Рабочая программа по изобразительному искусству

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса разработана в
соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»;приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной
решением Коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;рабочей программы воспитания МБОУ
Орловский УВК.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путем освоения начальных основ
художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся,
формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни
людей.
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически
доступным
разнообразием
художественных
материалов.
Практическая
художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени.
При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру
формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе
практического решения художественно-творческих задач.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. На изучение предмета
«Изобразительное искусство» в 1 классе учебным планом отводится 1 час в неделю — 33 часа (33
учебные недели).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:

уважения и ценностного отношения к своей Родине - России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в
социально-значимой деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности;

интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах
нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и
творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности
конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к
жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей
жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие
работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют
пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством
помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей
способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально
значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о
высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а
также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный
интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки
исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической
направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы и ее образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой
работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального,
практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая
инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные
требования к определенным заданиям по программе.
Метапредметные результаты
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:

характеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;

находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;

сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между
собой;

обобщать форму составной конструкции;


выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном образе) на установленных основаниях;

абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;

соотносить тональные отношения (темное — светлое) в пространственных и
плоскостных объектах;

выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в
пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:

проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения
выразительных свойств различных художественных материалов;

проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного
выполнения художественных заданий;

проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определенных
учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и
состояния природы, предметного мира человека, городской среды;

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и
предметно-пространственную среду жизни человека;

формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведенного наблюдения;

использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и
декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей;

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве
инструмента анализа содержания произведений;

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:

использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

выбирать источник для получения информации: поисковые системы интернета,
цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;

анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять
ее в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе
установок и квестов, предложенных учителем;

соблюдать правила информационной безопасности при работе в интернете.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учета
интересов в процессе совместной художественной деятельности;


демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их
содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;

признавать свое и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по ее достижению, договариваться, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего
результата.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

уметь организовывать свое рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Модуль «Графика»:

осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока;

приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со
средствами изобразительного языка;

приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и
геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку;

приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры;

учиться
анализировать
соотношения
пропорций,
визуально
сравнивать
пространственные величины;

приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения
на листе;

уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения
соответствующих задач рисунка;

воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать ее в своей
практической художественной деятельности;

уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и
графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»:

осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока;

знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые
рождает каждый цвет;

осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать свое мнение с опорой
на опыт жизненных ассоциаций;

приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и
получения нового цвета;

вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,
организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»:

приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных
объемных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.);


осваивать первичные приемы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в объемном изображении;

овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объемных форм из
бумаги путем ее складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»:

уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в
природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать
ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства;

различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические;

учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности;

приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица);

приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей;

приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с
учетом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам
игрушки выбранного промысла;

иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего
праздника.
Модуль «Архитектура»:

рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные
части рассматриваемых зданий;

осваивать приемы конструирования из бумаги, складывания объемных простых
геометрических тел;

приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме
коллективной игровой деятельности;

приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные
навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»:

приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их
содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также
соответствия учебной задаче, поставленной учителем;

приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных
впечатлений с учетом учебных задач и визуальной установки учителя;

приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки);

осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных
построек;

осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной,
понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия
картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и других художников по выбору
учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например,
натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса);

осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и
отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»:

приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного
наблюдения природы;


приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан
снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.


2. Содержание учебного предмета
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата
листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка
и их особенности. Приемы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения
соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка
видения целостности. Цельная форма и ее части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки
работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки
смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом
сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие
навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времен года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объеме. Приемы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ежика, зайчика, птички и др.). Приемы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с
учетом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приемами надрезания, закручивания,
складывания.
Объемная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение ее в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении
узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных
художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с
учетом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путем складывания бумаги и
аппликации.

Оригами — создание игрушки для новогодней елки. Приемы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приемов конструирования из бумаги. Складывание объемных простых
геометрических тел. Овладение приемами склеивания, надрезания и вырезания деталей;
использование приема симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги,
картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения
(установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с
картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и
других по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и
творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта
учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой
теме.

