03.02.2022
В 2022 году качество
образования в Российской Федерации будет оцениваться в рамках программы PISA.
PISA - международная программа по оценке образовательных
достижений учащихся. Исследование осуществляется Организацией Экономического
Сотрудничества и Развития (OECD).
Объектом
исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста.
Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту
завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных
странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить
состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а
также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания,
необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование
образовательных достижений учащихся в этом году проводится по следующим направлениям:
7 7 Математическая
грамотность:
•
анализ графиков,
диаграмм, таблиц для понимания истинности или ложности утверждения;
•
решение реальных
проблем, включающих экономию затрат и экологические риски, средствами
математики.
ЧИт
Читательская грамотность:
•
анализ информации,
представленной в нескольких текстах;
•
критическое осмысление
содержания представленных текстов для получения достоверной информации.
Естественнонаучная грамотность:
•
научное объяснение
явлений;
•
научная интерпретация
данных и доказательств;
•
понимание и анализ
информации, представленной в различных контекстах (личном, научном,
профессиональном, общественном).
•
Креативное
мышление.
•
•создание необычных
решений;
•
нахождение решения в
нестандартных ситуациях;
•
анализ проблемной
ситуации с разных сторон;
Финансовая
грамотность:
•
законы обращения
денежных единиц;
•
финансовые цели;
• планирование
бюджета.
! Основные
направления исследования PISA-2022 -
математическая грамотность и креативное мышление.
Исследование
проводится в компьютерной форме, задания по всем направлениям представлены в электронном
виде. Умения, проверяемые в ходе исследования (поиск информации, понимание,
оценивание), лежат в основе функциональной грамотности.
Идеи PISA сопоставимы с
концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, которая
определяет функциональную грамотность как «сочетание предметных, метапредметных
и личностных результатов образования». Важность исследования связана с тем,
что, по мнению авторитетных специалистов в области образования, «функционально
грамотный человек способен участвовать в эффективном индивидуальном или
коллективном решении задач, требующих достаточного уровня грамотности в области
чтения, письма и счета, а также применять свои навыки для личного или
общественного развития».
В исследовании
PISA-2022, в
соответствии с выборкой, будут участвовать школьники из 5 школ Республики Крым.
Формулировка и
структура заданий исследования значительно отличаются от заданий в российских
учебниках. Учащимся для выполнения заданий, выявляющих их компетенции,
предлагаются практические ситуации, связанные с личной, повседневной или
школьной жизнью, работой и спортом, жизнью общества. Чтобы для участников
исследования содержание заданий, их формулировки не стали неожиданностью,
рекомендуем ознакомить школьников с открытыми заданиями исследования прошлых
лет:
“S Примеры заданий в
электронном формате
“S Российская
электронная школа
“S Задания
исследования PISA-2018 в России