Рабочая программа по родному(русскому) языку

1

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» (предметная область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке») включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учеб ного
предмета, тематическое планирование
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского родного языка,
а также подходы к отбору со- держания, характеристику основных содержательных
линий, место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Родной язык (русский)»
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные результаты по родному русскому языку за каждый год
обучения
В тематическом планировании описывается программное содержание по выделенным
содержательным линиям, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы,
которые целесообразно использовать при изучении той или иной темы Примерная
рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне начального общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 05 2021 г № 286«Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г №
64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г №
637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной
программе воспитания .
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана
для организаций, реализующих программы начального общего образования Программа
разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету «Родной язык (русский)», ориентированной на
современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения
Примерная рабочая программа позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к
достижению личностных, мета- предметных и предметных результатов обучения,
сформулиро- ванных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования; определить и структурировать планируемые результаты
обучения и содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» по годам обучения
в соответствии с ФГОС НОО; При- мерной основной образовательной программой
начального общего образования (в редакции протокола от 8 апреля 2015 г
№ 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г
№ 2/20);разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного
времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные
виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований,
заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального
2

общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение»
Целями изучения русского родного языка являются:
- осознание русского языка как одной из главных духовно- нравственных ценностей
русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления
культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
- овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других
языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение куль- турой межнационального общения;
- овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами,
свойственными русскому языку;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к
речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в при- обретении знаний
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в
предметную область«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является
обязательным для изучения
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в Примерной
рабочей программе, соответствует ФГОС НОО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования, с учетом Программы воспитания МБОУ
Орлонский УВК.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации
основных на- правлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — Рос- сии, в том числе через
изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнацио-нального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
3

том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной куль- туре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художествен- ной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание
важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к ре-зультатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе ра- боты с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес
к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следу-ющие познавательные универсальные
учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать ос-нования для сравнения
4

языковых единиц, устанавливать ана- логии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану
проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); фор-мулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в слова- рях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание
в соответствии с поставленной
5

задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассужде-ние, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы,
о результатах наблюдения, выпол-ненногоминиисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плака- ты) к тексту выступления
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для полу-чения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения
должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению
куль- туры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,
осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию
русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров
класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
—распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие
предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших
слов по указанной тематике;
—использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
6

—понимать значение русских пословиц и поговорок, связан-ных с изученными
темами;
—осознавать важность соблюдения норм современного русско-го литературного языка
для культурного человека;
—произносить слова с правильным ударением (в рамках изу-ченного);
—осознавать смыслоразличительную роль ударения;
—соотносить собственную и чужую речь с нормами современ-ного русского
литературного языка (в рамках изученного);
—выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
—различать этикетные формы обращения в официальной и не- официальной речевой
ситуации;
—уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение
диалога и др );
—владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
—использовать в речи языковые средства для свободного вражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
—владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и куль- туре русского народа;
—анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём
наиболее существенные факты
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (33 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного
русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т д ) 2) как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т д )
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках)
Проектное задание. Словарь в картинках
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов)
Смыслоразличительная роль ударения
Звукопись в стихотворном художественном тексте Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок в сочетаемости слов)
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми Диалоговая форма
устной речи Стандартные обо- роты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?) Цели и виды
вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа

7

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Тема, раздел Программное
курса
содержание
Секреты
ОбщениеУстная

