Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым Рабочая программа по ОРКСЭ на 2022-2023 учебный год 4 класс Составлена учителем начальных классов Сантаболаевой Л.Л. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» __08____ 2022 г. с. Орловское, 2022г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России». Положения о рабочей программе МБОУ Орловский УВК. Программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, 34 часа в год. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: Ученик научится: Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Осознанию себя как гражданина многонационального государства. Знаниям основ вероучений религий России. Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России. Ученик получит возможность научиться: Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свобод. Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний. Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Осознанным нравственным ценностям. Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям. Требования к метапредметным результатам: Ученик научится: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные 3 способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватно использовать речевые средства и средства информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; Ученик получит возможность научиться: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям; слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: Ученик научится: понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Ученик получит возможность научиться: понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России; понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - Этика — наука о нравственной жизни человека. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил - добрые слова и поступки. Каждый интересен. ЭТИКЕТ Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В развитии добрых чувств – творение души. Природа - волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ Чтобы быть коллективом. 4 - Коллектив начинается с меня. Мой класс - мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим. ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК - ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со». СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Слово, обращённое к себе. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс № Наименование разделов и тем раздела ЭТИКА _ НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 1. ЧЕЛОВЕКА 2. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 3. ЭТИКЕТ 4. ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 6. ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ 7. ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ 8. ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК - ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР 9. СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ 10. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО КУРСУ Всего: Учебные часы 1 4 4 4 4 4 3 4 3 3 34ч 5 № п/п 4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс Сроки выполнения Название разделов, тем уроков План Количество часов Факт 1. 05.09 2. 12.09 3. 19.09 Этика — наука о нравственной человека(1ч). ЭТИКА ОБЩЕНИЯ (4ч) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. 4. 26.09 От добрых правил - добрые слова и поступки. 1 5. 03.10 Каждый интересен. 1 6. 10.10 1 7. 17.10 ЭТИКЕТ(4ч) Премудрости этикета. Красота этикета. 8. 24.10 Простые школьные и домашние правила этикета. 1 9. 07.11 Чистый ручеёк нашей речи. 1 10. 14.11 1 11. 21.11 ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ(4ч) В развитии добрых чувств – творение души. Природа - волшебные двери к добру и доверию. 12. 28.11 Чувство Родины. 1 13. 05.12 Жизнь протекает среди людей. 1 14. 12.12 1 15. 19.12 ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ(4ч) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. 16. 26.12 Мой класс - мои друзья. 1 17. 09.01 Ежели душевны вы и к этике не глухи. 1 18. 16.01 1 19. 23.01 ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ(4ч) Жизнь священна. Человек рождён для добра. 20. 30.01 Милосердие - закон жизни. 1 21. 06.02 Жить во благо себе и другим. 1 22. 13.02 1 23. 20.02 ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ(3ч) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. 24. 27.02 Уметь понять и простить. жизни 1 1 1 1 Простая 1 1 1 1 этика 1 25. 06.03 26. 13.03 поступков. ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК - ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР(4ч) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. 27. 27.03 Доброте сопутствует терпение. 1 28. 03.04 Действия с приставкой «со». 1 29. 10.04 1 1 1 30. 24.04 СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ(3ч) С чего начинается Родина. В тебе патриот и гражданин. Человек - чело века. 31. 15.05 Слово, обращённое к себе. 1 32. 22.05 Обобщающий урок по курсу.(3ч) 1 33. Повторение. 1 34 Повторение. 1 Всего рождается 1 34ч 7 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя начальных классов по основам религиозной культуры и светской этики Сантаболаевой Лейли Леммаровны в 4 классе № п/п Название раздела, темы Тема урока Дата проведения по плану Причинакоррек Корректируютировки щеемероприят ие Дата проведения по факту 8 9