Родной яз. 11 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей социально­
гуманитарного цикла.
Протокол № 6
от
2022г.
М.М. Тантана

СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДЕНО»
Директо
ОУ Орловский

Заместитель директора по УР
_В.Н. Сорокин
«29» 08 2022 г.

Р .М .Ш е р ем ет

Рабочая программа
по предмету
Родной язык (русский)
11 класс
на 2022-2023 учебный год

Составлена
учителем русского языка и
литературы
Ткач Т.А.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022 г„

С. Орловское, 2022г.

Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» (5-9 класс) осуществляется на основании
письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от20.04.2021 № 1503/01-14 «О
формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих
основные образовательные программы, на 2020/2021 учебный год».
Название учебного предмета уточняется записью (в скобках): Родной язык (русский)
При
определении содержания рабочей программы учебного предмета «Родной язык (русский)» используются
положения «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы среднего общего образования» (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 31 января 2018 года № 2/18).
РекомендуютсяУМК "Русский родной язык" для 5-9 классов. Авторы: Александрова О.М., Загоровская О.В.,
Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых
И.П. Издательство «Просвещение».
Определение содержания рабочей программы учебного предмета
«Родной язык (русский)»,
формирование дидактического обеспечения преподавания предмета в 10-11 классе производится
непосредственно учителем.
Количество часов по программе - 17, фактически запланировано - 17ч.: 0,5ч/нед.
Контрольных работ- 2 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
Предметные
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
2

определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,
доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально­
деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах
русского литературного языка;
использовать
основные
нормативные
словари
и справочники
для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
Выпускник научится:
3

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей
и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно
и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (3ч.)
Язык и речь. Речь говоримая и речь озвученная.Стили речи. Речевой этикет. Речевая ситуация.
Признаки хорошей речи (уместность, содержательность, выразительность). Практическая работа с текстами
сибирских писателей.
Раздел 2. Культура речи (10 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее
повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в
русском языке. Основные черты народно - разговорной речи г. Омска и Омской области. Написания,
подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях сибирских писателей. Словари русского языка. Лексический анализ
текста. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с
другими формами.
4

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения простых и сложных предложений.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Последовательность изложения. Виды связей предложений в тексте. Способы
изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

№
п/п
1
2
3
итого

Тематическое планирование
Название раздела
Из них
т/м
Язык и культура речи. (3ч.)
2
Культура речи (10ч.).
9
Речь. Речевая деятельность. Текст. (4ч.)
3
17 часов
14

Из них
р/р
1

1

Из них
к/р
1
1
2

Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
урока
1
Язык и речь. Стили речи. Речевой этикет.
2
Речевая ситуация. Признаки хорошей речи
3
Р/р. Практическая работа с текстами крымских писателей.

Количество
часов
1

Дата по
плану
02.09.22

1
1

16.09.22
30.09.22

Основные нормы современного литературного
произношения в русском языке. Разговорная речь
Морфологические особенности употребления
существительных, числительных, местоимений в речи

1

14.10.22

1

28.10.22

Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам русской
орфографии

1

11.11.22

1

25.11.22

Тест, К/О

1

09.12.22

1
1

23.12.22
20.01.23

Морфологические нормы как выбор вариантов
морфологической формы слова и ее сочетаемости с
другими формами.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения
простых и сложных предложений.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 часа)

1

03.02.23

Чтение
и
поним. текста
Зад. ЕГЭ- ИВС
Зад. ЕГЭ лексич. норм
Тест-е
в
формате ЕГЭ

1

17.02.23

1

03.03.23

14

Типы речи. Последовательность изложения

1

17.03.23

15

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте

1

31.03.23

16

Итоговая контрольная работа №2 за год (тест)
Способы изложения и типы текстов. Особенности
композиции и конструктивные приемы текста.

1

14.04.23

1

28.04.23

4
5

6

7
8
9
10
11

12
13

17

Контрольная

работа №1 по теме

«Основные

нормы

современного произношения»
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях русских писателей
Тропы и фигуры речи текстах русских авторов о природе в
Словари русского языка. Лексический анализ текста.

Дата по
факту

Примечание

Развитие УМР
Работа
с
текстами
Зад. ЕГЭ №4 нормы удар.
Зад ЕГЭ №5 морфолог.
нормы

Смысловое
чтение
Зад. ЕГЭ- ИВС

Развитие
письм. речи
Зад. ЕГЭ связи пред.в
тексте
Тест, К/О
Работа
тексто

с
5

Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета
Программа: Л.В.Бугрова. Русский язык: рабочая программа:10-11классы: базовый и углубленный
уровни// под редакцией Л.В.Бугровой.// М.: Вентана -Граф, 2017.
Учебные пособия «Русский язык. 5-11 класс Авторы: А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова, М.Г.
Маркина-Гурджи, А.С. Бурдина
Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
Пастухова Л.С. Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации. Издательство:
Нижняя Орианда, 2017 г. - 160 с.
Пастухова Л.С. Этюды о словах. Нижняя Орианда, 2008 г. - 88 с.
Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу "Основы речевой культуры и стилистики" Пособие
для учителя. Нижняя Орианда, 2013 г. - 160 с.
Пастухова Л.С. Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости. В помощь учителюсловеснику. Нижняя Орианда, 2015 г. -232 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. - 6-е изд. - М.: Айриспресс,2008. - 768 с.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».