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста
учебника,
речи
и письменная
в ходе которого учащиеся определяют, когда, с какой целью, в
каких
и текста
речь
ситуациях люди пользуются речью Коллективное
формулирование
(8 ч1)
(2 ч)
вывода о непосредственном речевом сопровождении всех видов
деятельностичеловека
Работа с иллюстрациями учебника Беседа о видах речевой
деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо)
Коллективное формулирование вывода о том, какие виды
речевой
деятельности относятся к письменным формам речи, а какие к
устным
Работа с книгой Комментирование значений пословиц о силе
слова
Организация дискуссии, побуждающей учащихся к
размышлению
о важности внимательного, вдумчивого отношения к слову
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций учебника,
направленный на осмысление роли мимики и жестов в общении людей
Обсуждение распространенных, часто используемых жестов,
которые
сопровождают и дополняют нашу речь (жесты приветствия,
прощания,
согласия, одобрения и др ), их роли, ситуаций, когда люди к ним
прибегают
Тема,
Программноесоде Методы и формы организации обучения.
разделкурса ржание
Характеристикадеятельностиобучающихся
Работа в паре: выполнение игровых упражнений, направленных
на
осмысление роли, места мимики и жестов в человеческом
общении,
умение распознавать настроение, чувства человека по его мимике
Стандартные
Анализ речевых ситуаций с точки зрения употребления формул
оборотыречи
речевого этикета Работа в группах: обсуждение приведенных в
тексте
дляучастия
вежливых слов, определение ситуаций, в которых они могут быть
в диалоге:
применены Самостоятельная работа по подбору вежливых слов,
Какприветство- которые могут быть использованы в различных ситуациях
общения
ватьвзрослого
(встрече, прощании, выражении просьбы и др )
8

и сверстника?

Обсуждение различных ситуаций общения (ребенок —
сверстник, ребеКаквежливо
нок — взрослый) Коллективное формулирование вывода о
необходипопросить?
мости выбора правильных формул речевого этикета в
зависимости от
Какпохвалить
возраста, статуса, степени знакомства с собеседником, ситуации,
товарища?
в которой протекает общение (обращение на вы и на ты)
Какправильно
Творческое задание: придумать ситуации общения, когда нужно
отблагодарить? обратиться на вы и на ты.
Этикетныеформы Парная работа: разыгрывание диалогов на основе изображенных
обращения в
в учебнике ситуаций общения, требующих выбора определенных
официальной и
вариантовформулречевогоэтикета
неофициальной Групповая работа, направленная на обсуждение роли слова
«пожалуйречевойситуации ста» в нашейречи
(2 ч)
Рассказ учителя об истории вежливых слов (благодарю, спасибо,
извините)
Объяснение значения пословицы о правильном отношении к
словам благодарности
Групповая работа, направленная на анализ возможных вариантов
выражения одобрения, похвалы Дискуссия о том, как правильно
выбирать языковые средства для выражения одобрения, почему
похвала может иногда расстроить человека
Творческое задание по выбору этикетных формул для выражения
похвалы и утешения на основе анализа изображенных ситуаций
Объяснение смысла крылатых выражений, учебный диалог о
важности и силе доброго слова, уместности похвалы, скромности
и умении не ждать похвалы за каждый добрый поступок
Правила коррект- Групповая работа по анализу текста учебника, направленная на
ного речевого
осмысление значения слова «здравствуйте», важности
поведения в ходе использования вежливых слов в общении
диалога; исполь- Рассказ учителя об этимологии слова «здравствуйте» Беседа о
зование в речи
значе-нии слов «здравый», «здравствовать», «здравствуйте»,
языковых средств этимологиче- ской взаимосвязи этих слов и их значений
для свободного Творческое задание по выбору речевых формул приветствия в
выражения
зависи- мости от ситуации общения
мыслей и чувств Самостоятельная работа по выбору соответствующих ситуации
адекватно ситуа- обще-ния языковых средств
ции общения
Групповая работа: подготовка выразительного чтения
Секреты диалога: стихотворений по ролям Обсуждение особенностей прочтения
учимся разговари- каждого текста, воз-можности передачи настроения героев, их
вать друг с другом характера с помощью силы голоса, интонации, темпа речи
и со взрослыми
(1 ч)
Имена
Групповая работа: чтение и отгадывание загадок об имени
человека
в малыхжанрах Беседа о том, зачем людям нужны имена Рассказ учащихся об
именах
фольклора
членовсвоейсемьи
(1 час)
Обсуждение стихотворения К И Чуковского Беседа о
9