3. Тематическое планирование
№п/
п

Наименование разделов и тем программы Количество
часов

Модуль1.Восприятие произведений искусства
1.1. Восприятие детских рисунков. Навыки
восприятия
произведений
детского
творчества
и
формирование
зрительских умений.
1.2. Первые представления о композиции :
на
уровне
образного
восприятия.
Представление
о
различных
художественных материалах.
1.3. Обсуждение содержания рисунка.

Итого по модулю 1
Модуль2. Графика
2.1. Линейный рисунок.

2.2.

Разные виды линий.

0.5

1

0.5

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные(
цифровые)обр
азовательные
ресурсы

Наблюдать,
рассматривать,
анализироватьдетскиерисунки
спозицийихсодержанияисюже
та,настроения;
Объяснять
расположение
изображения на листе и
выбор вертикального или
горизонтального формата;
Объяснять,
какими
художественными
материалами (карандашами,
мелками ,красками и т. д.)
сделан рисунок; Рисовать,
выполнить
рисунок
на
простую, всем доступную
тему, например «Весёлое
солнышко», карандашами ли
мелками;

Практическая
работа;

Устный опрос;

https://urok.1sept.
ru/

0Создавать линейный рисунок—
.упражнение на разный характер
5линий;
0Наблюдать и анализировать
.характер линий в природе;
5

Практическая
работа;

https://stranamas
terov.ru/

Практическая
работа;

https://stranamas
terov.ru/

https://urok.1sept.
ru/

Практическая
https://urok.1sept.
работа; Устный ru/
опрос;

2
0.5

0.5

2.3.

Линии
в
природе.
Ветки(по
фотографиям):тонкие—толстые
,порывистые, угловатые, плавные и др.

0.5

2.4.

Графические
особенности
линией.

материалы
и
их
.Приёмы
рисования

0.5

2.5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев
разной формы( треугольный, круглый,
овальный, длинный).

0.5

2.6.

Последовательность рисунка.

0.5

0Наблюдать и анализировать
.характер линий в природе;
5Создавать линейный рисунок—
упражнение на разный характер
линий;
0Приобретать опыт обобщения
видимой формы предмета;
Анализировать и сравнивать
соотношение
частей,
составляющих одно целое,
рассматривать
изображения
животных с контрастными
пропорциями;
Приобретать
опыт
внимательного
аналитического наблюдения;
Развивать навыки рисования по
представлению
и
воображению;
0Выполнять с натуры рисунок
.листа дерева; Рассматривать и
5обсуждать характер формы
листа;
Осваивать последовательность
выполнения рисунка;

Практическая
работа;
Тестирование;

https://stranamas
terov.ru/

Практическая
работа;
Тестирование;

https://stranamas
terov.ru/

Осваивать последовательность
выполнения рисунка;
Приобретать
опыт
обобщения видимой формы
предмета;

Самооценка
с https://stranamast
использованием erov.ru/
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

Практическая
https://stranamas
работа; Устный terov.ru/
опрос;

2.7.

Первичные
навыки
определения
пропорций и понимания их значения. От
одного
пятна—«тела»,
меняя
пропорции«лап»и
«шеи»,получаем
рисунки
разных
животных.

2.8.

Линейный тематический рисунок (линия- 0.5
рассказчица) на сюжет стихотворения
или сюжет из жизни детей(игры во дворе,
в походе и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.

2.9.

Пятно-силуэт. Превращение случайного 0.5
пятна в изображение зверушки или
фантастического
зверя.
Развитие
образного
видения
и
способности
целостного, обобщённого видения. Пятно
как основа графического изображения.

0.5

2.10. Тень как пример пятна. Теневой театр. 0.5
Силуэт.

