Методические рекомендации по организации функционирования психологической службы в образовательной организации в 2022-2023 уч. г. Республика Крым, КРИППО.

26.08.2022

Об особенностях функционирования психологической службы в образовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году

Состояние системы образования на современном этапе, психологические особенности детской популяции ХХI века, вызовы и риски социальной среды актуализируют задачу активного участия педагогов-психологов в реализации основных и дополнительных образовательных программ общеобразовательной организации (ОО) и дошкольной образовательной организации и (ДОО), в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех субъектов образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы ОО и ДОО с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.

Своевременное оказание адресной помощи субъектам образовательной деятельности является фактором успеха обучения и воспитания, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.

Эффективное функционирование психологической службы ОО и ДОО обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы на федеральном и региональном уровнях

В своей деятельности педагоги-психологи образовательных организаций различных видов и форм собственности в 2022/2023 учебном году должны руководствоваться нормативно-правовыми документами международного, федерального, регионального, локального уровней. Электронная база документов федерального уровня доступна на официальном сайте Федерации психологов образования России https://rospsy.ru/npa.

Документы международного и федерального уровней

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Конвенция совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и

сексуальных злоупотреблений (Ратифицирована Федеральным законом РФ от 07.05.2013 N 76-ФЗ)

Федеральные законы Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Гражданский Кодекс РФ (принят Государственной Думой 21 октября 1994 года)

Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ (последняя ред.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Федеральный закон от 24 июня 1999 №120 – ФЗ (ред. от 02.04.2014, изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 103-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ (последняя ред.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения»

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 93-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 

Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 03 июля 2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"

Концепции и другие документы, регламентирующие

 государственную политику в сфере образования

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ № Пр.-827 от 03.04.2012 г.)

Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (№ СК-7/07вн, утверждена Министром просвещения РФ С.С. Кравцовым 20 мая 2022 года)

Распоряжение от 25 августа 2014 года №1618-р. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года»

Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»

Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (вместе с «Планом мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»)

Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»

Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года.

Федеральные государственные образовательные стандарты

 общего образования

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

Иные нормативные правовые акты,

регламентирующие деятельность педагога-психолога

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 года № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-971 от 07.07.2006 г.  «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 №1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678  «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015г.г. № ВК-268/07"О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 № ИП-941/06/484 "О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников"

Рекомендации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в рамках усиления мер по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся (письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 № 07-2446)

Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)»

Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 Об утверждении Порядка организации и о осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (вступает в силу с 1 сентября 2021 г.)

Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»

Методические письма Министерства просвещения

 (ранее – Министерства образования и науки) Российской Федерации

Письмо от 13 января 2016 г. N ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций» («Рекомендации МОН РФ органам власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. № 07-834 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов»).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2009 № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2016 г. N 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»

Рекомендации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в рамках усиления мер по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся от 27.03.2020 № 07-2446

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (рекомендации по введению ФГОС НОО и ООО, утвержденных приказами № 286 и № 287 от 31.05.2022)

Региональные документы

Закон Республики Крым от 06 июля 2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»

Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 № 75-ЗРК/2014 «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым»

Закон Республики Крым от 01 сентября 2014 № 60-ЗРК/2014 «О профилактике правонарушений в Республике Крым»

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 09 августа 2016 № 873-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Стратегии развития воспитания в 2016-2020 годах»

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2016 № 1660-р «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся Республики Крым на 2016-2020 годы»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18 декабря 2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений»

Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04 декабря 2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности»

Деловая документация педагога-психолога

 образовательной организации

Педагог-психолог любой образовательной организации (школы, школы-интерната, детского сада) в обязательном порядке ведет следующие виды учетно-отчетной документации: перспективный план работы на текущий учебный год, график работы, ежемесячный план работы, журнал консультаций, журнал групповых и индивидуальных коррекционных занятий, аналитический и статистический отчеты и др.

Примерный перечень деловой документации педагога-психолога был ранее представлен в методическом письме «Об особенностях функционирования психологической службы в 2017/2018 учебном году». Электронный ресурс.– Режим доступа: https://krippo.ru/index.php/practicheskaya-psihologiya, раздел «Методические письма об особенностях функционирования психологической службы». 

Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога и может являться открытой для различных представителей контролирующих инстанций.

К ней относятся: план работы (на учебный год), график работы, журнал учета видов деятельности, отчет о работе (за учебный год), программы факультативов, коррекционных / развивающих занятий, профилактических программ, тренингов, тематические планы мероприятий по психологическому просвещению, отчеты по результатам диагностических обследований, паспорт кабинета педагога-психолога.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования». Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (методистов, курирующих психологическую службу) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов для служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей. К этой документации относятся: протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной); записи наблюдений из журнала консультаций; наблюдения за детьми во время коррекционных /развивающих занятий; психологические карты развития ребенка и т. п.

В условиях введения ФГОС остаются прежними основные формы общей и специальной документации, которую ведет специалист. 

Актуальные направления работы педагогов-психологов

 образовательных организаций в 2022/2023 учебном году

Деятельность педагогов-психологов ОО и ДОО строится на базе требований нормативно-правовой базы. В новом учебном году работа работников психологической службы должна быть ориентирована на организацию психолого-педагогического сопровождения внедрения новых ФГОС начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и  ФГОС ООО) и реализацию актуализированной Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года № СК-7/07вн, утвержденной Министром просвещения РФ С.С. Кравцовым 20 мая 2022 года.

Организация психолого-педагогического сопровождения реализации программ начального и основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО

Обновленные ФГОС НОО и ООО утверждены соответственно приказами Министерства просвещения Российской Федерации № 286, № 287 от 31 мая 2021 года и вступают в силу с 1 сентября 2022 года, Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся. 

Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Значительное внимание в новых образовательных стандартах уделено психолого-педагогическим условиям реализации программ начального и основного общего образования, в том числе адаптированной (для ООО).

Психолого-педагогические условия реализации программ начального общего и основного общего образования (в том числе адаптированной программы), должны обеспечивать:

1) преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

2) социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям ОО и с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде;

3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

4) профилактику формирования у несовершеннолетних девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;

5) психолого-педагогическое сопровождение командой квалифицированных специалистов (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений:

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;

сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся;

поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся;

мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;

создание условий для последующего профессионального самоопределения;

сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения;

обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

формирование психологической культуры поведения в информационной среде;

развитие психологической культуры в области использования ИКТ;

6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:

обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального общего и основного общего образования, развитии и социальной адаптации;

обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных;

педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников ОО, обеспечивающих реализацию программ начального общего и основного общего образования;

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

7) диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения:

индивидуальный;

групповой; 

уровень класса;

уровень образовательной организации;

8) вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение);

9) осуществление мониторинга и оценки эффективности психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы образовательной организации.

Следует отметить, что в перечень психолого-педагогических условий реализации программ НОО и НОО, по сравнению с ФГОС предыдущего поколения, добавлены такие позиции, как социально-психологической адаптации, профилактике формирования у обучающихся девиантных форм поведения и повышенной тревожности, осуществление мониторинга и оценки психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы ОО, а также указаны целевые группы для осуществления индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Указанные условия должны быть отражены в годовом плане работы педагога-психолога /социально-психологической службы ОО.

Организация психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно-методическую поддержку каждого педагогического работника ОО, включая педагога-психолога и социального педагога. К числу организационно-управленческих мероприятий относятся: 

- разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня, касающихся функционирования социально-психологической службы образовательной организации; 

- планирование и реализация мероприятий по обеспечению психолого-педагогических условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО; 

- организация работы методических служб на муниципальном уровне и уровне образовательной организации, муниципальных методических объединений педагогов-психологов. 