существовании
разных вариантов звучания одного имени (полного имени,
краткой
уменьшительно-ласкательной формы), особенностях
использования
краткой и полной форм имени в зависимости от возраста
человека,
ситуацииобщения
Групповая работа: анализ использованных в стихотворении
различных
вариантовимениНиколай
Парная работа: образование полных вариантов мужских и
женских
имен от приведенных кратких форм
Дискуссия, направленная на анализ вариантов имени Александра
Творческое групповое задание: подбор имен, которые имеют
мужской
и женскийварианты
Объяснение значения пословиц, в которых используются имена
собственные
Обсуждение имен сказочных персонажей, тренировка в
образовании
полных и кратких форм имени
Творческое задание: подготовка рассказа об упомянутом
сказочном
герое (навыбор)
Рассказ учителя о том, что такое отчество, как оно возникает
Практическая самостоятельная и парная работа, направленная на
отработку умения образовывать отчество по имени отца и,
наоборот,
определять имя отца человека по отчеству
Цели и виды
Беседа «Почему мы задаём друг другу вопросы?»
вопросов:
Групповая работа: анализ текста стихотворения З Александровой
вопрос-уточнение, Творческое задание: составление рассказа на основе вопросов об
вопроскакзапрос интересномявленииприроды
нановоесодержа- Обсуждение текста стихотворения «Четыре старушки», роли
вопросов,
ние
которыезадаютгероистихотворения
(2 ч)
Творческое задание: моделирование ситуаций, в которых
необходимо
задать вопрос, и ситуаций, в которых вопросы будут излишними
Коллективное формулирование вывода о значении и
необходимости
умениязадаватьвопросы
Беседа о целях вопросов, их адресате, использовании
специальных
вопросительных слов, которые помогают задавать вопросы
Игровое упражнение «Вопросы-ответы»: один ученик
придумывает
вопрос, который начинается со слова «почему», другие ученики
10

отвечают на вопрос, используя в своих ответах слово «потому
что»
Беседа о том, когда необходим полный, развернутый ответ на
вопрос,
а когда можно дать ответ одним словом
Практическая групповая работа: отработка умения отвечать на
вопрос
однимсловом
Игровое упражнение «Кто быстрее ответит на вопрос?»
(необходимо
ответить на поставленный вопрос одним словом)
Беседа по содержанию стихотворения С Черного Составление
рассказа о героестихотворения
Обсуждение текста СБаруздина, составление полного ответа на
вопрос: «А что ты мог бы рассказать о стране, в которой
живёшь?»
Беседа на основе иллюстраций учебника, подготовка связного
высказывания о своей стране и малой родине

Язык
в действии
(10 ч)

Анализ смысла крылатых выражений о Родине
Групповая работа, направленная на анализ текста стихотворения
и поиск ответа на проблемный вопрос Обсуждение смысла слов и
выражений текста, употребленных в переносном значении
Творческое задание: «Расскажи одноклассникам, как чувствуешь
весну ты», предполагающее самостоятельное формулирование
выска-зывания о весне, о личном отношении к этому времени
года Творческое задание (выполнение мини-проекта): подготовка
рассказа
о своем любимом животном, готовность отвечать на вопросы о
выбран- ном животном
Рольлогическогоу Наблюдение за возможностью произносить предложения,
дарения
выделяя с помощью логического ударения различные слова
(3 ч)
Упражнение: произнесение предложения с заданной интонацией
и логическим ударением
Беседа на основе вопросов учебника, уточнение значения слов
изба — дом — жилище
Творческая работа в парах: придумать и разыграть возможный
диалог между героями сказки
Учебный диалог: обсуждение места постановки логического
ударения в предложении в зависимости от той информации,
которую в него вкладывают
Практическая работа: составление вопросов, которые будут
соответ-ствовать приведенным ответам, разыгрывание диалога в
парах
Коллективное формулирование вывода о том, что логическое
ударение
в предложении может падать на разные слова
Практическая работа: закрепление умения выделять голосом
опреде11

