Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа

по предмету «Биология»
на 2022-2023 учебный год –8 класс

Составлена
учителем биологии
Шелухой Е.В.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
«29 » августа 2022 г.
с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденными приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287
Примерной программой основного общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы В.В.Пасечника Биология.
Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций
/ [В. В. Пасечник и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2020. — 128 с. : ил.
Рабочим учебным планом МБОУ Орловский УВК;
Уставом МБОУ Орловский УВК.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В.
Пасечника.– М.: Просвещение, 2020 г. (Линия жизни)
.Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 рабочие недели,3 часа в неделю, 102 часа в год.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
у ученика будут сформированы:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих
технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
 воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
 соблюдать правила поведения в природе;
 понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
могут быть сформированы:
 умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
 понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
 признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
Метапредметные результаты:
2

Регулятивные:
Обучающийся научится:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
Обучающийся получит возможность научиться:
 составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
 устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас, на примере
зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им фунцкцией;
 проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
 выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
 находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных
заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов;
 устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
 приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Познавательные:
Обучающийся научится:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
Обучающийся получит возможность научиться:

Вычитывать все уровни текстовой информации.
3

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.

Средством формирования познавательных служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
 приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей
среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма,
стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
Обучающийся получит возможность научиться:
 овладению методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
 анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека..
 работать с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Биология» в 8 классе изучается на базовом уровне. Учащимся предлагается базовое содержание учебного предмета «Биология»
и углубленное изучение отдельных вопросов.
Повторение материала курса биологии 7 класса (6 ч)
Царство Растения. Царство Животные. Царство Грибы и Царство Бактерии. Эволюция живой природы. Биоразнообразие.
Демонстрации: модели цветка, гербария, скелетов животных , микропрепаратов животных, модели грибов, таблицы по эволюции живой
природы.
Введение. Человек как биологический вид (5 ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о
человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
4

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение
человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека (4ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные,
соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма.
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
Глава 2. Опора и движение (8 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических
упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при
травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи
при травмах опорно-двигательной системы.
Лабораторные работа №2 «Химический состав костей».
Лабораторная работа №3 «Строение и функции суставов»
Лабораторная работа №4 «Утомление мышц

Самонаблюдения:
Определение гибкости позвоночника; оптимальные условия для отдыха мышц; выявление снабжения кровью работающих мышц; координация
работы мышц; выявление плоскостопия.

Глава 3. Внутренняя среда организма (5 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет.
Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа № 5 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (6 ч)
5

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная
регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой
помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие
природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа № 6 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
Практическая работа №1: «Приемы остановки артериального кровотечения»
Глава 5. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха.
Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего.
Лабораторная работа №7 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания».
Глава 6. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки,
жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их
роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы
оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа №9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (6 ч)
Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом
обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
6

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой
деятельности».
Практическая работа №2: Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции
почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Глава 9. Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах,
обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Лабораторная работа № 9 « Измерение температуры тела»
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной
салфетки, температурная адаптация кожных рецепторов.
Глава 10.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (12 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция
деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и
периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы
«Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с
откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Лабораторная работа №10 « Строение головного мозга человека».
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (7 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового,
вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и
колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Глава 12. Психика и поведение человека (9 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей
нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
7

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь,
мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная
организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Лабораторная работа №11 « Определение объема кратковременной памяти»
Глава 13. Размножение и развитие человека (6 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее
профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после
рождения».
Глава 14. Человек и окружающая среда (5 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение
правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа№3
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Итоговое повторение и обобщение материала курса биологии (6 ч)

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Наименование темы
Повторение
Введение. Человек как биологический вид

Количество
часов практических лабораторных
работ
работ
6
5
8

контрольных
работ

экскурсий

2

Глава 1: Общий обзор организма человека

4

1

3

Глава 2: Опора и движение

8

3

4

Глава 3: Внутренняя среда организма

5

1

5

Глава 4: Кровообращение и лимфообращение

6

6

Глава 5: Дыхание

5

2

7

Глава 6: Питание

6

1

8
9
10
11
12
13
14
15
16

Глава 7: Обмен веществ и превращение энергии
Глава 8: Выделение продуктов обмена
Глава 9: Покровы тела человека
Глава 10: Нейрогуморальная регуляция процессов
Глава
11: Органы чувств. Анализаторы
жизнедеятельности
Глава 12: Психика и поведение человека
Глава 13: Размножение и развитие человека
Глава 14: Человек и окружающая среда
Повторение и обобщение материала курса биологии
Итого
ИТОГО

1

6
3
4
12
7
9
6
5
5
102

9

1

1

1

1

1

1
1
3

11

2

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ
Учебник: Биология. 8 класс.
Автор: В.В. Пасечник
102 часа ( 3 часа в неделю)
Учитель: Шелуха Е.В..

