Рабочая программа по ОБЖ 10-11 2022 для печати

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2022-2023 учебный год-10-11 классы

Составлена
учителем ОБЖ
Шелухой С.П.

Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
«29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта, среднего общего образования и
следующих нормативных и учебно-методических документов:
Нормативные правовые документы.
 Конституция РФ;
 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
 Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
 Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
 Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 г. № 43 «О федеральной целевой программе
«Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях»;
 Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(ФГОС СОО), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями);
 Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134
«Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и
учебных пунктах»;
 Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Учебно – методические документы:
 Комплексная учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для
общеобразовательных учреждений 10-11 классы, разработанная авторами С.В. Ким, В.А.
Горский М.: «Вентана-Граф», 2019;
 Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А.
Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396 [4]с.: ил- (Российский учебник).

Общая характеристика учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются
опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Ключевая идея программы «Основы безопасности жизнедеятельности» — повышение
индивидуальной компетентности и культуры безопасного поведения школьника, осознание
ответственности за благополучие и безопасность общества.
2

Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность образцов (моделей) мышления,
поведения и деятельности личности безопасного типа вследствие соблюдения правил безопасности в
разных сферах жизнедеятельности общества.
Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности и
общества, которая формируется в процессе целенаправленного обучения и самостоятельного опыта
соблюдения правил безопасности. Компетентность проявляется в умении распознавать опасные
ситуации и предотвращать их появление через соблюдение правил техники безопасности.
Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются через
формирование ответственности, дисциплины, привычки к соблюдению правил безопасности; в
развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия, взаимопомощи,
терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим людям.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета;
2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей, обучающихся старшего школьного возраста.
Цели и задачи изучения предмета.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих
целей:
 содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности,
общества, государства от внешних и внутренних угроз;
 содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
 формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности
жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды,
приобретение опыта природоохранной деятельности;
 осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на
основе принятия ценностей семейной жизни
 любви, равноправия, заботы, ответственности.
 профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и
антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных
веществ, в том числе наркотиков.
Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
 обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее
усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области
безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать
опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты,
оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для
собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
 воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение
индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой
правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в
3

социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью
людей и среде обитания;
 развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля,
самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих
личную и общественную безопасность.
Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию
Федерального образовательного стандарта по истории на котором базируются все учебники комплекта,
и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между
курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят
методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными
вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает
формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе
научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в
10-11 классах отводится 68 часов в год, из расчета 1 час в неделю в каждом классе:
 10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год, по окончании 10 класса проводятся учебные сборы по
основам военной службы;
 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению
учащимися теоретических знаний и практических умений в обеспечении личной и общественной
безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и
деятельности с учетом индивидуальных особенностей.
Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей
(экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка,
основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной
среде обитания.
Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в
рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий
совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию
мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности
жизнедеятельности.
В основе педагогического процесса могут применяться формы организации учебной деятельности:
 Комбинированный урок;
 Урок-лекция;
 Урок-практикум;
 Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и
практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой
работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная
организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
1. Тематический срез знаний;
2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;
3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;
4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;
5. Итоговые контрольные работы;
4

Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, которые определены Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования.

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ОБЖ:
Регулятивные универсальные учебные действия учащихся (организационные):
1. Умение
Обучающийся сможет:
самостоятельно
 анализировать существующие и планировать будущие
6

определять
цели
обучения, ставить и
формулировать новые
задачи
учебе
и
познавательной
деятельности,
развивать мотивы и
интересы
своей
познавательной
деятельности.
2. Умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения целей, в
том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач

3. Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе достижения
результата,
определять
способы
действий в рамках
предложенных условий
и
требований,
корректировать свои

образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять
главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 ставить цель на основе определенной проблемы и
существующих возможностей формулировать учебные задачи
для достижения поставленной цели;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности,
указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
 определять и находить, в том числе из предложенных
вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной
задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное
будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства и ресурсы для решения задачи или достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной
и познавательной задачи и находить средства для их
устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи
другим людям в виде технологии решения практических задач;
 планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)
критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии
7

действия
соответствии
изменяющейся
ситуацией.

в
с

4. Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.

5. Владение
основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в
учебной
и
познавательной.

