Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа
по предмету
Литература
7 класс
на 2022-2023 учебный год
Составлена
учителем русского языка и литературы
Скрипкой Е.Н.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» 08. 2022 г..
С. Орловское, 2022

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету литература 7 класс составлена на основе ФГОС основного общего образования, Примерной
программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,
2014) к учебнику «Литература. 7 класс» в 2-х частях В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016), в соответствии с учебным планом МБОУ
Орловский УВК на 2022- 2023 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 51 час (1,5 часа в неделю).
Программа реализуется с использованием УМК под ред. Коровиной В.Я. (Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. — М.: Просвещение, 2014).

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» В 7 КЛАССЕ.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
2

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного
звучания;

3

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА».
ВВЕДЕНИЕ
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в
художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и
эстетическому идеалу.
4

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,
«СорокиВедьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры
фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие
представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
Различные виды пересказов.
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа,
прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость,
чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие
Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых
будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные
представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный
ответ на проблемный вопрос
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
Различные виды пересказов.
5

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Внимание к личности, гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных
идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и
ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание».
Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в
коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский

бой»), «Медный

всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге».

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный
источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления
Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
6

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена:
размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого
достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об исторической прошлой Руси.
Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о
«небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее
проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,
символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его
товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
7

Литературный герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении

пейзажа.

Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные
вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за
осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как
разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование
выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и
«Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства»,
противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)
Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера.
Рецензирование выразительного чтения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
8

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и
сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление
плана письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления
чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие
понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов.
Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство
юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
Устная и письменная характеристика героев.
«Край тымой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию
не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
9

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».

Воспитание детей в семье.

Герой рассказа: сложность

взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя
(развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое,
творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя
(развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и
общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание
лирического героя стихотворения.
Теория

литературы. Лирический герой (начальные представления).

Обогащение

знаний

о ритме

и

рифме. Тоническое

стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака».Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
10

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие
представлений)
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Анализ эпизодов.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть
окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение
(начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим
зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—
участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А.
Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ
стихотворений.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические
проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.

11

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.
Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского
мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.
Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы
человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.
12

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к
окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.
Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом.
Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою,
павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота
времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
13

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный
ответ на проблемный вопрос.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование раздела

№
п/п

Количество
часов

Из них
ВЧ

Из них
РР

1.

Введение.

1

2.

Устное народное творчество.

5

3.

Из древнерусской литературы.

3

4.

Из русской литературы 18 века.

1

5.

Из русской литературы 19 века.

20

1

2

6.

Из русской литературы 20 века.

17

2

1

7.

Из зарубежной литературы.

4

8.

Итого:

51

4

4

Из них

Из них

КР

1

тестов

1

1

1

1

1

3

3

4. КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

14

№
п/п

Дата по
плану

Дата по факту

Кол-во
часов

Название раздела, тема урока

Формы контроля

Примечание

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
1

05.09

05.09

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная
проблема литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч.)

2

09.09

09.09

1

3

14.09
3

14.09

1

Предания как поэтическая автобиография народа. Устный
рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение
Ивана Грозного», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного
героя как отражение нравственных идеалов русского
народа.

4

21.09

21.09

1

5.

23.09

23.09

1

6.

28.09

23.09

1

Внеклассное чтение № 1. Русские былины Киевского и
Новгородского циклов. Былина «Садко» и «Илья Муромец и
Соловей-разбойник». Своеобразие и поэтичность былины.
Входная контрольная работа (тест).
Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные
жанры фольклора.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

7.

05.10

05.10

8.

07.10

1

9.

12.10

1

1

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные
заветы Древней Руси. Поучение как жанр древнерусской
литературы.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и
верности. Житие как жанр древнерусской литературы.
РР 1. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».
Классное сочинение.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (1 ч.)

Сочинениеминиатюра №1

15

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека.
Литературное творчество М.В.Ломоносова. «К статуе Петра
Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года» (отрывок).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (20 ч.)
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный
источник. Тема судьбы в балладе.

