Рабочая программа Основы роботехники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
МБОУ Орловский УВК
Протокол №14 от«31» августа 2023 г

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
Орловский УВК __________ Р.М. Шеремет
Приказ № 387 «31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы робототехники»
(«Точка Роста»)
на 2023-2024 учебный год

Направленность: техническая
Срок реализации: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Составитель: Голобурда А.О.
Должность: учитель

с. Орловское, 2023 г.

Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ....................................................... 3

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.

Пояснительная записка ............................................................................................. 3
Цель и задачи программы ......................................................................................... 6
Воспитательный потенциал программы .................................................................. 7
Учебный план ............................................................................................................ 8
Содержание программы ............................................................................................ 9

Планируемые результаты ......................................................................................... 10
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................... 11
2.1. Календарный учебный график ........................................................................................... 11
2.2. Условия реализации программы ........................................................................................ 11
2.2.1. Материально-техническое обеспечение.......................................................................... 11
2.2.2. Методическое обеспечение программы .......................................................................... 12
2.3 Формы контроля .................................................................................................................. 13
2.4. Оценочные материалы ........................................................................................................ 13
2.5. Календарно-тематический план ......................................................................................... 13

3. Список литературы .............................................................................................................. 13
Приложения
Приложение 1. Календарно-тематический план
Приложение 2. Календарный план воспитательной работы
Приложение 3. Лист корректировки

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В стремительный век компьютеризации и робототехники, ребенка необходимо учить
решать жизненные задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать,
защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, то есть непосредственно
сконструировать и запрограммировать.
В программе технической направленности по основам робототехники использован и
структурирован личный опыт педагога за несколько лет работы.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации" по
вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р.
План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (20212024 годы) Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018
№ 16.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование».
Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»: Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н.
Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного
образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки
России от 03.04.2017 № вк-1068/09.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196.
Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей: Приказ Минпросвещения России от 3.09.2019 г. № 467.
О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий: Письмо Минпросвещения России от 7.05.2020 года № вб-976/04.
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28.
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
Методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных
организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы различной направленности / сост. Ю.Д. Устинова, С.А. Беширова.
утвержденных на заседании коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 23 июня 2021 года. Решение № 4/4.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базируется на
следующих понятиях:
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и

государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по
овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности,
развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и
формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства.
Развитие - естественно-искусственный процесс количественных и качественных изменений,
происходящих в человеке под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних
факторов.
Содержание дополнительного образования детей - это содержание особым образом
организованной культуро-сообразной деятельности обучающихся, основу которой составляет
освоение ими прогрессивного опыта человечества.
Содержание учебной деятельности детского объединения - это педагогически
адаптированная совокупность знаний, умений и навыков в определённой области науки и
культуры (за рамками базовых образовательных стандартов). Содержание реализуется через
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Направленность программы. Данная программа по основам робототехнике является
программой технической направленности. Она направлена на формирование основ научного
мировоззрения, мышления, освоение методов научного познания мира и развитие
исследовательских способностей обучающихся с наклонностями в области технических наук.
Программа является:
- по содержанию научно-технической;
- по функциональному предназначению - учебно-познавательной;
- по форме организации - групповой;
- по времени реализации - трёхгодичной.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящий момент в России
развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Данная программа
открывает возможности для занятия техническим творчеством с младшего школьного возраста.
Техническое творчество - мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы
системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого
обучающегося.
Новизна программы заключается в уникальности образовательной робототехники, в
возможности объединить основы конструирование и программирование в одном курсе путём
интегрированного подхода в обучении.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на
обучении в процессе практики.
Отличие от других программ заключается в том, что при конструировании роботов
используются не готовые конструкторы ЛЕГО, а отдельные датчики, исполнительные механизмы,
радиодетали, блоки, модули, что позволяет более детально ознакомиться с их устройством и
принципом работы, проводить практические занятия на материальной базе, созданной
обучающимися.
Педагогическая целесообразность программы в том, что работа по конструированию
устройств позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается
множество проблем из разных областей знания - от теории механики до программного
управления. Построение роботов повышает мотивацию обучающихся к обучению, так, как при
этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 10-12 лет. По данной программе
могут формироваться группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий.
Допускается разница в возрасте от одного до четырёх лет. При проведении занятий учитывается
возраст, индивидуальные особенности обучающихся.
Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на
выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Условия набора детей в
коллектив: принимаются все желающие. После окончания обучения по данной программе
обучающиеся могут продолжить обучения на базовом уровне программы по робототехнике.
Наполняемость:
Численный состав группы - до 15 человек
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 10-12 лет.
Уровень программы. Данная программа включает в себя стартовый уровень обучения. В
процессе обучения педагог выявляет способности ребёнка в области микроэлектроники,
робототехники. Осуществляется работа с электронными компонентами, готовыми наборами для
сборки роботов, инструментами, приспособлениями. Педагог погружает детей в сферу
технического творчества на уровне первичного знакомства с ним; это потребует создания
интерактивной развивающей тематической среды, а также применения соответствующих методик,
способствующих созданию «территории успеха» и развитию коммуникативных качеств
обучающихся.
Объём и сроки реализации программы. На полное освоение программы требуется 170
учебных часов.
Стартовый уровень первый год – 170 учебных часов, недельная нагрузка - 5 учебных
часов;
Формы обучения - очная.
Программа, по необходимости, реализуется с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (в условиях профилактики, предотвращения и
распространения новой коронавирусной инфекции). При переходе на дистанционную форму
обучения педагог дополнительного образования адаптирует данную программу, акцентируя
содержание на самостоятельную творческую работу детей, определяет новые временные рамки
освоения новых компетенций.
Режим и расписание занятий
Расписание занятий составляется для каждой группы с учетом обеспечения благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся в соответствии с возрастными особенностями обучающихся,
согласовывается с пожеланиями обучающихся и их родителей (законных представителей).
Продолжительность учебного занятия соответствует академическому часу и
устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей
обучающихся среднего школьного возраста. Допустима нагрузка обучающихся составляет 45
минут.
Количество
рабочих
Уровень освоения
недель
год обучения