планируемого результата;
 -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности выполнения учебной
задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая
результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с
целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на
основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных
образовательных результатов.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной образовательной деятельности и делать
выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 определять, какие действия по решению учебной задачи
привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
-демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических и эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности),
эффекта
восстановления,
ослабления
проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
8

Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические,
проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения,
систематизации и интерпретации):
1. Умение
определять
Обучающийся сможет:
понятия,
создавать
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным
обобщения,
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
устанавливать
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в
аналогии,
контексте решаемой задачи;
классифицировать,
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
самостоятельно
проверке, предлагать и применять способ проверки
выбирать основания и
достоверности информации;
критерии
для
 делать вывод на основе критического анализаразных точек
классификации,
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
устанавливать
самостоятельно полученными данными.
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное,
по
аналогии) и делать
выводы.
2. Умение
создавать,
Обучающийся сможет:
применять
и
 обозначать символом и знаком предмет или явление;
преобразовывать знаки
 определять логические связи между предметами или
и символы, модели и
явлениями, обозначать данные логические связи с помощью
схемы для решения
знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ
учебных
и
предмета или явления;
познавательных задач.
 строить модель или схему на основе условий задачи и способа
ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные
модели с выделением существенных характеристик объекта
для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или
восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 анализировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на
основе предложенной проблемной ситуации, поставленной
цели и заданных критериев оценки продукта или результата
Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
1. Умение организовывать
Обучающийся сможет:
9

учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками;
работать
индивидуально
и
в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
свое
мнение.

2. Умение
осознанно
использовать речевые
средства
в
соответствии
с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств,
мыслей
и
потребностей
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной
и
письменной
речью,
монологической
контекстной речью.

 определять возможные роли или играть определенную роль в
совместной деятельности; принимать позицию собеседника,
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали
или
препятствовал
продуктивной
коммуникации;
 троить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней
отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый
план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные
тексты с использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные
материалы,
подготовленные
или
отобранные
под
10

руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его.
3. Формирование
и
Обучающийся сможет:
развитие
 целенаправленно искать и использовать информационные
компетентности
в
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических
области использования
задач с помощью средств ИКТ;
информационно выбирать,
строить
и
использовать
адекватную
коммуникационных
информационную модель для передачи своих мыслей
технологий (далее –
средствами естественных и формальных языков в
ИКТ).
соответствии с условиями коммуникации;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных
задаче
инструментальных
программноаппаратных
средств
и
сервисов)
для
решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций
и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых
норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для
разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:
• Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального
характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
• Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения
страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
• Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
• Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении,
представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и
национальной безопасности России.
• Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и
экстремизму.
• Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
• Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к
террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим
видам противоправного характера.
• Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе
террористического акта.
• Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.

11

• Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и
наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и
демографическую ситуацию в государстве.
• Уяснение
стратегических
целей
совершенствования
национальной
обороны
и
обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной
организации государства.
• Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о
Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о
боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
• Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и
задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
• Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного
прохождения военной службы в современных условиях

•

•
•
•

•

•
•

•
•
•

•

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность
научиться:
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности
личности, общества и государства.
Распознавать
и
анализировать
особенности
• Самостоятельно разрабатывать
жизнедеятельности
человека
при
автономном
и осуществлять однодневный
пребывании его в различных природных условиях.
выход
на
природу
для
отработки
элементов
Применять в реальных природных условиях различные
ориентирования по местности.
способы ориентирования на местности.
• Анализировать и обобщать
Систематизировать знания в области безопасности
причины
дорожнодорожного движения.
транспортных происшествий в
Формировать личное убеждение в необходимости
районе
проживания,
осознанно соблюдать правила дорожного движения в
подготовить
сообщение
о
повседневной жизни.
влиянии человеческого фактора
Анализировать информацию о возникновении пожара в
на безопасность дорожного
жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах
движения.
их возникновения и последствия.
• Обобщать
и
обрабатывать
Формировать
модель
своего
поведения
при
статистку имевших место ЧС
возникновении пожара в квартире.
природного
характера
в
Выполнять правила безопасного поведения при
регионе
проживания
за
возникновении пожара в школе в соответствии с
несколько
последних
лет,
планом пожарной безопасности.
разработать
прогноз,
Обобщать знания по безопасному поведению
учитывающий
вероятность
на водоемах в различное время года.
возникновения ЧС природного
Соблюдать применять меры безопасного поведения на
характера в вашем регионе в
воде в различное время года.
текущем году.
Анализировать различные опасные ситуации, которые
• Разрабатывать рекомендации
могут возникнуть при пользовании бытовыми
по
профилактике
и
приборами в повседневной жизни.
минимизации последствий ЧС
Внимательно изучать инструкцию, в которой
природного
характера,
определены
правила
эксплуатации
конкретного
наиболее часто случающихся в
12

