РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
на 2022-2023 учебный год-9 класс
Составлена
учителем информатики
Шелухой С.П.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
«29» августа 2022 г.
с. Орловское, 2022г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.2012).
Рабочая программа создана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями));
Примерной основной образовательной программой основного общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15);
Примерными учебными планами основного общего образования для
образовательных организаций Республики Крым;
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 №345.
Примерной рабочей программой по информатике для 7-9 классов. Авторы:
Семакин И.Г., Цветкова М.С. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016
ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
формируются следующие результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
2.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры.
2. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе.
3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных.
4. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
2
Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 3 часа.
1. Управление и алгоритмы 12 ч. (5+7)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление
алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов
(процедур, подпрограмм).
Практическая работа №1«Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов».
Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Работа с циклами»
Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование ветвлений».
Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой»
Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации»
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:
метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной
связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из
учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование — 15 ч (5 + 10)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод
и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных
операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных –
массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль;
ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа №8«Работа с готовыми программами: отладка, выполнение,
тестирование».
Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов».
3
Практическая работа №10«Разработка программ с использованием операторов ввода,
вывода, присваивания и простых ветвлений».
Практическая работа №11 «Разработка программ с использованием оператора ветвления
и логических операций».
Практическая работа №12«Разработка программ c использованием цикла с заданным
числом повторений».
Практическая работа №13 «Разработка программ c использованием цикла с
предусловием».
Практическая работа №14«Разработка программ c использованием цикла с постусловием»
Практическая работа №15«Разработка программ обработки одномерных массивов».
Практическая работа №16«Разработка программы поиска числа в случайно
сформированном массиве»
Практическая работа №17«Решение задач на обработку массивов».
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на Паскале;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
3. Информационные технологии и общество 4 ч. (4+0)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие
об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и
правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного
обеспечения;
в чем состоит проблема безопасности информации;
какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных
ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и
правовыми нормами общества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса 9 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в
год)
Контрольные
Практические
4
работы
1
работы
7
15
4
1
10
3.Информационные технологии и общество
4
4
4.Резерв
3
2
5.Всего:
34
14
2
17
Кол-во
часов
Теория
1.Управление и алгоритмы
12
2.Введение в программирование
№
Тема
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс – 1 час в неделю
№
1.
2.
Тема
Управление и алгоритмы
Всего часов
12
(5+7)
Теория
Кибернетика. Кибернетическая
модель управления.
Понятие алгоритма и его
свойства. Исполнитель
алгоритмов: назначение, среда
исполнителя, система команд
исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов
(язык блок-схем, учебный
алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы.
Структурная методика
алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы.
Метод пошаговой детализации.
Контрольная работа №1 по теме «Управление и алгоритмы»
Введение в программирование
16
Алгоритмы работы с
(6+10)
величинами: константы,
переменные, понятие типов
данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования
высокого уровня (ЯПВУ), их
классификация. Структура
программы на языке Паскаль.
Представление данных в
программе. Правила записи
основных операторов:
присваивания, ввода, вывода,
ветвления, циклов.
Структурированный тип данных
– массив. Способы описания и
обработки массивов.
Этапы решения задачи с
5
Практическая работа
Практическая работа №1«Работа с учебным
исполнителем алгоритмов».
Практическая работа №2«Построение
линейных алгоритмов».
Практическая работа №3 «Работа с учебным
исполнителем алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Работа с
циклами»
Практическая работа №5 «Использование
метода последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование
ветвлений».
Практическая работа №6 «Составление
алгоритмов со сложной структурой»
Практическая работа №7 «Итоговое задание
по алгоритмизации»
Практическая работа №8«Работа с
готовыми программами: отладка, выполнение,
тестирование».
Практическая работа №9 «Построение
линейных алгоритмов».
Практическая работа №10 «Разработка
программ с использованием операторов ввода,
вывода, присваивания и простых ветвлений».
Практическая работа №11 «Разработка
программ с использованием оператора
ветвления и логических операций».
с
Практическая работа №13 «Разработка
программ c использованием цикла с
предусловием».
Практическая работа №14«Разработка
программ c использованием цикла с
Учебник
9
клФГОС
9 кл
§1-7
9 кл
§§8-19
использованием
программирования: постановка
задачи, формализация,
алгоритмизация, кодирование,
отладка, тестирование.
3.
4.
Контрольная работа №2 по теме «Введение в программирование»
Информационные технологии и
4
Предыстория информатики.
общество
История чисел и систем
счисления. История ЭВМ и
ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные
ресурсы современного
общества. Понятие об
информационном обществе.
Проблемы информационной
безопасности, этические и
правовые нормы в
информационной сфере
Резерв
2
Всего 34
6
постусловием»
Практическая работа №15«Разработка
программ обработки одномерных массивов».
Практическая
работа
№16«Разработка
программы
поиска
числа
в
случайно
сформированном массиве»
Практическая работа №17 «Решение задач на
обработку массивов».
Реферат или презентация
9 кл §22
1
1.
2.
3.
1.1
4.
5.
1.2
1.3
6.
1.4
7.
1.6
8.
9.
1.7
1.8
10.
1.9
11.
1.10
12.
1.12
2.