Стартовый
уровень 1 год

34

Количество в неделю
занятий

5

Количество в год

число и
продолжительность
занятий в день

часов

занятий

часов

1 по 45 мин.

5

170

170

В целях реализации здоровье сберегающего подхода при организации образовательного
процесса во время учебных занятий в обязательном порядке предусматриваются физкультурные
паузы.
Реализация программы по индивидуальному учебному плану
При реализации программы обучающимся предоставляются академические права на

обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах
осваиваемой программы в порядке, установленном Положением об обучении по индивидуальному
учебному плану, в том числе ускоренное обучение в МБОУ Орловский УВК. Возможность
разработки индивидуального учебного плана позволяет обеспечить освоение программы на основе
индивидуализации ее содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося, в том числе для обучающихся с ОВЗ, одарённых обучающихся.
Язык реализации программы. Обучение по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе ведется на государственном языке - русском.
Реализация программы в каникулярное время. Программа может реализоваться в
течение всего календарного года, включая каникулярное время, в соответствии с календарным
графиком и учебным планом. В период летних школьных каникул детское объединение может
продолжить работу по реализации краткосрочной программы, представляющей собой практикоориентированный тематический модуль данной программы.
Организация массовых мероприятий. В ходе реализации программы планируется
организация и проведение массовых мероприятий, таких как выставки работ, конкурсы,
соревнования. Планирование и организационная подготовка массовых мероприятий обеспечивает
создание необходимых безопасных условий для совместной деятельности педагогов,
обучающихся и родителей (законных представителей).
Обеспечение прав обучающихся
Обучающимся предоставляются следующие академические права:
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и
убеждений;
развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах,
выставках и других массовых мероприятиях.
Реализация прав на обучение детей с ограниченными особенностями здоровья
К освоению программы принимаются обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), которым согласно заключению психолого-медикопедагогической комиссии не
противопоказано обучение по технической направленности и если это не препятствует успешному
освоению программы всеми обучающимися.
До зачисления детей с ОВЗ в общую группу нормотипичных детей на основании приказа, с
целью их адаптации, допустимо их пребывание на занятиях в течение двух недель. В случае
успешной адаптации, ребенок с ОВЗ зачисляется в общую группу для дальнейшего обучения.
Далее эта группа значится инклюзивной. В противном случае зачисление не производится.
Родителям предлагается альтернатива.
Обновление и пересмотр программы. Программа ежегодно пересматривается,
анализируется и обновляется с учетом развития науки, техники, экономики, технологий,
потребностей и запросов обучающихся и их родителей, нормативно-правовых документов.
Финансовое обеспечение реализации программы
Реализация программы предусматривается бюджетное финансирование.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель: обучение основам робототехники.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач: Образовательные развитие познавательного интереса и включение обучающегося в познавательную деятельность по
техническому творчеству, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций:
на стартовом уровне:
• сформировать навыки конструирования робототехнических устройств;
• ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами;
• ознакомить с конструкцией робототехнических устройств;
• научить приемам сборки простейших робототехнических устройств;
• освоить образовательную программу стартового уровня.

Метапредметные задачи.
Развивать:
• мотивацию к техническому творчеству, потребность в саморазвитии;
• моторику рук, глазомер;
• психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически
мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
• природные и интеллектуальные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
• творческую инициативу и самостоятельность;
• умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
Личностные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Воспитывать:
• трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
• нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство
товарищества, взаимопомощь при выполнении работ.);
• умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
• экономное отношение к используемым материалам, приобщать к основам культуры труда.
1.3.
Воспитательный потенциал программы
Воспитание в условиях дополнительного образования детей
Воспитание в условиях дополнительного образования детей рассматривается как социальное
взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми
социальным и духовным опытом, формирование у них социально - значимых ценностей и
социально адекватных приёмов поведения. Воспитание представляет собой многофакторный
процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, МБОУ Орловский
УВК, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социальноэкономических условий жизни и др. К тому же, воспитание является долговременным и
непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный
характер (то есть зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного
ребенка).
В дополнительном образовании детей воспитание является приоритетной составляющей
образовательного процесса, так как именно сформированность у обучающихся нравственных
ценностей и ориентиров в значительной мере предопределяет содержательную направленность
применения ими полученных знаний и умений (т.е. где и как в своей будущей жизни выпускники
детских объединений и творческих коллективов будут использовать то, чему они научились).
Дополнительное образование детей в целом, и его воспитательную составляющую в частности,
нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и МБОУ
Орловский УВК и других образовательных учреждениях. И, конечно же, дополнительное
образование - не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося
поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная
сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с
детьми.
1.3.3.
Содержательные направления воспитания обучающихся по дополнительным
общеразвивающим программам:
гражданско-патриотическое воспитание, ориентированное на воспитание у
обучающихся гордости и уважения к истории, уважения и стремления к сохранению и развитию
традиций страны, МБОУ Орловский УВК