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

бытового прибора и соблюдать их при пользовании
регионе.
прибором.
Анализировать
информацию
о
состоянии
криминогенной ситуации в местах проживания и
вырабатывать правила личной безопасности в
повседневной жизни.
Самостоятельно добывать информацию о ЧС
природного и техногенного характера, имевших место в
регионе проживания, о причинах их возникновения и их
последствиях.
Формировать систему, личного безопасного поведения
в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на
улице, в школе.
Раскрывать содержание понятий о военной угрозе
национальной безопасности России и о национальной
обороне.
Различать характер современных войн и Вооруженных
конфликтов.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Уяснить сущность терроризма и экстремизма
• Обосновывать и подтверждать
как социального противоправного
явления,
примерами из официальных
представляющего серьёзную угрозу национальной
источников
информации
безопасности России.
следующие утверждения:
Выявлять и анализировать причины вовлечения
• Терроризм во всех его формах
молодежи в террористическую и экстремистскую
проявления представляет собой
деятельность.
одну из самых серьёзных угроз
национальной
безопасности
Уяснить основное содержание и значение положений
России;
нормативно- правовых актов РФ по противодействию
терроризму и экстремизму.
• Любые
акты
терроризма
являются
не
имеющими
Формировать гражданскую нравственную позицию по
оправдания
преступления,
негативному
отношению
к
любым
видам
независимо от их мотивации;
террористической и экстремистской деятельности.
• Любая
террористическая
Обосновывать и объяснять ключевую роль государства
деятельности неизбежно будет
в противодействии терроризму и экстремизму и
раскрыта, а её участники
осуществлении защиты населения РФ от последствий
понесут
заслуженное
террористической и экстремистской деятельности.
наказание;
Формировать личные убеждения, качества и привычки,
• Любая
террористическая
которые способствуют противодействию идеологии
деятельности бесцельна, т.к. ни
терроризма и экстремизма.
при
каких
условиях
не
Характеризовать
предназначение
Национального
обеспечит
достижение
антитеррористического комитета (НАК), его структуру
поставленных целей и не
и задачи по противодействию терроризму и
способствует
созданию
экстремизму.
благополучной
жизни
её
Формировать последовательность своих действий при
участников.
угрозе террористического акта для минимизации его
последствий.
13

•

•

•

•

•

•
•
•
•
•

•

•

•

•

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые
• Самостоятельно
подбирать
акты РФ в области безопасности и формировать
материал и готовить занятие по
основные права и обязанности граждан по обеспечению
теме:
«Организационные
национальной безопасности России в современном
основы по защите населения
мире.
РФ
от
чрезвычайных
ситуаций».
Анализировать и уяснять основные направления
организации защиты населения Российской Федерации
• Оформлять
схему,
от ЧС.
отображающую
структуру
РСЧС, её функциональные и
Обосновывать основное предназначение и решаемые
территориальные подсистемы.
задачи
Единой
государственной
системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного
и техногенного характера.
Объяснить
предназначение
функциональных
и
территориальных подсистем РСЧС.
Военная безопасность государства
Уяснять сущность гражданской обороны как системы
• Самостоятельно прорабатывать
мероприятий по подготовке к защите и по защите
материал
в
различных
населения, материальных и культурных ценностей на
источниках информации, в том
территории Российской Федерации от опасностей,
числе
в
Интернете
о
возникающих при ведении военных действий или
реорганизации
войск
вследствие этих действий, а также при возникновении
гражданской
обороны
в
ЧС природного и техногенного характера.
Спасательные
воинские
формирования
постоянной
Систематизировать основные задачи гражданской
готовности.
обороны в мирное и военное время .
• Формировать свое мнение об
Осваивать
систему
оповещения
населения
этом
мероприятия,
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
обосновывать
его
и
Классифицировать виды инженерных защитных
подкреплять примерами из
сооружений по их предназначению.
опыта по защите населения
Формировать умения в использовании защитных
страны от ЧС.
сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
• Расширять кругозор в области
Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в
развития военной организации
условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного
государства в современных
времени.
условиях.
Осознанно выполнять план гражданской обороны
• Использовать
положения
образовательного
учреждения,
выполняя
свои
Военной доктрины РФ для
обязанности, предусмотренные в нём.
уяснения
основных
задач
Характеризовать современные Вооруженные Силы
Вооружённых Сил и других
Российской Федерации как основу военной организации
войск в мирное время, в период
государства, пути их реорганизации и повышения
непосредственной
угрозы
боевых возможностей.
агрессии и военное время.
Формировать чувство гордости за свою Родину и
• Готовить сообщения на данную
уважение к подвигам наших воинов – защитников
тему.
Отечества.
Формировать духовные и физические качества,
14