Организационно-методическая поддержка каждого педагога-психолога и социального педагога в период перехода на обновленные ФГОС должна включать: 

- проведение анализа системы работы по психолого-педагогическому сопровождению внедрения обновленных ФГОС; 

- организацию взаимопосещения мероприятий коллег педагогами-психологами и социальными педагогами в рамках муниципального методического объединения; 

- выработку методических рекомендаций на муниципальном и локальном уровнях по созданию психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ НОО и ООО; 

- рассмотрение на педагогических советах вопросов создания психолого-педагогических условий реализации обновленных ФГОС; 

- формирование системы наставничества для профессионального роста молодых педагогов-психологов и социальных педагогов;

- контроль качества работы специалистов социально-психологической службы со стороны администрации с привлечением методистов/специалистов, курирующих психологическую службу на муниципальном уровне. 

Рекомендуется разработать для использования педагогами-психологами и социальными педагогами примерный перечень мероприятий по организации психолого-педагогического сопровождения введения обновленных ФГОС НОО и ООО муниципальном уровнях; организовать обучение и подготовку работников психологической службы к деятельности в изменившихся образовательных условиях; активизировать (организовать) работу методистов, курирующих психологическую службу на муниципальном уровне, районных и городских методических объединений педагогов-психологов; организовать обновление рабочей документации педагогов-психологов и социальных педагогов в образовательных организациях с учетом требований обновленных ФГОС НОО и ООО; обеспечить информирование родительской общественности о ходе и значимости создания психолого-педагогического сопровождения введения обновленных ФГОС НОО и ООО.

В свою очередь, работники социально-психологических служб должны принять непосредственное участие в создании системы психолого-педагогического обеспечения внедрения обновленных ФГОС НОО, ООО. Такую деятельность необходимо осуществлять в соответствии с планом работы ОО на 2022/23 учебный год, дорожной картой перехода на обучение по обновленным образовательным стандартам. В начале нового учебного года рекомендуется использовать следующие формы работы:

- групповые консультации для школьных методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников, преподающих в 5–9-х классах по темам «Психологические проблемы внедрения нового ФГОС НОО/ООО и пути их решения»;

- групповые консультации на родительских собраниях для родителей учащихся 5-х классов по теме «Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе в условиях перехода на обновленный ФГОС ООО» (если таковые собрания не были проведены в апреле-мае 2022 года); 

- групповые консультации на родительских собраниях для родителей учащихся 1-х классов по теме «Психологическая готовность ребенка к обучению в начальной школе в условиях перехода на обновленный ФГОС НОО»;

- индивидуальные консультации для педагогов и родителей по указанной тематике;

- диагностика психологической готовности педагогов к переходу на новые ФГОС НОО и ООО (при наличии запроса администрации, желательно до начала нового учебного года);

- cкрининг-диагностика психологической готовности  учащихся 4-х классов к переходу на уровень ООО (если не проводилась в апреле-мае 2022 года));

- cкрининг-диагностика психологической готовности первоклассников к обучению в школе в условиях обновленного ФГОС НОО.

В дальнейшем педагог-психолог должен работать в тесном взаимодействии с педагогами, решая проблемы в ходе реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, развития у обучающихся необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы.

Основой системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.Хочу такой сайт

Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и  реализации ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения:

- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения и  реализации ФГОС третьего поколения;

- качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;

- обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;

- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;

- организация психологического сопровождения внеурочной  деятельности обучающихся, а также рабочей программы воспитания.

Педагог-психолог должен быть включён в разработку и реализацию основной образовательной программы!!!

Педагог-психолог является полноправным участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение: социальными педагогами, учителями-логопедами, тьюторами. Участвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями.

Собственная система психолого-педагогического сопровождения должна строиться с учетом специфики ОО, а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного ОО.

Основным предметом деятельности педагога-психолога согласно Профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» явлется психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ, в том числе адпатированной (для ООО).

Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО

Раздел ООП Компоненты раздела Роль педагога-психолога

Целевой Пояснительная записка характеристика психолого-педагогических особенностей развития детей в соответствии с этапами онтогенеза

Ожидаемые результаты

Система оценки стартовая диагностика;                                        мониторинг личностных результатов;                                           диагностика метапредметных результатов (по потребности)

Содержательный Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей экспертиза рабочих программ с позиции системно-деятельностного подхода

Программа формирования УУД участие в разработке и реализации программы формирования УУД

Рабочая программа воспитания участие в разработке и реализации рабочей программы воспитания 

Организационный Учебный план (предметные области и учебные предметы) реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ через внеурочную деятельность

Система условий реализации ООП система психолого-педагогического сопровождения в ОО

Педагог-психолог в школе традиционно выполняет диагностические функции, обладает необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте и имеет определенный арсенал средств для осуществления такого рода деятельности.

Возможны различные варианты включения педагога-психолога в оценку метапредметных и личностных результатов в зависимости от типа образовательной организации, основной образовательной программы. Диагностическая деятельность педагога-психолога реализуется в системе внутренней оценки образовательных результатов, предполагает распределение обязанностей между психологом и педагогом.

Примерное содержание деятельности педагога-психолога ОО 

по оценке метапредметных и личностных результатов

Вид диагности-ческой процедуры Цель Перио

дичность Средства (методы и формы) оценки образовате льных результатов Результат и форма фиксации Примечания

Стартовая диагностика учащихся 1-х, 5-х классов, (как начало внутришкольного мониторинга) Выявление предпосылок формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

Основа для отслеживания динамики образовательных результатов. 1четверть 1-х и 5-х классов (возможный вариант – конец 4 класса) 

Программа стартовой диагностики первоклассников 

Стартовая диагностика 5-классников Неперсонифицированная оценка (внутренняя оценка)

Результаты фиксируются в документации педагога-психолога, представляются в обобщенном виде К проведению методик психологической диагностики могут привлекаться педагоги, прошедшие специальную подготовку, при этом  результаты диагностики интерпретируются педагогом-психологом

Оценка личностных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений) Динамическое отслеживание личностных результатов всех обучающихся с 4 по 9 классы 1 раз в год 

Методы и методики оценки личностных результатов

Обобщенная оценка (неперсонифицированная)

Результаты фиксируются в документации психолога, представляются в обобщенном виде Результаты психологической диагностики следует согласовывать с результатами педагогической диагностики, проводимой педагогами, в рамках оценки результативности рабочей программ воспитания 

Оценка метапредметных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений) Динамическое отслеживание метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных) 1 раз в год (конец учебного года)

Методы и методики оценки метапредметных результатов

Обобщенная оценка 

Результаты фиксируются в документации педагога-психолога, представляются в обобщенном виде В рамках социального партнерства психолог может выступать как эксперт заданий проводимой педагогической диагностики метапредметных результатов (с позиции развивающих задач)

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения обучающей деятельности, ориентированной на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.

Примерное содержание психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации, обновленных ФГОС

Задачи Средства Примечания

1 Диагностика уровня готовности педагогов к реализации ФГОС  НОО и ООО диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС», анкеты и др. Может проводиться на муниципальном уровне

2 Участие в методическом обеспечении и реализации программы корпоративного обучения программы корпоративного обучения

Разрабатываются с учетом специфики ОО

3 Экспертиза обучающей деятельности с позиции системно-деятельностного подхода (уроков, рабочих программ, программ формирования УУД) перечень критериев и показателей для анализа рабочих программ на соответствие требованиям ФГОС;

листы оценки урока в рамках системно-деятельностного подхода Педагог-психолог является экспертом в оценке развивающих задач образовательной деятельности.

4 Участие в проектировании уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО (в разных технологиях) технологические карты урока Осуществляется в режиме профессионального консультирования педагогов

5 Сопровождение построения индивидуальных образовательных маршрутов школьников в учебной и внеучебной деятельности методики для диагностики индивидуальных особенностей ребенка;

психологическое сопровождение портфолио;

рекомендации для обучающихся, родителей и педагогов Осуществляется в рамках консультирования педагогов, учеников, родителей

6 Участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД образовательного учреждения развивающие программы, направленные на развитие конкретных групп УУД (курс «Учись учиться», «Учимся решать проблемы» и др.) Могут проводиться как внеурочная деятельность

Реализация рабочей программы воспитания предполагает совместную работу педагога-психолога, педагогов и воспитателей.