профильно-личностное воспитание, ориентированное на развитие у обучающихся
«гибкой» адаптации и соотношения возможностей своего «Я» с требованиями современного
общества и профессионального сообщества;
социально-личностное воспитание, предполагающее формирование у обучающихся
«гибких/мягких» социальных компетенций/навыков (soft skilss) XXI века.
Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 2.
1.4. Учебный план
№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов
Формы контроля
всего
теория
практика

Стартовый уровень 1 год обучения.
1

Вводное занятие. Водный
инструктаж по ТБ и ПБ. Роботы

23

18

5

2

Робототехника

9

7

2

3

Автомобили

5

3

2

4

Роботы и эмоции

8

3

5

5

Имитация

7

5

2

6

Звуковые имитации

8

3

5

7

Космические исследования

12

4

8

8

Искусственный интеллект

8

5

3

9

Концепт кары

5

3

2

10

Моторы для роботов

7

5

2

11

Компьютерное моделирование

10

8

2

12

Правильные многоугольники

5

3

2

13

Пропорция

5

3

2

14

«Все есть число»

5

3

2

15

Вспомогательные алгоритмы

5

3

2

16

«Органы чувств» робота

15

11

4

Опрос,
тестирование
Опрос,
тестирование
Опрос,
тестирование
Опрос,
тестирование,
защита проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос,
тестирование,
защита проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос,
тестирование,
защита проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос, защита
проекта
Опрос,
тестирование,
защита проекта

17

Безопасности дорожного
движения

12

8

4

18

Нажми на кнопку!

20

5

8

Итого:

170

105

65

Опрос,
тестирование,
защита проекта
Опрос,
тестирование,
защита проекта

1.5.
Содержание программы
Стартовый уровень первый год обучения
Тема 1.Вводное занятие. Водный инструктаж по ТБ и ПБ. Роботы
Техника безопасности. Суть термина робот. Робот-андроид, области применения роботов.
Конструктор EV3, его основные части и их назначение. Способы подключения датчиков,
моторов и блока управления. Правила программирования роботов.
Модульный принцип для сборки сложных устройств.
Введение. Организация рабочего места. Конвейерная автоматизированная сборка.
Достоинства применения модульного принципа.
Современные предприятия и культура производства
Тема 2.Робототехника
Понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники. Современная
робототехника:
производство
и
использование
роботов.
Программирование,
язык
программирования. Визуальное программирование в робототехнике. Основные команды.
Контекстная справка.
Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса. Ошибки в
работе Робота и их исправление. Память робота
Тема 3.Автомобили
Способы поворота робота. Схема и настройки поворота. Вычисление минимального
радиуса
поворота тележки или автомобиля. Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки»,
«Автопробег». Практикум / работа с конструктором
Тема 4. Роботы и эмоции
Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы EV3.
Суть конкурентной разведки, цель ее работы. Роботы-саперы, их основные функции,
Управление роботами-саперами Практикум / работа с конструктором
Тема 5.Имитация
Роботы-тренажеры, виды роботов – имитаторы и симуляторы, назначение и основные
возможности. Понятие алгоритм. Свойства алгоритмов. Особенности линейного алгоритма.
Понятия «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойства системы
команд исполнителя Практикум / работа с конструктором
Тема 6.Звуковые имитации
Понятия «звуковой редактор», «конвертер». Практикум / работа с конструктором
Тема 7.Космические исследования
Космонавтика. Исследования Луны. Цели исследования, космические программы разных
стран. Самые известные современные роботы в космосе.
Первый конструктор ЭВМ БЭСМ-1. Практикум / работа с конструктором
Тема 8.Искусственный интеллект
Искусственный интеллект. Алан Тьюринг, его работы в области искусственного
интеллекта.
Интеллектуальные роботы, поколения интеллектуальных роботов. Возможности
справочных систем в интернете. LEGO MINDSTORMS Education EV3. Интерфейс справочной
системы.