Использовать
графическое
пятно
как
основу
изобразительного образа;
Соотносить форму пятна с
опытом
зрительных
впечатлений;
Приобрести знания о пятне и
линии
как
основе
изображения на плоскости;
Учиться работать на уроке с
жидкой краской;
Выполнить
линейный
рисунок на темы стихов С. Я.
Маршака, А. Л. Барто,
Д.Хармса, С.В.Михалкова и
др. (по выбору учителя) с
простым весёлым, озорным
развитием сюжета;
Приобрести знания о пятне и
линии
как
основе
изображения на плоскости;
Учиться работать на уроке с
жидкой краской; Создавать
изображения на основе пятна
путём добавления к нему
деталей,
подсказанных
воображением;
Рассматривать
и
анализировать иллюстрации
известных
художников
детских книг с позиций
освоенных знаний о пятне,
линии и пропорциях;

Практическая
работа;

https://stranamast
erov.ru/

Практическая
работа;

https://stranamast
erov.ru/

Самооценка
с https://stranamast
использованием erov.ru/
«Оценочного
листа»; Устный
опрос;

Практическая
работа;

https://stranamast
erov.ru/

2.11. Навыки работы на уроке с жидкой 0.5
краской и кистью, уход за своим рабочим
местом.

2.12. Рассмотрение
и
анализ
средств
выражения—пятна
и
линии—в
иллюстрациях художников к детским
книгам.

0.5

Итого по модулю 2
Модуль 3. Живопись

6

3.1.

Цвет как одно из главных средств
выражения
в
изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока.

1

Учиться работать на уроке с
жидкой краской; Создавать
изображения на основе пятна
путём добавления к нему
деталей,
подсказанных
воображением;
Приобрести знания о пятне и
линии как основе изображения
на плоскости;
Учиться работать на уроке с
жидкой краской; Создавать
изображения на основе пятна
путём добавления к нему
деталей,
подсказанных
воображением;

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
;Практическая
работа;
Практическая
работа;

Обсуждать
ассоциативные
представления, связанные с
каждым
цветом;
Экспериментировать,
исследовать
возможности
смешения красок, наложения
цвета на цвет, размывания цвета
в
процессе
работы
над
разноцветным
ковриком;
Осознавать
эмоциональное
звучание цвета, то, что разный
цвет«рассказывает»о
разном
настроении
—
весёлом,
задумчивом, грустном и др.;

Самооценка
с https://stranamast
использованием erov.ru/
«Оценочного
листа»;Устный
опрос.
Практическая
работа;

https://stranamast
erov.ru/

https://stranamast
erov.ru/

3.2.

Три основных цвета. Ассоциативные
представления, связанные с каждым из
цветов. Навыки смешения красок и
получения нового цвета.

0.5

3.3.

Эмоциональная выразительность цвета.

0.5

3.4.

Цвет как выражение
душевного состояния.

0.5

3.5.

Наш мир украшают цветы. Живописное
изображение
по
представлению
и
восприятию разных по цвету и формам
цветков. Развитие навыков работы

настроения,

1

Знать три основных цвета;
Обсуждать
ассоциативные
представления, связанные с
каждым
цветом;
Экспериментировать,
исследовать
возможности
смешения красок, наложения
цвета на цвет, размывания
цвета в процессе работы над
разноцветным ковриком;
Осознавать
эмоциональное
звучание цвета, то, что разный
цвет«рассказывает» о разном
настроении
—
весёлом,
задумчивом, грустном и др.;
Объяснять,
как
разное
настроение героев передано
художником в иллюстрациях;
Выполнить красками рисунок
с весёлым или грустным
настроением;
Осознавать
эмоциональное
звучание цвета ,то, что разный
цвет«рассказывает»о разном
настроении
—
весёлом,
задумчивом, грустном и др.;
Объяснять,
как
разное
настроение героев передано
художником в иллюстрациях;
Выполнить красками рисунок
с весёлым или грустным
настроением;
Выполнить гуашью рисунок
цветка или цветов на основе
демонстрируемых
фотографий
или
по

Практическая
работа;

https://stranamast
erov.ru/

Практическая
работа;
Тестирование;

https://stranamast
erov.ru/

Самооценка
с https://stranamast
использованием erov.ru/
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

Практическая
работа;

https://stranamast
erov.ru/

гуашью и навыков наблюдения.

3.6.

Тематическая композиция «Времена 1
года». Контрастные цветовые состояния
времён года. Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной технике.

3.7.