лённое слово, отработка навыка внимательного восприятия
текста
(на слух или при самостоятельном чтении)
Работа в парах (или в группах): нахождение места логического
ударения в предложении в зависимости от контекста
Звукопись
Наблюдение за текстами стихотворений: задача «услышать» звук
в стихотворном стихотворения, который поэты создают, используя звукопись
художественном Рассказ учителя о том, что такое звукопись, что лежит в ее
основе
тексте
и для чего писатели прибегают к этому приему
(1 ч)
Практическая работа: анализ стихотворения, объяснение, какую
функцию в нем выполняет игра со звуками
Творческое задание: составление рассказа на основе личного
жизненногоопыта
Учебный диалог, направленный на анализ текста стихотворения
Коллективное формулирование вывода о том, что игра со
звуками
помогаетпередатьхарактергероя
Самостоятельная работа: нахождение приема звукописи в тексте,
выбор правильной интонации и темпа при выразительном
прочтении
стихотворения
Наблюдение за приемом звукописи в тексте, определение звуков,
при помощи которых происходит игра
Какнельзя
Практическая работа: отработка произнесения с
правильнымударенипроизносить
ем слов, в которых часто допускаются ошибки
слова:
Творческое задание: придумать предложение с указанными
пропедевтисловами,
ческаяработа
обращая внимание на место ударения в них
попредупрежде- Практическая фронтальная работа: с опорой на рисунки сравнить
ниюошибок
предметы и продолжить предложения, правильно употребляя
прилагав произношении тельные в сравнительнойстепени
слов
Работа с иллюстрациями учебника, отработка постановки
правильного
Смыслоразличи- ударения в глаголах прошедшего времени женского рода
тельнаяроль
Творческая работа: придумывание предложений с
использованием
ударения
отработанныхслов
(4 ч)
Учебный диалог, направленный на наблюдение и осмысление
явления
подвижности ударения в разных формах одного слова
Коллективное формулирование выводов о возможности
изменения
места ударения в различных формах одного и того же слова
Практическая работа: определение места ударения в словах
Парная работа: определение места ударения в словах
12

стихотворения,
подготовка выразительного прочтения стихотворного отрывка
Творческое задание: придумывание предложений, в которых
используются
формы одного и того же слова с подвижным ударением
Практическая работа: отработка умения внимательно читать
текст,
запоминать детали, строить развернутое высказывание по
результатам
анализатекста
Наблюдение над омографами, анализ значений слов в
омонимических
парах, обсуждение роли контекста в различении слов-омонимов
Обобщение результатов наблюдения, коллективное
формулирование
выводов о возможности различения слов, которые совпадают по

35

Русский

написанию, но различаются по значению и произношению, с
помощью
контекста
Наблюдение
Наблюдение над языковым материалом: анализ
звукоподражательных
за сочетаемостью слов — названий голосов животных, определение пути их
возникновеслов: пропедевти- ния в языке
ческая работа по Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (раздаются
карточки
предупреждению с изображениями птиц, ребёнок должен встать, когда услышит
слово,
ошибок в сочетае- обозначающее голос птицы, которая изображена на его карточке)
мости слов
Групповое игровое задание: назвать как можно больше
предметов,
(2 ч)
которые могут выполнять указанные действия
Практическая работа, направленная на уточнение и
разграничение
слов, называющих похожие признаки или действия (шерстяной
—
меховой, мыть — стирать и др )
Игровое задание: учитель называет прилагательное и бросает мяч
первому игроку, ребёнок называет словосочетание с этим словом
и
передаёт мяч следующему игроку
Групповая работа с иллюстрациями учебника, составление
описания
картинки с помощью словосочетаний
Учебный диалог, направленный на уточнение лексического
значения
слов-паронимов
Сведения об
Беседа о том, всегда ли люди писали так, как пишут сейчас:
ручкой
13

язык:
прошлое
и настоящее
(12 ч)

