10 кл. Крымскотат. литература

Рабочая программа
по родной литературе (крымскотатарской)
на 2022-2023 учебный год – 10 класс

Составлена
учителем истории и обществознания
Тантана М.М.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта среднего
общего
образования
и примерной
программы «Крымскотатарская литература для общеобразовательных организаций
Республики Крым, 11 класс» (авторский коллектив: Аблятипов А. С., Аблякимова З.З.,
Абсеутова Э. Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В.) под редакцией
Аблятипова А.С., Москва «Просвещение» 2015г. Учебник «Крымскотатарская
литература 10 класс» (Кокиева А.). Издательство «Крымучпедгиз», 2010.
Согласно учебному плану МБОУ Орловский УВК в 2022 – 2023 учебном году
рабочая программа по предмету рассчитана на 34 учебные недели, 0,5 ч. в неделю, 17
часов в год.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
—
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
родной литературе и культуре;
—
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
—
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
—
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Личностные:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений крымскотатарского
фольклора и литературы XХ в., произведения писателей послевоенного периода,

произведения современных писателей и поэтов, а также праздники и обычаи крымских
татар;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
•
определение
в
произведении
элементов
сюжета,
композиции,
изобразительновыразительных средств языка;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
• приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы
и культуры;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 10 класса
Обучающиеся должны знать:
 авторов, название и смысл названий изученных произведений;
 основные темы и особенности композиции изученного произведения;
 событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений (героев и
события в их взаимодействии);
 основные признаки понятий: дестан, эпос,
тема и идеяхудожественного
произведения, лирика, драматические жанры, комедия, литературный образ;
 характерные особенности драматических и лирико-эпических произведений;
 тексты произведений, рекомендуемые программой для изучения наизусть.
Обучающиеся должны уметь:
 воспринимать и анализировать художественный текст;
 выделять в изученном произведении эпизоды, важные для характеристики
действующих лиц;
 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
 определять род и жанр литературного произведения;
 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев,
 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 владеть различными видами пересказа;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Введение
Литература конца XIX - начала XX века
Общая характеристика крымскотатарской литературы данного периода, ее основные
направления. Жанровое многообразие и содержательность. А.Крымский «Литература
крымских татар». Влияние идей Гаспринского на творчество крымскотатарских
писателей.
Исмаил Гаспринский. «Дар-уль-Рахат мусульманлары» как часть романа-эпопеи
«Молла Аббас». И. Гаспринский - выдающийся просветитель, педагог, издатель и
общественный деятель. Очерк жизни и творчества (обзор). Литературное наследие
Гаспринского. Публицистика Гаспринского (статья «Русское мусульманство»)
Новаторство Гаспринского-романиста. Социальные и философские взгляды
Гаспринского, поднимаемые в романе. Жанровая и стилистическая особенности
произведения. Основная идея. Система образов. Молла Аббас — выразитель идей
Гаспринского.
Сеид Абдулла Озенбашлы. Пьеса «Оладжагъа чаре олмаз». Изображение традиций и
обычаев крымских татар. Осуждение предрассудков и фанатизма.
Теория литературы. О драматических произведениях.
А. С.Айвазов. «Неден бу ала къалдыкъ». Жизнь и творчество (обзор). Сохранение и
защита родного языка, национальной культуры и традиций. Традиционное для крымских
татар влияние старшего поколения на молодежь. Идейное значение образа Абульветана.
У.Ш.Тохтаргъазы. «Эй, койлю!», «Окумакъ истер!», «Кунеш», «Кель курешке!» Жизнь
и творчество (обзор). Изображение тягостной жизни крестьян. Прославление науки и
просвещения. Призыв к молодежи о стремлении к знаниям.
Дж. Сейдамет. «Унутылмайджакъ козьяшлар», «Миллий дуйгъу».
Жизнь и творчество (обзор). Тема любви и верности. Драматическая судьба тетушки
Эмине. Душевная чистота, стойкость терпеливость героини. Осуждение пьянства и
жестокости. Изображение уклада жизни и традиции крымских татар. Литературный
портрет как средство характеристики героя.
М. Нузет. Стихотворения «Ички къурбаны», «Тиленджи къарт», «Шаирнинъ уйкъусы»,
«Тиленджи къарт», «Талийсиз къоранта». Жизнь и творчество (обзор). Сатирическая
направленность произведений. Близость творчества к народу. Разоблачение
бездуховности, пьянства. Трагическое и комическое в произведениях. Авторское
отношение к героям и событиям. Осмеивание негативных человеческих качеств.
Влияние социальных условий на традиционный уклад жизни крымских татар.
Литература советского периода
Общая характеристика периода. Трагические события первой половины XX века и их
отражение в крымскотатарской литературе. Репрессии против деятелей культуры и

