Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык 7 класс на 2022-2023 учебный год Составлена учителем русского языка и литературы Скрипкой Е.Н. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» 08. 2022 г.. С. Орловское, 2022г. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год); письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766; приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования"; приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; примерной основной образовательной программой основного общего образования; учебным планом МБОУ Орловский УВК на 2022-2023 уч.год федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах в 2019-2020 учебном году с изменениями и дополнениями; программа рассчитана на 34 часа, 1ч/нед. (34 раб./нед.). Универсальные учебные достижения. Личностные: • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителе культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа; • приобщение к литературному наследию своего народа; • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. Метапредметные: • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные: • Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; 2 • осознание роли русского родного языка в жизни человека; • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; • понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; • понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой; • осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика. • понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; • понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; • характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; • характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); • распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); • понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе языка; • перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; • определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске; • определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; 3 • соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; • использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений. • Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний: • стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; • анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; • стремление к речевому самосовершенствованию; • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; • осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: • различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи; • различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; • употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; • понимание активных процессов в области произношения и ударения; • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: • нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов; • употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; • употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; 4 • различение стилистических вариантов лексической нормы; • употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; • употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы; • различение типичных речевых ошибок; • редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: • различение вариантов грамматической нормы: • соблюдение основных норм русского речевого этикета; • ситуациях делового общения; • понимание активных процессов в русском речевом этикете; • соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); • соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); • использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления; • использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; • использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; • использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; • использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. • Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): • владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи, • учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи; • владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста; 5 • умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; • проведение анализа прослушанного или прочитанного текста; • владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; • уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения; • участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре; • умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; • владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки; • создание устных и письменных текстов описательного типа • создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; • создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; • чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров; • чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов; • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 7 КЛАСС (34 часа) Раздел 1. Язык и культура (10 ч.) Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. 6 Раздел 2. Культура речи (10 ч.) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Речевой этикет Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Текст как единица языка и речи Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. 7 Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Резерв учебного времени – 4ч. Тематическое планирование уроков в 7-м классе (1 час в неделю/34 часа в год) № п /п Тема Кол-во часов 1. Язык и культура 11 2. Культура речи 11 3. Речь. Речевая деятельность. Текст 11 4 Резервные уроки 1 ИТОГО 34 В том числе Контрольные работы Тест Творческая работа 1 1 1 Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык (русский) для 7-го класса (34 часа) № Тема урока Кол-во Дата часов (план) Дата (факт) Раздел 1. Язык и культура (11 часов) 1 Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. 1 05.09 2 Факторы, влияющие на развитие языка: социальнополитические события и изменения в обществе, развитие 1 науки и техники, влияние других языков. 12.09 3 Устаревшие слова как живые свидетели истории. 1 19.09 4 Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления 1 предшествующих эпох 26.09 5 Историзмы как слова, вышедшие из употребления по 1 03.10 8 причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий 6 Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы 1 10.10 7 Творческая работа 1 17.10 8 Анализ творческой работы 1 24.10 9 Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. 1 07.11 10 Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте 11 Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. 14.11 1 21.11 1 28.11 13 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, 1 способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи 05.12 14 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов 1 совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. 12.12 Раздел 2. Культура речи (11 часов). Основные орфоэпические нормы 12 Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) 9 15 Литературный и разговорный варианты грамматической норм 1 19.12 16 Тест. Культура речи. 1 26.12 17 Анализ тестовой работы. 1 09.01 1 16.01 Речевой этикет 18 Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи. 19 Русская этикетная речевая манера общения: сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. 1 23.01 20 Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. 1 30.01 21 Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов 1 06.02 22 Замещающие и сопровождающие жесты. 1 13.02 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 часов) Язык и речь. Виды речевой деятельности 23 Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, 1 комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. 20.02 Текст как единица языка и речи 24 Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы 1 27.02 25 Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Информативная функция заголовков. 1 06.03 26 Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. 1 13.03 27 Творческая работа 1 27.03 28 Анализ творческой работы 1 03.04 1 10.04 Функциональные разновидности языка 29 Разговорная речь. Беседа 10 30 Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. 1 24.04 31 Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. 1 08.05 32 Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного 1 стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. 15.05 33 Тест. 1 22.05 34 Анализ тестовой работы. Итоговый урок. 1 Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета Рекомендуются УМК "Русский родной язык" для 5-9 классов. Авторы: Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. Издательство «Просвещение». 1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984. 2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 1990. 3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. – М.: Высшая школа, 2008. – 253 с. 4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. – М. Наука, 1993. 5. Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1988. 6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988 7. Ладыженская Т. А. Школьная риторика: 5-9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч / под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: «Баласс», «Ювента», 2012 г. 8. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, 2003. 9. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001. 10. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. М.:ТД «Русское слово», 2001. 11. Матвеева Т.В. «15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся. –М.:Флинта: Наука, 2004. – 200 с. 12. Никитина Е.И. Русская речь. - М.:Просвещение,1995. 13. Пастухова Л.С. Пора привлечь внимание к знакам препинания, или Кое-что о пунктуации. Издательство: Нижняя Орианда, 2017 г. – 160 с. 14. Пастухова Л.С. Этюды о словах. Нижняя Орианда, 2008 г. – 88 с. 15. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу "Основы речевой культуры и стилистики" Пособие для учителя. Нижняя Орианда, 2013 г. – 160 с. 16. Пастухова Л.С. Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости. В помощь учителю-словеснику. Нижняя Орианда, 2015 г. -232 с. 11