9 кл. Обществознание

Рабочая программа
по обществознанию
на 2022 - 2023 учебный год – 9 класс.

Составлена учителем
истории и обществознания
Тантана М.М.
Рекомендована педагогическим советом
Протокол № 10
« 29 » _08_ 2022 г.

с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.
2010г. №1897;
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта общего образования (основное общее образование), на основе примерной
программы основного общего образования и авторской программы Л. Н.
Боголюбова(Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват.
организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — М. :
Просвещение, 2019.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон.
носителе/ [Н.Ф.Виноградова, Н.И. Городецкая. Л.Ф.Иванова и др. ]: под. ред. Л.Н.
Боголюбова Л.Ф. Ивановой: Рос. акад наук Рос.акад. образования изд-во Просвещение-3е- изд.- М: Просвещение. 2019 г.
Рабочая программа по обществознанию для 9 классов составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной
программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.
Н. Боголюбова.
На реализацию рабочей программы по обществознанию в 9 классе, согласно
учебному плану МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч. год, отводится по 1часу в
неделю, 34 часа в год.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты: освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в следующих сферах:
познавательной:
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
трудовой:
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
эстетической:
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими
способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее
осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Личностные результаты: освоения выпускниками основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность на направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни ;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма любви и уважения к Отечеству;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними
и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты: изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются:
- в умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально- философских
позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных

ролей (производитель, потребитель и др.) ;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение
выполнять познавательные и практические задания, в том числе и
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую ( пиз текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в тексте и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 9 класс
Введение. 1 час
РАЗДЕЛ 1. Политика
Политика и власть. Политическая система
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие
норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной
юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности
уголовного
процесса.
Суд
присяжных.
Конституционное
судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное
гуманитарное право

РАЗДЕЛ 2. ПРАВО
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система
судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное
российское
законодательство.
Основы
государственного,
административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая
защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура. Конституционное судопроизводство. Международная
защита прав. Правовые основы антитеррористической политики РФ.
Повторение

3. Тематический план. 9 класс
№
раздела
и тем
1.
2.
3.
4.

Наименование разделов и тем

Учебные
часы

Введение
Раздел 1. Политика
Раздел 2. Право
Повторение
Итого

1
8
22
3
34

Формы
контроля

1
1

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс
№
п/п
1.

Сроки выполнения
План
01.09

Название раздела, темы урока

Факт
Введение (1 час)
РАЗДЕЛ 1. ПОЛИТИКА (8 ч.)

2.

08.09

Политика и власть.

3.

15.09

Государство.

4.

22.09

Политические режимы.

5.

29.09

Правовое государство.

6.

06.10

Гражданское общество и государство.

7.

13.10

Участие граждан в политической жизни.

8.

20

Политические партии и движения.

9

27

Повторительно - обобщающий урок «Политика».
РАЗДЕЛ 2. ПРАВО (22 ч)

10.

Роль права в жизни человека, общества и государства.

11.

Правоотношения и субъекты права.

12.

Правонарушения.

13.

Юридическая ответственность

14.

Правоохранительные органы.

15.

Конституция Российской Федерации.

16.

Конституция Российской Федерации

Примечание

17.

Основы конституционного строя Российской Федерации.

18.

Права и свободы человека и гражданина.

19

Гражданские правоотношения.

20

Право на труд. Трудовые правоотношения.

21

Семейные правоотношения.

22

Административные правоотношения.

23

Уголовно-правовые отношения.

24

Социальные права.

25

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

26

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

27

Бюджет государства и семьи

28

Государственный бюджет Российской Федерации

29

Банковская система России

30

Пенсионные программы

31

Повторительно - обобщающий урок

32

Повторение

33

Повторение

34

Повторение

«Право».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».