литературы. Поэзия, проза и драматургия 20-30 годов Ш.Юнусов «Из истории
крымскотатарской прозы и поэзии»). Литературные направления. Поиски новых форм.
Основные темы и герои. Развитие литературного языка на новом этапе. 17 апреля 1937
года в культурной жизни народа.
Б.Чобан-заде. «Дунай таша», Ой сувукъ шу гъурбет», «Тынч татар чёл.нде»,
«Джаныкъ къавал», «Бир сарай къураджакъман».
Жизнь и творчество. Ученый, поэт, педагог. Тема народа в лирике Б. Чобан-заде. Взгляд
на историю крымских татар. Особенности лирического героя Чобан-заде. Тема
возрождения Крыма. Прошлое и будущее Крыма – предмет глубоких переживаний
лирического героя.
Б. Чобан-заде «Къырымтатар эдебиятынынъ сонъ девири» (критическая статья).
А. Гирайбай. «Джигитке», «Къарасув», «Татар ичюн», «Бахчисарай».
Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы в творчестве Гирайбая. Тема родины и
основной пафос патриотических стихотворений. Уверенность в возрождении былого
величия Крыма и ее народа. Тема человека и природы. Связь поэта с родным уголком.
А. Гирайбай «Къырымтатар эдебиятынынъ тарихина бир назар» (критическая статья).
К. Джаманакълы. Стихотворения «Ильнинъ денъизи», «Йигитлик нишаны», «Омюр
къызы». Жизнь творчество (обзор). Отражение красоты природы родного края. Вера в
мудрость и силу человека — главные мотивы лирики поэта. Живописные картины моря
и Южного берега Крыма. Символ несокрушимой силы народа и бесконечности жизни море. Прославление мужества и благородства. Лирическое стихотворение о любви,
красоте возлюбленной. Умение чувствовать красоту природы, радоваться жизни.
А. Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери» Жизнь и творчество (обзор). Последствия голода в
крымской деревне. Изображение судьбы детей-сирот. Внимание к судьбам осиротевших
детей. Проблема сохранение гуманности и милосердия.
А. Озенбашлы. «Къырым фаджиасы».
Жизнь и творчество (обзор). Изображение исторических событий связанных с
эмиграцией крымских татар из Крыма.
А.Озенбашлы. «Амди Гирайбайнынъ сонъ шиири мунасебети иле» (критическая статья)
Дж. Гъафар. «Ошекчи Айше».
Жизнь и творчество (обзор). Нравственная проблематика произведения. Столкновение
добра, честности, открытости со злом и ненавистью. Зависти, коварства и зла. Образ
Нефизе как женщины нового типа и борца за свои права и достоинство. Сложные
взаимоотношения
в
семье
Мустафы
и
Нефизе.
Размышления
о
жизни крымскотатарской деревни 30-х годов.
Дж. Сейдамет. «Уфукъкъа догъру».
Жизнь и творчество (обзор). Тема голода и гражданской войны в прозе писателя.
Трагизм изображенных событий. Мастерство писателя в глубоком психологическом
изображении характеров.
Литература крымскотатарского зарубежья
Мемет Ниязий. «»Ойлав», «Ешиль джурткъа», «Джурт севгиси».
Очерк жизни и творчества.
Исмаил Зиядин. «Той».
Джынгъыз Дагджи. «Олар да инсан эдилер», «Анама мектюплер».
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Одно-два стихотворения Б. Чобан-заде. Одно-два стихотворения А.Гирайбая. Отрывок
из повести А. Ильмия «Ачлыкъ хатирелери».

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела
№п/
п
1
2

Кол-во
часов

Контрольна
я работа

Внеклассное
чтение

Чтение
наизусть

Введение
Литература конца XIX начала XX века.

