26.08.2022
Об особенностях функционирования психологической службы в образовательных организациях Республики Крым в 2022/2023 учебном году
Состояние системы образования на современном этапе, психологические особенности детской популяции ХХI века, вызовы и риски социальной среды актуализируют задачу активного участия педагогов-психологов в реализации основных и дополнительных образовательных программ общеобразовательной организации (ОО) и дошкольной образовательной организации и (ДОО), в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех субъектов образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы ОО и ДОО с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.
Своевременное оказание адресной помощи субъектам образовательной деятельности является фактором успеха обучения и воспитания, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.
Эффективное функционирование психологической службы ОО и ДОО обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологической службы на федеральном и региональном уровнях
В своей деятельности педагоги-психологи образовательных организаций различных видов и форм собственности в 2022/2023 учебном году должны руководствоваться нормативно-правовыми документами международного, федерального, регионального, локального уровней. Электронная база документов федерального уровня доступна на официальном сайте Федерации психологов образования России https://rospsy.ru/npa.
Документы международного и федерального уровней
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Конвенция совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и
сексуальных злоупотреблений (Ратифицирована Федеральным законом РФ от 07.05.2013 N 76-ФЗ)
Федеральные законы Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Гражданский Кодекс РФ (принят Государственной Думой 21 октября 1994 года)
Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ (последняя ред.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24 июня 1999 №120 – ФЗ (ред. от 02.04.2014, изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 103-ФЗ
Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ (последняя ред.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения»
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 93-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон от 03 июля 2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"
Концепции и другие документы, регламентирующие
государственную политику в сфере образования
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ № Пр.-827 от 03.04.2012 г.)
Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года (№ СК-7/07вн, утверждена Министром просвещения РФ С.С. Кравцовым 20 мая 2022 года)
Распоряжение от 25 августа 2014 года №1618-р. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года»
Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»
Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (вместе с «Планом мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»)
Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»
Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года.
Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Иные нормативные правовые акты,
регламентирующие деятельность педагога-психолога
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 года № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-971 от 07.07.2006 г. «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 №1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015г.г. № ВК-268/07"О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 № ИП-941/06/484 "О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников"
Рекомендации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в рамках усиления мер по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся (письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 № 07-2446)
Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)»
Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 Об утверждении Порядка организации и о осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (вступает в силу с 1 сентября 2021 г.)
Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
Методические письма Министерства просвещения
(ранее – Министерства образования и науки) Российской Федерации
Письмо от 13 января 2016 г. N ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций» («Рекомендации МОН РФ органам власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. № 07-834 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов»).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2009 № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2016 г. N 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
Рекомендации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в рамках усиления мер по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся от 27.03.2020 № 07-2446
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (рекомендации по введению ФГОС НОО и ООО, утвержденных приказами № 286 и № 287 от 31.05.2022)
Региональные документы
Закон Республики Крым от 06 июля 2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»
Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 № 75-ЗРК/2014 «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым»
Закон Республики Крым от 01 сентября 2014 № 60-ЗРК/2014 «О профилактике правонарушений в Республике Крым»
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 09 августа 2016 № 873-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Стратегии развития воспитания в 2016-2020 годах»
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2016 № 1660-р «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся Республики Крым на 2016-2020 годы»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18 декабря 2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений»
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04 декабря 2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности»
Деловая документация педагога-психолога
образовательной организации
Педагог-психолог любой образовательной организации (школы, школы-интерната, детского сада) в обязательном порядке ведет следующие виды учетно-отчетной документации: перспективный план работы на текущий учебный год, график работы, ежемесячный план работы, журнал консультаций, журнал групповых и индивидуальных коррекционных занятий, аналитический и статистический отчеты и др.
Примерный перечень деловой документации педагога-психолога был ранее представлен в методическом письме «Об особенностях функционирования психологической службы в 2017/2018 учебном году». Электронный ресурс.– Режим доступа: https://krippo.ru/index.php/practicheskaya-psihologiya, раздел «Методические письма об особенностях функционирования психологической службы».
Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).
Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога и может являться открытой для различных представителей контролирующих инстанций.
К ней относятся: план работы (на учебный год), график работы, журнал учета видов деятельности, отчет о работе (за учебный год), программы факультативов, коррекционных / развивающих занятий, профилактических программ, тренингов, тематические планы мероприятий по психологическому просвещению, отчеты по результатам диагностических обследований, паспорт кабинета педагога-психолога.
Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования». Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (методистов, курирующих психологическую службу) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов для служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей. К этой документации относятся: протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной); записи наблюдений из журнала консультаций; наблюдения за детьми во время коррекционных /развивающих занятий; психологические карты развития ребенка и т. п.
В условиях введения ФГОС остаются прежними основные формы общей и специальной документации, которую ведет специалист.
Актуальные направления работы педагогов-психологов
образовательных организаций в 2022/2023 учебном году
Деятельность педагогов-психологов ОО и ДОО строится на базе требований нормативно-правовой базы. В новом учебном году работа работников психологической службы должна быть ориентирована на организацию психолого-педагогического сопровождения внедрения новых ФГОС начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ФГОС ООО) и реализацию актуализированной Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года № СК-7/07вн, утвержденной Министром просвещения РФ С.С. Кравцовым 20 мая 2022 года.
Организация психолого-педагогического сопровождения реализации программ начального и основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО
Обновленные ФГОС НОО и ООО утверждены соответственно приказами Министерства просвещения Российской Федерации № 286, № 287 от 31 мая 2021 года и вступают в силу с 1 сентября 2022 года, Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Значительное внимание в новых образовательных стандартах уделено психолого-педагогическим условиям реализации программ начального и основного общего образования, в том числе адаптированной (для ООО).
Психолого-педагогические условия реализации программ начального общего и основного общего образования (в том числе адаптированной программы), должны обеспечивать:
1) преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
2) социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям ОО и с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной среде;
3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4) профилактику формирования у несовершеннолетних девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;
5) психолого-педагогическое сопровождение командой квалифицированных специалистов (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений:
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся;
поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом особенностей когнитивного и эмоционального развития обучающихся;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;
создание условий для последующего профессионального самоопределения;
сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
формирование психологической культуры поведения в информационной среде;
развитие психологической культуры в области использования ИКТ;
6) индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:
обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы начального общего и основного общего образования, развитии и социальной адаптации;
обучающихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных;
педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников ОО, обеспечивающих реализацию программ начального общего и основного общего образования;
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
7) диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения:
индивидуальный;
групповой;
уровень класса;
уровень образовательной организации;
8) вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение);
9) осуществление мониторинга и оценки эффективности психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы образовательной организации.
Следует отметить, что в перечень психолого-педагогических условий реализации программ НОО и НОО, по сравнению с ФГОС предыдущего поколения, добавлены такие позиции, как социально-психологической адаптации, профилактике формирования у обучающихся девиантных форм поведения и повышенной тревожности, осуществление мониторинга и оценки психологических программ сопровождения участников образовательных отношений, развития психологической службы ОО, а также указаны целевые группы для осуществления индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Указанные условия должны быть отражены в годовом плане работы педагога-психолога /социально-психологической службы ОО.
Организация психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно-методическую поддержку каждого педагогического работника ОО, включая педагога-психолога и социального педагога. К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
- разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня, касающихся функционирования социально-психологической службы образовательной организации;
- планирование и реализация мероприятий по обеспечению психолого-педагогических условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО;
- организация работы методических служб на муниципальном уровне и уровне образовательной организации, муниципальных методических объединений педагогов-психологов.
Организационно-методическая поддержка каждого педагога-психолога и социального педагога в период перехода на обновленные ФГОС должна включать:
- проведение анализа системы работы по психолого-педагогическому сопровождению внедрения обновленных ФГОС;
- организацию взаимопосещения мероприятий коллег педагогами-психологами и социальными педагогами в рамках муниципального методического объединения;
- выработку методических рекомендаций на муниципальном и локальном уровнях по созданию психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ НОО и ООО;
- рассмотрение на педагогических советах вопросов создания психолого-педагогических условий реализации обновленных ФГОС;
- формирование системы наставничества для профессионального роста молодых педагогов-психологов и социальных педагогов;
- контроль качества работы специалистов социально-психологической службы со стороны администрации с привлечением методистов/специалистов, курирующих психологическую службу на муниципальном уровне.