•

•

•
•
•

•

•

•

•
•

•

•

•

необходимые для успешного выполнения воинского
долга по вооруженной защите Отечества.
Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения
военнослужащих, основанные на дружбе и воинском
товариществе. Являются основой высокого уровня
боеготовности частей и подразделений Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Формировать понимание о значении символов воинской
чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военнопатриотическом
воспитании
военнослужащих,
выработке у них чувства достоинства, преданности
своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в
руках
защищать
суверенитет,
территориальную
целостность и устойчивое развитие Российской
Федерации.
Формировать и объяснять общие понятия о воинской
обязанности граждан РФ и о её предназначении.
Классифицировать составляющие воинской обязанности
и раскрывать их содержание.
Уяснять свои права и обязанности в области воинского
учёта и обязательной подготовке к военной службе.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни
Формировать убеждения в необходимости соблюдать
• Анализировать и оценивать
нормы здорового образа жизни как надежной гарантии а
состояние личного здоровья в
подготовке к профессиональной деятельности, в том
повседневной
жизни,
числе и к военной службе.
определять в какой мере оно
обеспечивает
эффективность
Определять основные инфекционные заболевания по их
жизнедеятельности и вносить
признакам и проявлениям, анализировать причины их
определённые коррективы в
возникновения, соблюдать меры профилактики.
образ жизни для сохранения и
Формировать индивидуальную систему здорового
укрепления личного здоровья.
образа жизни и своевременно вносить в неё
• Формировать умения в системе
необходимые коррективы с
учётом реальных
самоконтроля
за
своим
жизненных обстоятельств.
здоровьем, умения планировать
Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении
индивидуальную нагрузку на
правил личной гигиены.
день и неделю с учётом
Анализировать основные факторы риска, пагубно
биологических
режимов
и
влияющие на здоровье, соблюдать меры по их
индивидуальных
профилактике.
возможностей.
Формировать негативное отношение к курению,
• Самостоятельно анализировать
употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам,
информационные источники в
оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.
области
здорового
образа
Анализировать причины заражения инфекциями,
жизни,
подбирать
и
передаваемыми половым путём и их возможные
реализовывать рекомендации
последствия.
по обеспечению духовного,
Формировать личный стиль поведения. Снижающий
физического и социального
риск раннего и случайного вступления в половую связь
благополучия.
и способствующий профилактике заражения ИППП.
15