Всего
часов
Из них: работ, ч. Домашнее
Практиче Контр задание по
ские
ольная учебнику
Управление и алгоритмы
12 (5+7)
Техника безопасности. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Учебный исполнитель
алгоритмов
Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем
1
1
алгоритмов».
Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов»
1
1
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной
1
детализации и сборочный метод.
Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем
1
1
алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».
Управление с обратной связью. Практическая работа №4 «Работа 1
1
с циклами»
Ветвления. Использование двухшаговой детализации.
1
Практическая
работа
№5
«Использование
метода 1
1
последовательной детализации для построения алгоритма.
Использование ветвлений».
Практическая работа № 6 «Составление алгоритмов со сложной 1
1
структурой»
Итоговая практическая работа № 7 «Итоговое задание по 1
1
алгоритмизации»
Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»
Введение в программирование
16 часов
Дата
План
06.09.2022
13.09.2022
9 кл § §1,3,4
9 кл § 4
9 кл § 5
9 кл § 5
9 кл § 7
9 кл § 7
20.09.2022
27.09.2022
04.10.2022
11.10.2022
18.10.2022
25.10.2022
08.11.2022
15.11.2022
9 кл §1- 7
1
22.11.2022
29.11.2022
(6+10)
13.
1.1.
Алгоритмы работы с величинами. Двоичная система счисления. 1
9 кл § §8, 9
Представление чисел в памяти компьютера
14.
1.2.
15.
1.3.
16.
17.
18.
1.4.
1.5.
1.6.
06.12.2022
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы
на языке Паскаль.
Практическая работа № 8 «Работа с готовыми программами на
языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование»
Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов».
Оператор ветвления.
Практическая работа № 10 «Разработка программы на языке
7
9 кл § §10,11
1
1
1
1
1
9 кл § 11
13.12.2022
20.12.2022
27.12.2022
9 кл §12,13 10.01.2023
9 кл § 14 17.01.2023
Факт
Прим
еч.
№ урока
Календарно-тематическое планирование9 класс – 1 час в неделю
№ п/п Наименование разделов и тем уроков
Всего
часов
20.
21.
1.8.
1.9.
22.
1.10.
23.
1.11.
24.
25.
1.12.
1.13.
26.
1.14.
27.
1.15.
28.
1.16.
29.
3.
1.1.
Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания
и простых ветвлений».
Логические операции на Паскале Практическая работа № 11
1
«Разработка программы на языке Паскаль с использованием
оператора ветвления и логических операций».
Циклы на языке Паскаль.
1
Практическая работа №12«Разработка программ c
использованием цикла с заданным числом повторений».
Практическая работа № 13 «Разработка программ c
1
использованием цикла с предусловием».
Практическая работа №14«Разработка программ c
использованием цикла с постусловием»
Одномерные массивы в Паскале.
1
Практическая работа № 15 «Разработка программ обработки
1
одномерных массивов».
Практическая работа № 16 «Разработка программы поиска числа 1
в случайно сформированном массиве».
Итоговая практическая работа № 13 «Решение задач на
1
обработку массивов».
Контрольная работа №2 по теме «Введение в
программирование»
4 (4+0)
Информационные технологии и общество
Предыстория информатики.
1
30.
1.2.
История ЭВМ и ИКТ.
1
31.
1.3.
Основы социальной информатики
1
32.
1.4.
Информационная безопасность
1
33.
34.
1.5.
1.6.
Повторение. Тема1-2.
Повторение. Тема 3.
1
1
19.
1.7.
8
Из них: работ, ч. Домашнее
Практиче Контр задание по
ские
ольная учебнику
Дата
План
9 кл §
§13,14
1
24.01.2023
9 кл §15,16 31.01.2023
07.02.2023
9 кл §15
1
14.02.2023
21.02.2023
9кл § 17,18 28.02.2023
9кл § §17,18
07.03.2023
9кл §19
14.03.2023
1
1
1
28.03.2023
1
04.04.2023
9 кл § §44,
11.04.2023
45
9 кл § § 45 18.04.2023
47
9 кл §
25,26,27 25.04.2023
9 кл § 2202.05.2023
27
16.05.2023
23.05.2023
Факт
Прим
еч.
№ урока
№ п/п Наименование разделов и тем уроков
Перечень учебно-методического обеспечения Учебно-методический комплект Семакин
И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова
Л.В. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Семакин
И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 9 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И.
Семакин, Е. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Семакин И.Г., Залогова Л.А.,
Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и
ИКТ. 8-9 класс». URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru
Литература для учителя
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе:
методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Овчинникова Г.Н.,
Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И .Г. Сборник дидактических материалов для
текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf Семакин И.Г., Залогова Л.А.,
Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и
ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата
обращения: 01.09.14). Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика
и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc
9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ
КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_Шелухи Сергея Павловича___________
по
ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____9 классе___
№
Название раздела,
Тема урока
Дата
Причина
Корректиру
Дата
п\п
темы
проведе корректировки
ющее
проведе
-ния по
мероприятие -ния по
плану
факту
10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ
КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_Шелухи Сергея Павловича___________
по
ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____9 классе___
№
Название раздела,
Тема урока
Дата
Причина
Корректиру
Дата
п\п
темы
проведе корректировки
ющее
проведе
-ния по
мероприятие -ния по
плану
факту
11