Рабочая программа по родному русскому языку 7 класс

Рабочая программа
по предмету
Родной (русский) язык 7 класс
на 2022-2023 учебный год

Составлена
учителем русского языка и
литературы
Скрипкой Е.Н.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022 г..

С. Орловское, 2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации от
29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год);
письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего
образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об
утверждении ФГОС основного общего образования";
приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
примерной основной образовательной программой основного общего образования;
учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч.год
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных школах в 2019-2020 учебном году с изменениями и дополнениями;
программа рассчитана на 34 часа, 1ч/нед. (34 раб./нед.).
Универсальные учебные достижения.
Личностные:
•

воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителе культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;

•

приобщение к литературному наследию своего народа;

•

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

•

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа.

Метапредметные:
•

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

•

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные:
•

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

•

осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире;
2

•

осознание роли русского родного языка в жизни человека;

•

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка
с историей общества;

•

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка;

•

понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи;

•

понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и произведениях художественной
литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой;

•

осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; распознавание, характеристика.

•

понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментирование истории происхождения таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях
речевого общения;

•

понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

•

характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная;

•

понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия
национальных культур;

•

характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских
языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

•

распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии
русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов
(стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

•

понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание
слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее
представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения
лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление
иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе языка;

•

перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

•

определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере
употребления и стилистической окраске;

•

определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов
как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия
диалектизмов;

•

осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах
в современном русском языке;
3

•

соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

•

использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых
словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических
словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов,
антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

•

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний:

•

стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка:

•

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;

•

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;

•

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка
и правил речевого этикета;

•

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

•

стремление к речевому самосовершенствованию;

•

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

•

осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;

•

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка:

•

различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и
стилями речи;

•

различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

•

употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

•

понимание активных процессов в области произношения и ударения;

•

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

•

нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

•

употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;

•

употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной
литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
4

•

различение стилистических вариантов лексической нормы;

•

употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;

•

употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов
лексической нормы;

•

различение типичных речевых ошибок;

•

редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление
речевых ошибок в устной речи;

•

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

•

различение вариантов грамматической нормы:

•

соблюдение основных норм русского речевого этикета;

•

ситуациях делового общения;

•

понимание активных процессов в русском речевом этикете;

•

соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного в основном курсе);

•

соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки
(в рамках изученного в основном курсе);

•

использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;

•

использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей
для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

•

использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в
процессе редактирования текста;

•

использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

•

использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи.

•

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации):

•

владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным,
критическим, интерактивным) монологической речи,

•

учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;

•

владение различными видами чтения учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

•

умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного
текста;

5

•

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический
план текста;

•

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста;

•

владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях;

•

уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения;

•

участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

•

умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;

•

владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта;
оценки;

•

создание устных и письменных текстов описательного типа

•

создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин
неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

•

создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности;

•

чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров;

•

чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных
текстов или их фрагментов;

•

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
7 КЛАСС (34 часа)

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова
как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни
обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических
единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте
(губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи.

6

Раздел 2. Культура речи (10 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с
непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и
точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы
управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий –
висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚
сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление
грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие
и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды
абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки
текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
7

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Резерв учебного времени – 4ч.

Тематическое планирование уроков в 7-м классе
(1 час в неделю/34 часа в год)
№
п /п

Тема

Кол-во
часов

1.

Язык и культура

11

2.

Культура речи

11

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст

11

4

Резервные уроки

1

ИТОГО

34

В том числе
Контрольные работы
Тест

Творческая работа
1
1
1

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык (русский)
для 7-го класса (34 часа)

№

Тема урока

Кол-во Дата
часов (план)

Дата
(факт)

Раздел 1. Язык и культура (11 часов)
1

Русский язык как развивающееся явление. Связь
исторического развития языка с историей общества.

1

05.09

2

Факторы, влияющие на развитие языка: социальнополитические события и изменения в обществе, развитие 1
науки и техники, влияние других языков.

12.09

3

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

1

19.09

4

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
1
предшествующих эпох

26.09

5

Историзмы как слова, вышедшие из употребления по

1

03.10
8

причине ухода из общественной жизни обозначенных ими
предметов и явлений, в том числе национально-бытовых
реалий
6

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы

1

10.10

7

Творческая работа

1

17.10

8

Анализ творческой работы

1

24.10

9

Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов.

1

07.11

10

Актуализация устаревшей лексики в новом речевой
контексте

11

Лексические заимствования последних десятилетий.
Употребление иноязычных слов как проблема культуры
речи.

14.11

1

21.11

1

28.11

13

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи.
Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
1
способы управления, функционально-стилевая окраска и
употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи

05.12

14

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка. Типичные ошибки
грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица
единственного числа настоящего и будущего времени (в
том числе способы выражения формы 1 лица настоящего
и будущего времени глаголов очутиться, победить,
убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов
1
совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи
однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий –
горячий. Варианты грамматической нормы: литературные
и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках.

12.12

Раздел 2. Культура речи (11 часов).
Основные орфоэпические нормы
12

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных причастий прошедшего времени‚
деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚
на гору)

9

15

Литературный и разговорный варианты грамматической
норм

1

19.12

16

Тест. Культура речи.

1

26.12

17

Анализ тестовой работы.

1

09.01

1

16.01

Речевой этикет
18

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная
громкость речи‚ средний темп речи.

19

Русская этикетная речевая манера общения: сдержанная
артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.

1

23.01

20

Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре.

1

30.01

21

Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет
использования изобразительных жестов

1

06.02

22

Замещающие и сопровождающие жесты.

1

13.02

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
23

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные
стратегии и тактики устного общения: убеждение,
1
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и
др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.

20.02

Текст как единица языка и речи
24

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки
текстов, их типы

1

27.02

25

Основные типы текстовых структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Информативная функция заголовков.

1

06.03

26

Тексты аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение.

1

13.03

27

Творческая работа

1

27.03

28

Анализ творческой работы

1

03.04

1

10.04

Функциональные разновидности языка
29

Разговорная речь. Беседа

10

30

Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и
некорректные приёмы ведения спора.

1

24.04

31

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст
рекламного объявления, его языковые и структурные
особенности.

1

08.05

32

Язык художественной литературы. Фактуальная и
подтекстная информация в текстах художественного
1
стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.

15.05

33

Тест.

1

22.05

34

Анализ тестовой работы. Итоговый урок.

1

Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета
Рекомендуются УМК "Русский родной язык" для 5-9 классов. Авторы: Александрова
О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н.,
Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Издательство «Просвещение».
1.
Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
2.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990.
3.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. – М.:
Высшая школа, 2008. – 253 с.
4.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М. Наука,
1993.
5.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1988.
6.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988
7.
Ладыженская Т. А. Школьная риторика: 5-9 класс: Учебное пособие для
общеобразовательной школы. В 2 ч / под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: «Баласс», «Ювента»,
2012 г.
8.
Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2003.
9.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
10.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. М.:ТД «Русское слово», 2001.
11.
Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся. –М.:Флинта:
Наука, 2004. – 200 с.
12.
Никитина Е.И. Русская речь. - М.:Просвещение,1995.
13.
Пастухова Л.С. Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о
пунктуации. Издательство: Нижняя Орианда, 2017 г. – 160 с.
14.
Пастухова Л.С. Этюды о словах. Нижняя Орианда, 2008 г. – 88 с.
15.
Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу "Основы речевой культуры и
стилистики" Пособие для учителя. Нижняя Орианда, 2013 г. – 160 с.
16.
Пастухова Л.С. Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости. В помощь
учителю-словеснику. Нижняя Орианда, 2015 г. -232 с.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».