Техника монотипии. Представления о
симметрии. Развитие ассоциативного
воображения.

Итогопомодулю3
Модуль 4. Скульптура
4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы
с
пластилином;
дощечка,
стек,
тряпочка.

4.2.

0.5

представлению;
Развивать
навыки
аналитического
рассматривания
разной
формы и строения цветов;
Выполнить
изображения
разных
времён
года;
Рассуждать
и
объяснять,
какого цвета каждое время
года и почему, как догадаться
по цвету изображений, какое
это время года;
Иметь
представления
о
свойствах печатной техники;
Осваивать технику монотипии
для развития живописных
умений
и
воображения;
Осваивать
свойства
симметрии;

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»; Устный
опрос.
Практическая
работа;
Практическая
работа;

Классическая
музыка |Classicmusic.ru (classicmusic.ru)https://p
rostoykarandash.r
u/https://urok.1se
pt.ru/
Классическая
музыка |Classicmusic.ru (classicmusic.ru)https://p
rostoykarandash.r
u/https://urok.1se
pt.ru/

5
0.5

Лепка
зверушек
из
цельной 1
формы(черепашки, ёжика, зайчика и
т.д.). Приёмы вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.

Наблюдать,
воспринимать
выразительные
образные
объёмы в природе: на что
похожи
формы
облаков,
камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе
фотографий);Осваивать
первичные навыки лепки —
изображения в объёме;
Рассматривать
и
характеризовать
глиняные
игрушки известных народных
художественных промыслов;
Анализировать
строение
формы, частей и пропорций
игрушки
выбранного

Практическая
работа; Устный
опрос;

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
;Практическая
работа;

https://prostoykar
andash.ru/https://
urok.1sept.ru/

Классическая
музыка |Classicmusic.ru (classicmusic.ru)https://p
rostoykarandash.r
u/https://urok.1se
pt.ru/

промысла; Осваивать этапы
лепки формы игрушки и её
частей;

4.3.

Бумажная
пластика.
Овладение 0.5
первичными
приёмами
надрезания,
закручивания, складывания в работе над
объёмной аппликацией.

4.4.

Лепка игрушки по мотивам одного из 1
наиболее
известных
народных
художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).

4.5.

Объёмная
картона.

аппликация

из

бумаги

и 1

Осваивать приёмы создания
объёмных изображений из
бумаги;
Приобретать
опыт
коллективной
работы
по
созданию
в
технике
аппликации панно из работ
учащихся;
Рассматривать
и
характеризовать
глиняные
игрушки известных народных
художественных промыслов;
Анализировать
строение
формы, частей и пропорций
игрушки
выбранного
промысла; Осваивать этапы
лепки формы игрушки и её
частей;
Наблюдать,
воспринимать
выразительные
образные
объёмы в природе: на что
похожи
формы
облаков,
камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе
фотографий);Осваивать
первичные навыки лепки —
изображения в объёме;
Лепить
из
целого
куска
пластилина мелких зверушек
путём
вытягивания,
вдавливания;
Овладевать

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

Классическая
музыка |Classicmusic.ru (classicmusic.ru)https://p
rostoykarandash.r
u/https://urok.1se
pt.ru/

Практическая
работа;

Классическая
музыка |Classicmusic.ru (classicmusic.ru)https://p
rostoykarandash.r
u/https://urok.1se
pt.ru/

Практическая
работа;
Тестирование;

Классическая
музыка |Classicmusic.ru (classicmusic.ru)https://p
rostoykarandash.r
u/https://urok.1se
pt.ru/

первичными навыками работы
в объёмной аппликации и
коллаже; Осваивать навыки
объёмной
аппликации
(например,
изображение
птицы—хвост,
хохолок, крылья на основе
простых приёмов работы с
бумагой);
Итого по модулю 4

4

Модуль5. Декоративно-прикладное искусство
5.1 Узоры в природе.
.

1

5.2 Наблюдение узоров в живой природе (в
.
условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие
объектов
действительности.
Ассоциативное
сопоставление
с
орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства.