истории русской
письменности:
как появились
буквы современ-

на бумаге
Рассказ учителя (с опорой на иллюстрации учебника) о том, как
писали в старину
Игровое задание: «Машина времени» (дети пишут на
импровизированного русского
ныхцерах)
алфавита Особен- Работа с иллюстрациями учебника: нахождение различий
ности оформления оформления текста в древней рукописи и в современном тексте
книг в Древней Рассказ учителя
Руси: оформление о том, что такое буквица, демонстрация различных вариантов ее
красной строки и оформления в древних книгах, рассказ об истории выражения
заставок Значе- «крас-ная строка»
ние устаревших Самостоятельная работа: найти современные книги, где
слов данной тема- воспроизводит-ся традиция украшать первую букву на странице
тики Русские
Организация книж- ной выставки: демонстрация современных
пословицы и
книг, в которых красиво украшена первая буква на странице
пого- ворки,
Практическая работа: оформление буквиц и заставок
связанные с
Наблюдение за оформлением предложений в древних книгах
письменностью Дидакти-ческая игра «Расшифруй послание»: чтение
Различные при- предложения, написанно- го без пропусков между словами
ёмы слушания
Коллективное формулирование вывода о важности и
научно-познава- необходимости написания текста с пробелами
тельных и худо- Дидактическая игра «Изобрази букву»: самостоятельно или в
жественных
паре с соседом по парте дети пробуют изобразить буквы
текстов об исто- современного русского алфавита
рии языка и куль- Рассказ учителя о славянской азбуке и её создателях — Кирилле
туре русского
и Мефодии
народа
Работа с иллюстрацией учебника: сравнение старославянского и
Различные
современного алфавитов
приемы слушания Анализ и комментирование значения пословиц о важности
научно-познава- овладения грамотой
тельных и худо- Игровое задание: распознавание букв современного русского
алфавита,
жественных
представленных в виде наложенных изображений
текстов об истории языка и
культуре русского
народа
(4 ч)
Лексические еди- Групповая работа с иллюстрациями учебника: называние
современных
ницы с
видов домов
национально-культурной
Учебный диалог: выдвижение предположений о том, как
назывались
семантикой, обо- жилища людей в старину
значающие пред- Групповая работа, направленная на анализ текста, уточнение
значения
меты традицион- выделенных слов
ного русского
Уточнение значения слов, обозначающих жилища людей, с
помощью
14

37

быта: дом в стари- словарной статьи наглядного словаря учебника
ну: что как назы- Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной
информации,
валось (изба,
уточнение лексического значения слов, соотнесение
иллюстрации и
терем, хоромы,
текстового описания
горница, светли- Упражнение: сравнение словесного описания терема в
стихотворении
ца, светец,
с иллюстрацией, нахождение отличий
лучина и т д )
Знакомство с лексическим значением слов, обозначающих части
домов
Значение устарев- Работа с книгой: знакомство с историей выражения «без сучка,
без
ших слов указан- задоринки» Учебный диалог: обсуждение ситуаций, в которых
уместной тематики
но употребить это выражение Творческое задание: придумать
собРусские послови- ственную ситуацию, в которой уместно употребить фразеологизм
цы и поговорки, Учебный диалог, направленный на анализ текста сказки,
уточнение
связанные с жили- лексического значения слов кузовок, хоромы
щем Различные Творческое задание по сочинению продолжения сказки
приёмы слушания Учебный диалог, направленный на выявление понимания
значения
научно-познава- слов горница, светёлка, светлица, сени, чулан, каморка
Использовательных и худо- ние словарных статей учебника для определения лексического
значежественных
ния слова
текстов об исто- Проектное задание: словарь в картинках
рии языка и
Беседа-размышление о том, как освещали свои дома люди в
прошлом,
культуре русского знакомство со словами лучина и светец
народа
Обобщение изученного Групповая работа: сочинение рассказа о
русРазличные при- ской избе
емы слушания
Самостоятельная работа по составлению и записи
словосочетаний
научно-познава- с указанными словами
тельных и худо- Обсуждение значения смысла крылатых выражений о доме
Учебный
жественных текс- диалог, направленный на осмысление содержания стихотворения
тов об истории
о доме Коллективное формулирование вывода о значении
выражения
языка и культуре родной дом
русского народа
(4 ч)
Лексические
Учебный диалог о словах, называющих старинную одежду
Обсуждеединицы с нацио- ние текстов загадок, анализ особенностей их построения,
15

39

Секреты
речи и
текста
(3 ч)