Практикум / работа с конструктором.
Тема 9.Концепт кары
Понятие об электромобиле. Концепт-кары, их назначение. Практикум / работа с
конструктором
Тема 10.Моторы для роботов
Понятие о сервомоторах и тахометрах. Назначение, основные функции. Состав
сервопривода. Принципы работы тахометра. Практикум / работа с конструктором
Тема 11. Компьютерное моделирование
Модель. Моделирование: основные этапы моделирования, цели создания моделей. Понятие
т3D моделировании и прототипировании. Практикум / работа с конструктором
Тема 12.Правильные многоугольники
Первые российские роботы, краткая характеристика роботов. Правильный многоугольник,
его особенности, признаки, применение. Примеры правильных многоугольников в природе.
Проект «Квадрат» Практикум / работа с конструктором
Тема 13. Пропорция
Использование метода пропорции для определения и задания угла поворота робота.
Практикум / работа с конструктором
Тема 14. «Все есть число»
Виды циклов для робота. Что такое «итерация» и «условие выхода из цикла». Нумерология,
ее суть и особенности. Практикум / работа с конструктором
Тема 15.Вспомогательные алгоритмы
Вспомогательные алгоритмы. Способы создания вспомогательных алгоритмов.
Примеры программ со вспомогательными алгоритмами. Практикум / работа с
конструктором
Тема 16. «Органы чувств» робота
Способы познания мира человеком: ощущение, восприятие, представление. Робот – модель
человека. Электронные датчики – способы получения информации.
Датчик-сенсор, датчик звука. Настройка датчиков.
Визуализации звука. Рендеринг. Практикум / работа с конструктором
Тема 17.Безопасности дорожного движения
Безопасности дорожного движения. Назначение датчика цвета и яркости, три режима
датчика, настройка режимов.
Потребительские свойства автомобиля, где они проявляются. Условный выбор, реализация
условного выбора с помощью алгоритма ветвления. Блок переключатель, его особенности.
Основные настройки блока Переключатель. Практикум / работа с конструктором.
Тема 18.Нажми на кнопку!
Тактильные ощущения. Принцип работы и способы использования датчика касания.
Практикум / работа с конструктором. Обобщение материала.
1.6. Планируемые результаты
Образовательные результаты:
По окончанию обучения обучающиеся должны: знать:
•
основные компоненты роботов;
•
среду программирования;
•
правила соревнований роботов;
•
технику безопасности при работе с слесарными инструментами, красками,
клеем;
уметь:
•
составлять простейшие программы;
•
собирать простейших роботов для соревнований «Следование по линии»;
применять на практике:
•
слесарные инструменты, измерительные приборы;
•
правила техники безопасности при работе;

знания и умения по настройке электронных компонентов роботов; □
графическую программную среду.
Метапредметные результаты:
•
сформированность мотивации деятельности в области робототехники;
устойчивый интерес к техническому творчеству;
•
осознанность выполнения правил поведения в различных ситуациях;
•
сформированность эмоциональной устойчивости в процессе публичных
выступлений: конкурсы, соревнования по робототехнике, выставки технического
творчества;
•
умение излагать мысли в четкой логической последовательности;
•
умение отстаивать свою точку зрения;
•
уметь, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений.
Личностные результаты:
•
осознание себя членом коллектива кружка;
•
осознание себя гражданином страны, ответственным за ее будущее;
•
умение общаться, сотрудничать, эффективно работать в коллективе,
конструктивно взаимодействовать с членами коллектива и взрослыми;
•
позитивное отношение к жизни;
•
проявление уважительного отношения к окружающим;
•
рациональное отношение к используемым материалами.
•

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - это составная часть программы, определяет количество
учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
является обязательным и составляется для каждой группы.
Программа рассчитана на 34 учебных недели, 170 занятий, 170 часов.
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Сведения о
помещении
Занятия проводятся в кабинете Центра образования «Точка роста», расположенном на
втором этаже МБОУ Орловский УВК. Материал покрытия пола - линолеум. Стены выкрашены
водоэмульсионной краской. Количество окон - 3. Окна выходят на Юго-Восток. Вертикальные
тканевые жалюзи защищают от попадания прямых солнечных лучей. Кабинет не имеет аварийный
выход.
Учебный кабинет рассчитан на 15 посадочных мест.
2.2.1.

Перечень оборудования учебного кабинета
№ п/п
1.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование
Стол (для размещения компьютеров)
Стол ученический
Стул ученический
Стул преподавателя
Стол для роботов
Шкаф для документов, материалов
Доска магнитная белая маркерная

Кол-во
1
15
15
1
1
3
1

Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов,
необходимых для занятий

№ п/п

Оборудование (материалы)

Кол-во
на
на 1 учащекружок
гося

1.

Персональный компьютер

1

2.

Робототехнический набор
Набор электронных компонент для сборки программируемых
роботов

1

4.

Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике

2

5.

Образовательный набор для изучения многокомпонентных
робототехнических систем и манипуляционных роботов

1

3.

1

2.2.2. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы используется для эффективной реализации
программы и успешного достижения поставленной цели.
Формы организации образовательного процесса.
Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и
временем занятия, применяемыми средствами.
по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — мастер - класс,
практическая работа, экскурсия, творческая мастерская, конкурс, фестиваль, и т.д.;
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по изучению нового материала; занятие
по применению и совершенствованию знаний, умений и навыков; комбинированное занятие;
занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков; занятие контроля и
коррекции знаний, умений и навыков.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Практические
занятия занимают основное место в обучении. На занятиях выделяется фронтальная работа
педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами. Так же на занятиях
применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем одинаково, а для практической
деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от способностей и
уровня подготовки каждого). Главная задача педагога состоит в том, чтобы создать для ребят
предпосылки для успешного творчества, организовать его деятельность и помочь достичь
конечного результата.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому
материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На
занятии используются обучающие виды наглядности: показ наглядных образцов инструментов,
приборов, моделей, иллюстрации и рисунки образцов роботов, фотографии, образцы готовых
работ, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную
возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В учебной деятельности для развития познавательных и творческих способностей
используются такие формы: как экскурсии на выставки технического творчества, просмотр
видеофрагментов конкурсов и выставок по робототехнике.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагогом
акцентируется внимание обучающихся на выполнении инструкций по видам деятельности и
правилах использования инструментов, соблюдение правил гигиены, техники безопасности
Методические и дидактические материалы.
Знакомство с электроникойи мехатроникой. Инструкции. Схема простейшего
мультивибратора.

