Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на 2022-2023 учебный год 4 класс Составлена учителем начальных классов Сантаболаевой Л.Л. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» ___08___ 2022 г. с. Орловское, 2022г. Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820; СанПиН 1.2.3685-21; Основной образовательной программы НОО. Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основными задачи: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения в информационной среде. Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. Форма организации: дискуссионный клуб. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: День знаний Наша страна – Россия 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского День пожилых людей День учителя День отца День музыки Традиционные семейные ценности День народного единства Мы разные, мы вместе День матери Символы России День добровольца День Героев Отечества День Конституции Рождество Новый год. Семейные праздники и мечты Цифровая безопасность и гигиена школьника День снятия блокады Ленинграда Великие люди России: К. С. Станиславский День Российской науки Россия и мир День защитника Отечества Забота о каждом Международный женский день 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра День космонавтики. Мы – первые Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками День Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк День детских общественных организаций Про счастье 3. Тематическое планирование 4 класс № Часы ЦОР/ЭОР День знаний. Зачем мне знания? Наша страна — Россия. От поколения к поколению: любовь россиян к Родине 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского. Мечтаю летать День пожилых людей. Как создаются традиции? 1 5 День учителя. Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой. 1 6 День отца. Отчество — от слова „отец“. 1 7 День музыки. музыку. 1 1 2 3 4 8 Тема занятия Я хочу услышать Традиционные семейные ценности. Петр и Феврония Муромские 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 1 9 10 11 12 13 14 15 16 День народного единства. Когда мы едины — мы непобедимы. Мы разные, мы вместе. Память времён День матери. «Материнское сердце чаще бьётся». (С. Федин) Символы России: Государственный гимн, герб, флаг. Что может герб нам рассказать? 1 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm 1 1 День добровольца. Что я могу 1 сделать для других? 1 День Героев Отечества. История Отечества — история каждого из нас. День Конституции. Мои права и мои 1 обязанности: в чём разница? Рождество. Светлый праздник Рождества. schoolcollection.edu.ru/collection/ apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 1 17 Новый год. Семейные праздники и мечты. О чём мы мечтаем? 1 18 Цифровая безопасность и гигиена школьника. Виртуальный я — что можно и что нельзя? День снятия блокады Ленинграда. Писала девочка дневник... 1 20 Великие люди России: К. С. Станиславский. С чего начинается театр? 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ 21 День российской науки. Откуда берутся научные открытия? 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm 19 22 schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm 1 apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ Россия и мир. Россия в мире 1 День защитника Отечества (День Армии). Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества) 1 24 Забота о каждом. Дарить добро. 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm 25 Международный женский день. 1 apkpro.ru/razgovory-o- 23 apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.ru/collection/ Обычный мамин день. vazhnom/ 26 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова. Поэт, который писал для детей и о детях 1 27 День воссоединения Крыма с Россией. Путешествие по Крыму. 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ 28 Всемирный день театра. Что такое творчество? 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm 29 День космонавтики. Мы — первые. 1 Какие поступки делают человека великим? (о первом полёте человека в космос) 30 Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. Надо ли вспоминать прошлое? 1 31 День Земли. Дом для дикой природы. День труда. Не надо бояться трудностей. 1 apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.ru/collection/ 32 День Победы. Бессмертный полк. Что такое подвиг? 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm 33 День детских общественных организаций. Вместе весело шагать по просторам... 1 apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 34 Про счастье. «Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье». (П. Коэльо) 1 Итого: 34 ч. 4. Календарно-тематическое планирование 4 класс № Тема занятия Форма проведения занятия Часы Дата по плану 1 2 Зачем мне знания? От поколения к поколению: любовь россиян к Родине Образовательный квиз Беседа 1 1 05.09 12.09 3 Мечтаю летать 1 19.09 4 Как создаются традиции? Работа с интерактивными карточками Семейные истории 1 26.09 5 Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой. Работа с текстом 1 03.10 6 Отчество — от слова „отец“. Работа с текстом 1 10.10 7 Я хочу услышать музыку Творческая мастерская 1 17.10 8 Петр и Феврония Муромские Работа с иллюстрациями 1 24.10 9 Когда мы едины — мы непобедимы 1 07.11 10 Память времен Работа с интерактивной картой Групповое обсуждение 1 14.11 11 «Материнское сердце чаще бьётся». (С. Федин) Что может герб нам рассказать? Творческая мастерская 1 21.11 Работа с видеорядом 1 28.11 Что я могу сделать для других? История Отечества — история каждого из нас Мои права и мои обязанности: в чём разница? Групповое обсуждение Работа с Галереей героев 1 1 05.12 12.12 Беседа 1 19.12 16 Светлый праздник Рождества. Светлый праздник Рождества 1 26.12 17 О чём мы мечтаем? Письмо Деду Морозу 1 09.01 18 Викторина 1 16.01 19 Виртуальный я — что можно и что нельзя? Писала девочка дневник... Работа с книжным текстом 1 23.01 20 С чего начинается театр? 