• Формировать
убеждение
в
ключевой
роли
• Самостоятельно
расширять
благополучной семьи в обеспечения здоровья личности
познания об острой сердечной
и общества, а также демографической безопасности
недостаточности,
используя
государства.
соответствующую
медицинскую
литературу
• Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных
(справочники,
медицинскую
отношений, принятых в Российской Федерации в
энциклопедию).
настоящее время
• Прогнозировать
по
• Формировать умения в оказании первой помощи при
характерным
признакам
различных повреждениях, травмах и неотложных
возникновения инсульта и
состояниях.
оказывать первую помощь
• Последовательно выполнять приёмы оказания первой
пострадавшему до прибытия
помощи в различных неотложных состояниях.
скорой помощи.
• Формировать
умения
в
выполнении
приёмов
иммобилизации поврежденных частей тела и
транспортировки пострадавшего.
• Усваивать основные рекомендации по профилактике
травм опорно-двигательного аппарата и способы
оказания само- и взаимопомощи при травмах опорнодвигательного аппарата.
• Формировать умение в выполнении приёмов по
остановке артериального кровотечения.
• Усваивать порядок проведения сердечно-легочной
реанимации
(непрямого
массажа
сердца
и
искусственной вентиляции легких).
Основы военной службы (Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору) –
10 класс
• Уяснять и обосновывать положение о том, что военная
• Анализировать
федеральные
служба – это особый вид федеральной государственной
законы и другие нормативнослужбы, которая требует от военнослужащего высокой
правовые акты, в которых
профессиональной
подготовки
и
особой
определены правовые основы
ответственности за исполнение обязанностей по
прохождения военной службы
вооруженной защите Отечества.
и характеризовать федеральную
систему подготовки граждан
• Усваивать
существующий
порядок
размещения
Российской
Федерации
к
военнослужащих, проходящих военную службу по
военной службе.
призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках
по сохранению и укреплению здоровья.
• Подбирать и анализировать
информацию о правах и
• Формировать знания о предназначении суточного
свободах
военнослужащих,
наряда, об обязанностях дежурного и дневального по
проходящих военную службу
роте.
по призыву в Вооруженных
• Уяснить цели и предназначения караульной службы в
Силах Российской Федерации.
войсках.
• Подбирать и анализировать
• Понимать и обосновывать положения о том, что
информацию о существующих
несение караульной службы является выполнением
в современном мире военных
боевой задачи.
угрозах и военных опасностях
• Характеризовать
часового
как
караульного,
РФ и характеризовать основные
выполняющего боевую задачу по охране и обороне
внешние военные угрозы и
порученного ему поста.
16

• Последовательно излагать основные обязанности
часового и обосновывать факторы, определяющие его
неприкосновенность.
• Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки
в деле обучения и воспитания военнослужащих.
• Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых
приемов на месте и в движении.
• Выполнять движения в строю, выполнять воинское
приветствие одиночно и в строю.
• Понимать и объяснять назначение и боевые свойства
автомата Калашникова.
• Формировать умения в выполнении неполной разборки
и сборки автомата.
• Формировать общее представление о современном бое
и характеризовать основные элементы подготовки
солдата к современному бою.
• Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых
актов РФ в области подготовки граждан к военной
службе.
• Формировать умения самостоятельно подбирать
информацию,
способствующую
воспитанию
убеждений, качества привычек для успешного
прохождения военной службы по призыву.
• Анализировать содержание общевоинских уставов
Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как
основные
нормативно-правовые
акты,
регламентирующие
жизнь
и
деятельность
военнослужащего.
• Обосновывать значение и методы осуществления
военно-патриотического воспитания военнослужащих
для обеспечения высокого уровня боеготовности частей
и подразделений Вооружённых Сил РФ.
• Уяснять и характеризовать общие, должностные и
специальные обязанности военнослужащих и значение
воинской дисциплины для их успешного выполнения.
• Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия,
связанные с призывом на военную службу.
• Характеризовать особенности военной службы по
контракту и
порядок
отбора
кандидатов
для
прохождения военной службы по контракту.
• Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые
основы и порядок прохождения альтернативной
гражданской службы.
• Уяснять порядок подачи заявления на прохождение
альтернативной гражданской службы.

основные внутренние военные
угрозы РФ.
• Анализировать
соответствующие
источники
информации и характеризовать
основные
пути
совершенствования
допризывной подготовки и
военно-патриотического
воспитания граждан РФ в целях
развития военной организации
государства.
• Формулировать
основные
требования
воинской
деятельности, предъявляемые к
моральным и индивидуальным
качествам.

Особенности содержания учебного предмета
17

В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных
законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности,
общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы курса принят
модульный принцип ее построения.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута
старшеклассника в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по вопросам
безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация,
научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.
Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь объем
содержания курса ОБЖ, принцип «минимакса» положен в основу структурирования учебной
информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию культуры
безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных возможностей разных
типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности населения
разных регионов России;
• обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность
содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в
учреждениях основного и дополнительного образования;
Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»:
• в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные границы
компетентности школьника по изучаемой теме (максимум);
• в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие обязательный
для школьника минимум теоретико-практических знаний, требуемый для прохождения
итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования, презентации
учебно-исследовательской работы, экзамена.
Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности
жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной информации, а за счет ее
повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных предметов. Структурные компоненты
программы ОБЖ — три содержательных модуля:
1. Основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания.
2. Основы обороны государства и военная безопасность.
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из
нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание учебного
материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем), в котором кратко
изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, научные
подходы к теории безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная тематика учебноисследовательской работы школьников, рекомендации специалистов по предупреждению опасных
ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается самопроверкой теоретической
готовности ученика по ключевым вопросам.
Содержание курса. 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной
среде обитания. Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы
18

безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества,
государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие
терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных
ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и
территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств
поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной
защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и
экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз.
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил
Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности
военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания.
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его
составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска
неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся
половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при неотложных
состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при
кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при ушибах,
растяжении связок, вывихах, переломах.
Содержание курса. 11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности
современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы
обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в
системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной,
экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным
угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
19

Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по
противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека.
Экстремальные ситуации
криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность
человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных
условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз.
Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы
военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования
воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной
службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в
«горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные
учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура
здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное
здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая
помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при
химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном
происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами,
наркотическими веществами.

20

Тематическое планирование
10 класс.
№
Название раздела, темы
Количество часов
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
14
Глава 1
Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной
5
среде обитания.
Глава 2
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства
5
Глава 3
Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях
4
Раздел 2. Военная безопасность государства
10
Глава 4
Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
5
Глава 5
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
5
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
9
Глава 6
Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания.
4
Глава 7
Оказание первой помощи при неотложных состояниях.
5
Резервное время
1
Итого:
34
По окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы продолжительностью 35 часов

№
Раздел 1
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Раздел 2
Глава 4
Глава 5
Раздел 3
Глава 6
Глава 7

11 класс.
Название раздела, темы
Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности.
Экстремальные ситуации безопасность человека.
Военная безопасность государства
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз.
Особенности военной службы в современной Российской армии.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России.
Оказание первой помощи при неотложных состояниях.
Резервное время
Итого:

Количество часов
14
5
5
4
10
5
5
9
5
4
1
34

Календарно – тематическое планирование 10 класс.
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.
13.
14.

Раздел /
Тема урока

Кол-во часов

Культура безопасности жизнедеятельности человека
в современной среде обитания
Междисциплинарные основы теории безопасности
жизнедеятельности
Экологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
Медико-биологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
Психологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
Права и обязанности государства и граждан России
по обеспечению безопасности жизнедеятельности
Защита национальной безопасности государства от
военных угроз
Защита личности, общества, государства от угроз
социального характера
Противодействие экстремизму
Противодействие терроризму, наркотизму в
Российской Федерации
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Основные мероприятия РСЧС и гражданской
обороны по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях
Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного характера
Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера
Чрезвычайные ситуации на инженерных
сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование

1

Дата
По плану

02.09.2022
1
09.09.2022
1
16.09.2022
1
23.09.2022
1
30.09.2022
1
07.10.2022
1
14.10.2022
1
21.10.2022
1
28.10.2022
1
11.11.2022
1
18.11.2022
1
25.11.2022
1
02.12.2022
1
09.12.2022

22

По факту

Примечание

15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Защита населения и территорий от военной
опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения
Защита населения и территорий от радиационной
опасности
Средства коллективной защиты от оружия массового
поражения
Защита населения и территорий от биологической и
экологической опасности
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и
кожи
Вооруженные Силы Российской Федерации:
организационные основы
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинская обязанность и военная служба
Права и обязанности военнослужащих
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации
Медицинское обеспечение индивидуального и
общественного здоровья
Здоровый образ жизни и его составляющие
Инфекционные заболевания: их особенности и меры
профилактики
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры
их профилактики
Профилактика заболеваний, передающихся половым
путем
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и
порядок
Правила оказания первой помощи при травмах
Первая помощь при кровотечениях, ранениях Первая
помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах,
переломах

1
16.12.2022
1
23.12.2022
1
30.12.2022
1
13.01.2023
1
20.01.2023
1
1
1
1
1

27.01.2023
03.02.2023
10.02.2023
17.02.2023
03.03.2023

1
1
1

10.03.2023
17.03.2023
31.03.2023

1
07.04.2023
1
14.04.2023
1
1
1

21.04.2023
28.04.2023

05.05.2023

23

33.
34.

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация
Резервное время

1
1

24

12.05.2023
19.05.2023

Календарно – тематическое планирование 11 класс.
№

1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.

9.