уточнение
нально-культур- лексического значения использованных в них слов и выражений
ной семантикой, Использование словарных статей учебника для определения
лексичеобозначающие
ского значения слова
предметы тради- Коллективное формулирование вывода о причинах устаревания
слов,
ционного
называющих одежду
русского
быта: как называ- Работа с книгой: чтение текста, составление небольших устных
сооблось то, во что
щений на основе прочитанного
одевались в ста- Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной
информации,
рину (кафтан,
уточнение лексического значения слов, соотнесение
иллюстрации и
кушак, рубаха,
текстового описания
сарафан, лапти
Практическая работа: установление соответствий между
современным
и т д ) Значение и старинным названием одежды Коллективное формулирование
устаревших слов вывода о том, как изменение жизни человека (изменение вещей,
указанной темати- которыми он пользуется) отражается в языке
ки Русские посло- Работа с иллюстрациями учебника, сравнение предметов,
которые
вицы и поговорки, в старину и сейчас называются одинаковым словом сарафан
связанные с одеж- Беседа о старинных предметах женской одежды и головных
уборах
дой Различные Использование словарных статей учебника для определения
лексичеприёмы слушания ского значения слов
научно-познава- Анализ лексического значения слова с опорой на иллюстрации
учебнительных и худо- ка: сравнение по форме женского убора и архитектурного
элемента
жественных текс- зданий
тов об истории
Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной
информации,
языка и культуре уточнение лексического значения слов, соотнесение
иллюстрации и
русского народа текстового описания
(4 ч)
Творческое парное задание: составление описания одежды
людей,
изображенных на картине
Наблюдение за
Работа с книгой: чтение и сравнение текстов Беседа по вопросам
текстами разной к тексту, определение цели создания и особенностей каждого
текста
стилистической Групповая творческая работа: подготовка рассказа о дожде,
ливне,
принадлежности грозе с опорой на прочитанные тексты
Сопоставление
Использование словарных статей учебника для уточнения
лексическо16

текстов
го значения слов
Анализ информа- Наблюдение за использованием слов и выражений для описания
ции прочитанного различных явлений природы в текстах
и прослушанного Парная работа, направленная на совмещение зрительной и
вербальной
текста: выделение информации, уточнение лексического значения слов,
соотнесение
в нём наиболее
иллюстрации и текстового описания
существенных
Беседа о значении устойчивых выражений о дожде (льёт как из
ведра,
фактов
промокнуть до нитки, промокнуть насквозь)
Рассказ учителя о том, что такое закличка Творческая работа:
сочинениезаклички
№ п/п

Тема

Кол-во часов

1
2
3
4

Секреты речи и текста
Язык в действии
Русский язык: прошлое и настоящее
Секреты речи и текста
Итого

8ч
10ч
12ч
3ч
33 ч

4. КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название раздела и темы урока.
п/п
Секреты речи и текста
1.
2.
3

4.
5
6
7
8

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Секреты речи и текста (8ч). Общение. Устная и письменная речь.
Общение. Устная и письменная речь.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как
приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить?
Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?
Гласные и согласные звуки. Вежливые слова.
Как люди приветствуют друг друга.Секреты диалога: учимся
разговаривать друг с другом и со взрослыми
Зачем людям имена.Имена в малых жанрах фольклора
Спрашиваем и отвечаем.
Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на
новое содержание)
Язык в действии
Выделяем голосом важные слова.
Роль логического ударения.
Роль логического ударения.
Как можно играть звуками
Звукопись в стихотворном художественном тексте
Где поставить ударение
Где поставить ударение

Кол.
час
8ч
1
1
1

Дата
проведения
По
Факти
плану ч.
01.09
08.09
15.09

1
1

22.09
29.09

1
1
1

06.10
13.10
20.10

10 ч
1
1
1
1
1
1
1

27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
17

16. Смыслоразличительная роль ударения
17. Как сочетаются слова
18. Наблюдение за сочетаемостью слов (работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов)
Русский язык: прошлое и настоящее
19. Как писали в старину.
20. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление
красной строки и заставок.
21. Сведения об истории русской письменности: как появились
буквы современного русского алфавита.
22. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»
23. Дом в старину: что как называлось.
24. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта.
25. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
дом в старину: что как называлось.
26. Дом в старину: что как называлось
27. Во что одевались в старину.
28. Во что одевались в старину.
29. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
30. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
как называлось то, во что одевались в старину
Секреты речи и текста продолжение
31. Сравниваем тексты
32 Сопоставление текстов
33 Проект «Секреты речи».
Итого

1
1
1

22.12
29.12
12.01

12ч
1
1

19.01
26.01

1

02.02

1
1
1
1

09.02
16.02
02.03
09.03

1
1
1
1
1

16.03
30.03
06.04
13.04
20.04

3ч
1
1
1
33ч

27.04
04.05
11.05

18

№
п/п

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Пересунько Светланы Владимировны
по родному (русскому) языку
в 1 классе
Название
Тема
Дата
Причина
раздела, темы
урока
проведекорректировки
ния по
плану

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».