1

5.3 Представления
о
симметрии
и
.
наблюдение
её
в
природе.
Последовательное ведение работы над
изображением
бабочки
по
представлению, использование линии
симметрии при составлении узора
крыльев.
5.4 Узоры и орнаменты, создаваемые
.
людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты
геометрические
и
растительные.

0.5

1

Рассматривать и эстетически
характеризовать
различные
примеры узоров в природе (на
основе фотографий);
Приводить примеры и делать
ассоциативные сопоставления с
орнаментами
в
предметах
декоративно-прикладного
искусства;
Рассматривать и эстетически
характеризовать
различные
примеры узоров в природе (на
основе фотографий);
Приводить примеры и делать
ассоциативные сопоставления с
орнаментами
в
предметах
декоративно-прикладного
искусства;
Приобретать
опыт
использования
правил
симметрии при выполнении
рисунка; Рассматривать и
характеризовать
примеры
художественно выполненных
орнаментов;
Определять в предложенных
орнаментах
мотивы
изображения:
растительные,
геометрические,
анималистические;
Рассматривать орнаменты в
круге, полосе, квадрате в
соответствии с оформляемой
предметной поверхностью;

Практическая
работа;

Классическая
музыка
|Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)https://
prostoykarandas
h.ru/https://urok.
1sept.ru/
Самооценка
с Классическая
использованием
музыка
«Оценочного
|Classicлиста»; Устный music.ru
опрос;
(classicmusic.ru)https://
prostoykarandas
h.ru/https://urok.
1sept.ru/
Практическая
работа;
https://prostoyka
randash.ru/https:
//urok.1sept.ru/

Самооценка
с Классическая
использованием
музыка
«Оценочного
|Classicлиста»;
music.ru
Практическая
(classicработа;
music.ru)https://
prostoykarandas
h.ru/https://urok.
1sept.ru/

5.5 Декоративная композиция в круге или
.
полосе.

0.5

5.6 Орнамент, характерный для игрушек
.
одного из наиболее известных народных
художественных
промыслов.
Дымковская, каргопольская игрушка
или по выбору учителя с учётом
местных промыслов.

1

5.7 Оригами—создание
игрушки
для
.
новогодней ёлки. Приёмы складывания
бумаги.

1

5.8 Форма и украшение бытовых предметов.
.

0.5

Рассматривать орнаменты в
круге, полосе, квадрате в
соответствии с оформляемой
предметной поверхностью;
Рассматривать
и
характеризовать
орнамент
,украшающий
игрушку
выбранного
промысла;
Выполнить на бумаге красками
рисунок орнамента выбранной
игрушки;
Выполнить рисунок игрушки
выбранного художественного
промысла или ,предварительно
покрыв вылепленную игрушку
белилами, нанести орнаменты
на свою игрушку, сделанную
по
мотивам
народного
промысла;
Осваивать
технику
оригами,
сложение
несложных фигурок;

Практическая
работа;

https://urok.1sep
t.ru/

Самооценка
с Классическая
использованием
музыка
«Оценочного
|Classicлиста»;Устный
music.ru
опрос.
(classicПрактическая
music.ru)https://
работа;
prostoykarandas
h.ru/https://urok.
1sept.ru/

Практическая
работа;

Узнавать о работе художника Практическая
по
изготовлению
бытовых работа;
вещей;
Осваивать
навыки Тестирование;
работы с бумагой, ножницами,
клеем,
подручными
материалами;

Классическая
музыка
|Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)https://
prostoykarandas
h.ru/https://urok.
1sept.ru/
Классическая
музыка
|Classicmusic.ru
(classicmusic.ru)https://
prostoykarandas
h.ru/https://urok.

1sept.ru/

5.9.

Приёмы бумагопластики.
упаковка и её декор.

Сумка

или

0.5

Итого по модулю 5
Модуль6.Архитектура
6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных
построек в окружающем мире по
фотографиям,
обсуждение
их
особенностей и составных частей зданий.

7

Освоение приёмов конструирования из
бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами
склеивания
деталей,
надрезания,
вырезания
деталей,
использование
приёмов симметрии.

1

6.2.