1 30.01 21 22 Откуда берутся научные открытия? Литературная гостиная: конкурс стихов Викторина Викторина 1 1 06.02 13.02 12 13 14 15 Россия в мире. Дата по факту 23 Хорошие дела не ждут благодарности? (ко Дню защитника Отечества) Творческий флешмоб 1 20.02 24 Дарить добро. Работа с книжным текстом 1 27.02 25 Обычный мамин день. Творческий флешмоб 1 06.03 26 Поэт, который писал для детей и о детях. Литературная гостиная: конкурс стихов 1 13.03 27 Путешествие по Крыму. Работа с видеоматериалами 1 27.03 28 Что такое творчество? Конкурс стихов 1 03.04 29 Какие поступки делают человека великим? (о первом полёте человека в космос) Обсуждение фильма «Время Первых» 1 10.04 30 Надо ли вспоминать прошлое? Работа с видеоматериалами 1 24.04 31 Дом для дикой природы. Беседа с ветеранами труда 1 15.05 Работа с видеоматериалами. Встреча с ветеранами Творческий конкурс 1 22.05 Творческий конкурс 1 Не надо бояться трудностей. 32 Что такое подвиг? 33 Вместе весело шагать по просторам... 34 «Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье». (П. Коэльо) Итого: 1 34 ч. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: День знаний Наша страна – Россия 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского День музыки День пожилого человека День учителя День отца Международный день школьных библиотек День народного единства Мы разные, мы вместе День матери Символы России Волонтеры День Героев Отечества День Конституции Тема Нового года. Семейные праздники и мечты Рождество День снятия блокады Ленинграда 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского День Российской науки Россия и мир День защитника Отечества Международный женский день 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра День космонавтики. Мы – первые Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками День Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк День детских общественных организаций Россия – страна возможностей 3. Тематическое планирование 4 класс № Тема занятия Часы ЦОР/ЭОР 1 2 День знаний. Рекорды России От поколения к поколению: любовь россиян к Родине Мечтаю летать Я хочу услышать музыку 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ 1 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm 3 4 apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 5 6 7 8 О наших бабушках и дедушках Яснополянская школа и ее учитель День отца Петр и Феврония Муромские 1 1 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 9 10 11 12 День народного единства Память времен День матери Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце 1 1 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 13 14 15 16 Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? Герои Отечества разных исторических эпох День Конституции О чем мы мечтаем? 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ 1 1 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 17 18 19 Светлый праздник Рождества Ленинград в дни блокады Рождение московского художественного театра 1 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 20 21 22 День российской науки Россия и мир Есть такая профессия – Родину защищать 1 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 23 24 25 26 8 Марта – женский праздник Гимн России Путешествие по Крыму Я иду в театр 1 1 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 27 28 29 30 День космонавтики Память прошлого «Дом для дикой природы»: история создания День труда. Мужественные профессии 1 1 1 1 schoolcollection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ 31 Дорогами нашей Победы 1 school- День детских общественных организаций 33- Мои увлечения 34 32 1 collection.edu.ru/collection/ 1 edsoo.ru/Metodicheskie_videour oki.htm apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/ Итого: 34 ч. 4. Календарно-тематическое планирование 4 класс № Тема занятия Форма проведения занятия Часы Дата по плану 1 2 Образовательный квиз Беседа 1 1 05.09 12.09 3 День знаний. Рекорды России От поколения к поколению: любовь россиян к Родине Мечтаю летать 1 19.09 4 Я хочу услышать музыку Работа с интерактивными карточками Музыкальный конкурс талантов 1 26.09 5 6 7 8 О наших бабушках и дедушках Яснополянская школа и ее учитель День отца Петр и Феврония Муромские Семейные истории Работа с текстом Творческая мастерская Работа с иллюстрациями 1 1 1 1 03.10 10.10 17.10 24.10 9 День народного единства 1 07.11 10 11 12 Память времен День матери Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце Работа с интерактивной картой Групповое обсуждение Творческая мастерская Работа с видеорядом 1 1 1 14.11 21.11 28.11 13 Групповое обсуждение 1 05.12 Работа с Галереей героев 1 12.12 15 16 Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? Герои Отечества разных исторических эпох День Конституции О чем мы мечтаем? Эвристическая беседа Конкурс стихов 1 1 19.12 26.12 17 Светлый праздник Рождества Пишем письмо Дедушке Морозу 1 09.01 14 Дата по факту 18 19 Ленинград в дни блокады Рождение московского художественного театра Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия 1 1 16.01 23.01 20 21 22 День российской науки Россия и мир Есть такая профессия – Родину защищать Викторина Викторина Литературная гостиная: конкурс стихов 1 1 1 30.01 06.02 13.02 23 24 25 26 8 Марта – женский праздник Гимн России Путешествие по Крыму Я иду в театр Творческий флешмоб Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия Чтение по ролям 1 1 1 1 20.02 27.02 06.03 13.03 27 День космонавтики 1 27.03 28 29 Память прошлого «Дом для дикой природы»: история создания День труда. Мужественные профессии Обсуждение фильма «Время Первых» Конкурс стихов Работа с видеоматериалами 1 1 03.04 10.04 Беседа с ветеранами труда 1 24.04 Встреча с ветеранами Работа с видеоматериалами 1 1 15.05 22.05 Творческий конкурс 2 30 Дорогами нашей Победы День детских общественных организаций 33- Мои увлечения 34 Итого: 31 32 34 ч.