4 кл. Крымскотат. язык

Рабочая программа
по родному (крымскотатарскому) языку
на 2022-2023 учебный год – 4 классы

Составлена учителем
крымскотатарского языка и
литературы
Тантана М.М.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол №10 от « 29» августа 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа
по крымскотатарскому языку для 4 классов разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования и составлена на основании Примерной программы
«Крымскотатарский язык для общеобразовательных организаций Республики Крым, 4
классы» (авторский коллектив:АблятиповА. С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э. Э.,
Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В.) под редакцией Аблятипова А.С. , 2015г.
Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов
федерального государственного образовательного стандарта у обучающихся 1
класса и составлена на основе:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 №373
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015
№1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»
В 4 классе предполагается 34 учебные недели, 34 часа, 1 час в неделю согласно
учебному плану МБОУ Орловский УВК на 2022 – 2023 учебный год.

1. Планируемые результаты
Предметные результаты обучающихся:
- осознание родного языка неотъемлемой частью национальной культуры народа;
- получение начальных представлений о нормах крымскотатарского языка
(орфографических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета;
- знание правил правописания;
- умение применять орфографические и пунктуационные
правила в объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать
звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения;
- умение работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять написанное,
обобщать знания о языке и применять их на практике, в том числе в различных
коммуникативных ситуациях.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ.
Личностные результаты обучающихся:
- формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, осо-знание
себя гражданами многонационального государства;
- ценностное отношение к своей малой Родине, семейным традициям, государствен-ной
символике, родному языку, к России;
- элементарные представления о мире как о многоязычном и поликультурном
сообществе; об эстетических и художественных ценностях культуры крымскотатарского народа;
- элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе,
а также между носителями разных культур;

- доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятель-ности
на основе этических норм;
- первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
- уважение к иному мнению и культуре других народов;
- осознание языка как основного средства общения между людьми;
- знакомство с языком через детский фольклор, некоторые образцы
детской художественной литературы, традиции.
Метапредметные результаты обучающихся:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в
пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекват-ные
языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникатив-ной
задачи;
- формирование умений использовать крымскотатарский язык с целью поиска
различной информации, умения составлять диалог на заданную тему;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего
школьника;
- формирование мотивации к изучению крымскотатарского языка.

Содержание учебного курса.
Повторение. Наша речь. Наш язык. Гласные и согласные звуки. Сочетание букв йи, ий, йы
в словах.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены
предложения. Простые и сложные предложения. Связь слов в предложении.
Слово. Лексическое значение слова. Состав слова. Аффикс. Аффиксы словообразования
имен существительных. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Собственные и нарицательные
имена существительные. Изменение имён существительных по падежам. Принадлежность
у имён существительных. Изменение имён существительных по лицам. Сказуемость у
имён существительных. Чередование согласных къ, к, п в корне слова у существительных
в форме принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Правописание имён
прилагательных с дефисом. Аффиксы словообразования имён прилагательных (-лы, -ли, лу, -лю, -сыз, -сиз, -суз, -сюз).
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Глагол.
Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола.
Времена глагола.
Наречие. Общее представление о наречии как части речи.
Повторение. Имя существительное. Имя прилагательное. Числительное. Местоимение.
Виды речевой деятельности
Слушание. Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы
на вопросы.

Говорение. Развитие диалогической речи. Овладения нормами речевого этикета,
культурой общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое овладение
монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение
интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение. Нахождение необходимой
информации в тексте и её обобщение.
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку,
письменное изложение. Составление небольших описаний, рассказов.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих
согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция
гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж].
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или
несколькими звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами
крымскотатарского языка. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей
различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и
мягкие слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Функция букв е, ё, ю, я.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений
Различение звука и буквы. Знакомство с крымскотатарским алфавитом.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов ипредложений, написание которых не расходится с
их произношением. Усвоение приемов и последовательности пСлово и предложение.
Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с

предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.
Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применением:
* раздельное написание слов;
* обозначение гласных после мягкого слога или твердого;
правильного списывания текста.* прописная (заглавная) буква в начале предложения, в
именах собственных;
* перенос слов по слогам без стечения согласных;
* знаки препинания в конце предложения.

Систематический курс
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих звуков.
Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Установление числа
и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами крымскотатарского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Твёрдые и мягкие слоги. Постановка ударения. Определение
ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Функция букв е, ё, ю, я. Установление соотношения
звуков и букв в слове.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы,
антонимы, омонимы. Прямое и переносное значение слова. Устойчивые сочетания слов.
Работа с разными словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и омонимов. Выделение
в словах корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения. Предложение.
Порядок слов в предложении (подлежащее предшествует сказуемому). Работа с
предложением. Связь слов в предложении. Виды предложений. Интонация в
предложении.
Простые
и
сложные
нераспространенные предложения.

предложения.

Распространенные

и

Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема
и главная мысль текста. Виды текста. Части текста.

Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Одушевленные и
неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена
существительные. Множественное число имен существительных. Принадлежность у имен
существительных (битам, битанъ, битасы). Сказуемость у имёнсуществительных.

Аффиксы словообразования имён существительных (-чы, чи, джы, джи, лук, люк, лик,
лыкъ). Изменение имён существительных по падежам. Изменение имён существительных
в притяжательной форме. Изменение имён существительных в непритяжательной форме.
Чередование согласных къ, к, п в корне слова у существительных в форме
принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Аффиксы словообразования имён
прилагательных (-лы, -ли, -лу, -лю, -сыз, -сиз, -суз, - сюз). Усилительные прилагательные
(ап-акъ, бем-беяз).
Местоимение .Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи.
Личные местоимения.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола.
Времена глагола. Глаголы повелительного наклонения. Уроки развития речи. Умение
формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно
говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую
культуру. Понимание прочитанного текста. Комплексная работа над структурой текста,
план текста. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Составление небольших
рассказов по серии сюжетных картин, наблюдений, на основе опорных слов. Знакомство с
основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): подробное,
выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинениеописание, сочинение - рассуждение.