Раздел /
Тема урока

Кол-во
часов

Проблемы
формирования
культуры
безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
Этические
и
экологические
критерии
безопасности современной науки и технологий
Общенаучные методологические подходы к
изучению глобальных проблем безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания
Основные подходы и принципы обеспечения
безопасности
объектов
в
среде
жизнедеятельности
Основы управления безопасностью в системе
«человек — среда обитания»
Обеспечение
национальной
безопасности
России
Обеспечение социальной, экономической и
государственной безопасности
Меры государства по противодействию
военным угрозам, экстремизму, терроризму
Защита
населения
и
территорий
в
чрезвычайных
ситуациях.
Поисковоспасательная служба МЧС России
Международное сотрудничество России по

1

Дата
По плану

01.09.2022
1
08.09.2022
1
15.09.2022
1
22.09.2022
1
29.09.2022
1
06.10.2022
1
13.10.2022
1

20.10.2022
27.10.2022

1
25

Примечание
По факту

10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.

противодействию
военным
угрозам,
экстремизму, терроризму
Экстремальные ситуации криминогенного
характера
Экстремизм, терроризм и безопасность
человека
Наркотизм и безопасность человека
Дорожно-транспортная безопасность
Вынужденное автономное существование в
природных условиях
Основные задачи Вооруженных Сил
Правовые основы воинской обязанности
Правовые основы военной службы
Подготовка граждан к военной службе:
обязательная и добровольная
Требования воинской деятельности к личности
военнослужащего
Особенности военной службы по призыву и
альтернативной гражданской службы
Военные гуманитарные миссии России в
«горячих точках» мира
Военные операции на территории России:
борьба с терроризмом
Военные
учения
Вооруженных
Сил
Российской Федерации
Боевая слава российских воинов
Демографическая ситуация в России
Культура здорового образа жизни
Культура питания
Культура
здорового
образа
жизни
и
репродуктивное здоровье

1
10.11.2022
1
17.11.2022
24.11.2022
01.12.2022

1
1
1

08.12.2022
15.12.2022
22.12.2022
29.12.2022

1
1
1
1

12.01.2023
1
19.01.2023
1
26.01.2023
1
02.02.2023
1
09.02.2023
1
16.02.2023
02.03.2023
09.03.2023
16.03.2023
30.03.2023

1
1
1
1
1

06.04.2023
26

29.
30.
31.
32.

33.
34.

Вредные привычки. Культура движения
Медико-психологическая помощь
Первая помощь при ранениях
Первая помощь при поражении радиацией,
отравляющими веществами, при химических и
термических ожогах, обморожении Первая
помощь при остром отравлении никотином,
алкоголем,
лекарствами,
ядами,
наркотическими веществами
Первая помощь при дорожно-транспортном
происшествии
Резервное время

1
1
1
1

13.04.2023
20.04.2023
27.04.2023

04.05.2023
1
11.05.2023
18.05.2023

1

27

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для преподавателя:
 учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый
уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. –
(Российский учебник).
 Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации;
 Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11
классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа.
 Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы.
10—11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Мультимедийные издания:
 CD и DVD - диски:
 энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей и подростков;
Экранно-звуковые пособия:
 Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе.
Интерактивная доска.
Название сайта

Электронные ресурсы:
Электронный адрес

Министерство внутренних дел РФ
МЧС России
Министерство
здравоохранения
и
соцразвития РФ
Министерство обороны РФ
Министерство просвещения РФ
Русский образовательный портал
Фестиваль
педагогический
идей
«Открытый урок» (издательский дом «1
сентября»)
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные ресурсы ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности
Безопасность. Образование. Человек.
Информационный портал ОБЖ и БЖД:
Всё о безопасности жизнедеятельности
Безопасность
и выживание
в
экстремальных ситуациях

http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru
http://www.minzdrav-rf.ru
http://www.mil.ru
http://mon.gov.ru/
http://www.gov.ed.ru
http://festival.1september.ru

http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru
http://www.alleng.ru
http://www.bezopasnost.edu66.ru

http://www.hardtime.ru

28

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________
по
ОБЖ________________
в_____10 классе___
№
п\
п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
Причина
Корректиру
провед корректиров
юе-ния
ки
щее
по
мероприяти
плану
е

29

Дата
провед
е-ния
по
факту

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________
по
ОБЖ________________
в_____11 классе___
№
п\
п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
Причина
Корректиру
провед корректиров
юе-ния
ки
щее
по
мероприяти
плану
е

30

Дата
провед
е-ния
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».