Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

Рабочая программа
по литературному чтению
на родном (русском) языке
на 2022-2023 учебный год
4 класс

Составлена
учителем начальных классов
Сантаболаевой Л.Л.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» __08____ 2022 г.

с. Орловское, 2022г.

2

Пояснительная записка
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное
чтение на родном(русском) языке» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное
чтение на родном(русском) языке», входящему в образовательную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке», ориентирована на работу по учебно-методическому
комплексу «Школа России». Положения о рабочей программе МБОУ Орловский УВК.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном(русском )языке»
рассчитана на 34 учебные недели, 1 час в неделю, 34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального
государстваРоссии;
овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и
традиционным религиям народов России;
усвоение основных морально-нравственных норм русского народа,умение соотносить их с
морально-нравственными нормами других народов России;
уважительное отношениек иному мнению, истории и культуре других народов;
уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания
и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметныерезультаты:
активное
использование
речевых
средств
для
решения
коммуникативных
ипознавательныхзадач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях,энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей,
построениярассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своемнение, аргументировать свою точкузрения.
Предметныерезультаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций многонациональной и мировой культуры;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о
добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическомчтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно3

познавательных и учебных текстов с использованием элементарныхлитературоведческихпонятий;
использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
- умениеустанавливатьпричинно-следственные связи и определять главнуюмысль
произведения, делитьтекст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умениесамостоятельно выбирать интересующуюлитературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительнойинформации.
2. Содержание учебного предмета
Круг детского чтения в рабочей программе определяется по нескольким основаниям. Первые
два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования
смыслового чтения. Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей младшего
школьного возраста. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения
логики развития художественного слова: от фольклорных форм к авторской литературе;с
необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых
складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении
всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие,
создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и
современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на
родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания
содержащейся в них информации.
Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых
навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но
и привитие интереса к этому процессу.
Виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение вслух и про себя,
работа с разными видами текста, библиографическая культура,работа с текстом художественного
произведения, культура речевогообщения.
Литературоведческая пропедевтика: различение жанровых особенностей произведений
народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов
(сравнение, олицетворение, метафора, эпитет и др.) и понимание причин ихиспользования.
Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное
рисование, работа с репродукциями, создание собственныхтекстов.
Круг чтения: произведения классиков и современников отечественной литературы
(А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.П. Чехов, И.А. Бунин, Н. Шмелёв, Л. Андреев, С.А.
Есенин, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И. Бродский,
М.М. Пришвин, К.Д. Паустовский,),
произведения детской современной литературы (С. Алексеев, Т. Пивоварова), произведения
писателей и поэтов родного края (В.В. Бородаевский, Н.А. Артюхова, К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов,
М.М. Колосов, В.П. Детков, Ю.Н. Асмолов).
Преданья старины глубокой (8 часов)
Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет».
Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём
легендарном родственнике.
Проектные задания:«Сказочные символы в устном народном творчестве», «Легенды и предания
моей семьи».
4

Лирика родной природы (6 часов)
Осень в природе и поэзии среднерусской полосы. Картины родной природы в произведениях М. М.
Пришвина и К.Д. Паустовского. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка»,
Е. Носова «Тридцать зёрен».
Проектные задания:«Не навреди родной природе!», «А что такое Человек?», «Покормите птиц
зимой!».
Народные традиции и обычаи (9 часов)
Праздник Новый год в традициях разных народов. Рождественские рассказы и стихотворения
в родной литературе. Зима в природе и поэзии среднерусской полосы. Светлые праздники весны и их
отражение в родной литературе. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии.
Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.
Проектные задания:«Растения в народных сказках в русской поэзии», «Птица счастья в народной
фантазии и в поэзии».
К малой родине любовь (11 часов)
Белый гусь Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьёв - проблемный
диалог по повести: «У кого поселяются аисты?» Поэтическая гостиная «Среднерусская
возвышенность – не возвышенно нельзя!»
Проектные задания:«Моя малая родина», «Малая родина в произведения русских писателей».
Читательская конференция: «Что мы называем своей Родиной?».
3. Тематическое планирование
№
уроков

Наименование разделов

1-8
9-14
15-23

Преданья старины глубокой
Лирика родной природы
Народные
традиции
и
обычаи

8
6
9

24-34

К малой родине любовь

11

1

2

34

2

7

Всего

ИТОГО

Количество часов
Из них (формы контроля)
тв/р
проекты
2
1
1
2

4. Календарно -тематическое планирование
№
урока

Наименование разделов и тем уроков

Колич.
часов

Дата
план

1-2

Преданья старины глубокой (8 часа).Малые жанры устного
народного творчества.

2

06.09
13.09

3-4

Былины и летописи. «Повесть временных лет». “Сказание о
вещем о Олеге”. А.С. Пушкин.

2

20.09
27.09

5-6

Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном
родственнике.

2

04.10
11.10

Проектные задания “Сказочные символы в устном
народном творчестве”
Проектное задание“Легенды и предания моей семьи”.

1

18.10

1

25.10

7
8

факт

5

Лирика родной природы (6 часа).Осень в природе и поэзии
среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С.
Есенин, И.А. Бунин).
Осень в природе и поэзии земляков (Кубанцова Лиза, Караева
Юлия).

1

08.11

1

15.11

11-12

Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина и
К.Д. Паустовского.

2

22.11
29.11

13

Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка»,
Е.Носова «Тридцать зёрен».

1

06.12

1

13.12

2

20.12
27.12

2

10.01
17.01

9

10

14

15-16

17-18

Проектные задания о родной природе по мотивам
произведений М. Колосова «Ежишка», Е.Носова «Тридцать
зёрен».
Народные традиции и обычаи (9 часов).Рождественские
рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелёв, Л.
Андреев, И. Бродский).
Зима в природе и поэзии русских поэтов (А.С. Пушкин, А.А.
Блок, А.А. Фет, Б.Л. Пастернак).

19

Зима в природе и поэзии земляков ( Митракова Алла,
Устьянцева Екатерина.

1

24.01

20

Светлые праздники весны и их отражение в родной
литературе.Масленица.

1

31.01

21

Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии.
Народные праздники: Жаворонки. Благовещение.

1

07.02

22

Сочинение-миниатюра «Весенняя песня».

1

14.02

23

Проектные задания «Птица счастья в народной фантазии и в
поэзии»

1

21.02

24-25

К малой родине любовь (11 часов). Белый гусь Е.И. Носова –
символ самоотверженной отцовской любви.

2

28.02
07.03

26-27

К.Д. Воробьёв. Проблемный диалог по повести: «У кого
поселяются аисты?»

2

14.03
28.03

28-29

Стихи любимых поэтов о Родине.
Мой край родной в произведениях писателей и поэтов.

2

04.04
11.04

2

18.04
25.04

Проектные задания «Малая родина в произведениях русских
писателей».

2

02.05
16.05

Что мы называем своей Родиной? Урок – читательская
конференция.

1

23.05

30-31

32-33

34

Рассказы о Великой Отечественной войне.
Алексеев С.Стихи о войне ( А.Барто, В.Берестов, С.Маршак и
др.)

6

Итого

34 ч

7

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Сантаболаевой Лейли Леммаровны
по литературному чтению на родном (русском) языке
в 4 классе
№ п/п

Название
раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».