Рекомендуется разработать для использования педагогами-психологами и социальными педагогами примерный перечень мероприятий по организации психолого-педагогического сопровождения введения обновленных ФГОС НОО и ООО муниципальном уровнях; организовать обучение и подготовку работников психологической службы к деятельности в изменившихся образовательных условиях; активизировать (организовать) работу методистов, курирующих психологическую службу на муниципальном уровне, районных и городских методических объединений педагогов-психологов; организовать обновление рабочей документации педагогов-психологов и социальных педагогов в образовательных организациях с учетом требований обновленных ФГОС НОО и ООО; обеспечить информирование родительской общественности о ходе и значимости создания психолого-педагогического сопровождения введения обновленных ФГОС НОО и ООО.
В свою очередь, работники социально-психологических служб должны принять непосредственное участие в создании системы психолого-педагогического обеспечения внедрения обновленных ФГОС НОО, ООО. Такую деятельность необходимо осуществлять в соответствии с планом работы ОО на 2022/23 учебный год, дорожной картой перехода на обучение по обновленным образовательным стандартам. В начале нового учебного года рекомендуется использовать следующие формы работы:
- групповые консультации для школьных методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников, преподающих в 5–9-х классах по темам «Психологические проблемы внедрения нового ФГОС НОО/ООО и пути их решения»;
- групповые консультации на родительских собраниях для родителей учащихся 5-х классов по теме «Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе в условиях перехода на обновленный ФГОС ООО» (если таковые собрания не были проведены в апреле-мае 2022 года);
- групповые консультации на родительских собраниях для родителей учащихся 1-х классов по теме «Психологическая готовность ребенка к обучению в начальной школе в условиях перехода на обновленный ФГОС НОО»;
- индивидуальные консультации для педагогов и родителей по указанной тематике;
- диагностика психологической готовности педагогов к переходу на новые ФГОС НОО и ООО (при наличии запроса администрации, желательно до начала нового учебного года);
- cкрининг-диагностика психологической готовности учащихся 4-х классов к переходу на уровень ООО (если не проводилась в апреле-мае 2022 года));
- cкрининг-диагностика психологической готовности первоклассников к обучению в школе в условиях обновленного ФГОС НОО.
В дальнейшем педагог-психолог должен работать в тесном взаимодействии с педагогами, решая проблемы в ходе реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, развития у обучающихся необходимых компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над целью, сформулированной в программе развития школы.
Основой системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Цель психолого-педагогического сопровождения: содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения:
- повышение компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения в условиях введения и реализации ФГОС третьего поколения;
- качественная реализация программ психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;
- обновление характера и форм профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного подхода;
- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД учащихся;
- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, а также рабочей программы воспитания.
Педагог-психолог должен быть включён в разработку и реализацию основной образовательной программы!!!
Педагог-психолог является полноправным участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение: социальными педагогами, учителями-логопедами, тьюторами. Участвует в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами, прежде всего, с классными руководителями.
Собственная система психолого-педагогического сопровождения должна строиться с учетом специфики ОО, а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного ОО.
Основным предметом деятельности педагога-психолога согласно Профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» явлется психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ, в том числе адпатированной (для ООО).
