Русский яз 10 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей социально гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
(W W fy /Тантана М.М./
Протокол № 6
от «29» 08. 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
/Сорокин В.Н./У .у
«29» 08. 2022 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Д
..Ч ^
\
Директор МБОУ
ювский УВК
/Шеремет Р.М
^ Приказ № 335
6ТУ29» 08. 2022 г.
р

у

ч

Рабочая программа
по предмету
Русский язык
10 класс
2022- 2023 учебный год

Составлена
учителем русского
языка и литературы
Ткач Т.А.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
от «29» 08. 2022 г

с. Орловское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классе по учебно­
методическому комплекту авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. ведётся
в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25
ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6
апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля,
19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27
июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012
года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645 о
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 07.11.2018 года «Об
утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования».
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования:
одобрена 28 июня 2016. Протокол от №2/16 //Реестр примерных основных
общеобразовательных программ. - URL: http://fgosreestr.ru/wpcontent/uploads/2015/07/Primernava-osnovnava-obrazovatelnava-programma-srednegoobshhego-obrazovaniya.pdf
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 января 2017 г. № 69 «О
проведении мониторинга качества образования».
7. Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
На основании:
- статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ
утверждённого 29.12.2012 г.
- Устава МБОУ «Орловский УВК»
- учебного плана МБОУ «Орловский УВК»
- положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу), дисциплине (модулю)
педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГСОО,
утвержденного приказом № 91 от 01.07.2016г.
УМК Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. «Русский язык 10-11 классы. Базовый
уровень. Учебное пособие» М.»Просвещение»,2021 г, продолжает линию УМК
Рыбченкова Л.М. (5-9 классы) на старшей ступени образования.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часов (3 часа/ неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Предметные:
ученик научится: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов,* справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат,
проектную* работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои
мысли в устной и письменной форме;
ученик получит возможность научиться: создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой
сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем; владеть умениями информационной
переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов.
Метапредметные.
Познавательные: формулировать проблему, выдвигать аргументы,
* строить логическую цепь рассуждения
,* находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять
* библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных
источников;
* определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения,
выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели.
Регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными
способами; ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Коммуникативные:
владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно воспринимать устную и письменную речь;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной
проблеме;
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и
правила русского речевого этикета, прежде всего, в процессе изучения русского языка в
школе.
Личностные результаты.
Осознавать феномен родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности;
иметь представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
иметь представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
существенно увеличить продуктивный, рецептивный и потенциальный словарь;
расширить круг используемых языковых и речевых средств.
Содержание учебной программы.
Общее повторение - 5ч.

Язык как знаковая система и общественное явление -5ч. Язык и общество. Язык и
культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период
выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства;
период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период
выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как
учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе
.Язык и культура. Язык и общество - 2ч. Русский язык в Российской Федерации. Формы
существования русского национального языка. Словари русского языка.
Язык и речь. Культура речи- 44ч. Фонетика, орфоэпия: Обобщение, систематизация и
углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике,
орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности
русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Написания,
подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам
русской орфографии.
Лексика и фразеология: Лексическая система русского языка. Многозначность слова.
Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения:
исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки
зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы,
термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и
пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные
новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология.
Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и
фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.
Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование: Обобщающее повторение ранее
изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный
разбор. Морфология и орфография: Обобщающее повторение морфологии. Общее
грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности
морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и
грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь. Речевое общение-9 ч. Язык и речь. Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность употребления языковых средств .Виды ,сферы и
ситуации речевого общения .Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
Текст, его строение и виды его преобразования- 24 ч. Тезисы, конспект, аннотация,
выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста. Текст, его
строение, виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект.
Реферат. Оценка текста. Рецензия. Повторение изученного в 10 классе-13ч.
Тематическое планирование

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Повторение - 5
Язык как знаковая система - 5
Язык и общество - 2
Язык и речь. Культура речи - 44
Речь. Речевое общение - 9
Текст. Виды его переработки - 24
Повторение- 13

