Рабочая программа по предмету «Биология» на 2022-2023 учебный год – 6 класс Составлена учителем биологии Шелухой Е.В. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 от « 29 » августа 2022 г. с. Орловское, 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программой основного общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы В.В. Пасечника. «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2019г.; рабочим учебным планом МБОУ Орловский УВК; Уставом МБОУ Орловский УВК. Программа реализуется на основе УМК: Биология «Линия жизни» В.В.Пасечника Биология «Линия жизни». 5-6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк; под редакцией В.В.Пасечника.-М.: Просвещение, 2019. Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 рабочие недели, 2 часа в неделю, 68 часов год. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Требования к уровню подготовки учащихся: Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовыватьинформацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения: 1. - осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2. – рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3. – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4. – объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); 5. – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. 6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Глава 3. Жизнедеятельность организмов (27 часов) Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме. Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных. Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий. Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных. Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных. Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение. Размножение организмов и его значение. Бесполое размножение. Половое размножение. Рост и развитие – свойства живых организмов Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме. Лабораторные работы: Л/р №1«Передвижение воды и минеральных веществ в растении». Л/р №2 «Вегетативное размножение комнатных растений». Глава 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 35 часов) Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. Побег и почки. Строение почек. Расположение почек на стебле. Строение стебля. Внутреннее строение ветки дерева. Внешнее строение листа. Жилкование листьев. Строение кожицы и мякоти листа. Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизменённый укороченный побег. Растения однодомные и двудомные. Соцветия. Соцветия, их биологическое значение. Плоды. Плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Распространение семян. Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насекомоопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений. Классификация покрытосеменных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные. Лабораторные и практические работы: Л/р №3 «Строение семян двудольных растений. Строение семян однодольных растений». Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски». Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Л/р № 6 « Внутреннее строение ветки дерева» Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Л/р № 8 « Строение кожицы листа». Л/р № 9 «Строение клубня, луковицы, корневища». Л/р №10«Строение цветка». Л/р № 11 «Соцветия». Л/р №12 «Классификация плодов». П/р №1 «Семейства двудольных». П/р № 2 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)». Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка. Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции Демонстрации: модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс) № п/п Разделы, темы Количество часов Л/р П/р Повторение материала 5 класса 2 1 Глава 3.Жизнедеятельность организмов 27 2 2 Глава 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений 35 10 2 Повторение материала 6 класса 4 12 2 Итого 68 К/р 1 1 2 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 6 класс 68 часов (2 часа в неделю) Учитель: Шелуха Е.В. Тема урока Кол- во Дата план Дата факт Примечание часов Повторение Инструктаж по ТБ в кабинете 1 01.09.2022 биологии Повторение 05.09.2022 1 Глава 3. Жизнедеятельность организмов 1 (27часов) 08.09.2022 Обмен веществ – главный признак жизни Питание бактерий. 12.09.2022 1 Питание грибов. 15.09.2022 1 Питание животных 19.09.2022 1 Питание животных 22.09.2022 1 Питание растений. 26.09.2022 1 Удобрения. 29.09.2022 1 Фотосинтез. 03.10.2022 1 Фотосинтез. Решение задач. 06.10.2022 1 Значение фотосинтеза 10.10.2022 1 Обобщение 13.10.2022 1 Дыхание растений 1 17.10.2022 Дыхание животных 20.10.2022 1 24.10.2022 1 Передвижение веществ у растений. 1 Передвижение веществ у растений Л/р №1 «Передвижение воды и минеральных веществ в 27.10.2022 растении». Передвижение веществ у 1 07.11.2022 животных Передвижение веществ у 1 10.11.2022 Животных. Выделение у растений. 1 14.11.2022 Выделение у растений. Листопад 17.11.2022 1 Выделение у животных 21.11.2022 1 1 Размножение организмов и его значение. 24.11.2022 Бесполое размножение. Л/р №2 «Вегетативное размножение комнатных 1 28.11.2022 растений». 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Половое размножение Рост и развитие - свойства живых организмов Рост и развитие - свойства живых организмов Обобщение Контрольно-обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность организмов» Контрольная работа №1 Глава 4.Строение и многообразие растительного мира Покрытосеменных. Строение семян. Л/р №3 «Строение семян двудольных растений. Строение семян однодольных растений». Виды корней и типы корневых систем. Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски». Зоны корня Видоизменения корней. Побег. Почки. Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле». Строение стебля. Разнообразие стеблей. Л/р № 6 « Внутреннее строение ветки дерева» Внешнее строение листа . Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». Клеточное строение листа. Л/р № 8 « Строение кожицы листа». Клеточное строение листа. Видоизменения побегов. Л/р № 9 «Строение клубня, луковицы, корневища». Обобщение. Строение и разнообразие цветков. Л/р №10 «Строение цветка». Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Л/р № 11 «Соцветия». Плоды. 1 01.12.2022 05.12.2022 1 1 1 08.12.2022 12.12.2022 15.12.2022 1 19.12.2022 1 1 1 1 1 1 1 22.12.2022 26.12.2022 29.12.2022 09.01.2023 12.01.2023 16.01.2023 19.01.2023 1 23.01.2023 1 1 1 1 1 1 1 1 26.01.2023 30.01.2023 02.02.2023 06.02.2023 09.02.2023 13.02.2023 16.02.2023 20.02.2023 47. 48. 49. 50. 51. Л/р №12 «Классификация плодов». Распространение плодов. Размножение покрытосеменных растений. Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные 52. Класс Двудольные. 1 1 1 1 1 13.03.2023 1 Семейство Розоцветные 53. Класс Двудольные. 16.03.2023 1 Семейство Пасленовые 54. Класс Двудольные. 27.03.2023 1 Семейство Сложноцветные 55. Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. П/р №1 «Семейства двудольных». П/р №1 «Семейства двудольных». Класс Однодольные. Семейство Лилейные Класс Однодольные.Семейство Злаки П/р № 2 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)». Многообразие живой природы. Охрана природы Обобщение темы: Строение и многообразие живой природы. Контрольная работа №2 Повторение Повторение Повторение Повторение 27.02.2023 02.03.2023 06.03.2023 09.03.2023 30.03.2023 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 03.04.2023 06.04.2023 10.04.2023 13.04.2023 20.04.2023 24.04.2023 27.04.2023 04.05.2023 11.05.2023 15.05.2023 18.05.2023 22.05.2023 25.05.2023 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя биологии Шелухи Е.В. по биологии в 6 классе № п / п Название раздела, темы Тема урока Дата проведен ия по плану Причина корректировки Корректирую щее мероприятие Дата проведения по факту