Конструирование роботов. Согласно инструкций, видеоинструкции и схем по сборке
робота
Знакомство с простейшими роботами. Инструкция по сборке робота.
Сборка и настройка, использование робота. Инструкции, видеоинструкции по сборке
роботов.
Подведение итогов. Листы с тестовыми заданиями.
2.3. Формы контроля
Виды контроля.
Входной контроль проводится при наборе или на начальном этапе формирования
коллектива, изучаются отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и
достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного
материала в рамках определенной темы, готовности детей к восприятию нового материала.
Повышение ответственности заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей,
отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств
обучения.
Итоговое оценивание - проводится в конце обучения по программе с целью определения
изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его творческих способностей,
определения результатов обучения, ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное)
обучение
Формы контроля.
Входной контроль проводиться в форме собеседования с целью определения уровня
развития детей. Его результаты позволяют определить уровни развития первоначального
практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает
личностно-ориентированный подход в процессе обучения.
Формы текущего контроля: педагогическое наблюдение, контроль выполнения
практической работы, устный опрос.
Итоговое оценивание проводится по завершению программы в виде тестирования и
практического задания.
Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают ребят справедливо и
объективно оценивать свою работу и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый результат
обучения и оценить его.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения
обучающихся.
2.4.
Оценочные материалы
Оценочные материалы представляют собой пакет методических материалов, позволяющих
определить достижение обучающихся, планируемых результатов.
2.5.
Календарно-тематический план
Календарно-тематические планы к программе на текущий учебный год разрабатываются в
соответствии с Положением о календарно-тематическом плане педагога дополнительного
образования МБОУ Орловский УВК. Календарно-тематические планы представлены в
приложении 1.
3. Список литературы
Для педагога:
1. Блум Джереми - Изучаем Arduino. Инструменты и методы технического волшебства:
Пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2015. - 335с.
2. Мамичев Д. Программирование на Arduino. От простого к сложному. - М.: СОЛОНПресс, 2018. - 244 с.: ил.

Петин В.В., Биняковский А.А. Практическая энциклопедия Arduino. - М.:
ДМК Пресс, 2018. - 2 с.
4. Учебное пособие «Технология. Робототехника. 5-6 класс», Копосов Д.Г. М.:
Просвещение, 2023. – 123.

3.

Для обучающихся:
1.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - М.: Наука, 2013. 2.
2. Белов А.В. Самоучитель разработчика устройств на микроконтроллерах АУК. - СПб.:
Наука и техника, 2008. - 544 с.
3. Евстифеев А.В. Микроконтроллеры АVК. семейства Меда. Руководство пользователя. М.: Издательский дом «Додэкс1-ХХ1», 2007. - 592 с.
4. Рюмик С.М. 1000 и одна микроконтроллерная схема. Вып. 1/ С.М. Рюмик. - М.: ДодэкаХХ1, 2010. - 356 с.
Интернет - ресурсы:
1.
История робототехники: с древности до наших дней. [Электронный ресурс].– Режим
доступа: http://www.myrobot.ru/articles/hist.php
2.
Статьи о роботах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prorobot.ru/
robots.php
3.
Примеры моделей роботов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.nxtprograms.com/projects
4.
Робототехника в школе. [Электронный ресурс].
– Режим доступа:
http://www.robotclub.ru/robot220.php
5.
Уроки робототехники. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lego86.rkc74.ru /p3aa1.html
6.
Московский региональный Центр робототехники. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://robomir.-d-m.ru /
7.
Международные состязания роботов. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:
http://wroboto.ru /
8.
Российская ассоциация робототехники. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://raor.ru/
9.
Робототехника,
инженерно-технические
кадры
инновационной
России.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://robosport.ru /
10. Роботы, робототехника, микроконтроллеры. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://myrobot.ru /
11. Открытый робототехнический турнир на Кубок Политехнического музея.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myrobot.ru/sport/index.php
12. Открытый робототехнический турнир на Кубок Политехнического музея.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://railab.ru/

