5 кл. Крымскотат. литература

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родная (крымскотатарская) литература»
для 5-А класса основного общего образования
2022-2023 учебный год

Составитель: Тантана Мумине Музафаровна
учитель истории

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08 2022 г.

Красноперекопск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
(КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Крымскотатарская литература, являясь носительницей важных культурных
ценностей, смыслов, духовно-нравственных представлений, содействует познанию и
усвоению жизненной философии крымскотатарского народа, участвует в формировании
национального самосознания, самоидентификации и общероссийского гражданского
сознания обучающихся.
Предмет «Родная (крымскотатарская) литература» выступает одним из основных
предметов гуманитарного образования, определяющих уровень интеллектуального и
нравственно-эстетического развития личности. Изучение родной литературы способствует
познанию жизни и моделированию действительности, создает при помощи
изобразительно-выразительных средств художественную картину мира и вызывает
определенное отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального воздействия.
С литературным образованием связано воспитание читателя, осознающего значимость
чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях, а также формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы обеспечивает постижение
обучающимися произведений крымскотатарской литературы, развитие навыков
интерпретации и анализа с опорой на принципы единства художественной формы и
содержания; создание условий для развития национального самосознания, осознания
этнической принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке,
культуре, мировоззрении, менталитете, философии своего народа.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими учебными
предметами гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом «Родной
(крымскотатарский) язык» и «Литература».
ЦЕЛЬ
И
ЗАДАЧИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
(КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к родной
(крымскотатарской) литературе как существенной части родной культуры, приобщение
обучающихся к культурному наследию и традициям своего народа, а также формирование
грамотного читателя, способного использовать свою читательскую деятельность как
средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
– развитие умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
– приобщение обучающихся к родной (крымскотатарской) литературе как искусству слова
через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными
теоретико-литературными понятиями;
– знакомство с крымскотатарским литературным процессом и осознание его связи с
историческим процессом;
– развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной диалогической
и монологической речи на крымскотатарском языке);
– формирование читательского кругозора;
– формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;
– развитие способностей к творческой деятельности на родном (крымскотатарском) языке;
– овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Родная литература» входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.
В 5 классе на изучение учебного предмета «Родная (крымскотатарская)
литература» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа.
Рабочая программа в 5-А классе по учебному предмету « Родная
(крымскотатарская) литература» рассчитана на 34 ч. в год, 1 ч. в неделю в
соответствие с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч. год.
Рабочая программа по учебному предмету « Родная (крымскотатарская)
литература» составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29.12.2012);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,
регистрационный номер 19644);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.
№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897); зарегистрирован
Минюстом России 02 февраля 2016 г. №40937;
- Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 07.06.2017г.
№1481 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов
примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях
Республики Крым»;
- Письма Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 24.05.2017
№ 01-14/1839 «Методические рекомендации по формированию учебных планов
общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год»;
-Примерных программ по учебным предметам «Родной (крымскотатарский) язык»,
«Родная (крымскотатарская) литература» для общеобразовательных организаций
Республики Крым / [А. С. Аблятипов, З. С. Сулейманова, Ш. А. Темеш и др.]; под ред. А.
С. Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.;
-Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым
«О преподавании крымскотатарского языка и литературы».
Электронные ресурсы
zhurnal-iyldyz-onlain.html
- Используемый учебник – Къырымтатар эдебияты. 5 сыныф (Крымскотатарская и
литература. 5 классы), авторы Селяметова Д.У. и другие.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других

людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература» обучающийся
овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию;
- соблюдать правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете.
В результате изучения предмета «Родная (крымскотатарская) литература» обучающийся
овладеет универсальными учебными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи

между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (крымскотатарский) язык» обучающийся
овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
cамоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
cамоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках
программы (правильно передавать эмоциональное содержание произведения, точно
воспроизводить стихотворный ритм);
- различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и
литературная сказка, миф, загадка, пословица, поговорка, предание, легенда, баит, дастан,

