Рабочая программа по изобразительному искусству-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

Рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2022-2023 учебный год
4 класс

Составлена
учителем начальных классов
Сантаболаевой Л.Л.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» _08____ 2022 г.

с. Орловское, 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2

Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному
искусству, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:
«Просвещение» 2014 г., Положения о рабочей программе МБОУ Орловский УВК. Она
соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования .
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 рабочие недели, 1
час в неделю, 34 часа в год.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют
практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств
и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к
природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные
умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно-практических задач.
Р а з д е л «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и
мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего
региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание
знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу
и человека в различных эмоциональных состояниях.
Р а з д е л «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
3

Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для
воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для
создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные
состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на
заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Р а з д е л «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к
качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте
человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное
отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Личностные результаты:
4

Обучающийся научится:
формировать эстетические потребности – потребности общения с искусством,
природой.
овладевать навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой деятельности под руководством учителя;
сотрудничать с товарищами, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Обучающийся получит возможность научиться:
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
формировать эстетические чувства, художественное мышление, наблюдательность
и фантазию;
Метапредметные результаты:
регулятивные:
обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы.
Познавательные:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных
задач.
Коммуникативные:
обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
задавать вопросы;
формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
видеть многообразие природных форм, их рациональность и красоту;
различать основные и составные цвета;
делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего
отношения к изображаемому;
смешивать краски и работать кистью, получать желаемые оттенки;
применению художественных умений, знаний, представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
способности использовать различные художественные материалы;
умению компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный образ;
5

навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыкам изображения
средствами аппликации.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать образную природу искусства;
даватьэстетическую оценку явлений природы, событий окружающего мира;
способности передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета
по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
6

• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев Россиии художественных
музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой дельности различные
художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
7

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у
обучающихся:
 будут сформированы основы художественной культуры: представления о
специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
творческие способности, эстетические чувства; формироваться основы анализа
произведения искусства;
 формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет
проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
 появится способность к реализации творческого потенциала в духовной,
художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость
миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся
конкретным содержание понятия «Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род»,
«мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много
национального
народа
Российской
Федерации,
зародится
социально
ориентированный взгляд на мир;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
 овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут
понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям
окружающего мира;
 получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
 научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие
художественные музеи России (и своего региона);
 будут использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и
орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе
Paint.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС (34 ч)
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА
В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является
формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о
единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно - оно всегда выражает глубинные отношения
каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти
отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием
одной культуры на другую - в этом основы своеобразия национальных культур и их
взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.
8

Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который
необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью
явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое
художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому
нужно доносить как «целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети
по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к
образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных
искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в
процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой
других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с
гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания
органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с
разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном
процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные
произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
«Истоки родного искусства» (9 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и
коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа Крыма,
выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги
(или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические
образы мира. Изба - образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками,
фасад - лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек (индивидуально
или коллективно). Дополнительно - изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня - деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы...
Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни - коллективное панно или
индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это
выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем
соединены представления о могучей силе и доброте - «добрый молодец». В образе
женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть
повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы
счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно.
Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры
в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды.
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник
урожая, ярмарки и т. д. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

9

«Древние города нашей земли»(7 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый
город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь
народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать»
крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с
белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка
крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант
выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись
архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция,
символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки»
древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие
воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов - Москвы, Новгорода, Пскова,
Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных
характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение
интерьера палаты - подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
«Каждый народ — художник» (11 ч)
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции,
средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Важно
осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и
через искусство мы приобщаемся
к мировосприятию, к душе разных народов,
сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Путешествие
сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и
т.д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер
построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье
и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека - мужской и женской - на примере
скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех
вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с
человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком - особенность
Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и
участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о
дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как
характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов
10

(полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из
бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Олимпийские игры (торжественное
шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки
поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка
дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей
вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных
черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем».
Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно.
Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел
свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей
общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с
подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения
(предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей
темы «Каждый народ - художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно
осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
«Искусство объединяет народы» (7 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый
этап обучения. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений
народов о красоте явлений жизни. Здесь все - и понимание природы, и связь с ней
построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны осознать: прекрасно именно то, что
человечество столь богато различными художественными культурами и что они не
случайно разные.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о
самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных
народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие
произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство,
ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя - красота душевной жизни, красота, в которой
выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное - этостремление выразить его
внутренний мир.
Сопереживание - великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя.
Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через
искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому
горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное
животное, погибшее дерево и т. д.).
11

Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной
красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения
изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о
счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира. Обобщение по теме.
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Раздел
Тема
Раздел 1. «Истоки родного искусства»
Раздел 2. «Древние города нашей земли»
Раздел 3. «Каждый народ – художник»
Раздел 4. «Искусство объединяет народы»
Всего:

Количество
часов
9
7
11
7
34ч

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата проведения
План
Факт

1.

01.09

2.

08.09

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10

10.

10.11

11.
12.
13.

17.11
24.11
01.12

Тема уроков
Раздел 1. «Истоки родного искусства»
(9ч)
Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Осень в Крыму.
Пейзаж родной земли. Характерные черты и
красота разных времен года.
Гармония жилья с природой.
Деревня — деревянный мир.
Образ русского человека (женский образ).
Образ русского человека (мужской образ).
Воспевание труда в искусстве.
Народные праздники.
Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки
родного искусства».
Раздел 2. «Древние города нашей земли»
(7 ч)
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
12

14.

08.12

15.
16.

15.12
22.12

17.

29.12

18.

12.01

19.

19.01

20.
21.

26.01
02.02

22.
23.
24.

09.02
16.02
02.03

25.

09.03

26.
27.

16.03
30.03

28.

06.04

29.

13.04

30.
31.
32.

20.04
27.04
04.05

33.
34

11.05
18.05

Города Русской земли. Золотое кольцо
России.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
Обобщение по теме «Древние города нашей
земли».
Раздел 3. «Каждый народ - художник» (11
ч)
Праздник как элемент художественной
культуры страны. Образ японских построек.
Отношение к красоте природы в японской
культуре.
Образ человека, характер одежды в
японской культуре.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней
Азии.
Образ красоты древнегреческого человека.
Древнегреческая архитектура.
Древнегреческий праздник. Олимпийские
игры в Древней Греции.
Образ готических городов средневековой
Европы. Средневековая архитектура.
Средневековые готические костюмы.
Многообразие художественных культур в
мире. Обобщение по теме «Каждый народ художник».
Раздел 4.
«Искусство объединяет
народы» (7 ч)
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира. Обобщение по
теме «Искусство объединяет народы».
(Искусствоведческая викторина)
Повторение.
Повторение.
Всего

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
34ч

13

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
по изобразительному искусству
Сантаболаевой Лейли Леммаровны
в 4 классе
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректирующее
мероприятие

Дата
проведения по
факту

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».