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31

Тема урока

Количество
часов

Дата проведения
План
Факт

Вводное занятие. Водный инструктаж по ТБ и ПБ. Роботы (23ч)
Инструктаж
по
технике
безопасности.
1
05.09.2023
Безопасные правила работы за компьютером
Правилами организации рабочего места
1
05.09.2023
Цели
и
задачи
программы
«Основы
1
06.09.2023
робототехники»
Понятие «робот»
1
07.09.2023
Понятие «робототехника»
1
07.09.2023
Устройство персонального компьютера.
1
12.09.2023
Практическая работа на тему: «Устройство
1
12.09.2023
персонального компьютера»
Отработка навыка работы с персональным
1
13.09.2023
компьютером.
Урок 1. Практическая работа на тему:
1
14.09.2023
«Отработка навыка работы с персональным
компьютером
Урок 2. Практическая работа на тему:
1
14.09.2023
«Отработка навыка работы с персональным
компьютером
Урок 1. История развития робототехники
1
19.09.2023
Урок 2. История развития робототехники
1
19.09.2023
Классификация роботов по назначению
1
20.09.2023
Урок 1 Практическая работа на тему: «Виды
1
21.09.2023
роботов и их назначен6ие».
Урок 2. Практическая работа на тему: «Виды
1
21.09.2023
роботов и их назначен6ие»
Урок 1. Применение роботов в современном
1
26.09.2023
мире
Применение роботов в современном мире.
1
26.09.2023
Виды современных роботов.
1
27.09.2023
Урок 1. Демонстрация передовых техноло1
28.09.2023
гических разработок, демонстрация роботов
Урок 2. Демонстрация передовых техноло1
28.09.2023
гических разработок, демонстрация роботов.
Урок 1. Идеи создания роботов
1
03.10.2023
Урок 2. Идеи создания роботов
1
03.10.2023
Практическая работа на тему: «Идеи создания
1
04.10.2023
роботов»
Робототехника (9ч)
Урок 1. Программа по управлению роботом
1
05.10.2023
Урок 2. Программа по управлению роботом
1
05.10.2023
Урок 1. Проект «Незнайка»
1
10.10.2023
Урок 1. Проект «Незнайка
1
10.10.2023
Первая ошибка
1
11.10.2023
Урок 1. Как выполнить несколько дел
1
12.10.2023
одновременно
Урок 2. Как выполнить несколько дел
1
12.10.2023
одновременно
Урок 1. Практическая работа по теме: «Как
1
17.10.2023
выполнить несколько дел одновременно»

32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

Урок 2. Практическая работа по теме: «Как
1
выполнить несколько дел одновременно»
Автомобили (5ч)
Как может поворачивать робот
1
Урок 1. Практическая работа на тему: «Как
1
может поворачивать робот»
Урок 2. Практическая работа на тему: «Как
1
может поворачивать робот»
Урок 1. Проект «Настройки для поворота»
1
Урок 2. Проект «Настройки для поворота»
1
Роботы и эмоции (8ч)
Эмоциональный робот
1
Урок 1. Практическая работа на тему: «Роботы и
1
эмоции»
Урок 2. Практическая работа на тему: «Роботы и
1
эмоции»
Урок 1. Проект «Встреча»
1
Урок 2. Проект «Встреча»
1
Практическая работа на тему: «Разминирование»
1
Урок 1. Проект «Разминирование»
1
Урок 2. Проект «Разминирование»
1
Имитация (7ч)
Урок 1. Роботы-симуляторы
1
Урок 2. Роботы-симуляторы
1
Алгоритм и концепция
1
Урок 1. Свойства алгоритма
1
Урок 2. Свойства алгоритма
1
Урок 1. Проект «Выпускник»
1
Урок 2. Проект «Выпускник»
1
Звуковые имитации (8ч)
Звуковой редактор
1
Урок 1. Звуковой конвертер
1
Урок 2. Звуковой конвертер
1
Урок 1. Проект «Послание»
1
Урок 2. Проект «Послание»
1
Практическая работа на тему: «Пароль и отзыв»
1
Урок 1. Проект «Пароль и отзыв»
1
Урок 2. Проект «Пароль и отзыв»
1
Космические исследования (12ч)
Урок 1. Космонавтика
1
Урок 2. Космонавтика
1
Спутники
1
Урок 1. Проект «Первый спутник»
1
Урок 2. Проект «Первый спутник»
1
Урок 1. Проект «Живой груз»
1
Урок 2. Проект «Живой груз»
1
Луна и луноходы
1
Урок 1. Проект «Первый лунный марафон»
1
Урок 1. Проект «Первый лунный марафон»
1
Урок 1. Проект «Обратная сторона луны»
1
Урок 2. Проект «Обратная сторона луны»
1
Искусственный интеллект (8ч)
Искусственный интеллект
1
Урок 1. Справочные системы
1
Урок 2. Справочные системы
1
Урок 1. Исполнительное устройство
1
Урок 2. Исполнительное устройство
1

17.10.2023

18.10.2023
19.10.2023
19.10.2023
24.10.2023
24.10.2023
25.10.2023
26.10.2023
26.10.2023
07.11.2023
07.11.2023
08.11.2023
09.11.2023
09.11.2023
14.11.2023
14.11.2023
15.11.2023
16.11.2023
16.11.2023
21.11.2023
21.11.2023
22.11.2023
23.11.2023
23.11.2023
28.11.2023
28.11.2023
29.11.2023
30.11.2023
30.11.2023
05.12.2023
05.12.2023
06.12.2023
07.12.2023
07.12.2023
12.12.2023
12.12.2023
13.12.2023
14.12.2023
14.12.2023
19.12.2023
19.12.2023
20.12.2023
21.12.2023
21.12.2023
26.12.2023
26.12.2023