1
6

3

Литература советского
периода.

7

4

Литература
крымскотатарского
зарубежья.

4

Итого

17

1

1

1

1

1

4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Содержание урока

1

Введение

Кол.
часов

1

Дата
проведения
урока
План Факт.
09.09

Литература конца XIX - начала XX века.
2

3

4
5

6

7

Исмаил Гаспринский. «Дар-уль-Рахат
1
мусульманлары» как часть романа-эпопеи
«Молла Аббас».
Сеид
Абдулла
Озенбашлы. Пьеса 1
«Оладжагъа
чаре
олмаз». Изображение
традиций и обычаев крымских татар.
Осуждение предрассудков и фанатизма.
А. С.Айвазов. «Неден бу ала къалдыкъ».
1
Жизнь и творчество (обзор).

23.09

У.Ш.Тохтаргъазы. «Эй, койлю!», «Окумакъ 1
истер!», «Кунеш», «Кель курешке!» Жизнь и
творчество (обзор). Изображение тягостной
жизни крестьян. Прославление науки и
просвещения. Призыв к молодежи о
стремлении к знаниям.
Дж.
Сейдамет. «Унутылмайджакъ 1
козьяшлар», «Миллий дуйгъу».

18.11

Жизнь и творчество (обзор). Тема любви и
верности. Драматическая судьба тетушки Эмине.
М. Нузет. Стихотворения «Ички къурбаны», 1
«Тиленджи къарт», «Шаирнинъ уйкъусы»,
«Талийсиз къоранта». Жизнь и творчество
(обзор).
Сатирическая
направленность
произведений. Близость творчества к народу.
Наизусть (на выбор)

07.10

21.10

02.12

16.12

Литература советского периода
8

9

Б. Чобан-заде. «Дунай таша», Ой сувукъ шу 1
гъурбет», «Тынч татар чёл.нде», «Джаныкъ
къавал», «Бир сарай къураджакъман». Жизнь
и творчество. Ученый, поэт, педагог. Тема
народа в лирике Б. Чобан-заде. Контрольная
работа 1. Незарет иш 1.
А. Гирайбай. «Джигитке», «Къарасув», 1
«Татар ичюн», «Бахчисарай». Жизнь и
творчество. Основные темы и мотивы в
творчестве Гирайбая. Тема родины и
основной
пафос
патриотических
стихотворений.

30.12

13.01

примечани
е

10

11

12

13

14

15

16

17

К. Джаманакълы. Стихотворения «Ильнинъ
денъизи», «Йигитлик нишаны», «Омюр
къызы».
Жизнь
творчество
(обзор).
Отражение красоты природы родного края.
Наизусть (на выбор)
А. Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери» Жизнь и
творчество (обзор). Последствия голода в
крымской деревне. Изображение судьбы
детей-сирот.
Внимание
к
судьбам
осиротевших детей. Проблема сохранение
гуманности и милосердия.
А. Озенбашлы. «Къырым фаджиасы». Жизнь
и
творчество
(обзор).
Изображение
исторических
событий
связанных
с
эмиграцией крымских татар из Крыма.
Внеклассное чтение
Дж. Гъафар. «Ошекчи Айше». Жизнь и
творчество
(обзор).
Нравственная
проблематика произведения. Столкновение
добра, честности, открытости со злом и
ненавистью.
Дж. Сейдамет. «Уфукъкъа догъру». Жизнь и
творчество
(обзор).
Тема
голода
и
гражданской войны в прозе писателя.
Трагизм изображенных событий.
Литература крымскотатарского зарубежья

1

27.02

1

10.02

1

10.03

1

07.04

1

21.04

Мемет
Ниязий.
«»Ойлав»,
«Ешиль 1
джурткъа», «Джурт севгиси». Очерк жизни и
творчества. Исмаил Зиядин. «Той».
Джынгъыз Дагджи «Олар да инсан эдилер», 1
«Анама мектюплер».
Контрольная работа 2. Незарет иш 2.
1
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Стихотворение Б. Чобан-заде. Стихотворения
А.Гирайбая. Отрывок из повести А. Ильмия
«Ачлыкъ хатирелери». Наизусть (на выбор)

05.05

19.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».