Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа
по предмету «Биология»
на 2022-2023 учебный год – 6 класс
Составлена
учителем биологии
Шелухой Е.В.

Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
от « 29 » августа 2022 г.
с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программой основного общего образования по биологии (базовый уровень) и авторской программы В.В. Пасечника. «Биология. Рабочие
программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2019г.;
рабочим учебным планом МБОУ Орловский УВК;
Уставом МБОУ Орловский УВК.
Программа реализуется на основе УМК: Биология «Линия жизни» В.В.Пасечника
Биология «Линия жизни». 5-6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк; под
редакцией В.В.Пасечника.-М.: Просвещение, 2019.
Рабочая программа по биологии рассчитана на 34 рабочие недели, 2 часа в неделю, 68 часов год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА












Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения

цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.





 Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовыватьинформацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
 Вычитывать все уровни текстовой информации.
 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
 Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные
навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 3. Жизнедеятельность организмов (27 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного
материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения.
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа.
Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее
значение. Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Размножение организмов и его значение. Бесполое размножение. Половое размножение.
Рост и развитие – свойства живых организмов
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты,
доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и
органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Л/р №1«Передвижение воды и минеральных веществ в растении».
Л/р №2 «Вегетативное размножение комнатных растений».
Глава 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений
( 35 часов)
Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных
растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. Побег и почки. Строение почек. Расположение почек
на стебле. Строение стебля. Внутреннее строение ветки дерева. Внешнее строение листа. Жилкование листьев. Строение кожицы и мякоти листа.
Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизменённый укороченный побег. Растения однодомные и двудомные.
Соцветия. Соцветия, их биологическое значение. Плоды. Плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Распространение семян. Размножение
покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насекомоопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений. Классификация
покрытосеменных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения
семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс
Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные.
Лабораторные и практические работы:
Л/р №3 «Строение семян двудольных растений. Строение семян однодольных растений».
Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски».
Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Л/р № 6 « Внутреннее строение ветки дерева»
Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».
Л/р № 8 « Строение кожицы листа».
Л/р № 9 «Строение клубня, луковицы, корневища».
Л/р №10«Строение цветка».
Л/р № 11 «Соцветия».
Л/р №12 «Классификация плодов».
П/р №1 «Семейства двудольных».
П/р № 2 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений;
опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих
видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции
Демонстрации: модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка,
соцветий, гербарии растений.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(6 класс)
№ п/п

Разделы, темы

Количество
часов

Л/р

П/р

Повторение материала 5 класса

2

1

Глава 3.Жизнедеятельность организмов

27

2

2

Глава 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений

35

10

2

Повторение материала 6 класса

4
12

2

Итого

68

К/р

1
1

2

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 6 класс
68 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Шелуха Е.В.
Тема урока
Кол- во
Дата план
Дата факт
Примечание
часов
Повторение Инструктаж по ТБ в кабинете
1
01.09.2022
биологии
Повторение
05.09.2022
1
Глава 3. Жизнедеятельность организмов
1
(27часов)
08.09.2022
Обмен веществ – главный признак жизни
Питание бактерий.
12.09.2022
1
Питание грибов.
15.09.2022
1
Питание животных
19.09.2022
1
Питание животных
22.09.2022
1
Питание растений.
26.09.2022
1
Удобрения.
29.09.2022
1
Фотосинтез.
03.10.2022
1
Фотосинтез. Решение задач.
06.10.2022
1
Значение фотосинтеза
10.10.2022
1
Обобщение
13.10.2022
1
Дыхание растений
1
17.10.2022
Дыхание животных
20.10.2022
1
24.10.2022
1
Передвижение веществ у растений.
1
Передвижение веществ у растений Л/р №1
«Передвижение воды и минеральных веществ в
27.10.2022
растении».
Передвижение веществ у
1
07.11.2022
животных
Передвижение веществ у
1
10.11.2022
Животных.
Выделение у растений.
1
14.11.2022
Выделение у растений. Листопад
17.11.2022
1
Выделение у животных
21.11.2022
1
1
Размножение организмов и его значение.
24.11.2022
Бесполое размножение.
Л/р №2 «Вегетативное размножение комнатных
1
28.11.2022
растений».

25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

Половое размножение
Рост и развитие - свойства
живых организмов
Рост и развитие - свойства
живых организмов
Обобщение
Контрольно-обобщающий
урок по теме: «Жизнедеятельность организмов»
Контрольная работа №1

Глава 4.Строение и многообразие растительного
мира Покрытосеменных.
Строение семян. Л/р №3 «Строение семян
двудольных растений. Строение семян однодольных
растений».
Виды корней и типы корневых систем.
Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые
системы. Корневой чехлик и корневые волоски».
Зоны корня
Видоизменения корней.
Побег.
Почки.
Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на
стебле».
Строение стебля.
Разнообразие стеблей.
Л/р № 6 « Внутреннее строение ветки дерева»
Внешнее строение листа .
Л/р № 7 «Листья простые и сложные, их жилкование и
листорасположение».
Клеточное строение листа.
Л/р № 8 « Строение кожицы листа».
Клеточное строение листа.
Видоизменения побегов.
Л/р № 9 «Строение клубня, луковицы, корневища».
Обобщение.
Строение и разнообразие цветков.
Л/р №10 «Строение цветка».
Строение и разнообразие цветков.
Соцветия.
Л/р № 11 «Соцветия».

Плоды.

1

01.12.2022
05.12.2022

1
1
1

08.12.2022
12.12.2022
15.12.2022

1

19.12.2022

1

1
1
1
1
1
1

22.12.2022
26.12.2022
29.12.2022
09.01.2023
12.01.2023
16.01.2023
19.01.2023

1
23.01.2023

1
1
1
1
1
1
1
1

26.01.2023
30.01.2023
02.02.2023
06.02.2023
09.02.2023
13.02.2023
16.02.2023
20.02.2023

47.
48.
49.
50.
51.

Л/р №12 «Классификация плодов».
Распространение плодов.
Размножение покрытосеменных растений.
Размножение покрытосеменных растений.
Классификация покрытосеменных
Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные

52.

Класс Двудольные.

1
1
1
1
1

13.03.2023

1

Семейство Розоцветные

53.

Класс Двудольные.

16.03.2023

1

Семейство Пасленовые

54.

Класс Двудольные.

27.03.2023

1

Семейство Сложноцветные

55.

Класс Двудольные.
Семейство Мотыльковые

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

П/р №1 «Семейства двудольных».
П/р №1 «Семейства двудольных».
Класс Однодольные. Семейство Лилейные
Класс Однодольные.Семейство Злаки
П/р № 2 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)».
Многообразие живой природы.
Охрана природы
Обобщение темы: Строение и многообразие живой
природы.
Контрольная работа №2
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение

27.02.2023
02.03.2023
06.03.2023
09.03.2023

30.03.2023

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

03.04.2023
06.04.2023
10.04.2023
13.04.2023
20.04.2023
24.04.2023
27.04.2023
04.05.2023
11.05.2023
15.05.2023
18.05.2023
22.05.2023
25.05.2023

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя биологии Шелухи Е.В.
по биологии в 6 классе
№
п
/
п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведен
ия по
плану

Причина
корректировки

Корректирую
щее
мероприятие

Дата
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».