РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ на 2022-2023 учебный год-9 класс Составлена учителем информатики Шелухой С.П. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022г. 1 Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Рабочая программа создана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)); Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15); Примерными учебными планами основного общего образования для образовательных организаций Республики Крым; Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 №345. Примерной рабочей программой по информатике для 7-9 классов. Авторы: Семакин И.Г., Цветкова М.С. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016 ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры. 2. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. 3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 4. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 класс 2 Общее число часов: 31 ч. Резерв учебного времени: 3 часа. 1. Управление и алгоритмы 12 ч. (5+7) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Практическая работа №1«Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». Практическая работа №4 «Работа с циклами» Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой» Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации» Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 2. Введение в программирование — 15 ч (5 + 10) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Практическая работа №8«Работа с готовыми программами: отладка, выполнение, тестирование». Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов». 3 Практическая работа №10«Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». Практическая работа №11 «Разработка программ с использованием оператора ветвления и логических операций». Практическая работа №12«Разработка программ c использованием цикла с заданным числом повторений». Практическая работа №13 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Практическая работа №14«Разработка программ c использованием цикла с постусловием» Практическая работа №15«Разработка программ обработки одномерных массивов». Практическая работа №16«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве» Практическая работа №17«Решение задач на обработку массивов». Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.. Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. 3. Информационные технологии и общество 4 ч. (4+0) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. Учащиеся должны уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание курса 9 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) Контрольные Практические 4 работы 1 работы 7 15 4 1 10 3.Информационные технологии и общество 4 4 4.Резерв 3 2 5.Всего: 34 14 2 17 Кол-во часов Теория 1.Управление и алгоритмы 12 2.Введение в программирование № Тема 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс – 1 час в неделю № 1. 2. Тема Управление и алгоритмы Всего часов 12 (5+7) Теория Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Контрольная работа №1 по теме «Управление и алгоритмы» Введение в программирование 16 Алгоритмы работы с (6+10) величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с 5 Практическая работа Практическая работа №1«Работа с учебным исполнителем алгоритмов». Практическая работа №2«Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». Практическая работа №4 «Работа с циклами» Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». Практическая работа №6 «Составление алгоритмов со сложной структурой» Практическая работа №7 «Итоговое задание по алгоритмизации» Практическая работа №8«Работа с готовыми программами: отладка, выполнение, тестирование». Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов». Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». Практическая работа №11 «Разработка программ с использованием оператора ветвления и логических операций». с Практическая работа №13 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием». Практическая работа №14«Разработка программ c использованием цикла с Учебник 9 клФГОС 9 кл §1-7 9 кл §§8-19 использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. 3. 4. Контрольная работа №2 по теме «Введение в программирование» Информационные технологии и 4 Предыстория информатики. общество История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере Резерв 2 Всего 34 6 постусловием» Практическая работа №15«Разработка программ обработки одномерных массивов». Практическая работа №16«Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве» Практическая работа №17 «Решение задач на обработку массивов». Реферат или презентация 9 кл §22 1 1. 