звонких
согласных звуков.
Парные звонкие и глухие
согласные звуки. Непарные по
глухости-звонкости согласные
звуки. Наблюдение над
обозначением парных по
глухости-звонкости согласных
звуков буквами на конце слова.
Урок развития речи.
Обозначение буквой парного по
глухости-звонкости согласного
звука на конце слова.
Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным
звуком на конце слова.
Развитие речи. Работа с
деформированным
предложением.
Шипящие согласные звуки.
Непарные твёрдые и непарные
мягкие шипящие звуки. Слова с
буквосочетаниями чк, чт, чн.
Итоговая контрольная
работа.
Анализ контрольной работы.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
Правило правописания
буквосочетаний жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
Правописание слов с
буквосочетаниями жи-ши.
Правописание слов с
буквосочетаниями
ча-ща, чу-щу. Развитие речи.
Составление текста по картине.
Правописание слов с
изученными буквосочетаниями.
Урок развития речи.
Заглавная буква (общее
представление).
Заглавная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, в
географических названиях,
кличках животных. Развитие
речи. Проект «Сказочная
страничка».

1

05.05

1

10.05

1

12.05

1

15.05

1

16.05

1

17.05

1

19.05

1

22.05

1

23.05

1

24.05

1

21

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Пересунько Светланы Владимировны
по русскому языку
в 1 классе
Лист коррекции
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема
урока

Дата
проведения по
плану

Причина
КорректируюДата
корректировки
щее
проведемероприятие
ния по
факту

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».