РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ на 2022-2023 учебный год-8 класс Составлена учителем информатики Шелухой С.П. Рекомендована педагогическим советом Протокол № 10 «29» августа 2022 г. с. Орловское, 2022г. Пояснительная записка Рабочая программа по информатике для 8 класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Рабочая программа создана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)); Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15); Примерными учебными планами основного общего образования для образовательных организаций Республики Крым; Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 (с изменениями). Авторской программой курса «Информатика и ИКТ» 7- 9 класс Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014 г. – 166 с. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры. 2. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. 2 3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 4. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс Общее число часов: 32 часа. Резерв учебного времени: 2 часа Передача информации в компьютерных сетях 8 ч. (4+4) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой» Практическая работа №3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» Итоговый урок по теме «Передача информации в компьютерных сетях» в форме комплексной практической работы Учащиеся должны знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. 1. Информационное моделирование 4 ч. (3+1) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. 3 Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. Практическая работа № 5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 2. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч. (5+5) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы». Практическая работа №7 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных». Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». Итоговый урок по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» в форме комплексной практической работы. Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; 4 создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. 3. Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (5+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации». Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы». Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы». Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание курса 8 класса и распределение учебного времени (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема 1. Передача информации в компьютерных сетях 5 Кол-во часов Теория 8 4 Контрольные Практические работы работы 4 2. Информационное моделирование 4 3. Контрольная работа № 1 1 4. Хранение и обработка информации в базах данных 1 1 10 5 5 5 5 5. Табличные вычисления на компьютере 10 6. Контрольная работа № 2 1 7. Всего: 34 6 3 1 17 2 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс – 1 час в неделю № Тема Всего часов 1. Передача информации в компьютерных сетях 8 (4+4) 2. Информационное моделирование 4 (3+1) 3. 4. Контрольная работа № 1 Хранение и обработка информации в базах данных 1 10 (5+5) Теория Практическая работа Учебник 8 кл ФГОС 8 кл §§1 - 5 1.Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями по организации и по использованию 2.Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. 4.Что такое Интернет; какие Возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Работать с одной из программ-архиваторов Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой» Практическая работа №3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» Практическая работа №4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» Итоговый урок по теме «Передача информации в компьютерных сетях» в форме комплексной практической работы 1. Приводить примеры натурных и 8 кл информационных моделей 2. §§ 6,7 Ориентироваться в таблично§8 организованной информации 3. §9 Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев 4.Работать с готовыми информационными моделями на компьютере, проводить вычислительный эксперимент Практическая работа №5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы правления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Практическая работа №6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы». Практическая работа №7 «Проектирование однотабличной базы 7 8 кл §§10 -16 Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. 5. Табличные вычисления на компьютере 6. Контрольная работа №2 Всего 10 (5+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. 1 34 8 данных и создание БД на компьютере». Практическая работа № 8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных». Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». Практическая работа №10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». Итоговый урок по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» в форме комплексной практической работы. Практическая работа №11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование». Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации». Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы». Практическая работа №15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы» 8 кл §§17-26 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс – 34 часов (1 час в неделю) № п/п Тема урока Кол Домашнее -во задание по час учебнику ов Дата проведения план факт 1. 1. Передача информации в компьютерных сетях 8 ч (4+4) Техника безопасности. Компьютерные сети 1 § § 1, 3 01.09.2021 2. Аппаратное и программное обеспечение сети 1 § § 1, 3 08.09.2021 3. 1 .§1 15.09.2021 4. Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой» 1 §2 22.09.2021 5. Интернет Служба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете. 1 6. 1 §5 06.10.2021 1 §5 13.10.2021 1 §§1 -5 20.10.2021 9. Практическая работа № 3 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем» Практическая работа № 4 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» Итоговый урок по теме «Передача информации в компьютерных сетях» в форме комплексной практической работы Информационное моделирование – 4 час. (3+1) Моделирование 1 §§ 6, 7 27.10.2021 10. Табличные модели. 1 §§ 10.11.2021 11. Информационное моделирование на компьютере 1 §§9, 10 17.11.2021 12. Практическая работа №5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» Контрольная работа №1 1 повторить§1- 9 24.11.2021 1 Работа над ошибками 01.12.2021 7. 8. 13. 3.Хранение и обработка информации в базах данных 10 час (5+5) 9 §§ 4, 5, 29.09.2021 Примечание № п/п Тема урока 14. Понятие базы данных и информационной системы. 15. Практическая работа № 6 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы» Практическая работа № 7 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». Практическая работа № 8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных». Логические операции. Сложные условия поиска. 1 § 11 15.12.2021 1 § 12 22.12.2021 1 §13, 14 § 15 Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. 1 § 15 19.01.2022 1 § 16 26.01.2022 1 § 16 02.02.2022 24. Практическая работа № 10 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение». Хранение и обработка информации в базах данных Зачёт по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». Итоговый урок по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» в форме комплексной практической работы. 4.Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (5+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. 25. Представление чисел в памяти компьютера. 1 § 19 09.03.2022 26. Табличные расчёты и электронные таблицы. 1 §20 16.03.2022 27. Практическая работа № 11 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование» Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. 1 § 21 30.03.2022 1 § 22 06.04.2022 Практическая работа №12 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц». 1 § 24 13.04.2022 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 28. 29. Кол -во час ов 1 10 Домашнее задание по учебнику § 10 08.12.2021 29.12.2021 1 12.01.2022 09.02.2022 1 1 Дата проведения план факт § 10-16 § 17,1 1 16.02.2022 02.03.2022 Примечание № п/п Тема урока 30. Практическая работа №13 «Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации» Практическая работа №14 «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы» Практическая работа № 15 «Имитационное моделирование в среде электронной таблицы» 31. 32. Кол Домашнее -во задание по час учебнику ов 1 § 23,24 1 1 33. Контрольная работа № 2 1 34. Решение задач ОГЭ по теме «Табличные вычисления на компьютере» 1 ВСЕГО 34 15 2+2 11 § 23,24 § 25,26 повторить § 1024 Работа над ошибками Дата проведения план факт 20.04.2022 27.04.2022 04.05.2022 11.05.2022 18.05.2022 Примечание МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________ по ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____8 классе___ № п\п Название раздела, темы Тема урока Дата Причина Корректиру проведе корректировки ю-ния по щее плану мероприятие 12 Дата проведе -ния по факту МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя_______Шелухи Сергея Павловича___________ по ИНФОРМАТИКЕ ________________ в_____8 классе___ № п\п Название раздела, темы Тема урока Дата Причина Корректиру проведе корректировки ю-ния по щее плану мероприятие 13 Дата проведе -ния по факту