Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике: геометрия (базовый уровень) на 2022-2023 учебный год –10 класс Составлена учителем математики Перескоковой В. М. Рекомендована педагогическим советом Протокол №10 «29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022 год 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Изучение геометрии в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов: личностные: 1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распозновать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проективной и других видах деятельности; 4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества; 6) осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль саоей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 2 6) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 7) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; 8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; предметные: 1) сформированность представлений о геометрии как части мировой культуры и о месте геометрии в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 2) сформированность представлений о геометрических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение геометрическим языком; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; 4) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задачи; 5) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 6) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. 3 2.Требования к уровню подготовки учащихся. Уровень обязательной подготовки обучающихся: Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический чертеж. Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве. Уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач. Уметь строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды. Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы. Уровень возможной подготовки обучающихся: Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы. Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении. Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. 4 3.Содержание учебного предмета 1. Программа разработана на основе Примерной программы (базовый и профильный уровни) общеобразовательных учреждений по геометрии 10-11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.; составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016 ) 2. Учебный план МБОУ Орловский УВК. Рабочая программа по геометрии рассчитана на 34 рабочие недели,1,5 часа в неделю. Общее количество часов по данному курсу составляет 51 часа. 1. Введение (4ч). Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом. Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии. 2. Параллельность прямых и плоскостей (14ч). Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед. Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей. 3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (16ч). Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей. 5 Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей. 4. Многогранники (12 ч). Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники. Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии. 5. Повторение. Решение задач (5ч). Основная цель – Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 10 класса. 6 4. Тематическое планирование № п/п Наименование разделов Всего часов Контрольные работы Дата проведения контрольных работ 1 2 4 - 14 Контрольная работа №1 «Аксиомы стереометрии и следствия из них. Параллельность прямых, прямой и плоскости» Контрольная работа №2 «Параллельность в пространстве» Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» №1 20.10.2022 Контрольная работа №4 «Многогранники. Площадь поверхности призмы и пирамиды» Контрольная работа №5 «Итоговая» 5 №4 02.05.2023 16 4 Перпендикулярность прямых и плоскостей Многогранники 5 6 Повторение Итого 5 51 3 7 Введение в предмет стереометрии Параллельность прямых и плоскостей 12 №2 01.12.2022 №3 21.02.2023 №5 18.05.2023 5. Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике: геометрия (базовый уровень) (1,5 часа в неделю. Всего 51 час) № урока 8 Тема урока Кол-во часов Дата проведения урока 1-4 1 2 по плану 1. Введене. Аксиомы стереометрии и их следствия (4 часа) Предмет стереометрия. Аксиомы стереометрии. 1 06.09.2022 08.09.2022 Некоторые следствия из аксиом. 1 3 Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. 1 13.09.2022 4 Самостоятельная работа. 1 20.09.2022 5-18 5 6 2. Параллельность прямых и плоскостей (14 часов) Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых. 1 Параллельность прямой и плоскости. 1 22.09.2022 27.09.2022 7 Решение задач на параллельность прямой и плоскости. 1 04.10.2022 8 Самостоятельная работа. 1 06.10.2022 9 Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. 1 11.10.2022 10 Решение задач. 1 18.10.2022 11 1 20.10.2022 12 Контрольная работа №1 «Аксиомы стереометрии и следствия из них. Параллельность прямых, прямой и плоскости» Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей. 1 25.10.2022 13 Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей. 1 08.11.2022 по факту № урока 9 Тема урока Кол-во часов Дата проведения урока 14 Тетраэдр. Параллелепипед. 1 по плану 15.11.2022 15 Задачи на построение сечений куба и тетраэдра. 1 17.11.2022 16 Задачи на построение сечений куба и тетраэдра. 1 22.11.2022 17 Решение задач. Подготовка к контрольной работе. 1 29.11.2022 18 Контрольная работа №2 «Параллельность в пространстве» 1 01.12.2022 19-34 19 20 3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (16 часов) Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, 1 перпендикулярные к плоскости. 06.12.2022 13.12.2022 Признак перпендикулярностипрямой и плоскости. 1 21 Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. 1 15.12.2022 22 Решение задач. 1 20.12.2022 23 Самостоятельная работа. 1 27.12.2022 24 Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. 1 29.12.2022 25 Решение задач. 1 10.01.2023 26 Угол между прямой и плоскостью. 1 12.01.2023 27 Решение задач. 1 17.01.2023 28 Самостоятельная работа. 1 24.01.2023 по факту № урока Тема урока Кол-во часов Дата проведения урока 29 Двугранный угол. 1 по плану 26.01.2023 30 Признак перпендикулярности двух плоскостей. 1 31.01.2023 31 Прямоугольный параллелепипед. 1 07.02.2023 32 Прямоугольный параллелепипед. 1 09.02.2023 33 Решение задач по теме. Подготовка к контрольной работе. 1 14.02.2023 34 Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» 1 21.02.2023 35-46 35 36 4. Многогранники (12 часов) Понятие многогранника. Призма. Площадь поверхности. 1 Понятие многогранника. Призма. Площадь поверхности. 1 37 1 09.03.2023 38 Площадь проекции многоугольника. Пространственная теорема Пифагора. Решение задач. Самостоятельная работа. 1 14.03.2023 39 Пирамида. Правильная пирамида. Площадь поверхности. 1 28.03.2023 40 Пирамида. Правильная пирамида. Площадь поверхности. 1 04.04.2023 41 Усечённая пирамида. Площадь поверхности. 1 06.04.2023 42 Усечённая пирамида. Площадь поверхности. 1 11.04.2023 43 Самостоятельная работа. 1 18.04.2023 10 28.02.2023 07.03.2023 по факту № урока Тема урока Кол-во часов Дата проведения урока по плану 44 45 Симметрия в пространстве. Правильный многогранник. Элементы симметрии правильных многогранников. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. 1 20.04.2023 1 25.04.2023 49 Контрольная работа №4 «Многогранники. Площадь 1 02.05.2023 поверхности призмы и пирамиды» 5. Заключительное повторение курса геометрии 10 класса (5 часов) Аксиомы стереометрии и следствия из них. Параллельность прямых 1 и плоскостей. 04.05.2023 Перпендикулярность прямых и плоскостей. Призма. Пирамида. 1 16.05.2023 Решение задач. 18.05.2023 Контрольная работа №5 «Итоговая» 1 50 Анализ контрольной работы. 1 51 Решение задач по курсу 10 класса. 1 46 47-51 47 48 по факту 23.05.2023 6.Информационно-методическое обеспечение Учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 кл. – М.: Просвещение (базовое изучение) ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 11 № п/п 12 Название раздела, темы Тема урока Дата проведения по плану Причина Корректирующее корректировк мероприятие и Дата проведения по факту