Итого - 102; из них к/р - 7.
Календарно-тематическое планирование
№
урока

1
2
3
4
5

6
7
8

9
10

11
12

13
14

Наименование разделов и
тем
Повторение изученного
(5ч*)*
Орфография, части речи,
пунктуация.
Орфография, части речи,
пунктуация.
Орфография, части речи,
пунктуация.
Орфография, части речи,
пунктуация.
Р.р. Рассуждение по
материалу упражнения 16.
Язык как знаковая
система и общественное
явление (5ч.)
Язык как знаковая система.
Язык и его функции.
Лингвистика как наука.
Русский язык как объект
научного изучения. Язык и
культура.
Р.р. Сочинение-рассуждение
по тексту.
Контрольная работа
№1(входная). Диктант.
Грамматическое задание.
Язык и общество (2ч).
Русский язык в Российской
Федерации.
Формы существования
русского национального
языка. Словари русского
языка.
Язык и речь. Культура
речи.(44ч).
Единицы языка. Уровни
языковой системы.
Культура речи как раздел

Сроки по
плану

Сроки по
факту

Кол-во
часов

05.09.22

1

06.09.22

1

07.09.22

1

12.09.22

1

13.09.22

1

14.09.22
19.09.22
20.09.22

1
1
1

21.09.22

1

26.09.22

1

27.09.22

1

28.09.22

1

03.10.22

1

04.10.22

1

Примечание

15
16
17
18

19

20

21

22

23

24

25

26

27
28
29
30
31
32
33

лингвистики.
Фонетика. Орфоэпические
нормы.
Фонетика. Орфоэпические
нормы.
Фонетика. Орфоэпические
нормы.
Лексикология и
фразеология. Лексические
нормы.
Лексикология и
фразеология. Лексические
нормы.
Лексикология и
фразеология. Лексические
нормы.
Лексикология и
фразеология. Лексические
нормы.
Контрольная работа
(изложение) №2 по теме
«Лексика».
Морфемика и
словообразование.
Словообразовательные
нормы.
Морфемика и
словообразование.
Словообразовательные
нормы.
Морфемика и
словообразование.
Словообразовательные
нормы.
Р.р. Сочинение рассуждение на морально­
этическую тему.
Морфология.
Морфологические нормы.
Морфология. Имя
существительное.
Морфология. Имя
существительное.
Морфология. Имя
прилагательное.
Морфология. Имя
прилагательное.
Морфология. Имя
числительное.
Морфология. Имя
числительное.

05.10.22

1

10.10.22

1

11.10.22

1

12.10.22

1

17.10.22

1

18.10.22

1

19.10.22

1

24.10.22

1

25.10.22

1

26.10.22

1

07.11.22

1

08.11.22

1

09.11.22

1

14.11.22

1

15.11.22

1

16.11.22

1

21.11.22

1

22.11.22

1

23.11.22

1

34
35
36
37
38
39
40

41
42
43

44

45
46
47
48

49
50
51
52
53
54
55
56

Морфология. Местоимение.
Наречие.
Морфология. Местоимение.
Наречие
Морфология. Глагол и его
формы.
Морфология. Глагол и его
формы.
Морфология. Проверочная
работа.
Контрольная работа №3
(сочинение).
Орфографические нормы
русского языка. Принципы
русской орфографии.
Правописание гласных в
корне.
Правописание гласных в
корне.
Правописание приставок.
Буквы Ы, И после
приставок.
Правописание приставок.
Буквы Ы, И после
приставок.
Правописание Н и НН в
словах разных частей речи.
Правописание Н и НН в
словах разных частей речи.
Правописание Н и НН в
словах разных частей речи.
Контрольная работа
№4(изложение с
элементами сочинения).
Правописание НЕ с разными
частями речи.
Работа над ошибками.
Правописание НЕ в разных
частях речи.
Правописание НЕ в разных
частях речи.
Правописание предлогов,
союзов, частиц.
Правописание предлогов,
союзов, частиц.
Правописание предлогов,
союзов, частиц.
Контрольная работа
(тест) №5 по теме
«Морфология.
Орфография».