Роль педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы ОО
Раздел ООП Компоненты раздела Роль педагога-психолога
Целевой Пояснительная записка характеристика психолого-педагогических особенностей развития детей в соответствии с этапами онтогенеза
Ожидаемые результаты
Система оценки стартовая диагностика; мониторинг личностных результатов; диагностика метапредметных результатов (по потребности)
Содержательный Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей экспертиза рабочих программ с позиции системно-деятельностного подхода
Программа формирования УУД участие в разработке и реализации программы формирования УУД
Рабочая программа воспитания участие в разработке и реализации рабочей программы воспитания
Организационный Учебный план (предметные области и учебные предметы) реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ через внеурочную деятельность
Система условий реализации ООП система психолого-педагогического сопровождения в ОО
Педагог-психолог в школе традиционно выполняет диагностические функции, обладает необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте и имеет определенный арсенал средств для осуществления такого рода деятельности.
Возможны различные варианты включения педагога-психолога в оценку метапредметных и личностных результатов в зависимости от типа образовательной организации, основной образовательной программы. Диагностическая деятельность педагога-психолога реализуется в системе внутренней оценки образовательных результатов, предполагает распределение обязанностей между психологом и педагогом.
Примерное содержание деятельности педагога-психолога ОО
по оценке метапредметных и личностных результатов
Вид диагности-ческой процедуры Цель Перио
дичность Средства (методы и формы) оценки образовате льных результатов Результат и форма фиксации Примечания
Стартовая диагностика учащихся 1-х, 5-х классов, (как начало внутришкольного мониторинга) Выявление предпосылок формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)
Основа для отслеживания динамики образовательных результатов. 1четверть 1-х и 5-х классов (возможный вариант – конец 4 класса)
Программа стартовой диагностики первоклассников
Стартовая диагностика 5-классников Неперсонифицированная оценка (внутренняя оценка)
Результаты фиксируются в документации педагога-психолога, представляются в обобщенном виде К проведению методик психологической диагностики могут привлекаться педагоги, прошедшие специальную подготовку, при этом результаты диагностики интерпретируются педагогом-психологом
Оценка личностных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений) Динамическое отслеживание личностных результатов всех обучающихся с 4 по 9 классы 1 раз в год
Методы и методики оценки личностных результатов
Обобщенная оценка (неперсонифицированная)
Результаты фиксируются в документации психолога, представляются в обобщенном виде Результаты психологической диагностики следует согласовывать с результатами педагогической диагностики, проводимой педагогами, в рамках оценки результативности рабочей программ воспитания
Оценка метапредметных результатов (внутришкольный мониторинг образовательных достижений) Динамическое отслеживание метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных) 1 раз в год (конец учебного года)
Методы и методики оценки метапредметных результатов
Обобщенная оценка
Результаты фиксируются в документации педагога-психолога, представляются в обобщенном виде В рамках социального партнерства психолог может выступать как эксперт заданий проводимой педагогической диагностики метапредметных результатов (с позиции развивающих задач)
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения обучающей деятельности, ориентированной на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.
Примерное содержание психологического обеспечения обучающей деятельности в условиях введения и реализации, обновленных ФГОС
№ Задачи Средства Примечания
1 Диагностика уровня готовности педагогов к реализации ФГОС НОО и ООО диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС», анкеты и др. Может проводиться на муниципальном уровне
2 Участие в методическом обеспечении и реализации программы корпоративного обучения программы корпоративного обучения
Разрабатываются с учетом специфики ОО
3 Экспертиза обучающей деятельности с позиции системно-деятельностного подхода (уроков, рабочих программ, программ формирования УУД) перечень критериев и показателей для анализа рабочих программ на соответствие требованиям ФГОС;
листы оценки урока в рамках системно-деятельностного подхода Педагог-психолог является экспертом в оценке развивающих задач образовательной деятельности.
4 Участие в проектировании уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО (в разных технологиях) технологические карты урока Осуществляется в режиме профессионального консультирования педагогов
5 Сопровождение построения индивидуальных образовательных маршрутов школьников в учебной и внеучебной деятельности методики для диагностики индивидуальных особенностей ребенка;
психологическое сопровождение портфолио;
рекомендации для обучающихся, родителей и педагогов Осуществляется в рамках консультирования педагогов, учеников, родителей
6 Участие в разработке и реализации программы формирования и развития УУД образовательного учреждения развивающие программы, направленные на развитие конкретных групп УУД (курс «Учись учиться», «Учимся решать проблемы» и др.) Могут проводиться как внеурочная деятельность
Реализация рабочей программы воспитания предполагает совместную работу педагога-психолога, педагогов и воспитателей.