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122

Практическая работа на тему: «Виды и
1
устройства справочных систем»
Урок 1. Проект «Первые исследования»
1
Урок 1. Проект «Первые исследования»
1
Концепт-карты (5ч)
Урок 1. Что такое концепт-карты
1
Урок 2. Что такое концепт-карты
1
Виды и работа с концепт картами
1
Урок 1. Проект «Шоу должно продолжатся»
1
Урок 2. Проект «Шоу должно продолжатся»
1
Моторы для роботов (7ч)
Урок 1. Сервомотор
1
Урок 2. Сервомотор
1
Тахометр
1
Урок 1. Какие моторы и двигатели используют
1
для роботов
Урок 2. Какие моторы и двигатели используют
1
для роботов
Урок 1. Проект «Тахометр»
1
Урок 2. Проект «Тахометр»
1
Компьютерное моделирование (10ч)
Модель и моделирование
1
Урок 1. Компьютерное моделирование устройств
1
робототехники
Урок 2. Компьютерное моделирование устройств
1
робототехники
Урок 1. Цифровой дизайн
1
Урок 2. Цифровой дизайн
1
Цифровой дизайн в мультипликации
1
Урок 1. Понятия 3- D модели
1
Урок 2. Понятия 3- D модели
1
Урок 1. Проект «3- D модели»
1
Урок 2. Проект «3- D модели»
1
Правильные многоугольники (5ч)
Углы правильных многоугольников
1
Урок 1. Квадрат
1
Урок 2. Квадрат
1
Урок 1. Проект «Квадрат»
1
Урок 2. Проект «Квадрат»
1
Пропорция (5ч)
Метод пропорция
1
Урок 1. Первая проверка
1
Урок 2. Первая проверка
1
Урок 1. Проект «Пчеловод»
1
Урок 2. Проект «Пчеловод»
1
«Все есть число» (5ч)
Интеграция
1
Урок 1. Магия чисел
1
Урок 2. Магия чисел
1
Урок 1. Проект «Счастливая восьмерка»
1
Урок 2. Проект «Счастливая восьмерка»
1
Вспомогательные алгоритмы (5ч)
Вложенный циклы
1
Урок 1. Вспомогательные алгоритмы
1
Урок 2. Вспомогательные алгоритмы
1
Урок 1. Проект «Правильный тахометр»
1
Урок 2. Проект «Правильный тахометр»
1

27.12.2023
28.12.2023
28.12.2023
09.01.2024
09.01.2024
10.01.2024
11.01.2024
11.01.2024
16.01.2024
16.01.2024
17.01.2024
18.01.2024
18.01.2024
23.01.2024
23.01.2024
24.01.2024
25.01.2024
25.01.2024
30.01.2024
30.01.2024
31.01.2024
01.02.2024
01.02.2024
06.02.2024
06.02.2024
07.02.2024
08.02.2024
08.02.2024
13.02.2024
13.02.2024
14.02.2024
15.02.2024
15.02.2024
20.02.2024
20.02.2024
21.02.2024
22.02.2024
22.02.2024
27.02.2024
27.02.2024
28.02.2024
29.02.2024
29.02.2024
05.03.2024
05.03.2024

123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168

«Органы чувств» робота (15ч)
Чувство познания
1
Урок 1. Робот познает мир
1
Урок 2. Робот познает мир
1
Урок 1. Проект «На старт, внимание, марш!»
1
Урок 2. Проект «На старт, внимание, марш!»
1
Датчик звука
1
Урок 1. Инстинкт самосохранения
1
Урок 2. Инстинкт самосохранения
1
Урок 1.Проект «Инстинкт самосохранения»
1
Урок 2.Проект «Инстинкт самосохранения»
1
Устройство автоответчика
1
Урок 1. Робот кукушка
1
Урок 2. Робот кукушка
1
Урок 1. Визуальная громкость звука
1
Урок 2. Визуальная громкость звука
1
Безопасность дорожного движения (12ч)
Урок 1. Датчик цвета и яркости
1
Урок 2. Датчик цвета и яркости
1
Третье воскресенье ноября
1
Урок 1. Способ изготовления датчиков
1
Урок 2. Способ изготовления датчиков
1
Урок 1. Проект «Дневной автомобиль»
1
Урок 2. Проект «Дневной автомобиль»
1
Потребительские свойства товара
1
Урок 1. Проект «Безопасный автомобиль»
1
Урок 2. Проект «Безопасный автомобиль»
1
Урок 1. Ночная молния. Автомобиль на краю
1
Урок 2. Ночная молния. Автомобиль на краю
1
Нажми на кнопку! (21ч)
Урок 1. Тактильные ощущения
1
Урок 2. Тактильные ощущения
1
Способы использования датчиков
1
Урок 1. Система автоматического контроля
1
дверей
Урок 2. Система автоматического контроля
1
дверей
Урок 1. Проект «Система автоматического
1
контроля дверей»
Урок 2. Проект «Система автоматического
1
контроля дверей»
Урок 1. Проект «Перерыв 15 минут»
1
Урок 2. Проект «Перерыв 15 минут»
1
Практическая работа на тему: «Способы
1
использования датчиков»
Урок 1 проект «Кто не работает, тот не ест!»
1
Урок 2 проект «Кто не работает, тот не ест!»
1
Обобщение «Роботы» и «Робототехника»
1
Обобщение «Роботы и эмоции»
1
Обобщение «Имитация», «Звуковая имитация»
1
Обобщение
«Космические
исследования»,
1
«Искусственный интеллект»
Обобщение «Компьютерное моделирование»
1
Обобщение «Концепт-карты» и «Моторы для
роботов»
Обобщение « «Искусственный интеллект»