1

Осваивать технику оригами, Практическая
сложение
несложных работа;
фигурок;
Узнавать о работе художника
по изготовлению бытовых
вещей; Осваивать навыки
работы
с
бумагой,
ножницами,
клеем,
подручными материалами;

Рассматривать и сравнивать
различные
здания
в
окружающем
мире
(по
фотографиям);
Анализировать
и
характеризовать особенности
и
составные
части
рассматриваемых зданий;
Выполнить
рисунок
придуманного дома на основе
полученных
впечатлений
(техника работы может быть
любой, например с помощью
мелких печаток);
Осваивать
приёмы
складывания
объёмных
простых геометрических тел из
бумаги (параллелепипед, конус,
пирамида)в качестве основы
для домиков;
Осваивать
приёмы
склеивания
деталей,
симметричного надрезания,
вырезания деталей и др.,
чтобы получились крыши,

https://urok.1sept.
ru/

Самооценка
с https://urok.1sept.
использованием ru/
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;

Самооценка
с https://urok.1sept.
использованием ru/
«Оценочного
листа»;Устный
опрос.
Практическая
работа;

окна, двери, лестницы для
бумажных домиков;

Макетирование(или
создание
аппликации) пространственной среды
сказочного города из бумаги, картона или
пластилина.

1

Итого по модулю 6
Модуль7.Восприятие произведений искусства
7.1. Восприятие
произведений
детского
творчества. Обсуждение сюжетного и
эмоционального
содержания
детских
работ.

3

7.2.

Художественное
наблюдение
окружающего мира (мира природы) и
предметной среды жизни человека в
зависимости
от
поставленной
аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).

1

7.3.

Рассматривание иллюстраций к детским
книгам
на
основе
содержательных
установок учителя в соответствии с
изучаемой темой.

0.5

6.3.

1

Макетировать
в
игровой Практическая
форме
пространство работа;
сказочного
городка
(или
построить городок в виде
объёмной аппликации);

https://urok.1sept.
ru/

Осваивать опыт восприятия
художественных иллюстраций
в
детских
книгах
в
соответствии
с
учебной
установкой;
Приобретать
опыт
зрительских
умений,
включающих
необходимые
знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с
личным жизненным опытом
зрителя;
Рассказывать и обсуждать
зрительские впечатления и
мысли;
Осваивать опыт восприятия
художественных иллюстраций
в
детских
книгах
в
соответствии
с
учебной
установкой;

https://urok.1sept.
ru/

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»; Устный
опрос;
Практическая
работа;

https://urok.1sept.
ru/

Практическая
https://urok.1sept.
работа; Устный ru/
опрос;

7.4 Знакомство с живописной картиной.
.

0.5

7.5 Обсуждение
произведений
с
ярко
.
выраженным
эмоциональным
настроением
или
со
сказочным
сюжетом. Произведения В. М.Васнецова,
М. А. Врубеля и других художников (по
выбору учителя).
7.6 Художник
и
зритель.
Освоение
.
зрительских
умений
на
основе
получаемых знаний и творческих
установок наблюдения.

0.5

7.7 Ассоциации из личного опыта учащихся
.
и оценка эмоционального содержания
произведений.

0.5

0.5

7.8 Произведения
И.И.Левитана, 0.5
.
А.Г.Венецианова, И.И.Шишкина, А. А.
Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других
художников (по
выбору учителя) по
теме«Времена года»

Рассказывать и обсуждать
зрительские впечатления и
мысли;
Знать основные произведения
изучаемых художников;
Рассказывать и обсуждать
зрительские впечатления и
мысли;
Знать основные произведения
изучаемых художников;

Практическая
работа;

Приобретать
опыт
зрительских
умений,
включающих
необходимые
знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с
личным жизненным опытом
зрителя;
Рассказывать и обсуждать
зрительские впечатления и
мысли;
Знать основные произведения
изучаемых художников;
Приобретать
опыт
зрительских
умений,
включающих
необходимые
знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с
личным жизненным опытом
зрителя;
Осваивать
опыт
эстетического,
эмоционального общения с
останковой картиной;
Приобретать
опыт
зрительских
умений,

Практическая
работа;

https://urok.1sept.
ru/

Практическая
работа;

https://urok.1sept.
ru/

Устный опрос;

https://urok.1sept.
ru/

https://urok.1sept.
ru/

Самооценка
с https://urok.1sept.
использованием ru/
«Оценочного
листа»; Устный
опрос;

включающих
необходимые
знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с
личным жизненным опытом
зрителя;
Рассказывать и обсуждать
зрительские впечатления и
мысли;
Знать основные произведения
изучаемых художников;
Итого по модулю 7
Модуль8.Азбукацифровойграфики
8.1 Фотографирование
мелких
деталей
.
природы, запечатление на фотографиях
ярких зрительных впечатлений.

