РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ на 2022-2023 учебный год-7 класс Составлена учителем информатики Шелухой С.П. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022 Пояснительная записка. Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Рабочая программа создана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»; действующим в настоящее время федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в ред.приказа от 03.06.2011 № 1994); требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта; учебным планом и требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации; Авторской программой курса «Информатика и ИКТ» 7- 9 класс Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012 г. – 166 с.; федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика», учебник для 7 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. 2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, устройство и программное обеспечение компьютера, текстовая и графическая информация, мультимедиа и компьютерные презентации. 3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. 4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Общее число часов – 32 ч. Резерв учебного времени – 2 ч. 1. Введение в предмет 1 ч. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 2. Человек и информация 4 ч. (3+1) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» Учащиеся должны знать: 3 связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч. (3+3) Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств» Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс» Практическая работа №4«Работа с файловой структурой операционной системы» Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; 4 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. 4. Текстовая информация и компьютер 9 ч. (3+6) Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Практическая работа №5 «Ввод и редактирование текста» Практическая работа №6 «Форматирование текста» Практическая работа №7 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста» Практическая работа №8«Таблицы в текстовом документе» Практическая работа №9 «Дополнительные возможности текстового процессора» Итоговое практическое задание №10«Создание и обработка текстовых документов» При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Учащиеся должны знать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Учащиеся должны уметь: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 5. Графическая информация и компьютер 6 ч. (2+4) Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Практическая работа №11«Работа с растровым графическим редактором» Практическая работа №12«Работа с конструктором цветов в растровом графическом редакторе» Практическая работа №13 «Создание изображения в векторном графическом редакторе» Практическая работа №14 «Технические средства компьютерной графики» При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Учащиеся должны знать: 5 способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Учащиеся должны уметь: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч. (2+4) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; Практическая работа №15 «Создание презентации» Практическая работа №16 «Технология мультимедиа» Практическая работа №17 «Создание гиперссылок» Практическая работа №18«Демонстрация презентации на заданную тему» При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Учащиеся должны уметь: Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание курса 7 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема Кол-во часов Теория Контрольные работы Практические работы 1. Введение в предмет 1 1 2. Человек и информация 4 3 3. 6+1 3 4. Компьютер: устройство и программное обеспечение Текстовая информация и компьютер 9 3 6 5. Графическая информация и компьютер 6 2 4 6. Мультимедиа и компьютерные презентации Всего: 6+1 2 1 4 34 14 2 18 7. 1 1 3 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7класс 1 час в неделю № Тема 1. Введение в предмет. Правила техники безопасности 2. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы 3. Измерение информации. Единицы измерения информации. 4. Архитектура и устройства ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Вс его Теория час ов 1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. 2 Связь между информацией и знаниями человека Что такое информационныепроцессы. Какие существуют носители информации Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки 2 Как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход).Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт 3 Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации) Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти Типы и свойства устройств внешней памяти Типы и назначение устройств ввода- вывода. Практическая работа Приводить примеры информационной деятельности человека. Правила поведения в компьютерном классе. Учебни к 7 класс ФГОС ст.6-9 Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал 7 класс §§1,2 §3 Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений Практика.Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита).Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств» Включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; подключать к системному блоку внешние устройства (клавиатуру, мышь, принтер, монитор, акустические устройства, проектор); устанавливать внешние носители: диски, флэшки 7 кл §4 §§5 ,6 7 кл §§9, 10 § 12 §§7, 8 № 5. 6. 7. Тема Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Программное обеспечение компьютера Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс. Контрольная работа №1 Текстовая информация и компьютерТексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и Вс его час ов 3 Теория Виды программного обеспечения Сущность программного управления работой компьютера. Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура Назначение программного обеспечения и его состав. Практическая работа Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс» Практическая работа №4«Работа с файловой структурой операционной системы» Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами Инициализировать выполнение программ из программных файлов Просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск 1 9 Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы) Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров основные режимы работы текстовых редакторов (ввод редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами, работа с объектами) Зачёт по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» Практическая работа №5 «Ввод и редактирование текста» Практическая работа №6 «Форматирование текста» Практическая работа №7 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста» Практическая работа №8«Таблицы в текстовом документе» Практическая работа №9 «Дополнительные возможности текстового процессора» Итоговое практическое задание №10«Создание и обработка текстовых документов» Набирать и редактировать текст выполнять основные операции по форматированию и структуризации текста, допускаемые этим редактором;Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать Учебни к 7 класс ФГОС 7 кл § 11 7 кл § §1-12 7 кл § 13 §§14–15 § 16 § 17 8 № 8. Тема Вс его час ов системы перевода) 6 Графическая информация и компьютер Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. 9. Технология мультимедиа 6 10. Контрольная работа №2 1 11. ВСЕГО Учебни к 7 класс ФГОС Теория Практическая работа Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти Какие существуют области применения компьютерной графики, типы графических редакторов; назначениеосновных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр; Зачёт по теме «Графическая информация и компьютер» что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные Презентации Зачёт по теме «Технология мультимедиа» Практическая работа №11«Работа с растровым графическим редактором» Практическая работа №12«Работа с конструктором цветов в растровом графическом редакторе» Практическая работа №13 «Создание изображения в векторном графическом редакторе» Практическая работа №14 «Технические средства компьютерной графики» Создавать и редактировать несложные изображения Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать 7 кл §§18,21 § 22 § 20 § 21 Практическая работа №15 «Создание презентации» Практическая работа №16 «Технология мультимедиа» Практическая работа №17 «Создание гиперссылок» Практическая работа №18«Демонстрация презентации на заданную тему» Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст 7 кл §§23,26 §§24,25 Итоговое тестирование по курсу 7 класса 34 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс - 34 часа (1 час в неделю) № п\п Кол-во часов Тема урока 1. Введение в предмет 1 ч Правила поведения и техника безопасности. Наука информатика. 2. Человек и информация 4 ч. (3+1) Информация её виды и свойства 1 1 3 4 Домашнее задание по учебнику Дата План Введение ст.6-9 01.09.2022 1 §§1,2 08.09.2022 Информационные процессы 1 .§3 15.09.2022 1 5 Практическая работа №1 «Работа с тренажёром клавиатуры» Единицы измерения информации. 6 6 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч. (3+3) Архитектура ПК 1. 2. 7 8 9 10 11 12 22.09.2022 §4 29.09.2022 1 §§5 ,6 06.10.2022 Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств.» Типы и состав программного и системного обеспечения. Практическая работа №3 «Пользовательский интерфейс» Файлы и файловые структуры. 1 §§7, 8 Практическая работа №4 «Работа с файловой структурой операционной системы» Контрольная работа №1 1 1 13.10.2022 1 §§9, 10 20.10.2022 1 § 12 27.10.2022 1 § 11 10.11.2022 § 11 17.11.2022 1 §§ 1 - 12 10 24.11.2022 Дата Факт Примечание 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 4. Текстовая информация и компьютер 9 ч. (3+6) Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы Текстовые редакторы и текстовые процессоры Практическая работа №5 «Ввод и редактирование текста» Практическая работа №6 «Форматирование текста» Практическая работа №7 «Буфер обмена. Поиск и замена фрагментов текста» Таблицы в текстовом документе § 13 1 01.12.2022 1 §§ 14-15 08.12.2022 1 § 15 15.12.2022 1 § 15 22.12.2022 1 § 15 29.12.2022 § 16 12.01.2023 Практическая работа №8 «Таблицы в текстовом документе» Практическая работа №9 «Дополнительные возможности текстового процессора» Итоговое практическое задание №10 «Создание и обработка текстовых документов» 5.Графическая информация и компьютер 6 ч. (2+4) Компьютерная графика. 1 § 16 19.01.2023 1 § 16 26.01.2023 1 §§ 13-17 1 §§ 18,21 Практическая работа №11 «Работа с растровым графическим редактором» Кодирование изображения 1 § 22 1 § 20 Практическая работа №12 «Работа с конструктором цветов в растровом графическом редакторе» 1 § 21 02.02.2023 09.02.2023 16.02.2023 02.03.2023 09.03.2023 11 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Практическая работа №13 «Создание изображения в векторном графическом редакторе» 16.03.2023 Практическая работа №14 «Технические средства компьютерной графики» Компьютерные презентации 1 § 19 30.03.2023 1 §§ 23,26 06.04.2023 Практическая работа №15 «Создание презентации» Технические средства мультимедиа. 1 § 26 13.04.2023 1 §§24, 25 20.04.2023 Практическая работа №16 «Технология мультимедиа» Практическая работа №17 «Создание гиперссылок» Контрольная работа №2 1 § 26 27.04.2023 1 §§18-26 04.05.2023 1 11.05.2023 Практическая работа №18 «Демонстрация презентации на заданную тему» 1 Всё содержание учебника §§18-26 12 18.05.2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________ по ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____7 классе___ № п\п Название раздела, темы Тема урока Дата Причина Корректиру проведе корректировки ю-ния по щее плану мероприятие 13 Дата проведе -ния по факту МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________ по ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____7 классе___ № п\п Название раздела, темы Тема урока Дата Причина Корректиру проведе корректировки ю-ния по щее плану мероприятие 14 Дата проведе -ния по факту