28.11.22

1

29.11.22

1

30.11.22

1

05.12.22

1

06.12.22

1

07.12.22

1

12.12.22

1

13.12.22

1

14.12.22

1

19.12.22

1

20.12.22

1

21.12.22

1

26.12.22

1

27.12.22

1

28.12.22

1

09.01.23

1

10.01.23
11.01.23

1
1

16.01.23

1

17.01.23

1

18.01.23

1

23.01.23

1

24.01.23

1

57
58
59

60

61

62
63
64
65

66
67
68
69

70

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

81

Речь. Речевое общение
(9ч.)
Язык и речь.
Язык и речь.
Речевое общение. Виды,
сферы и ситуации речевого
общения.
Речевое общение. Виды,
сферы и ситуации речевого
общения.
Речевое общение. Виды,
сферы и ситуации речевого
общения.
Речевая деятельность. Виды
речевой деятельности
Речевая деятельность. Виды
речевой деятельности
Речевая деятельность. Виды
речевой деятельности
Р.р. Речевое общение
Текст. Виды его
преобразования (24ч.)
Признаки текста
Признаки текста
Признаки текста
Информационная
переработка текста. План.
Тезисы. Конспект
Информационная
переработка текста. План.
Тезисы. Конспект
Комплексная работа с
текстом.
Комплексная работа с
текстом.
Комплексная работа с
текстом.
Реферат. Аннотация
Реферат. Аннотация
Реферат. Аннотация
Оценка текста. Рецензия
Оценка текста. Рецензия
Оценка текста. Рецензия
Р.р.Контрольнаяработа №
6 по теме
«Информационная
переработка текста».
Р.р.Контрольная работа №
6 по теме
«Информационная
переработка текста».

25.01.23
30.01.23
31.01.23

1
1
1

01.02.23

1

06.02.23

1

07.02.23

1

08.02.23

1

13.02.23

1

14.02.23

1

15.02.23
20.02.23
21.02.23
22.02.22

1
1
1
1

27.02.23

1

28.02.23

1

01.03.23

1

06.03.23

1

07.03.23
13.03.23
14.03.23
15.03.23
27.03.23
28.03.23
29.03.23

1
1
1
1
1
1
1

03.04.23

1

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Р.Р. Практикум. Работа с
текстом.
Р.Р. Практикум. Работа с
текстом.
Итоговая контрольная
работа в формате ЕГЭ №7
Итоговая контрольная
работа в формате ЕГЭ №7
Итоговая контрольная
работа в формате ЕГЭ №7
Анализ, коррекция
контрольной работы.
Анализ, коррекция
контрольной работы.
Анализ, коррекция
контрольной работы.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.

04.04.23

1

05.04.23

1

10.04.23

1

11.04.23
12.04.23

1

18.04.23

1

19.04.23

1

24.04.23

1

25.04.23
26.04.23
02.05.23
03.05.23
10.05.23
15.05.23
16.05.23
17.05.23
22.05.23
23.05.23
24.05.23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета
1.
Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
2.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М.: Русский язык, 1990.
3.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. - М.:
Высшая школа, 2008. - 253 с.
4.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. - М. Наука,
1993.
5.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. - М.: Высшая школа, 1988.
6.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988
7.
Ладыженская Т. А. Школьная риторика: 5-9 класс: Учебное пособие для
общеобразовательной школы. В 2 ч / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: «Баласс»,
«Ювента», 2012 г.
8.
Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2003.
9.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2001.
10.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для
учителя. - М.:ТД «Русское слово», 2001.
11.
Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся. -М.:Флинта:
Наука, 2004. - 200 с.
12.
Никитина Е.И. Русская речь. - М.:Просвещение,1995.

13.
Пастухова Л.С. Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о
пунктуации. Издательство: Нижняя Орианда, 2017 г. - 160 с.
14.
Пастухова Л.С. Этюды о словах. Нижняя Орианда, 2008 г. - 88 с.
15.
Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу "Основы речевой культуры и
стилистики" Пособие для учителя. Нижняя Орианда, 2013 г. - 160 с.
16.
Пастухова Л.С. Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости. В
помощь учителю-словеснику. Нижняя Орианда, 2015 г. -232 с.
Словари
17.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М.:
Айрис-Пресс, 2004.
18.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель,2005.
19.
Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать
ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011.
20.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
21.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М.: Флинта, Наука, 1997.
22.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. - М., 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».