Рабочая программа по родному (русскому) языку-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

Рабочая программа
по родному (русскому) языку
на 2022-2023 учебный год
4 класс

Составлена
учителем начальных классов
Сантаболаевой Л.Л.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» __08____ 2022 г.

с. Орловское, 2022г.
1

2

Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по
учебному предмету « Родной(русский) язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Рабочая программа разработана на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по
учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования, разработанной
авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е.
И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А.,
Соколова О. В., ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа
России».Положения о рабочей программе МБОУ Орловский УВК.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной(русский) язык» 4класс
рассчитана на общую учебную нагрузку в количестве 34 часа,1 час в неделю, 34
часа в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
 уважительное отношение к родному языку как отражению культуры;
 погружение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление
красоты и величия русского языка;
 приобщение к литературному наследию русского народа;
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей
в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
3

 расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
 умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою
точку зрения.
Предметные результаты:
 осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
 осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
языка;
 распознавание слов с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
 понимание значения эпитетов и сравнений, правильное уместное их
употребление в речи;
 понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения
(в рамках изученного);
 понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в
рамках изученного);
 понимание значений устаревших слов с национально-культурным
компонентом (в рамках изученного);
 соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
 соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
 обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
 соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского языка;
 соблюдение основных лексических норм современного русского языка;
 соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка;
 употребление отдельных грамматических форм имен существительных:
словоизменение
отдельных
форм
множественного
числа
имен
4

существительных;
 употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями
отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
 выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в
форме прошедшего времени);
 редактирование письменного текста с целью исправления грамматических
ошибок;
 соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка;
 соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного
текста;
 соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного
текста;
 соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского
речевого этикета;
 различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.

2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например,
добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова,
связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка,
батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «История школьных принадлежностей» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Русские слова в языках
других народов».
5

Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за
синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и
предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Проект «История вежливых слов»
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской
деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический
опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Обобщение. Повторение.

3. Тематическое планирование
№
уроков

Наименование
разделов

1-14

Русский язык:
прошлое и настоящее

14ч

15-23

Язык в действии

9ч

24-34

Секреты речи и
текста
ИТОГО

11ч
34ч

Всего

Количество часов
Из них (формы контроля)
тв/р
проекты
провероч.р
1
2
-

1

2

1

-

1

2

3

3

6

4. Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока
1

Русский язык: прошлое и настоящее (14ч)
Знакомство с учебником «Русский родной язык».
Наша речь и наш язык.
1.Не стыдно не знать, стыдно не учиться

часов

план

1ч

06.09

факт

3ч
13.09
20.09
27.09

Значения слов. Многозначные слова.
2-4

Дата

Кол-во

2. Древнегреческий и латинский языки как
«строительный материал» для слов современных
языков. Национальный характер русского языка
3. Проект «История школьных принадлежностей»

1. Вся семья вместе, так и душа на месте
Мудрость народа. Пословицы, поговорки о семье.
Семья и семейные традиции
5-7 2.Слова, называющие родственные отношения
(мама,папа,брат,сестра)
Слова, называющие родственные отношения
(мачеха, отчим, пасынок, падчерица).
3.Р/р. Сочинение на тему «Моя семья» .

3ч

1.Красна сказка складом, а песня – ладом
Эпитеты в русском фольклоре. Слова, связанные с
качествами и чувствами людей.
Наблюдение за эпитетами в сказках
А.С.Пушкина
8-9
2. Слова, которыми можно описать.
Эпитет как средство выразительности речи

2ч

1.Красное словцо не ложь.
Образ животных, используемый для характеристики
внешности и поступков людей. Фразеологизмы и
10- пословицы о животных и людях
2.Фразеологизмы и пословицы со словом «собака»
11
и их значение. Обобщение по разделу «Красное
словцо не ложь»

2ч

1.Язык языку весть подаёт.
Лексика, заимствованная русским языком из языков
народов России и мира
Заимствованные слова в русском языке
122. Русские слова в языках других народов
14
Проект «Русские слова в языках других народов»
3.Знакомство с толковыми словарями
В.И.Даля и С.И.Ожегова. Обобщение по разделу
«Язык языку весть подаёт»

3ч

04.10
11.10
18.10

25.10
08.11

15.11
22.11

29.11
06.12
13.12

7

1. Язык в действии (9ч).Трудно ли образовывать
формы глагола? Что мы знаем о глаголе?
Трудно ли образовывать формы глагола?
15- 2.Трудные случаи образования формы 1 лица
единственного числа настоящего и будущего
16
времени глаголов. Как правильно произносить
слова. Глагол (обобщение)

2ч

Проверочная работа за 1 полугодие. Оценка
достижений.
1. Можно ли об одном и том же сказать поразному? Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи
18- 2. Правила речевого этикета: разговор по телефону,
особенности языка СМС сообщений.
20
3.Проект «История вежливых слов».
Слова очень нужные и очень важные. Обобщение
по разделу.

1ч

1.Как и когда появились знаки препинания?
История возникновения знаков препинания.
Функции знаков препинания
21- 2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского
литературного языка. Учимся ставить знаки
23
препинания.
3.Проверочная работа по разделу
1. Секреты речи и текста (11ч ). Задаём вопросы в
диалоге.
24Диалог. Задаём вопросы в диалоге. Этика делового
25 общения
2. Сказки-диалоги о животных. «Диалог, или будьте
вежливы!». Обобщение по разделу.

3ч

26- 1 .Учимся передавать в заголовке тему или
основную мысль текста. Информационная
27
функция заголовков. Типы заголовков
2.Текст. Тема текста. Заголовок. Учимся
озаглавливать текст. Типы текстов. Обобщающий
урок по разделу.

2ч

1.Учимся составлять план текста. Составление

2ч

17

20.12
27.12

3ч
17.01
24.01
31.01

07.02
14.02
21.02

2ч
28.02
07.03

14.03
28.03

28- плана текста, не разделённого на абзацы. План
29

10.01

04.04
11.04

текста, виды планов текста.
2. Текст. План текста. Закрепление.

1. Учимся пересказывать текст.
Информационная переработка прослушанного и
прочитанного текста.
30- Работа с текстом В.А.Осеевой «Орёл»

2ч
18.04
25.04
8

31

2. Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.

1.Учимся оценивать и редактировать тексты.
Оценивание устных и письменных речевых
высказываний. Редактирование предложенных и
32- собственных текстов.
Творческая работа. Сочинение по данному началу
33
и опорным словам.
2. Обобщающий урок. Проверочная работа

2ч

Сопоставление чернового и отредактированного
текста.
Редактирование текстов с использованием учебных
словарей.
Всего:

1ч

34

02.05
16.05

23.05

34ч

9

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Сантаболаевой Лейли Леммаровны
по родному(русскому) языку
в 4 классе
№
п/
п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».