06.03.2024
07.03.2024
07.03.2024
12.03.2024
12.03.2024
13.03.2024
14.03.2024
14.03.2024
19.03.2024
19.03.2024
20.03.2024
21.03.2024
21.03.2024
02.04.2024
02.04.2024
03.04.2024
04.04.2024
04.04.2024
09.04.2024
09.04.2024
11.04.2024
11.04.2024
16.04.2024
16.04.2024
17.04.2024
18.04.2024
18.04.2024
23.04.2024
23.04.2024
24.04.2024
25.04.2024
25.04.2024
02.05.2024
02.05.2024
07.05.2024
07.05.2024
08.05.2024
14.05.2024
14.05.2024
15.05.2024
16.05.2024
16.05.2024
21.05.2024
21.05.2024

1

22.05.2024

1

23.05.2024

169
170

Обобщение « «Органы чувств» робота»
Обобщение
«Безопасность
дорожного
движения»

1
1

23.05.2024
28.05.2024

Приложение 2

План воспитательной работы
на 2023/2024 учебный год
Воспитательная работа в рамках программы направлена на воспитание чувства патриотизма и
бережного отношения к русской культуре, ее традициям; уважение к высоким образцам культуры
других стран и народов; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и
критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении
своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся
привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях кружка, учреждения, района,
благотворительных акциях, выставках, мастер-классах, лекциях, беседах и т.д.; в конкурсных
программах различного уровня.
№

Наименование

Направление
Дата проведения
(факт)

1

2

3
4
5

6
7
8
9

10

Сентябрь
Проведение инструктажа по технике Здоровьесберегающее
безопасности и правилам поведения во
время занятий
Беседа «О безопасности при угрозе
Здоровьесберегающее
возникновения нештатных ситуаций
различного характера, угрожающих жизни и
здоровью. Об административной и
уголовной ответственности за совершение
правонарушений и преступлений»
Родительское собрание
Духовно-нравственное
Беседа «Безопасность на дорогах»
Здоровье-берегающее
Участие в Дне открытых дверей, мастер- Культурно-досуговое
классах
Октябрь
Беседа «День учителя - всемирный
Общекультурное
праздник»
Беседа «Крепкая семья - сильное
Духовно-нравственное
государство»
Беседа «О профилактике простудных
Здоровьесберегающее
заболеваний гриппа и ОРВИ»
Участие в интеллектуальной игре «Гений - Общеинтеллектуальное
Я»
Ноябрь
Беседа «Всемирный день милосердия»
Духовно-нравственное

Беседа «Международный день отказа от Здоровьесберегающее
курения «Скажи нет!»
Декабрь
12 Беседа «Главный Закон страны»
Общекультурное
13 Беседа, посвященная Международному дню Духовно-нравственное
инвалидов «Люди, сильные духом»
14 Участие в интеллектуальной игре «Гений - Общеинтеллектуальное
Я»
15 Участие в конкурсе «Морозные узоры»
16 Беседа «О поведении на зимних каникулах, Профилактическое
противопожарной
безопасности, безопасном использовании
пиротехнических изделий. О соблюдении
правил дорожного движения»
Январь
17 Беседа «О безопасности при угрозе
Профилактическое
возникновения нештатных ситуаций
различного характера, угрожающих жизни и
здоровью. Об административной и
уголовной ответственности за совершение
правонарушений и
преступлений»
18 Беседы «День Республики Крым»
Общекультурное
19 Участие в конкурсе «В царстве смекалки» Культурно-досуговое
20 Беседа «сделай правильный выбор!»
Здоровье-сберегающее
Февраль
раль
21 Беседа «Есть такая профессия - Родину Общекультурное
защищать!»
22 Участие в дне Российской науки, научном Общеинтеллектуальное
квесте «Интеллектуальный лабиринт»
23 Беседа
«Профилактика
простудных Здоровье-сберегающее
заболеваний»
Март
24 Беседа «Закон обо мне, мне о Законе»
Общеинтеллектуальное
25 Участие в интеллектуальной игре «Гений - Общеинтеллектуальное
Я»
26 Участие в конкурсе «Весенняя капель»
Культурно-досуговое
Апрель
27 Беседа
«Освобождение
города Общекультурное
Симферополя
от
немецко-фашистских
захватчиков»
28 Заочное путешествие «Наша галактика»
Общекультурное
29 Беседа, посвященная Международному дню Общекультурное
Земли «Эта Земля твоя и моя»
Май
30 Беседа «Поклонитесь Матери солдата»
Духовно-нравственное
31 Беседа «Укусы насекомых и змей. Оказание Профилактическое
доврачебной помощи»
11

Приложение 3

№ п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с заместителем
директора по учебновоспитательной работе
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».