Рабочая программа по обществознанию на 2022 - 2023 учебный год – 9 класс. Составлена учителем истории и обществознания Тантана М.М. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 « 29 » _08_ 2022 г. с. Орловское, 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе: - Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897; - в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы Л. Н. Боголюбова(Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — М. : Просвещение, 2019.). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Обществознание 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ [Н.Ф.Виноградова, Н.И. Городецкая. Л.Ф.Иванова и др. ]: под. ред. Л.Н. Боголюбова Л.Ф. Ивановой: Рос. акад наук Рос.акад. образования изд-во Просвещение-3е- изд.- М: Просвещение. 2019 г. Рабочая программа по обществознанию для 9 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. На реализацию рабочей программы по обществознанию в 9 классе, согласно учебному плану МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч. год, отводится по 1часу в неделю, 34 часа в год. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты: освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в следующих сферах: познавательной: - относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной: - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой: - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - понимание значения трудовой деятельности для личности и общества; эстетической: - понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной: - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - понимание значения коммуникации в межличностном общении; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. - знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Личностные результаты: освоения выпускниками основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: - мотивированность на направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни ; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма любви и уважения к Отечеству; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются: - в умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.) ; - овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; - умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе и использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: 1) на использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую ( пиз текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексте и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 9 класс Введение. 1 час РАЗДЕЛ 1. Политика Политика и власть. Политическая система Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право РАЗДЕЛ 2. ПРАВО Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав. Правовые основы антитеррористической политики РФ. Повторение 3. Тематический план. 9 класс № раздела и тем 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем Учебные часы Введение Раздел 1. Политика Раздел 2. Право Повторение Итого 1 8 22 3 34 Формы контроля 1 1 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс № п/п 1. Сроки выполнения План 01.09 Название раздела, темы урока Факт Введение (1 час) РАЗДЕЛ 1. ПОЛИТИКА (8 ч.) 2. 08.09 Политика и власть. 3. 15.09 Государство. 4. 22.09 Политические режимы. 5. 29.09 Правовое государство. 6. 06.10 Гражданское общество и государство. 7. 13.10 Участие граждан в политической жизни. 8. 20 Политические партии и движения. 9 27 Повторительно - обобщающий урок «Политика». РАЗДЕЛ 2. ПРАВО (22 ч) 10. Роль права в жизни человека, общества и государства. 11. Правоотношения и субъекты права. 12. Правонарушения. 13. Юридическая ответственность 14. Правоохранительные органы. 15. Конституция Российской Федерации. 16. Конституция Российской Федерации Примечание 17. Основы конституционного строя Российской Федерации. 18. Права и свободы человека и гражданина. 19 Гражданские правоотношения. 20 Право на труд. Трудовые правоотношения. 21 Семейные правоотношения. 22 Административные правоотношения. 23 Уголовно-правовые отношения. 24 Социальные права. 25 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. 26 Правовое регулирование отношений в сфере образования. 27 Бюджет государства и семьи 28 Государственный бюджет Российской Федерации 29 Банковская система России 30 Пенсионные программы 31 Повторительно - обобщающий урок 32 Повторение 33 Повторение 34 Повторение «Право».