Примерное содержание деятельности педагога-психолога по реализации рабочей программы воспитания

Задачи Средства Примечания

1 Экспертиза воспитательной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода (воспитательных мероприятий по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации; программы воспитания ОО) листы оценки воспитательных мероприятий в рамках системно-деятельностного подхода;

критерии и показатели для анализа программы воспитания Могут разрабатываться специалистами самостоятельно

2 Участие в проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности листы проектирования воспитательных мероприятий с позиций решения развивающих задач Осуществляется в рамках консультирования

3 Участие в разработке и реализации программы воспитания развивающие и профилактические программы в соответствии с основными задачами воспитания Могут проводиться как внеурочная деятельность

Среди направлений психолого-педагогического обеспечения ФГОС особое место занимает программа коррекционной работы, направленная на «коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной» (ФГОС ООО, п. 32.4)

Примерное содержание деятельности педагога-психолога по психологическому обеспечению программы коррекционной работы 

(в соответствии с ФГОС ООО разрабатывается при наличии в ОО

обучающихся с ОВЗ)

Задачи Средства Примечание

1 Участие в разработке и реализации программы коррекционной работы ОО программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ в инклюзивных классах

Разрабатываются при наличии в ОО обучающихся с ОВЗ

2 Участие в работе психолого-педагогического консилиума (ППк) ОО

- Положение о ППк образовательной организации;

- план и график работы ППк ОО;

- заключения специалистов ППк;

- карта развития обучающегося;

- диагностические методики Предполагает взаимодействие всех педагогических работников ОО

3 Реализация коррекционно-развивающих программ по запросу коррекционно-развивающие программы В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

4 Участие в  проектировании коррекционно-развивающей работы на уроке или внеклассных мероприятиях с последующей супервизией деятельности рекомендации по включению коррекционной работы в уроки и внеклассные мероприятия В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

5 Информирование родителей, мотивирование их на работу с профильными специалистами информация об учреждениях, куда могут обратиться родители (ГБУ ОО РК «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», медицинские учреждения, учреждения дополнительного образования, социальные службы)) В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

6 Помощь школьникам в адаптационные периоды адаптационные программы;

диагностические методики В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП

Результативность деятельности педагога-психолога

Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:

достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы; 

психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

успешная социально-психологическая адаптация в условиях ОО с учетом специфики возрастного психофизиологического развития обучающихся, включая особенности адаптации к социальной среде; 

обеспечение эффективной профилактики формирования у учащихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности; 

достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;

функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

сформированность коммуникативных навыков обучающихся;

участие в создании и функционировании системы комплексного сопровождения обучающихся;

обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Электронные ресурсы

Российский образовательный портал.  http://www.school.edu.ru/ 

Федеральныый портал «Российское образование» http://www.edu.ru  

Информационный портал для работников системы образования http://www.zavuch.ru/ 

Научная электронная библиотека eLIBRAR. http://elibrary.ru/  

Официальный сайт российского школьного  образования «Российское школьное образование» http://www.school.edu.ru 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/  Образовательная система "Школа 2100" http://school2100.com/ 

Открытый класс: сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/ 

Открытый образовательный видеопортал http://univertv.ru/ 

Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/ 

Сайт  газеты «Первое сентября» http://www.1september.ru 

Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru 

Сайте Федерации психологов образоания России: https://rospsy.ru 

Электронные версии журналов: 

Журнал Право и образование http://www.lexed.ru/pravo/journ/ 

Журнал Вестник образования в России http://www.vestniknews.ru 

Журнал Лидеры образования http://pedsovet.org/leader.html 

Журнал Открытое образование http://www.e-ioe.ru 

Журнал Управление школой http://upr.1september.ru/ 

Журнал Педагогический мир  http://pedmir.ru/docs.php?cid=1 

Подготовила методист Центра 

по воспитательной работе

 и основам здоровья 

ГБОУ ДПО РК КРИППО

Ижецкая М.Е.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.09.2022

Дата обновления: 12.09.2022

Дата публикации: 26.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».