5

8.2 Обсуждение
в
условиях
урока
.
ученических
фотографий,
соответствующих изучаемой теме.

0.5

Итого по модулю 8
Итого

1
33 часа

0.5

Приобретать
опыт
фотографирования с целью
эстетического
и
целенаправленного
наблюдения природы;
Приобретать
опыт
обсуждения фотографий с
точки
зрения
цели
сделанного снимка,
Значимости его содержания,
его композиции;
Приобретать
опыт
обсуждения фотографий с
точки
зрения
цели
сделанного снимка,
Значимости его содержания,
его композиции;

Практическая
работа;

https://urok.1sept.
ru/

Практическая
работа;

https://urok.1sept.
ru/

Формы организации учебного предмета и основных видов учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.

24

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Дата проведения
Планир.
Фактически
02.09.
09.09.
16.09.
23.09.
30.09.
07.10.
14.10.
21.10.
28.10.
11.11.
18.11.
25.11.
02.12.
09.12.
16.12.
23.12.
30.12.
13.01.
20.01.
27.01.
03.02.
10.02.
17.02.
03.03.
10.03.
17.03.
31.03.
07.04.
14.04.

4. Календарно – тематическое планирование
1 класс
1 час в неделю (33 учебные недели, 33 часа за год)
Тема уроков
Кол-во
часов
Изображения всюду вокруг нас.
1
Мастер Изображения учит видеть.
1
Изображать можно пятном.
1
Изображать можно в объеме.
1
Изображать можно линией.
1
Разноцветные краски.
1
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
1
Художник и зрители.
1
Мир полон украшений.
1
Красоту надо уметь замечать.
1
Узоры на крыльях.
1
Красивые рыбы. Украшение рыб.
1
Украшение птиц.
1
Узоры, которые создали люди.
1
Как украшает себя человек.
1
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
1
Постройки в нашей жизни.
1
Дома бывают разными.
1
Домики, которые построила природа.
1
Дом снаружи и внутри.
1
Строим город.
1
Все имеет свое строение.
1
Постройка предметов (упаковок).
1
Город моей мечты.
1
Город моей мечты.
1
Совместная работа трех Братьев-Мастеров.
1
Праздник весны. Создание панно.
1
Праздник весны. Создание панно.
1
Весна–пробуждение природы.
1

Примечание

30.
31.
32.
33.

21.04.
28.04.
05.05.
12.05.

Разноцветные жуки.
Сказочная страна.
Урок любования. Умение видеть.
«Здравствуй, лето!». Образ лета
художников.

в

творчестве

1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Дляпедагога:

Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1–4
классы. 5–8 классы;

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др. / Под ред. Неменского Б.М. Уроки изобразительного искусства.
Поурочные разработки. 1–4 классы;

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;

Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс;

Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
Электронная форма учебника.



Для обучающихся:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернета:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);

Российская электронная школа (resh.edu.ru);

«Новая начальная школа 1–4»;

Образовательный ресурс «Начальная школа»;

«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн-платформа (uchi.ru);

Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
Электронная форма учебника;

prostoykarandash.ru.

https://urok.1sept.ru.

https://stranamasterov.ru.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы по цветоведению, построению орнамента ;Схемы рисования предметов,
растений, животных; Таблицы по ДПИ;
Демонстрационные материалы; Разнообразные художественные материалы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор, Ноутбук; Музыкальные колонки.

Лист коррекции рабочей программы
учителя начальных классов
Пересунько Светланы Владимировны
по изобразительному искусству
в 1 классе
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
Корректируюкорректировки
щее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».