10 родной яз

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей социально гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
/Тантана М.М./
Протокол № 6
от «29» 08. 2022 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
ректор МБОУ
рловский УВК
/Шеремет Р.М./
Приказ № 335
от «29» 08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
/Сорокин В.Н./

■.

«29» 08. 2022 г.

'

V

У:

Рабочая программа
по предмету
Родной язык (русский)
10 класс
2022- 2023 уч. год

Составлена
учителем русского
языка и литературы
Ткач Т.А.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
от «29» 08 2022 г

с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для учащихся 10 класса составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта РФ № 413 от 17.05.2012 г., учебным планом МБОУ Орловский УВК.
Место предмета в учебном плане
Программа предмета «Родной язык (русский)» в 10 классе рассчитана на 17учебных
часов (из расчета 0,5 часа в неделю).
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы общего (среднего) образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Планируемые результаты

•

•

•

•

•

•

•

□

□

Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов;
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

□ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач;
□ готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
□ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
• осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества;
• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка;
• распознавание, характеристика понимание и истолкование значения
фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и
истолкование значения крылатых слов и выражений;
• понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия
национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном
русском языке;
• общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение
значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное
употребление иноязычных слов;
• осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных
процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого
этикета;
• понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с
речевым этикетом других народов.
Учащиеся научатся:
• осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни
человека;
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;•
•

понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально культурным компонентом; комментировать историю происхождения
фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях
речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

•
•

•

•

•
•
•
•

•

владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее
соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения
этикетные формы, и принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;*
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и
мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы, помогающие
противостоять речевой агрессии.

Содержание курса
Язык и культура (6 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории
народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа».
Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении
фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс.
Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные
заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в
современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском
языке.
Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как
художественныйприем.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с

речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о
книге - рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе
словосочетания (приехать из Москвы - приехать с Урала). Нормы употребления
причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. Типичные
ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет­
полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Учебно-тематический план курса
Содержание раздела программы
Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
ИТОГО

Количество часов
6
7
4
17

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата по
плану

Дата по
факту

Кол-во
часов

Тема урока

Тема 1. Язык и культура (6 ч)
1

02.09.22

Русский язык - национальный
язык русского народа. Русский
язык в жизни общества и
государства.

2

16.09.22

Русский язык - язык русской
художественной литературы.
История русского литературного

Примечание

языка.
3

30.09.22

Лексические заимствования.
Причины заимствований.
Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой.

4

14.10.22

Национально-культурная
специфика русской фразеологии.

5

28.10.22

Русский язык как развивающееся
явление. Факторы, влияющие на
развитие языка: социально­
политические события и
изменения в обществе, развитие
науки и техники, влияние других
языков. Внешние и внутренние
факторы языковых изменений.
Группы лексических единиц по
степени устарелости. Исконно
русская лексика. Речевой этикет.

6

11.11.22

Русский язык как зеркало
национальной культуры и
истории народа. Проверочная
работа.
Тема2. Культура речи (7ч).

7

25.11.22

Основные орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка. Практикум.
Аналитическая работа. КИМы по
русскому языку. Орфоэпия
русского языка.

8

09.12.22

Практикум. Аналитическая
работа. КИМы по русскому
языку. Орфоэпия русского языка.

9

23.12.22

Основные лексические нормы
современного русского
литературного языка.

10

20.01.23

Практикум. Аналитическая
работа. КИМы по русскому
языку. Лексика русского языка.

11

03.02.23

Основные грамматические нормы
современного русского
литературного языка. Практикум.
Аналитическая работа КИМов по
русскому языку. Грамматические
( морфологические) нормы.

12

17.02.23

Практикум. Аналитическая
работа. КИМы по русскому

языку. Грамматические
(синтаксические) нормы. Речевой
этикет. Правила речевого этикета:
нормы и традиции
13

03.03.23

Контрольная работа. Нормы
литературного языка.
Тема 3 . Речь. Речевая
деятельность. Текст (4ч)

14

17.03.23

Язык и речь. Виды речевой
деятельности, логичность речи.
Текст как единица языка и речи.
Текст и его основные признаки.
Строение текста. Средства связи
предложений в тексте.

15

31.03.23

РР. Работа над проектом.
Подготовка сборника
«бывальщин», альманаха
рассказов, сборника стилизаций,
разработка личной странички для
школьного портала

16

14.04.23

Типы речи. Функциональные
разновидности языка. Разговорная
речь. Язык художественной
литературы. Официально-деловой
стиль. Научный стиль.
Публицистический стиль.

17

28.04.23

Богатство русского родного языка
по стилистике, по лексической
структуре, по синтаксическому
строю(обобщающий урок).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».