Рабочая программа по родной русской литературе 8 класс

Рабочая программа
по предмету
Родная литература (русская)
8 класс на 2022-2023 учебный год

Составлена
учителем русского языка и литературы
Скрипкой Е.Н.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022 г..
С. Орловское, 2022

Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Родная (русская) литература» (5-9 класс) осуществляется на основании письма Министерства
образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных
организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2020/2021 учебный год». Название учебного
предмета уточняется записью (в скобках): Родная (русская) литература. При определении содержания рабочей программы учебного
предмета «Родная (русская) литература» используются положения «Примерной программы по учебному предмету «Родная литература
(русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования» (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20). Рекомендуется УМК "Родная
русская литература. 5-9 классы". Авторы: Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н.,
Мухаметшина Р.Ф. Издательство «Просвещение».
Согласно учебному плану МБОУ Орловский УВК рабочая программа рассчитана на 17 часов, 34 раб нед./ 0,5 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская) » в 8 классе
Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение 12
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
2

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера. Метапредметные результаты.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
3

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Метапредметные результаты.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
4

аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом 14 чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
2. Содержание учебного материала
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю.
Устное народное творчество. .(1 ч) Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия
Древнерусская литература.(2ч) "Повесть о разорении Рязани Батыем". Житийный жанр в древнерусской литературе.
«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты)
Литература 18 века.(1ч) Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества,
утверждение автором.
Литература 19 века.(4ч) Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...","Природа-сфинкс.
И тем она верней..." И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости, превратностей судьбы.
5

Н.С.Лесков.Рассказ"Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви А.П.Чехов. Тема
духовного поражения в рассказе "Анна на шее". Губительность торжества материального над духовным.
Литература 20 века (5ч.) И.А. Бунин. Красота человеческой души в рассказе "Сверчок". К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза".
Публицистика. В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерке "Помнить о Родине". Ю.П.Герман. Очерк
жизни и творчества. Обзор произведений "Россия молодая", "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь"
Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. К.Д. Воробьев. Уроки доброты и
милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты". К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои
силы в рассказе "Седой тополь". К.Д.Воробьев . "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.
3. Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)» (17 часов)

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название раздела

Количество часов на изучение темы

Устное народное творчество
Древнерусская литература
Литература 18 века
Литература 19 века
Литература 20 века
Итоговый урок

1ч
2ч
1ч
4ч
8ч
1ч

6

4. Календарно-тематическое планирование по курсу «Родная литература (русская)» -8 класс (17 часов)
№
урока

Тема урока

1

Уст. народное творчество. Истор. песни, лирич.
песни, календарно-обрядовая поэзия.

2

Количество
часов

Дата проведения
План

Факт

1

07.09

07.09

Древнерусская литература. "Повесть о
разорении Рязани Батыем".

1

21.09

21.09

3

Житийный жанр в древнерусской литературе.
«Житие преподобного Сергия
Радонежского» (фрагменты)

1

05.10

05.10

4

Литература 18 века. Д.И.Фонвизин. Социальнонравственная проблематика пьесы "Бригадир".
Истоки духовных пороков общества,
утверждение автором гражданских идеалов.

1

19.10

19.10

5

Литература 19 века. Ф.И. Тютчев. Красота
русской земли в лирике поэта. "Как сладко
дремлет сад темно-зеленый!...","Природасфинкс. И тем она верней..."

1

16.11

6

И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой
любви, духовной зрелости, превратностей
судьбы.

1

30.11

Примечание

7

7

Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"протест против социальной несправедливости,
гимн верной и преданной любви

1

14.12

8

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в
рассказе "Анна на шее". Губительность
торжества материального над духовным

1

28.12

9

Литература 20 века И.А. Бунин. Красота
человеческой души в рассказе "Сверчок".

1

18.01

10

К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза".
Жанровые особенности произведения,
проблематика, сложность и многогранность
авторской оценки

1

01.02

11

К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в
рассказе "У кого поселяются аисты"

1

15.02

12

К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на
войне, мужество и стойкость, вера в свои силы
в рассказе "Седой тополь"

1

01.03

14

Е.И.Носов . Жестокая правда войны, трудная
цена Победы в произведении "Красное вино
Победы"

1

15.03

8

15

Ю.П.Герман. Очерк жизни и творчества. Обзор
произведений "Россия молодая", "Дорогой мой
человек", "Дело, которому ты служишь"

1

29.03

16

РР. Сжатое изложение. В.М. Песков - писатель,
журналист, фотокорреспондент. Образ России в
очерке "Помнить о Родине".

1

12.04

17

РР. Сжатое изложение Итоговый урок.

1

26.04
10.05
24.05

Электронные образовательные ресурсы
(в том числе при организации дистанционного обучения)
Следующие учебные пособия рекомендуется использовать в преподавании предмета:
http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://www.myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия.
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.
9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».