басня, рассказ, повесть, лирическое стихотворение, пьеса); отличать прозаические тексты
от поэтических;
- эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;
- определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений;
- формулировать вопросы по содержанию произведений;
- участвовать в обсуждении прочитанного;
- обосновывать свои суждения с опорой на текст;
- характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;
- пересказывать художественный текст (подробно, сжато);
- составлять простой план художественного произведения;
- использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе
художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея, юмор и др.);
- создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос
(объемом не менее 20–30 слов), связанный со знанием и пониманием литературного
произведения.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 5 класс
Тема 1. Введение (1 ч.)
Книга в жизни человека.
Тема 2. Устное народное творчество (7 ч.+1 ч.)
Народные песни. Колыбельные. Частушки. Виды песен, их тематика.
Игровые прибаутки. Считалки. Скороговорки. Загадки.
Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода
правил жизни.
Народные сказки. «Торгъайчыкъ». Виды сказок.
Народная мудрость сказок. «Мераметли къарынджа»
Сказки народов мира.
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года
по восточному календарю.
Тайны времён года
Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств.
Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная
выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные
особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка.
Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои,
яркость языка.
Тема 3. Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях (3ч.+1
ч.)
Н. Челебиджихан. «Ант эткенмен» Клятва верности Родине, готовность помочь
своему народу бороться за его свободу и счастье.
Ш. Селим. «Ватан недир? Деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге»
«Тувгъантилим»
Ю. Темиркъая. «Тувгъан тиль» А. Велиев. «Ана тилим» С. Эмин. «Ана тили»
«Топрагъым»

Подготовка к домашнему сочинению «Родной язык – моя гордость»
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация.
Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
Тема 4. Уроки нравственности (6ч.)
И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы». Становление характеров
юных героев в ходе сложных испытаний.
А.Осман. «Балалар эви янында» Нравственные проблемы произведения.
Шерьян Али. «Эдиечикве Эдип» «Экимизгебир чана» «Селямсыз Саре»
Э.Фазыл. «Олсун байрамлар» «Насиат». Н.Умеров. «Энъ татлы» «Юзюм»
«Анамнынъ дуасы»
Р. Муедин. Рассказ «Кабаат кимде?» Нравоучительное содержание произведения.
М.Нузет. «Къартбабамнен торуны» Глубина особенностей национального характера
героев в стихотворении.
Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета.
Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет. Связь между внешним
обликом и поступками героя.
Тема 5. Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов (4ч.)
Я. Шакир-Али. «Денъиз иле ель» М.Нузет. «Озен» «Эчкичик» О. Амит. «Озенде» Э.
Шемьи-заде. «Гедже»
Ю.Болат. «Туфанда къалгъан къой сюрюси»
Т.Халилов. «Акъбардакъ». Э.Амит. «Денъиз ташчыкълары»
М. Дибагъ. «Балкъуртлар»
Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора.
Олицетворение. Интонация.
Тема 6. Сквозь огонь войны прошедшие (4ч.+1 ч.)
Дж. Аметов, Энвер Арифов. Отрывок из повести «Абдул Тейфукъ»
Р. Халид. Рассказ «Ватан хызметине берильген омюр»
Р.Мурад. Стихотворения «Биль джеллят» «Матрос», «Партизанлар геджеси»
Р.Фазыл, Л. Софу. Отрывок из повести «Аметханнынъ йылдызы» А. Велиев. Отрывок из
повести «Байраккъа тамгъан козьяшлар»
Обучающе сочинение на тему «Ватанперверлик бу недир?»
Тема 6. Трагические страницы депортации (5ч.+1 ч.)
Черкез-Али. «Тапсам да анамны»
Ш. Селим. Стихотворения «Язакъшамы къарагъач тюбюнде» «Къаргъыш». Р.
Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ»
Э. Умеров. Рассказы «Къара поездлар»
Шерьян Али. «Хатыралар юкю»
У. Эдемова «Айдын геджеде»
Сочинение на тему «Халкънынъ такъдири»
Теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
Для заучивания наизусть
Народные песни (по выбору).
Н.Челебиджихан «Я поклялся…».
Одно-два стихотворения из темы «Образ Родины и красота родного языка в поэтических
произведениях».

