Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» на 2022-2023учебный год 4 класс Составлена учителем начальных классов Сантаболаевой Л.Л. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» __08___ 2022 г. с. Орловское, 2022г. 1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.). В соответствии с Образовательной программой школы (34 учебные недели), на изучение курса «Занимательная грамматика» отведено 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: 3 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса учащиеся должны знать: -отличительные признаки основных языковых единиц; - основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; -слова, словосочетания, предложения, текста; -основные орфографические и пунктуационные правила; -о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: -четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; - подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; - различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; - пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями 4 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Особенности программы «Занимательная грамматика» 1 кл. «Путешествия по Стране Слов» 2 кл. «Секреты орфографии» 3 кл. «Занимательное словообразование» 4 кл. «Занимательная лингвистика» 4 класс Фонетика и орфоэпия (7 часов) Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Тема 4. Звучащая строка. (1ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.) 5 Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Лексикология (27 часов) Тема 8. Имена вещей. (1ч.) Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка .Обогащение словарного запаса учащихся. Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Тема 12. Многозначность слова. (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,. Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Тема 15. Как возникают названия. (1ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.) 6 Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.) 7 Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.) Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Тема 30. Научная этимология. (1ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем. Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. Тема32. Древнерусские имена. Отчество и фамилия. (1ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Тема 33 Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.) 8 Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация». Тема 34. Повторение. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № раздела Наименование разделов и тем 1. . Фонетика и орфоэпия 2 Учебные часы 7 часов 27 часов Лексикология Всего 34ч 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № План 1 Факт Тема занятия Количество часов 01.09. Фонетика и орфоэпия (7 часов). Что такое орфоэпия? 1 2 08.09. Что такое фонография или звукозапись? 1 3 15.09. Звуки не буквы! 1 4 22.09. Звучащая строка. 1 5 29.09. Банты и шарфы. 1 6 06.10. «Пигмалион» учит орфоэпии. 1 7 13.10. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1 8 20.10. Лексикология 1 9 27.10. О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 10 10.11. В царстве смыслов много дорог. 1 (27 часов). Имена вещей. 9 11 17.11. Как и почему появляются новые слова? 1 12 24.11. Многозначность слова. 1 13 01.12. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 14 08.12. Об одном и том же - разными словами. 1 15 15.12. Как возникают названия. 1 16 22.12. Слова – антиподы. 1 17 29.12. Фразеологические обороты. 1 18 12.01. Словари «чужих» слов. 1 19 19.01. Капитан и капуста. 1 20 26.01. «Он весь свободы торжество». 1 21 02.02. Мы говорим его стихами. 1 22 09.02. Слова, придуманные писателями. 1 23 16.02. Слова уходящие и слова – новички. 1 24 02.03. Словарь языка Пушкина. 1 25 09.03. Смуглая Чернавка. 1 26 16.03. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 1 27 30.03. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 1 28 06.04. Какой словарь поможет избежать ошибок? 1 29 13.04. Словарь- грамотей. 1 30 20.04. Научная этимология. 1 31 27.04. Какие бывают имена? 1 32 04.05. Древнерусские имена. Отчество и фамилия. 1 33 11.05. Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 34 18.05. Повторение. 1 Итого 34 часа 10 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя начальных классов по занимательной грамматике Сантаболаевой Лейли Леммаровны в 4 классе № п/п Название раздела, темы Тема урока Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующее мероприятие Дата проведения по факту 11 12