3. Тематическое планирование. 4 класс
№

Название тем

Кол.час

1.
2.

Язык и речь. Звуки и буквы
Предложение

6
5

3.
4.

Слово в языке и речи
Имя существительное

5
5

5.

Имя прилагательное

2

6.
7.
8.

Числительное
Местоимение
Глагол. Повторение
Всего

4
2
5
34

К.р

1

1
1

4. Календарно-тематическое планирование. 4 кл.
№
урока

1

2
3

4
5

6

7
8

9
10
11

12

13

14

Тема урока

Язык и речь. Звуки и буквы (6ч.)
Наша речь. Виды речи. Крымскотатарский
алфавит.
Нутукъ. Къырымтатар элифбеси
Гласные звуки. Слог. Перенос слов.
Созукъ сеслер. Эджа. Сез авуштырув.
Р/ р Составление текста «Праздник урожая»
по картинке.
Н.и.Ресим боюнджа метин тизюв «Дервиза
байрамы».
Согласные звуки. Перенос слов.
Тутукъ сеслер. Сез авуштырув
Разделительный ь и ъ знак
Йымшакълыкъ ишарети, къаттылыкъ
ишарети айырыджы вазифеси.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Янъгъыравукъ ве сагъыр тутукълар
Предложение. (5 ч)
Предложение. Связь слов в предложении.
Джумле. Джумледеки сезлер арасында багъ.
Подлежащее и сказуемое - главные члены
предложения.
Муптеда ве хабер – джумленинъ баш
азалары.
Второстепенные члены предложения.
Джумленинъ экинджи дередже азалары.
Однородные члены предложения.
Джумленинъ сойдаш азалары.
Р/ р Составление текста по картинке на
тему «Желание учиться» Н.и. «Окъувгъа
авеслик». Ресимге эсасланып икяе этюв.
Слово в языке и речи (5ч.)
Лексическое значение слова. Однозначные
и многозначные слова. Синонимы и
антонимы.
Сезнинъ лексик манасы. Бир маналы ве чокъ
маналы сезлер. Синонимлер ве антонимлер.
Состав слова. Корень слова. Однокоренные
слова.
Сез теркиби. Сезнинъ тамыры. Тамырдаш
сезлер.
Окончание. Словообразующие
окончания.Словоизменяющие окончания.
Ялгъама. Сез япыджы ялгъамалар. Сез
денъиштириджи ялгъамалар.

Колво
часо
в

Дата
План.
Факт.

1

06.09

1

13.09

1

20.09

1

27.09

1

04.10

1

11.10

1

18.10

1

25

1
1
1

1

1

1

Примечание

15

16

17
18

19

20

21

22

23

24

25
26

27

28
29

Контрольный диктант с
грамматическим заданием № 1. Незарет
диктанты грамматик вазифе иле.
Работа над ошибками. Контрольный
словарный диктант. Хаталар узеринден
иш. Незарет сез диктанты
Части речи Имя существительное
(5ч.)
Части речи. Имя существительное. Сез
чешитлери. Исим.
Собственные и нарицательные имена
существительные. Число имен
существительных. Джыныс ве хас исимлер.
Исимлерде теклик ве чокълукъ сайылары.
Склонение. Изменение имён
существительных по падежам. Родительный
и дательный падежи.
Исимлернинъ келиш ялгъамаларынен
тюрленюви. Саипик ве догърултув
келишлери.
Винительный и творительный падежи имён
существительных. Предложный падеж.
Тюшюм ве ер келишлери. Чыкъыш келиши.
Аффиксы принадлежности в именах
существительных.
Исимлерде мулькиет ялгъамалары.
Имя прилагательное. Сыфат (2 ч.)
Имя прилагательное. Противоположные по
значению имена прилагательные.
Сыфат. Къыршы маналы сыфатлар.
Степень преувеличения в парных
прилагательных.
Чифт сыфатларда къуветлендирген
манасы.
Числительное. Сайы (4ч.)
Числительное. Количественные
числительные.
Сайы. Микъдар сайылары.
Порядковые числительные.
Сыра сайылары.
Написание числительных. Контрольное
списывание №2.
Сайыларнынъ язылувы. Кочюрип язув
Работа над ошибками. Хаталар узеринден
иш.
Местоимение (2ч.)
Местоимения. Личные местоимения.
Замир. Шахыс замирлери.
Единственное и множественное число
местоимений. Склонение местоимений.
Замирлерде теклик ве чокълукъ сайылары.
Замирлернинъ келишлернен тюрленюви.

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

30

31

32

33

34

Глагол. Повторение (5ч.)
Глагол. Положительная и отрицательная
форма глагола.
Фииль. Фииллерде мусбет ве менфий
шекиллери
Времена глаголов. Глаголы прошедшего
времени.
Фииллернинъ заманлары. Кечкен заман
фииллери.
Итоговый контрольный диктант с
грамматическим заданием №3.
Грамматик вазифе иле йыллыкъ незарет
диктанты.
Работа над ошибками. Контрольный
словарный диктант. Хаталар узеринден
иш. Незарет сез диктанты.
Повторение и обобщение изученного
материала в 4 классе.
4-джы сыныфта кечильген мевзуларны
текрарлав ве умумийлештирюв.

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».