№
п/п

Дата
план

Дата
факт

Колич
ество
уроков

Тема урока
Содержание темы

Прим
ечан
ия
Повторение(6ч)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

01.09.2022
02.09.2022
06.09.2022
08.09.2022
09.09.2022
13.09.2022

1
1
1
1
1
1

Повторение . Царство Растения.
Повторение . Царство Растения.
Повторение . Царство Животные.
Повторение . Царство Животные..
Повторение . Царство Грибы и Царство Бактерии
Повторение . Эволюция живой природы. Биоразнообразие.

1
1
1
1
1

Введение. Человек как биологический вид 5 ч
Науки о человеке и их методы.
Биологическая природа человека. Расы человека.
Происхождение и эволюция человека.
Антропогенез.
Обобщение по главе «Человек как биологический вид».
Глава 1. Общий обзор организма человека 4ч

Д
Д
Д
Д
Д
Д

a.
7.
8.
9.
10.
11.

15.09.2022
16.09.2022
20.09.2022
22.09.2022
23.09.2022

a.
12.
13.
14.
15.

27.09.2022
29.09.2022
30.09.2022
04.10.2022

16.

1
1
1
1

Строение организма человека (1).
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
Строение организма человека (2)
Регуляция процессов жизнедеятельности.
Глава 2. Опора и движение 8ч

Д
Д
Д

1

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.
«Лабораторные работа №2 «Химический состав костей»
Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.
10

Д

06.10.2022

17. 07.10.2022

Д
Д

1

Д

№
п/п

Дата
план

Дата
факт

Колич
ество
уроков

Тема урока
Содержание темы

Прим
ечан
ия

Лабораторная работа №3 «Строение и функции суставов»
18.

Д

1

11.10.2022
19. 13.10.2022

20.

1
1

14.10.2022

21. 18.10.2022
22. 20.10.2022
23. 21.10.2022

1
1
1

24. 25.10.2022
25. 27.10.2022
26.

1
1
1

28.10.2022
27. 08.11.2022
28. 10.11.2022

1
1

29. 11.11.2022
30.

1
1

15.11.2022
31. 17.11.2022

32.

1
1

18.11.2022
33. 22.11.2022
34. 24.11.2022

1
1

35. 25.11.2022
36.

1
1

29.11.2022

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.
Строение и функции скелетных мышц.
Работа мышц и её регуляция.
Лабораторная работа № 4 «Утомление мышц
Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.
Обобщение
Контрольная работа №1
Глава 3. Внутренняя среда организма 5ч
Состав внутренней среды организма и её функции.
Состав крови. Постоянство внутренней среды
Лабораторная работа № 5 ««Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты
крови человека и лягушки)».
Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.
Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.
. Глава 4. Кровообращение и лимфообращение 6ч
Органы кровообращения. Строение и работа сердца.
Сосудистая система.
Лабораторная работа № 6 « Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Практическая работа № 1«Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и
венозного кровотечений».
Лимфообращение.
Обобщение
Глава 5. Дыхание 5 ч
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Лабораторная работа № 7 «Измерение обхвата
грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
11

Д
Д

Д
Д

Д
Д
Д
Д

Д
Д

№
п/п

Дата
план
37.
01.12.2022

38. 02.12.2022
39. 06.12.2022
40. 08.12.2022
41.

Дата
факт

Колич
Тема урока
ество
Содержание темы
уроков
1
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 8 «Определение частоты
дыхания».
1
Заболевания органов дыхания их профилактика. Реанимация.
1
Обобщение
Глава 6. Питание 6 ч
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.
1
1
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

Д

Д
Д

Лабораторная работа №9 «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

42.
43.
44.
45.

09.12.2022
13.12.2022
15.12.2022
16.12.2022
20.12.2022

46.
47.
48.
49.
50.
51.