10.

19.10

1

11.

21.10

1

12.

26.10

1

13.

09.11

1

14

16.11

1

15

18.11

1

16.

23.11

1

17.

30.11

1

18.

02.12

1

Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная основа повести. Тарас Бульба и
его сыновья.

19.

07.12

1

РР №3. Классное сочинение №2 по повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба».

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Историческая
основа поэмы «Медный всадник». Образ Петра I. «Полтава»
(отрывок). Сопоставление Петра 1 и Карла 12.
А.С. Пушкин. Драма "Борис Годунов": сцена в Чудовом
монастыре. Образ летописца
Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть
о «маленьком» человеке.
М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения
"Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема
гармонии человека и природы
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма
об историческом прошлом России. Конфликт и система
образов.
РР 2. Подготовка к написанию домашнего сочинения №1 по
«Песне…».

16

20.

14.12

1

21.

16.12

1

22.

21.12

1

23.

28.12

1

24.

30.12

1

25.

11.01.2023

1

26.

13.01

1

27.

18.01

1

28.

25.01

1

29.

27.01

1

30.

01.02

1

31.

08.02

1

32.

10.02

1

И.С. Тургенев цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о
жизни народа.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.» Русский язык»,
«Близнецы», «Два богача». История создания цикла.
Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня
Трубецкая». Величие духа русской женщины.
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль
поэта за судьбу народа.
А.К. Толстой. Тема «древнерусского рыцарства» в
исторических балладах.
Контрольная работа за 1-е полугодие по творчеству
М.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева,
Н.А.Некрасова.
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Страшная сила сатиры.
Внеклассное чтение 2. А.К.Толстой Исторические баллады
«Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».
Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Автобиографический
характер повести. Сложность взаимоотношений детей и
взрослых.
Анализ собственных поступков героя в повести «Детство»
Л.Н. Толстого. Духовный мир главного героя.
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл
названия произведения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (17 ч.)
И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ
«Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

17

33.

15.02

1

34.

22.02

1

35.

24.02

1

36.

01.03

1

37.

03.03

1

38.

10.03

1

39.

15.03

1

40.

29.03

1

41.

05.04

1

42.

07.04

1

43.

12.04

1

М. Горький «Детство» (главы): темные стороны жизни.
Автобиографический характер повести.
. М. Горький «Детство» (главы): светлые стороны жизни.
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».
Характеристика положительных героев.
«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха
Изергиль». Подвиг во имя людей. Романтический характер
произведения.
В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в
жизни человека и общества. В.В. Маяковский «Хорошее
отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Внеклассное чтение. Л.Н. Андреев «Кусака».
Нравственные проблемы рассказа.
А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к
человеку.
Внеклассное чтение. На дорогах войны.
Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова,
А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова.
РР 4. Подготовка к домашнему сочинению №2. «Нужны ли
в жизни сочувствие и сострадание?».
Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и
нравственно-экологические проблемы рассказа.
Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило
нравственности человека.

18

44.

19.04

1

45.

21.04

1

46.

26.04

1

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль –
макушка лета…», «На дне моей жизни…» Краткий рассказ
о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и
природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах
книги «Земля родная» (главы). Р.Гамзатов. Возвращение к
истокам, основам жизни в стихах поэта. «Опять за спиною
родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…»
(из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».
М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

47.

03.05

1

Годовая контрольная работа №3.

48.

05.05

1

49.

10.05

1

. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.) Р.Бернс.
Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о
справедливости и честности.
0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во
имя любви.

50.

17.05

1

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

51.

19.05

1

Итоговый урок

52.

24.05

Тесты.

Задания для летнего чтения.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,
В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – 3 –е изд., - М. «Просвещение», 2016.
1.

Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

19

2.

Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.:
Дрофа, 2010.

3.

Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.

Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

5.

Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. –
Волгоград: Учитель, 2009.

6.

Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. –
Волгоград: Учитель, 2007.

7.

Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство
«Учитель».

8.

Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».