4 кл. Крымскотатю литерат. чтение

Рабочая программа
по литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке
на 2022-2023 учебный год – 4 класс
Составлена учителем крымскотатарского
языка и литературы Тантана М.М.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол №10
от « 29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов федерального государственного образовательного
стандарта у обучающихся 4 класса и составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 №373»
3. Примерных программ (под редакцией Аблятипова А.С.) «Крымскотатарский язык, (родной)», одобренных решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от
20.05.2015 № 2/15) и включеных в реестр Примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки
Российской Федерации.
Учебное пособие «Крымскотатарский язык (родной)» 4 классы М.С.Саттарова, издательство «Просвещение», 2017.
Рабочая программа по литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке во 4 классах рассчитана на 34 учебные
недели, 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год.
Основная цель предмета – развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование
определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
Задачи:
 развитие речи, этнического самосознания, мотивации к изучению родного языка;
 воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
 формирование гражданских, патриотических чувств;
 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике крымскотатарского языка;
 овладение умениями правильного чтения и письма;
 составление простых высказываний, пересказов, устных описаний небольших объемов.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучающихся:

формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому
народу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства;


овладение знаниями о родной культуре и религии, уважительное отношение к культурам и традиционным
религиям народов России;

знание основных моральных норм своего народа и других народов России, умение соотносить моральные
ценности своего народа с ценностями других народов России;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к семейным ценностям, развитие этических чувств,
доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты обучающихся:
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
 использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
 умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты обучающихся:
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
 формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
 формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
 овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
 использование разных видов чтения;
 умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации;
 умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
 умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и
художественных произведений.

2. Содержание учебного предмета. 4 класс
Устное народное творчество. Пословицы, поговорки, считалки, игры, скороговорки, колыбельные песни, загадки, сказки, легенды.
Крымскотатарские писатели и поэты. Н.Аметова «Шемсие» («Зонтик»),С.Вапиев «Турналар» («Журавли»), Черкез-Али, басни.
Осень. З.Албатлы «Кузь» («Осень»), Ю.Болат «Сельби ве шефталитереги» («Тополь и персик»), Дж.Кендже «Турналар кочелер»
(«Улетают журавли»), Дж.Аметов «Кузь» («Осень»).
О труде. З.Албатлы «Эмексевген - бахттапар» («Счастлив тот, кто трудится»), Э.Керменчикли «Истер исенъ» («Если захочешь»),
Б.Мамбет «Чеберкъыз» («Рукодельница»), «Дюльгер» («Плотник»), А.Одабаш «Чалышыр ве огренирмиз», Э.Ибраим «Кичик усталар»
(«Маленькие мастера»), И.Абдураман «Бахшыш» («Подарок»), Черкез-Али «Эмджемкъоюн бакъа чокътан» («Мой дядя пасет овец»).
Зима. З.Албатлы «Къыш» («Зима»), Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» («Зима и дети»), А.Одабаш «Къыш - уста» («Зима мастерица»)
Сказки разных народов. Казахская народная сказка «Ахмакъ къашкъыр» («Глупый волк»), таджикская народная сказка «Къаплан ве
тильки» («Тигр и лиса»), афганская народная сказка «Адалетли къады» («Правдивый судья»).
Весна наступила. А.Герайбай «Балкъуртлар ишке башлай» («Пчелы приступают к работе»), А.Умер «Баарь» («Весна»), И.Эмиров
«Къырымнынъ баари» («Весна в Крыму»), И.Бахшыш «Баарь кельди» («Весна наступила»), Р.Фазыл «Наврез байрамы», Ш.Алядин
«Баарь»(«Весна»).
Славные сыны крымскотатарского народа. Произведения об И.Гаспринском, Н.Челебиджихане, Аметхане Султане, Р.Фазыл,
Л.Софу, А.Абденнановой.
Родной край. Легенда «Багъчасарай бойле пейда олды» («Как возник Бахчисарай»), легенда «Аюв-дагъ», предание «Айя»,
Э.Къафадар «Ватан» («Родина»), А.Одабаш «Байрам айы».