22.12.2022
23.12.2022
27.12.2022
29.12.2022
30.12.2022
10.01.2023

1
1
1
1
1

52. 12.01.2023
53. 13.01.2023
54. 17.01.2023

1
1
1

55.

1

1
1
1
1

19.01.2023

56. 20.01.2023
57. 24.01.2023

Прим
ечан
ия
Д

1
1

Пищеварение в желудке и кишечнике.
Всасывание питательных веществ в кровь.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Обобщение по главе «Питание».
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии 6 ч
Пластический и энергетический обмен.
Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека.
Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ.
Практическая работа №2 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».
Обобщение по главе «Обмен веществ и превращение энергии»
Глава 8. Выделение продуктов обмена 3 ч
Выделение и его значение. Органы мочевыделения.
Мочеобразование и его регуляция.
Заболевания органов мочевыделения.
Глава 9. Покровы тела человека 4 ч
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: Определение типа
своей кожи с помощью бумажной салфетки.
Болезни и травмы кожи.
Гигиена кожных покровов.
12

Д

Д
ДД
Д
Д

Д
Д

№
п/п

Дата
план

59. 27.01.2023
60. 31.01.2023
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

02.02.2023
03.02.2023
07.02.2023
09.02.2023
10.02.2023
14.02.2023
16.02.2023
17.02.2023
21.02.2023
28.02.2023

Колич
Тема урока
ество
Содержание темы
уроков
1
Обобщение
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 12 ч
1
Железы внутренней секреции и их функции.
1
Железы внутренней секреции и их функции
1
Работа эндокринной системы и её нарушения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.

02.03.2023
03.03.2023
07.03.2023
09.03.2023
10.03.2023
14.03.2023
16.03.2023

58. 26.01.2023

Дата
факт

1
1
1
1
1
1
1

a. 5
78. 17.03.2023
79. 28.03.2023
80. 5 30.03.2023
81. 31.03.2023
82. 4 04.04.2023

1
1
1
1
1

Прим
ечан
ия

Д
Д

Строение нервной системы и её значение.
Спинной мозг.
Головной мозг.
Головной мозг.

Д

Лабораторная работа №11 «Строение головного мозга человека»..

Д
Д

Вегетативная нервная система.
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения.
Обобщение по главе «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».
Контрольная работа №2
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы 7 ч
Понятие об анализаторах.
Зрительный анализатор.
Зрительный анализатор
Слуховой анализатор.
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.
Обобщение
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 9 ч
Высшая нервная деятельность.
Рефлексы.
Память и обучение.
Практическая работа №3 «Выявление объёма кратковременной памяти ».
Врождённое и приобретённое поведение.
13

Д

Д
Д
Д

Д

№
п/п

Дата
план

83. 06.04.2023
84. 07.04.2023
85. 11.04.2023
86. 5 13.04.2023
a. 5
87. 5 14.04.2023
88. 18.04.2023
89. 20.04.2023
90. 21.04.2023
91. 5 25.04.2023
92. 27.04.2023
a.
93. 28.04.2023
94. 02.05.2023
95. 6 04.05.2023
96. 05.05.2023
97. 11.05.2023
98. 6 12.05.2023
99. 16.05.2023
18.05.2023
100.
19.05.2023
101.
23.05.2023
102.

Дата
факт

Колич
Тема урока
ество
Содержание темы
уроков
1
Сон и бодрствование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Прим
ечан
ия

Особенности высшей нервной деятельности человека.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Обобщение
Глава 13. Размножение и развитие человека 6 ч
Особенности размножения человека.
Органы размножения. Половые клетки.
Оплодотворение. Беременность и роды.
Рост и развитие ребёнка после рождения.
Лабораторная работа №12 «Измерение массы и роста тела организма».
Обобщение
Глава 14. Человек и окружающая среда 5 ч
Социальная и природная среда человека.
Социальная и природная среда человека.
Окружающая среда и здоровье человека.
Окружающая среда и здоровье человека.
Обобщение
Урок 98. Повторение знаний по разделу биологии 8 класса.
Урок 99. Повторение знаний по разделу биологии 8 класса.
Урок 100. Повторение знаний по разделу биологии 8 класса
Урок101. Повторение знаний по разделу биологии 8 класса
Урок 102. Повторение знаний по разделу биологии 8 класса

14

Д

Д

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя биологии Шелухи Е.В.
по биологии в 8 классе
№
п/п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения
по плану

15

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения
по факту

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».