Одно-два стихотворения из темы «Родная природа в произведениях писателей и поэтов»
(включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из темы «Сквозь огонь войны прошедшие» (включая отрывок из
прозы).
Одно-два стихотворения из темы «Трагические страницы депортации» (включая отрывок
из прозы).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 класс
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема 1. Введение
Тема 2. Устное народное творчество
Тема 3. Образ родины и красота родного языка в поэтических
произведениях
Тема 4. Уроки нравственности
Тема 5. Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов
Тема 6. Сквозь огонь войны прошедшие
Тема 6. Трагические страницы депортации
Итоговая контрольная работа
Повторение
Итого

Всего
часов
1
8
4
6
4
5
4
1
1
34ч.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока.
Дерснинъ мевзусы

Кол.
часов

Тема 1. Ведение

1

Книга в жизни человека.
Тема 2. Устное народное творчество
Народные песни. Колыбельные. Частушки. Виды песен, их тематика.
Игровые прибаутки. Считалки. Скороговорки. Загадки.
Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни.
Народные сказки. «Торгъайчыкъ». Виды сказок.
Народная мудрость сказок. «Мераметли къарынджа»
Вн.чт. 1 Сказки народов мира.
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по
восточному календарю.
Р.р. 1 Тайны времён года
Тема 3. Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях

7+1

03.10
17.10

3+1

Н. Челебиджихан. «Ант эткенмен» Клятва верности Родине, готовность помочь своему
народу бороться за его свободу и счастье.
Ш. Селим. «Ватан недир? Деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге»
«Тувгъантилим»
Р.р. 2 Подготовка к домашнему сочинению «Родной язык – моя гордость»
Ю. Темиркъая. «Тувгъан тиль» А. Велиев. «Ана тилим» С. Эмин. «Ана тили» «Топрагъым»
6
Тема 4. Уроки нравственности
И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы». Становление характеров юных
героев в ходе сложных испытаний.
А.Осман. «Балалар эви янында» Нравственные проблемы произведения.

Дата
проведения
План
Факт

Примеч
ание

16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Шерьян Али. «Эдиечикве Эдип» «Экимизгебир чана» «Селямсыз Саре»
Э.Фазыл. «Олсун байрамлар» «Насиат». Н.Умеров. «Энъ татлы» «Юзюм» «Анамнынъ дуасы»
Р. Муедин. Рассказ «Кабаат кимде?» Нравоучительное содержание произведения.
М.Нузет. «Къартбабамнен торуны» Глубина особенностей национального характера героев в
стихотворении.
4
Тема 5. Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов
Я. Шакир-Али. «Денъиз иле ель» М.Нузет. «Озен» «Эчкичик» О. Амит. «Озенде» Э. Шемьизаде. «Гедже»
Ю.Болат. «Туфанда къалгъан къой сюрюси»
Т.Халилов. «Акъбардакъ». Э.Амит. «Денъиз ташчыкълары»
М. Дибагъ. «Балкъуртлар»
4+1
Тема 6. Сквозь огонь войны прошедшие
Дж. Аметов, Энвер Арифов. Отрывок из повести «Абдул Тейфукъ»
Р. Халид. Рассказ «Ватан хызметине берильген омюр»
Р.Мурад. Стихотворения «Биль джеллят» «Матрос», «Партизанлар геджеси»
Р.Фазыл, Л. Софу. Отрывок из повести «Аметханнынъ йылдызы»
А. Велиев. Отрывок из повести «Байраккъа тамгъан козьяшлар»
Р.р. 3 Обучающе сочинение на тему «Ватанперверлик бу недир?»
5+1
Тема 6. Трагические страницы депортации
Черкез-Али. «Тапсам да анамны». Р.р. 4 Сочинение на тему «Халкънынъ такъдири»
Ш. Селим. Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде» «Къаргъыш». Р. Фазыл.
Стихотворение «Унутмайыкъ»
Э. Умеров. Рассказы «Къара поездлар»
Шерьян Али. «Хатыралар юкю»
Итоговая контрольная работа
Повторение. Внеклассное чтение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».