2. 3. 1.1 4. 5. 1.2 1.3 6. 1.4 7. 1.6 8. 9. 1.7 1.8 10. 1.9 11. 1.10 12. 1.12 2. Всего часов Из них: работ, ч. Домашнее Практиче Контр задание по ские ольная учебнику Управление и алгоритмы 12 (5+7) Техника безопасности. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Учебный исполнитель алгоритмов Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем 1 1 алгоритмов». Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов» 1 1 Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной 1 детализации и сборочный метод. Практическая работа №3 «Работа с учебным исполнителем 1 1 алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». Управление с обратной связью. Практическая работа №4 «Работа 1 1 с циклами» Ветвления. Использование двухшаговой детализации. 1 Практическая работа №5 «Использование метода 1 1 последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений». Практическая работа № 6 «Составление алгоритмов со сложной 1 1 структурой» Итоговая практическая работа № 7 «Итоговое задание по 1 1 алгоритмизации» Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы» Введение в программирование 16 часов Дата План 06.09.2022 13.09.2022 9 кл § §1,3,4 9 кл § 4 9 кл § 5 9 кл § 5 9 кл § 7 9 кл § 7 20.09.2022 27.09.2022 04.10.2022 11.10.2022 18.10.2022 25.10.2022 08.11.2022 15.11.2022 9 кл §1- 7 1 22.11.2022 29.11.2022 (6+10) 13. 1.1. Алгоритмы работы с величинами. Двоичная система счисления. 1 9 кл § §8, 9 Представление чисел в памяти компьютера 14. 1.2. 15. 1.3. 16. 17. 18. 1.4. 1.5. 1.6. 06.12.2022 Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Практическая работа № 8 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование» Практическая работа №9 «Построение линейных алгоритмов». Оператор ветвления. Практическая работа № 10 «Разработка программы на языке 7 9 кл § §10,11 1 1 1 1 1 9 кл § 11 13.12.2022 20.12.2022 27.12.2022 9 кл §12,13 10.01.2023 9 кл § 14 17.01.2023 Факт Прим еч. № урока Календарно-тематическое планирование9 класс – 1 час в неделю № п/п Наименование разделов и тем уроков Всего часов 20. 21. 1.8. 1.9. 22. 1.10. 23. 1.11. 24. 25. 1.12. 1.13. 26. 1.14. 27. 1.15. 28. 1.16. 29. 3. 1.1. Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений». Логические операции на Паскале Практическая работа № 11 1 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». Циклы на языке Паскаль. 1 Практическая работа №12«Разработка программ c использованием цикла с заданным числом повторений». Практическая работа № 13 «Разработка программ c 1 использованием цикла с предусловием». Практическая работа №14«Разработка программ c использованием цикла с постусловием» Одномерные массивы в Паскале. 1 Практическая работа № 15 «Разработка программ обработки 1 одномерных массивов». Практическая работа № 16 «Разработка программы поиска числа 1 в случайно сформированном массиве». Итоговая практическая работа № 13 «Решение задач на 1 обработку массивов». Контрольная работа №2 по теме «Введение в программирование» 4 (4+0) Информационные технологии и общество Предыстория информатики. 1 30. 1.2. История ЭВМ и ИКТ. 1 31. 1.3. Основы социальной информатики 1 32. 1.4. Информационная безопасность 1 33. 34. 1.5. 1.6. Повторение. Тема1-2. Повторение. Тема 3. 1 1 19. 1.7. 8 Из них: работ, ч. Домашнее Практиче Контр задание по ские ольная учебнику Дата План 9 кл § §13,14 1 24.01.2023 9 кл §15,16 31.01.2023 07.02.2023 9 кл §15 1 14.02.2023 21.02.2023 9кл § 17,18 28.02.2023 9кл § §17,18 07.03.2023 9кл §19 14.03.2023 1 1 1 28.03.2023 1 04.04.2023 9 кл § §44, 11.04.2023 45 9 кл § § 45 18.04.2023 47 9 кл § 25,26,27 25.04.2023 9 кл § 2202.05.2023 27 16.05.2023 23.05.2023 Факт Прим еч. № урока № п/п Наименование разделов и тем уроков Перечень учебно-методического обеспечения Учебно-методический комплект Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru Литература для учителя Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И .Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14). Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc 9 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_Шелухи Сергея Павловича___________ по ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____9 классе___ № Название раздела, Тема урока Дата Причина Корректиру Дата п\п темы проведе корректировки ющее проведе -ния по мероприятие -ния по плану факту 10 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_Шелухи Сергея Павловича___________ по ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____9 классе___ № Название раздела, Тема урока Дата Причина Корректиру Дата п\п темы проведе корректировки ющее проведе -ния по мероприятие -ния по плану факту 11