3. Тематическое планирование. 4 класс
№

Наименование разделов и тем

1
2
3
4
5
6
7
8

Устное народное творчество
Крымскотатарские писатели и поэты детям
Осень
О еде и труде
Зима
Сказки разных народов
Наступила весна
Произведения об И.Гаспринском, Н.Челебиджихане,
А.Султане
Повторение
Итого

9

Учебные
часы
4
3
7
8
4
2
1
4
1

Контрольные
работы

1
1

1

4. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
на крымскотатарском языке. 4 класс
№

Дата
План.

Кол-во
часов

Название раздела (кол-во часов) Тема урока

Факт.
4

1
2
3
4

1
1
1
1
3

5
6
7

1
1
1
7

8
9
10
11

1
1
1
1

12
13
14

1
1
1
8

15

1

16
17

1
1

Халкъ агъыз яратыджылыгъы
Халкъ агъыз яратыджылыгъы. Бешик йырлары
Бала шиирлери. Эзбер . Тезайтымлар, тапмаджалар
Аталар сёзлери. Эзбер. Халкъ масаллары
С.т.окъув №1 Лятифелер. Эфсанелер.
Къырымтатар языджылары
Н. Аметова «Шемсие» . С.Вапиев «Турналар»
Черкез-Али. Къыссалар
С.т.окъув №2 А.Одабаш «Озь коюм»
Кузь
З.Албатлы «Кузь» Юнус Къандым. «Кунешчик»
Эзбер
Ю.Болат «Сельби ве шефтали тереги»
С.т.окъув №3 Умер Ипчи «Къартлар»
Черкез–Али «Кобелек» Эзбер. Джемиль Кендже «Турналар кочелер»
Эзбер
Юсуф Болат «Балыкъларнынъ…»
Эмиль Амит. «Денъизде геми ялдай». Джевдет Аметов «Кузь»
Бильгилеринъизни тешкеринъиз №1
Эмек ве иш акъкъында
З.Албатлы «Эмек севген – бахт тапар» Эзбер
Э.Керменчикли «Истер исенъ»
Билял Мамбет «Чебер къыз», «Дюльгер» Эзбер
С.т.окъув №4 Л.Сулейман «Сервер ве чечек»

Примечание

18

1

19
20
21
22

1
1
1
1
4

23
24
25
26

1
1
1
1
2

27
28

1
1
1

29

1
4

30
31
32
33
34

1
1
1
1
1

Абибулла Одабаш «Чалышыр ве огренирмиз» . Эшреф Ибраим «Кичик
усталар»
Иса Абдураман «Бахшыш» Эзбер
С.т.окъув №5 Масал «Эки рессам» Давушнен окъув
Черкез-Али «Эмджем къоюн бакъа чокътан»
С.т.окъув №6 Арманчыкъ журналынен чалышув
Къыш
З.Албатлы «Къыш», Эзбер. Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар»
С.т.окъув №7 Масал «Отьмекке урьмет» Метиннинъ талили.
Ш.Душаев « Къыш» Ресим узеринде иш.
Бильгилеринъизни тешкеринъиз №2
Четэль масаллары
Адам Мицкевич «Чатырдагъ», «Алушта гедже» Эзбер
«Ахмакъ къашкъыр» къазах халкъ масалы. «Къаплан ве тильки» таджик
халкъ масалы Давушсыз окъув
Баарь кельди
Ашыкъ Умер «Баарь» . Иззет Эмиров «Къырымнынъ баари» Эзбер.
Славные сыны крымскотатарского народа
Исмаил Гаспринский - улу оджа
Номан Челебиджихан. Аяты ве иджады.
Алиме Абденнанова – халкъ къараманы
Бильгилеринъизни тешкеринъиз №3
Текрарлав. Повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».