Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука финансовой грамотности- 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Азбука финансовой грамотности»
на 2022-2023 учебный год
4 класс

Составлена
учителем начальных классов
Сантаболаевой Л.Л.

Рекомендована
педагогическим советом
Протокол № 10
«29» _08___ 2022 г.

с. Орловское, 2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее —
ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к
общечеловеческим ценностям
Для изучения курса выделено 17 часов во втором полугодии: из расчета 1 час в неделю.
Целями изучения курса «Азбука финансовой грамотности» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье:
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебноисследовательской и проектной деятельности.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
элементарных финансовых задач;
 самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области
финансов;
 ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей в области финансов;
 понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
 понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и
расходами на дополнительные нужды;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях. Выпускник получит возможность для формирования:
 понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний в этой области;
 положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации
социальной роли финансово грамотного школьника;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Воспитательные цели
• российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к
прошлому и настоящемумногонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов
• моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

• сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения ктруду,
наличие опыта участия в социально значимом труде.Осознание значения семьи в жизни
человека и общества,принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливоеотношение
к членам своей семьи.

• сформированность целостного мировоззрения,соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
• освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
• сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

• развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
• сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологическогомышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Обучающийся научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения
явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения
финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и
условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль
результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений
одноклассников, учителей, родителей. Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости. Коммуникативные: Выпускник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной
форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение
для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых
действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при
выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих. Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка,
деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет,
дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить
примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Обучающийся получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…»,
«если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области
финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и
исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему,
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать
готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и
представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах,
полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
2. Содержание программы
МОДУЛЬ 1. КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ.
Тема 1. Как появились деньги
Тема 2. История российских денег.
Тема 3. Какие бывают деньги.
Тема 4. Банки, банкоматы и банковские карты.
Тема 5. Безналичные деньги и платежи.
Тема 6. Как я умею пользоваться деньгами.
Тема 7. Что такое валюта.
Тема 8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.
Метапредметные результаты:
• компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
• компетенция определения своих финансовых целей;
• компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой
целью;
• компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области
применения
• финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги,
монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги,
банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
• умение объяснять причины обмена;
• умение различать виды денег;
• умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
• умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
• умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
• умение правильно считать сдачу;
• умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• умение приводить примеры валют;

• умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами
МОДУЛЬ 2. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ
Тема 1. Откуда в семье берутся деньги.
Тема 2. Подсчитаем все доходы семьи.
Планируемые результаты :
Личностные результаты:
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты:
• компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового
контроля результата;
• компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
• компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных
ошибок.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности,
благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
• умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;
• умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.
МОДУЛЬ 3. ПОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ И
КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ.
Тема 1. На что семья тратит деньги.
Тема 2. Подсчитаем все расходы семьи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты :
• понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
• компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;
• компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);
• компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
• компетенция формулирования вопросов по теме.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов,
необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг),
обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные
и непредвиденные расходы;
• умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;
• умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.
МОДУЛЬ 4. ДЕНЬГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ
КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ
Тема 1. Как планировать семейный бюджет.
Тема 2. Правила составления семейного бюджета.
Тема 3. Учимся составлять семейный бюджет.
Тема 4. Итоговая проверочная работа.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и
расходами на дополнительные нужды.
Метапредметные результаты:

• компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера;
• компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её
результата;
• компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного
бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
• умение составлять семейный бюджет на условных примерах;
• умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
• умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета
3. Тематическое планирование
№

Тема
Виды занятий
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают
1
Как появились
Постановка
деньги
проектной задачи
2
История российских Решение проектной
денег
задачи
3
Какие бывают
Решение проектной
деньги
задачи
4
Банки, банкоматы и Занятие-экскурсия
банковские карты
5
Безналичные деньги Решение проектной
и платежи
задачи
6
Как я умею
Занятие-игра
пользоваться
деньгами
7
Что такое валюта
Решение проектной
задачи
8
Проверим, что мы
Занятие
узнали о том, как
промежуточного
изменялись деньги
оценивания
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
9
Откуда в семье
Решение проектной
берутся деньги
задачи
10
Подсчитаем все
Практическое
доходы семьи
занятие
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и
как этого избежать
11
На что семья тратит Решение проектной
деньги
задачи
12
Подсчитаем все
Практическое
расходы семьи
занятие
Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим
кошельком, чтобы он не пустовал
13
Как планировать
Решение проектной
семейный бюджет
задачи

Количество часов
8
1
1
1
1
1
1

1
1

2
1
1
2
1
1
5
1

14

15-16
17

Правила
составления
семейного бюджета
Учимся составлять
семейный бюджет
Итоговая
проверочная работа

Решение проектной
задачи

1

Занятие-игра

2

Занятие итогового
1
оценивания
Всего

4. Календарно - тематическое планирование
№

Тема
Дата по плану
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают
1
Как появились деньги
09.01
2
История российских денег
16.01
3
Какие бывают деньги
23.01
4
Банки, банкоматы и
30.01
банковские карты
5
Безналичные деньги и
06.02
платежи
6
Как я умею пользоваться
13.02
деньгами
7
Что такое валюта
20.02
8
Проверим, что мы узнали о
27.02
том, как изменялись деньги
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
9
Откуда в семье берутся
06.03
деньги
10
Подсчитаем все доходы
13.03
семьи
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и
как этого избежать
11
На что семья тратит деньги
27.03
12
Подсчитаем все расходы
03.04
семьи
Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим
кошельком, чтобы он не пустовал
13
Как планировать семейный
10.04
бюджет
14
Правила составления
24.04
семейного бюджета
15-16
17
Всего: 17ч

Учимся составлять семейный 15.05
бюджет
22.05
Итоговая проверочная работа

Дата по факту

17ч

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по внеурочной деятельности
«Азбука финансовой грамотности»
учителя начальных классов
Сантаболаевой Лейли Леммаровны
в 4 классе

№
п/
п

Название
раздела, темы

Тема занятия

Дата
проведения по
плану

Причина

Корректирую-

корректиров
ки

щее
мероприятие

Дата
проведе
-ния по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».