8 кл. Крымскотат. язык

Рабочая программа
по родному (крымскотатарскому) языку
на 2022-2023 учебный год – 8 класс

Составлена учителем крымскотатарского
языка и литературы
Тантана М.М.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол №10
от « 29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 8 классе составлена на
основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования .
- Примерной программы по учебным предметам «Крымскотатарский язык (родной)»,
«Крымскотатарская литература» для общеобразовательных организаций: учебное пособие
для общеобразовательных организаций / [А.С. Аблятипов, З.С. Сулейманова, Ш.А. Темеш
и др.]; под ред. А.С.Аблятипова. – М.: Просвещение, 2015. – 175с., разработанная в
соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего, основного общего и среднего общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 20.05.2015 №
2/15) и включена в реестр Примерных основных общеобразовательных программ
Министерства образования и науки Российской Федерации.
Электронные ресурсы
zhurnal-iyldyz-onlain.html
Учебник
Крымскотатарский
язык
(родной).
8
класс.
Учебное
пособие
для
общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках.
Меметов А., Алиева Л.А., Акмаллаев Э.
Рабочая программа по родному (крымскотатарскому) языку в 8 классе
рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с
учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского
языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.

Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как
национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков
Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
определять их тему, основную мысль, заголовок;
распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и
речевые средства воздействия на читателя;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на
словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их
определять,
- пользоваться разными видами словарей
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач
высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные
на лексических возможностях крымскотатарского языка;
МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов,
пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического,
пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописание труднопроверяемыхорфограмм, опираясь на значение,
морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов,
использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и
стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями,
однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при
проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления
выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации,
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на
письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых
предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Целями и задачи изучения крымскотатарского (родного) языка в основной
школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
• овладение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной
жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников,
включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского
литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка
в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи
грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные
знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.

2. Содержание учебного предмета
Введение. Функции крымскотатарского языка в современном мире.
Повторение изученного. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и
словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста.
Стили речи.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании.
Синтаксис и пунктуация. Простое предложение.
Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное
сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире
между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения.
Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды
обстоятельства.
Односоставные предложения.
Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Предложения
с главным членом - подлежащим. Назывные предложения
Неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях.
Предложения с однородными членами.
Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные
сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при
однородных членах и знаки препинания при них.
Предложения с обособленными членами.
Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства
Предложения с уточняющими обособленными членами.
Обособление уточняющих членов предложения.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
Обращение и знаки препинания при нём. Вводные слова и вводные
предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с
косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания
при них.
Повторение изученного в 8 классе.

3. Тематическое планирование
№
разд. и
тем
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем

Введение.
Повторение
Речь
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Предложение
Двусоставные предложения
Односоставные предложения
Осложнённые предложения
Повторение
Итого

Учеб
ные
часы
1
1
1
5
6
7
10
3
34

Контрные
работы

Развитие Практическ
речи
работа

1
1
1
1
2

1

1
1
1

4. Календарно - тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем уроков

ур
ока

Кол.
Час.

Дата
проведения
урока
По
плану

1.

2
3

4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14

15

Введение. Кириш. Земаневий
къырымтатар тили. Введение.
Современный крымскотатарский язык.
Повторение. Текрарлав. Повторение.
Сез чешитлери. Части речи.

1

06.09

1

13.09

Речь. Развитие речи №1. Речь. Текст.
Стили речи. Нутукъ шекиллери.

1

20.09

1

27.09

Развитие речи 2. Устное сочинение.
« Къырым – меним Ватаным».
Словосочетание. Виды словосочетаний.
Предложение.
Предложение: простое, сложное.

1

04.10

1

11.10

1

18.10

Джумледе сезлернинъ бири-биринен
багъы. Связь слов в предложении.
Двусоставные предложения
Эки теркипли джумле. Двусоставное
предложение. Тестлер.

1

25.10

1

08.11

Джумленинъ баш азалары. Главные
члены предложения.
Джумленинъ экинджи дередже
азалары. Ал. Обстоятельство.

1

15.11

1

22.11

Джумленинъ экинджи дередже азалары.
Айырыджы. Определение.

1

29.11

Джумленинъ экинджи дередже азалары.
Тамамлайыджы. Дополнение.
Развитие речи 3.
Къырымнынъ экологик дереджеси.
Природа. Экологические проблемы
Крыма. Устное изложение.
Односоставные предложения
Бир теркипли
джумлелер.Односоставные
предложения.

1

06.12

1

13.12

1

20.12

Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Предложение.
Сез бирикмелери. Оларнынъ тизилиши.
Словосочетание. Предложение.

По
факту

Примечание

16
17
18
19

20

21

22

23
24
25

26
27

28

29

30
31

32
33
34

Контрольная работа. Тесты.
Белли шахыслы джумлелер.
Определенно-личные предложения.
Бельгисиз-шахыслы джумлелер.
Неопределенно-личные предложения.
Обобщенно - личные предложения.
Безличные предложения.
Назывные предложения.
Бир теркипли джумлелер.
Односоставные предложения.
Обобщение.
Роль односоставных предложений в
речи. Знаки препинания.
Осложненные предложения.

1
1

27.12
10.01

1

17.01

1

24.01

1

31.01

1

07.02

Там олмагъан джумлелер.
Самостоятельная работа. Диалог.
Неполные предложения.
Азаларгъа болюнмеген джумлелер.
Неполные предложения.
Развитие речи 4. Изложение.
Халкъымызнынъ урф - адетлери.
Сойдаш азалы джумлелер. Однородные
члены предложения.
Обобщающее слово при однородных
членах предложения.
Контрольная работа 3. Словарный
диктант. Тесты.
Работа над ошибками. Знаки
препинания в однородных членах
предложения. Обобщение материала.
Джумленинъ айырылма азалары.
Айырылма айырыджылар ве
тамамлайыджылар. Обособленные
члены предложения.
Грамматика джумле азаларынен багълы
олмагъан сезлер.
Обращения и вводные слова.
Вводные предложения. Кириш
джумлелер.
Контрольная работа. Тестлер.
Осложненные предложения.

1

14.02

1

21.02

1

28.02

1

07.03

1

14.03

1

28.03

1

04.04

1

11.04

1

18.04

1

25.04

Повторение. Кочюрильме лаф. Прямая
речь.
Повторение. Къыя лаф. Косвенная
речь.
Повторение. Знаки препинания при
прямой речи.

1

02.05

1

16.05

1

23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».