Примерное содержание деятельности педагога-психолога по реализации рабочей программы воспитания
№ Задачи Средства Примечания
1 Экспертиза воспитательной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода (воспитательных мероприятий по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации; программы воспитания ОО) листы оценки воспитательных мероприятий в рамках системно-деятельностного подхода;
критерии и показатели для анализа программы воспитания Могут разрабатываться специалистами самостоятельно
2 Участие в проектировании воспитательных мероприятий с последующей супервизией деятельности листы проектирования воспитательных мероприятий с позиций решения развивающих задач Осуществляется в рамках консультирования
3 Участие в разработке и реализации программы воспитания развивающие и профилактические программы в соответствии с основными задачами воспитания Могут проводиться как внеурочная деятельность
Среди направлений психолого-педагогического обеспечения ФГОС особое место занимает программа коррекционной работы, направленная на «коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной» (ФГОС ООО, п. 32.4)
Примерное содержание деятельности педагога-психолога по психологическому обеспечению программы коррекционной работы
(в соответствии с ФГОС ООО разрабатывается при наличии в ОО
обучающихся с ОВЗ)
№ Задачи Средства Примечание
1 Участие в разработке и реализации программы коррекционной работы ОО программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ в инклюзивных классах
Разрабатываются при наличии в ОО обучающихся с ОВЗ
2 Участие в работе психолого-педагогического консилиума (ППк) ОО
- Положение о ППк образовательной организации;
- план и график работы ППк ОО;
- заключения специалистов ППк;
- карта развития обучающегося;
- диагностические методики Предполагает взаимодействие всех педагогических работников ОО
3 Реализация коррекционно-развивающих программ по запросу коррекционно-развивающие программы В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП
4 Участие в проектировании коррекционно-развивающей работы на уроке или внеклассных мероприятиях с последующей супервизией деятельности рекомендации по включению коррекционной работы в уроки и внеклассные мероприятия В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП
5 Информирование родителей, мотивирование их на работу с профильными специалистами информация об учреждениях, куда могут обратиться родители (ГБУ ОО РК «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», медицинские учреждения, учреждения дополнительного образования, социальные службы)) В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП
6 Помощь школьникам в адаптационные периоды адаптационные программы;
диагностические методики В рамках реализации психолого-педагогических условий ООП
Результативность деятельности педагога-психолога
Результативность деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим критериям:
достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
успешная социально-психологическая адаптация в условиях ОО с учетом специфики возрастного психофизиологического развития обучающихся, включая особенности адаптации к социальной среде;
обеспечение эффективной профилактики формирования у учащихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;
достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
участие в создании и функционировании системы комплексного сопровождения обучающихся;
обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
Электронные ресурсы
Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru/
Федеральныый портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Информационный портал для работников системы образования http://www.zavuch.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRAR. http://elibrary.ru/
Официальный сайт российского школьного образования «Российское школьное образование» http://www.school.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Образовательная система "Школа 2100" http://school2100.com/
Открытый класс: сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/
Открытый образовательный видеопортал http://univertv.ru/
Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/
Сайт газеты «Первое сентября» http://www.1september.ru
Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru
Сайте Федерации психологов образоания России: https://rospsy.ru
Электронные версии журналов:
Журнал Право и образование http://www.lexed.ru/pravo/journ/
Журнал Вестник образования в России http://www.vestniknews.ru
Журнал Лидеры образования http://pedsovet.org/leader.html
Журнал Открытое образование http://www.e-ioe.ru
Журнал Управление школой http://upr.1september.ru/
Журнал Педагогический мир http://pedmir.ru/docs.php?cid=1
Подготовила методист Центра
по воспитательной работе
и основам здоровья
ГБОУ ДПО РК КРИППО
Ижецкая М.Е.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.09.2022
Дата обновления: 12.09.2022
Дата публикации: 26.08.2022